Отношения в семье
Отношения в семье
Отношение детей и родителей, анализ семейного
воспитания
Часто
неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям,
ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания
взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до
заболевания неврозом.
Повышенная
эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и
уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей,
легко может травмировать ребенка и привести как к нервным срывам или полному
непослушанию.
Для
полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная
поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с
другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе,
непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного
воспитывается в семье.
Формирование поведения детей в семье
Отклонение
черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных
отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей
приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в
воспитании детей.
Поэтому
на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей.
Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные
качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше
требований к ребенку — это основа родительского авторитета.
Анкета родителей
В
трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании
своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями,
понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании
этого понимания строить свои отношения с детьми.
Для
того чтобы лучше понять причины плохой успеваемости и недисциплинированности
учащихся, необходимо узнать мнение родителей о поведении своего ребенка в
семье, поэтому родителям и предлагается заполнить Анкету родителей из пакета
психологических тестов "Отношения".
Анкета,
заполняемая родителями, дает возможность охарактеризовать поведение ребенка в
семье:
исполнительность
и послушность,
выполнение
поручений родителей,
поведение,
чуткость
и отзывчивость к родителям и близким,
трудолюбие,
простота
и скромность в отношениях к родным и близким,
критичность
к другим людям,
самокритичность,
отношение
к выполнению домашних заданий,
отношение
к выполнению общественных поручений,
отношение
ребенка к своему классу, школе.
Результаты
анкетирования помогут анализировать поведение ребенка в семье, его отношение к
учебе, причины его недисциплинированности и плохой успеваемости и даст
возможность преподавателю и школьному психологу и родителям скорректировать у
ребенка поведение и отношение к учебе.
Отношение родителей
Важным
условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является
взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и
формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и
детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.
В
совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают
сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих
родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время,
чувства, обеспечивая им достойную жизнь.
Если
атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на
положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и
помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.
Родители,
которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей,
совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и
пренебрегать трудом вообще.
Для
того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их,
знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в
семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности
в общении.
Весьма
полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к
их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство
ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.
Слабая
взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное
отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое
отношение к родителям на весь мир взрослых людей.
Родители
тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и
досаду, не верят в них, не уважают.
Взаимоотношения
родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти
взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей,
удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта,
как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.
Опросник
Родительское отношение из пакета "Отношения" предназначен для
выявления отношения родителей, обращающихся за психологической помощью по
вопросам воспитания детей и проблем общения с ними.
Результаты
тестирования показывают интегральное эмоциональное отношение к ребенку со
стороны родителей, как они его воспринимают (принимают или отвергают). Наилучшее
отношение родителей к ребенку при кооперации с ребенком, в случае полного
симбиоза с родителями, ребенку грозит судьба человека несамостоятельного и
неуверенного в себе, авторитаризм родителя — это постоянный контроль за
ребенком. Неудачник, по мнению родителей, инфантилен и несостоятелен.
Анализ семейного воспитания
Воспитание
детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к
детям:
В
общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные
состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей
свои авторитаризмом и педантизмом.
Родители,
не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей,
которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.
Родители
говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.
Родители
не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые
отношения.
В
этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:
Непонимание
своеобразия внутреннего мира детей.
Непринятие
детей, их индивидуальности и особенностей.
Несоответствие
требований и ожиданий родителей.
Негибкость
родителей.
Неравномерность
отношений с детьми в разные периоды их жизни.
Непоследовательность
в обращении с детьми.
Несогласованность
отношений между родителями.
Аффективность
— раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.
Тревожность.
Доминантность
— безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.
Гиперсоциальность
— воспитание без учета индивидуальностей ребенка.
Недоверие
к возможностям детей.
Нечуткость.
Противоречивость.
Если
родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них
своих детей, при этом создавая для них теплую дружественную обстановку
поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие
взаимоотношения и понимание.
Опросник
Семейное воспитание из пакета психологических тестов "Отношения"
позволяет детально диагностировать основные формы нарушения семейного
воспитания и их характер.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.effecton.ru/