Ислам в современном мире
Содержание.
Содержание…………………………………………………………....1
Вступление…………………………………………………..………...2
Религия
Ислам………………………………………………………...3
История возникновения ислама……………………………………………….3
Коран и
его роль в жизни мусульман……………………………...5
Направления
ислама…………………………………………………6
Суннизм…………………………………………………………………………..6
Шиизм…………………………………………………………………………….7
География ислама в современном
мире…………………………...7
Ислам в
России…………………………………………………………………..9
Ислам сегодня………………………………………………………..10
Литература, использованная в подготовке
реферата...………..12
ВСТУПЛЕНИЕ
Религия – вера в реальное существование сверхъестественного.
Религия, как и любое другое общественное явление, имеет свою
историю. Подавляющее большинство ученых считает, что зачатки религии появились
еще у людей неандертальского типа. В борьбе с окружающей природой люди часто
терпели тяжелые поражения, а их знания были еще слишком несовершенные, чтобы
понять причину этих неудач. Вместо рационального их объяснения, давалось
объяснение религиозное.
С течением времени первоначально примитивные формы религии
усложнялись. В эпоху верхнего палеолита, вероятно, уже появились тотемизм (вера
в сверхъестественное родство определенной группы людей с каким-то видом
животных, растений или даже явлением природы) и магические представления
(вера в возможность влиять сверхъестественным путем на людей, животных, а также
на природные явления).
Для эпохи мезолита наряду с магией и тотемизмом стали
характерны и такие формы религии, как анимизм (вера в духов и в души) и
шаманизм (вера в способность человека входить в общение с духами и
использования их силы для врачевания, взывания дождя и т. д.).
В эпоху неолита объектами особого почитания становятся духи животных,
растений, различные явления природы. С ним связаны и различные промысловые
культы. Характерен для этой эпохи и фетишизм (почитание неодушевленных
предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства).
Позднее в стадии разложения родового строя, широкое распространение
получают культы предков- покровителей и племенных вождей, разнообразные
земледельческие и скотоводческие культы. Духи начинают делиться на «ранги».
В классовом обществе религия приобретает классовую окраску,
освещая своим авторитетом сложившиеся социальные порядки. Иерархия
сверхъестественных существ становится еще более четкой. С централизацией же
государственной власти, среди них выделяется главное божество. Большое влияние
приобретает профессиональное жречество.
Начиная со второй половины I тысячелетия до нашей эры, некоторые из
религий вышли далеко за пределы первоначального района своего бытования и
распространились на весьма обширной территории. Такие религии, имеющие большое
число последователей в разных регионах земного шара, называют мировыми. Их
известно три: христианство, ислам и буддизм.
РЕЛИГИЯ ИСЛАМ
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА
Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая в VII веке
в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе
получили дальнейшее развитие идеи единобожья (монотеизма) и пророческих
миссий, свойственных христианству и иудаизму, а также некоторым другим
верованиям народов Ближнего Востока и Средиземноморья.
Одним из важнейших, хозяйственных и идейных центров
Аравии того времени была Мекка. Крупный город на пересечении главных торговых
путей, в котором располагалась святыня, почитавшееся большинством племен, -
языческий храм Кааба (от арабского «куб» - храм, имеющий прямоугольную форму),
окруженный изваяниями различных племенных богов. Именно в Мекке и были
произнесены первые проповеди новой религии – ислама, провозглашенные его
основателем пророком Мухаммедом. Мухаммед родился в Мекке в 570 году
в семье Абдуллаха из племени курейш. Рано осиротел, (отец умер через месяц
после рождения сына, мать – на шестом году жизни Мухаммеда), он воспитывался в
семье деда, а затем в семье дяди Абу Талиба. Родственники Мухаммеда
принадлежали к мекканской аристократии (будущий пророк возводил свою
родословную от основателей города), но не имели значительного состояния, и
мальчику приходилось немало трудиться в детские и юношеские годы: он пас скот,
участвовал в снаряжении торговых караванов, а позже сопровождал их. В двадцать
пять лет, Мухаммед поступил в услужение к богатой мекканской вдове Хадидже и
вскоре женился на ней, занялся самостоятельной караванной торговлей.
Во время поездок по торговым делам, да и в самой Мекке
Мухаммед часто встречался с христианскими монахами, иудеями, халифами,
беседовал, спорил с ними. Как гласит предание, нередко он удалялся в пещеру в
окрестностях Мекке, где подолгу постился и предавался раздумью.
В возрасте сорока лет (около 610 года) Мухаммеду
впервые стали являться видения, слышаться голоса, со временем эти явления,
сначала испугавшие его, все более частыми, а услышанные речи – все более
определенные. Первые, кому поведал Мухаммед об этом, были его ближайшие
родственники и друзья: Хадиджа, приемный сын Зейд, двоюродный брат Али, Абу
Бакр Оман (позднее все они сыграли важную роль в истории ислама), уверовавшие,
что слышанное и произнесенное Мухаммедом – слова Бога (Аллаха), а сам Мухаммед,
таким образом, посланник Божий (расул Аллаха), призванный нести людям
пророческие мысли.
Слухи о новом пророке и содержании его проповеди
стали, чрезвычайно быстро распространятся в Мекке и за ее пределами. Однако
большинство мекканцев отнеслись к ним сначала с насмешкой, а потом и с прямой
враждебностью. На протяжении почти сорока двух лет община первопоследователей
ислама (с арабского - предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) -
мусульмане (арабский «мусулм» - предание себя Аллаху) испытывала унижения и
преследования. Тяжелое положение Мухаммеда довершила смерть Хадиджи и в
особенности Абу Талиба, который как старейший рода все же оказывал
покровительство пророку. Дальнейшее пребывание в Мекке становилось
невозможным.
Пятнадцатого июля 622 года Мухаммед со своими
последователями переселился (совершил хадж) в город Ярсиб, позднее названный
Мединой.
Если в Мекке Мухаммед был лишь посланником Аллаха,
духовной главным главой небольшой общины, то в Ярсибе (Медине) проявились его
незаурядные дарования оратора, трибуна, политического и военного
руководителя.
Дата переселения в Медину считается у мусульман
начальной точкой отсчета истории ислама и мусульманского летоисчисления (по
лунному календарю). За десять лет с момента хаджа до смерти Мухаммеда (622 –
732 гг.) Медина стала не только центром распространения новой религии, но и
ядром арабо-мусульманского государства, охватившего вскоре огромные территории
в Азии и Северной Африке. В состав мусульманского государства вошла и Мекка
(630 году). Этому городу суждено было играть особую роль в истории ислама:
Кааба была превращена из капицы племенных богов в храм единого Бога – Аллаха.
КОРАН И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН
При жизни пророка его высказывания, воспринимались как
прямая речь Аллаха, они передавались преимущественно устно и систематических
записей их, видимо, не вили. Лишь спустя два десятилетия после смерти Муххамеда
было собрано и переписано произнесенное им в проповедях, что и составило текст
священной книги мусульман корана (с арабского – то, что читают, произносят) ,
впоследствии канонезированой. Коран состоит из 114 глав (сур) каждая из которых
состоит из определенного количества стихов. Коран открывается первой сурой «
Фатиха » (арабское - « открывающая »), дальше суры следуют в убывающем порядке
в зависимости от их размера. Самые короткие суры, в несколько стихов, помещены
в конце карана. Однако это расположение не соответствует времени их
произнесения: до сур, относящихся к Мекканскому периоду (610 – 622гг.) как
правило, более длинные, чем Мединские (622 – 732гг.).
Но в основе корана и хадисов (рассказы о поступках и
высказываний Муххамеда) мусульманские богословы разработали Шариат (с арабского
– «правильный путь») – комплекс принципов и правил поведения, обязательных для
каждого мусульманина.
Наиболее краткая формула, содержащая основную мысль
учения Муххамеда, - нет никакого божества кроме Аллаха, и Муххамед - его
посланник.
Вера в единого бога и пророчество составляют один из
пяти «столпов» мусульманского вероучения. К их числу относятся также
обязательная молитва (салит, намаз), совершаемая пять раз в день в строго
определенное время, пост (саум, ураза) в течение месяца по лунному календарю
(рамадан), налог в пользу бедных и неимущих (закят) и паломничество в Мекку
(хадж) к храму Кааба.
Основные черты мусульманского культа в частности
предписаний, зафиксированных в пяти «столпах», сложившихся при жизни Мухаммеда,
в мединский период. В Медине возникло первое мусульманское культовое здание –
мечеть (первоначально это был дом пророка).
В мединских сурах Корана зафиксированы основные
предписания для мусульман, касающееся их повседневной жизни (пищевые запреты и
прочие), семейных отношений, наследования имущества, правил торговли, раздела
добычи, внесения и распространения налогов и так далее; были названы наиболее
тяжкие грехи – ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская неверность.
Подобного переплетения богословных и чисто светских проблем мы, пожалуй, не
встретим ни в одной другой религии.
НАПРАВЛЕНИЯ ИСЛАМА
В исламе выделяются несколько основных направлений – суннизм,
шиизм. Сунниты сейчас составляют большинство мусульман. В рамках каждого из
них сформировались самостоятельные идейные течения и секты. Особенно они
многочисленны в шиизме. Основные расхождения между большинством из них сводятся
к вопросам передачи власти в халифате и обрядовой практике.
СУННИЗМ
Основной религиозной и общественной
книгой суннитов кроме «Священной книги» - Корана является сунна – «Священное
предание»; сунниты отрицают достоверность некоторых суннитских хадисов и
пользуются собственными сборниками (ахбар). Верховная власть в халифате, по
мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной, шииты же
признают законной лишь наследственную передачу власти потомкам пророка
Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али.
В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужители,
аналогичные, например, христианским, а суннитские богословы (улемы) в отличии
от шиитских не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее
важным вопросам религиозной и общественной жизни, и таким образом, их должность
сводится прежде всего к толкованию священных текстов.
ШИИЗМ
Шиизм не представляет собой единого целостного учения или
единой церковной организации. Многочисленные шиитские течения и секты
(исмашииты, друзы, алавиты и другие) связаны общими историческими корнями и
основополагающими идейными положениями. Главное из этих положений – признание
четвертого халифа Али и его потомков единственными законными наследниками и
приемниками пророка Мухаммеда в качестве духовного и светского главы
мусульманской общины.
ГЕОГРАФИЯ ИСЛАМА В МИРЕ
Немногочисленная мусульманская община
Мухаммеда, уже через несколько десятилетий после своего возникновения стала
ядром формирующегося мощного арабо-мусульманского государства – Арабского
халифата, - которое спустя столетие контролировало земли от западных границ
Китая до берегов Атлантического океана. В последующим столетие, многочисленные
мусульманские государства возникали и распадались, под знаменем ислама шли
войны, иногда нацеленные на завоевания чужих территорий, иногда – на
освобождение мусульманских народов от иностранного гнета.
Уже к VIII
веку арабы подчинили себе огромные территории. В состав арабского халифата,
помимо самой Аравии, входили Северная Африка, Пиренейский полуостров,
Двуречье, Иран, Афганистан, Закавказье, Средняя Азия и часть Северной Индии.
Ислам проник даже в те страны, где
арабских завоевателей никогда не было, например, в Индонезию, где его
исповедают 90 % населения, в Малайзию (60%), страны Черной Африки.
В современном мире ислам занимает
второе место по численности последователей (более 800 миллионов человек),
большую часть мусульман (90%) составляют сунниты. Шииты составляют большинство,
лишь в Ираке и Иране. Из более 120 стран мира, в которых существуют
мусульманские общины, в 33 странах мусульмане составляют большинство населения (Северная
Африка, страны Аравии, Турция, Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан и другие). В
ряде государств Азии и Африке ислам признан государственной или официальной
религией, в некоторых слово «исламский» включено в их название.
Во многих
странах, где распространен ислам, действуют мусульманские политические партии и
общественные организации, нередко играющие важную роль в политической жизни.
Существуют и целая сеть международных исламских организаций (Организация
исламской конфедерации, лига исламского мира и другие), действующих как на
государственной, так и на неправительственной основе. Некоторые из них
сосредоточили свою деятельность в религиозной - культурной сфере, часть – в
политической, некоторые в сфере экономики.
В XVIII веке в Аравии возникло религиозно – политическое движение, названное
по имени его основателя Ал – Ваххабы - ваххабизмом. Ваххабиты
считают, что мусульмане отошли от норм первоначального ислама, стали
поклоняться не только Аллаху, но и многочисленным святым. Последователи Ал –
Ваххаба призывают мусульман вернуться к скромной жизни времен раннего ислама,
отказаться от роскоши и измениться в быту.
Ваххабиты часто
проявляют фанатизм в вопросах религии и непримиримость в борьбе со своими
политическими противниками.
ИСЛАМ В РОССИИ
Ислам распространен
и среди значительной части населения нашей страны. При этом подавляющая их
часть - сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных
управлений, с центрами в крупных городах нашей страны. Действуют мусульманские
институты и ряд средних учебных заведений (медресе). Ежегодно мусульмане
отправляются для паломничества в Мекку.
В России, в ее
современных пределах ислам появился в X веке, но только
при императрице Екатерине II был официально признан
царским правительством. В 1789 году в Оренбурге было утверждено Духовное
управление, занимавшееся делами Российских мусульман.
Самый
многочисленный народ на территории России исповедующий ислам, - татары их
насчитывается в нашей стране больше семи миллионов человек.
Второй по
численности народ России, исповедующий ислам, - башкиры. Большее число башкир
исповедующих ислам, расселено в Башкортостане и на территории Челябинской
области. Всего их насчитывается около двух миллионов человек.
Много мусульман
живет на Северном Кавказе. Наиболее многочисленный среди них народ - чеченцы.
Их насчитывается более одного миллиона человек. Ислам в Чечне распространился
около двухсот лет тому назад в форме мюридизма, что означает полное
подчинение мусульманина своему наставнику – шейху. Это требование мюридизма
сохранилось повсеместно в Чечне и в наше время.
Рядом с чеченским
народом живет близкородственный ему по языку и культуре народ – ингуши. Среде
них исповедуют ислам около трехсот тысяч человек. Исторические судьбы и
религии этих народов тесно переплелись между собой.
Очень
разнообразно по своему национальному составу население Дагестана. Ислам в этой
республике исповедают более 90% населения, что составляет около миллиона
восьместа тысяч человек.
Ислам исповедают
часть жителей Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево–Черкесии, Адыгеи.
В этом же регионе РФ живет много азербайджанцев – мусульман шиитского
направления.
ИСЛАМ СЕГОДНЯ
Во второй половине XX века началось постепенное объединение разных
стран. Одновременно с этим обозначились не очень благовидные течения, связанные
с исламом. Это, прежде всего экстремизм ряда мусульманских организаций,
как, например, «Братья – мусульмане», «Серые волки», «Аль Каида» и другие.
Подобные организации возникли еще в период борьбы исламских государств против
колонизации, а после окончания освободительных войн, они направили свою
деятельность против правительств своих стран.
Они пытаются насильственными методами изменить
политический строй в том или ином государстве. Так было, в Египте, Алжире,
Сирии.
Не успокаиваются экстремисты и в наши дни, прикрываясь
исламскими лозунгами, они дестабилизируют положение в Индии, Судане, Алжире,
Чечне (РФ) и в некоторых других странах. Продолжаются военные действия в
Афганистане, неспокойно в пограничных районах Таджикистана, Киргизии,
Узбекистана.
Поведение экстремизтких группировок порождает у людей
недоверие ко всему исламскому миру.
Но не следует думать, что все мусульмане склонны к
экстремизму. В основе большинства конфликтов лежат не религиозные, а
политические и экономические разногласия. Многие нечистоплотные политики просто
передергивают идеи ислама, вкладывают в отдельные положения совершенно другой
смысл, призывая к борьбе с «неверными», сея раздор между народами для
достижения своих целей.
Исламские экстремистские организации используют эти общины
для организации терроризма. И сегодня … весь мир.
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ В ПОДГОТОВКЕ
РЕФЕРАТА
1. С. Поляков
«Ислам» «Книга - Вайланд». Волгоград 1996г.
2. И. А. Крывилев
«Истории Религий» «Мысль» Москва 1976г.
3. Я. Н.
Щапова «Религии Мира» «Просвещение» Москва 1994г.
4. Энциклопедия «Мир
и религии» «Просвещение» Москва 1985г.