Природа детства и предмет детской психологии
Природа детства и предмет детской психологии
Детство возникло в животном мире на определённом этапе
филогенеза – и чем выше был уровень развития животных того или иного вида, тем
продолжительнее было детство. Интеллектуальные формы поведения надстраиваются
над его инстинктивными формами. Звенья интеллектуального поведения животных
выпадали и замещались приобретёнными формами поведения. В ходе развития
животного мира в поведении возникали постоянные новообразования там, где
вытеснялись инстинктивные формы поведения и вытеснялось детство.
В процессе возникновения человека
биологическая эволюция прекращается. При переходе от обезьяны к человеку
исчезают инстинктивные формы поведения, всё поведение человека становится
приобретённым.
Человеческий младенец
рождается беспомощным существом, и эта беспомощность является величайшим
приобретением человеческого рода. Становления беспомощного существа в субъекта
многообразной человеческой деятельности как раз и есть предмет детской
психологии.
Детская психология
возникает с простого описания симптомов возникновения и дальнейшего развития
различных психических процессов у детей.
Детская психология –
это одна из фундаментальных психологических дисциплин, поскольку она исследует
возникновение, становление и основные этапы развития деятельности, сознания и
личности в детский период жизни, а они, как известно, являются главными
составляющими человеческой психики.
Фундаментальная
проблема связи психического развития ребёнка с его обучением и воспитанием
лежит в плоскости как детской, так и педагогической психологии.
Рост – это
количественное изменение в процессе усовершенствования той или иной психической
функции.
Развитие –
качественные изменения психической функции, возникновение в ней определённых
новообразований.
Л.С.Выготский выделил
гипотезу, в которой говорилось о том, что сознание человека имеет системное и
смысловое строение – обобщение, системное строение сознания – структура
отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т.д.), при
котором на данной стадии развития какой-нибудь процесс занимает определённое
место. «Ребёнок не есть маленький взрослый». Эмбриональное развитие в
филогенетическом плане осуществляется путём радикального изменения самой
закладки, а не просто надстройкой новых стадий на старые. В процессе эволюции
онтогенез качественно перестраивался.
Анализ истории детства
обнаруживает, что оно не только удлиняется, но и качественно изменяет как
структуру, так и особенности всех своих стадий.
Высшие и конечные
формы психического развития ребёнка вовсе не даны изначально, а только заданы,
т.е. существуют объективно в идеальной форме как общественные их образцы. В
процессе освоения ребёнок постепенно овладевает содержанием, присущим идеальной
форме. Усвоение является всеобщей формой психического развития детей.
Методы детской психологии
Борьба двух основных
тенденций:
Феноменологического
описания процессов развития психики ребенка, их симптомов.
Исследование внутренних закономерностей, которые лежат за
этими симптомами.
Сначала появились наблюдения психологов за собственными
детьми, оформляемые в виде записей и дневников. Затем стали создавать научные
учреждения, где этот метод стал основным.
Стратегия наблюдения
имеет немало отрицательных черт. Но главное – она чрезвычайно трудоёмка. Но
есть и достоинства: перед нами развертывается конкретная жизнь отдельного
ребёнка, которую можно сравнивать с другими конкретными наблюдениями и делать
соответствующие выводы.
Метод специальных
проб оказался эффективным и экономным и нашел своё применение. Его суть –
определённый психический процесс замерялся в различных его состояниях у
большого количества испытуемых. Данные замеров обрабатывались, выводилось
средние показатели и появлялись отдельные точки, соотносимые с возрастами. В
последующем, стратегия срезов была соединена со способами лонгитюдного
исследования.
Стратегия: постепенное
наблюдение плюс экспериментальное исследование. Прослеживались индивидуальные
истории развития подростков, которые сопоставлялись друг с другом. Это
позволило находить некоторые общие закономерности психического развития детей.
Л.С.Выготский:
возникновение новой, эксперементально-генетической стратегии исследования: в
лабораторных условиях необходимо воссоздать некоторую модель развития
определенных функций или способности ребенка, которыми он ранее не обладал.
Хороший пример
применения метода интериорезации – исследования Леонтьевым процесса
первичного формирования у человека тонального слуха как своеобразной сенсорной
способности (Давыдов, Маркова, Эльконин). В детской психологии наиболее
перспективна экспериментально-генетическая стратегия исследования.
История детства
Человек с самого своего рождения включается в общество и
начинает усваивать его достижения. Ребёнок вступает во взаимодействие с
некоторой идеальной формой, т.е. с достигнутым обществом, в котором он родился.
Понятие зрелости и
взрослости – это понятия социально-исторические.
Л.С.Выготский выделил в развитии
ребёнка три точки: социального созревания, полового созревания и органического.
В месте с усложнением общества положение ребёнка в нём существенно меняется.
Дети работают вместе со взрослыми и участвуют в производстве как равноправные
члены общества, выполняя серьезные общественные обязанности.
Овладение детьми
орудиями труда расчленяется на 2 периода: овладение бытовыми орудиями, второй
сдвигается куда-то вперёд и между ними образуется вакуум. Дети начинают
представляться сами себе, возникают «детские сообщества», а следовательно,
появление детской игры. В играх воспроизводится существующее в данном обществе
отношение между людьми. Ребёнок в ходе игры выделяет и устанавливает задачи и
мотивы разных форм человеческой деятельности, в том числе и трудовой.
Теории психического развития
ребёнка
Ч.Дарвин впервые поставил вопрос о существовании особого
закона генеза. Геккель сформировал знаменитый биогенетический закон: в ходе
внутриутробного развития животные и человек выполняют кратко те стадии, которые
проходит данный вид в своём филогенезе.
С.Холл сформировал
подобный закон для послеутробного развития: онтогенез ест краткое повторение
истории развития человеческого общества.
И.П.Павлов показал,
что существуют и приобретённые формы поведения – развитие человека стало
сводиться к проявлению инстинктов и дрессуре. Затем Келлер открыл интеллект у
человекообразных обезьян.
Под влиянием З.Фрейда
выдвинулась теория, в которой в качестве основного принципа лежал принцип
удовольствия. Приобретённые формы поведения возникают не прямо под влиянием
наследственности, а под воздействием окружающей среды. Штерн создал «теорию
конвергенции». Психическое развитие является результатом конвергенции
внутренних данных с внешними условиями.
Гезел: Развитие не
простая функция, а самообуславливающийся процесс, поскольку развитие –
приспособление ребенка к окружающей социальной среде, т.е. адаптация.
Близнецовый метод
сопоставлял коэффициенты различий в этом развитии, можно судить о
взаимоотношении биологического и социального.
Обучение и психическое
развитие
Психическое
развитие происходит в обучении организованном регулированием процесса
взаимодействия ребёнка с той идеальной формой, которую он должен достичь.
Обучение
– это процесс взаимодействия ребёнка с идеальной формой, опосредованной
взрослым.
Процесс
организованного воздействия на ребёнка оказывает влияние на его психическое
развитие. Нужно правильно организовывать этот процесс, чтобы получить вполне
определённое развитие.
Основные концепции обучения
и развития Торндайка, Пиаже и Выготского
По Торндайку,
обучение – это процесс приобретения навыков. Навыки внутренне связаны с
развитием психики, составляя в некотором смысле его базис, устоявшиеся типы.
Согласно
Пиаже – психическое развитие – развитие интеллекта как перехода от одних его
стадии к другим. Обучение может быть эффективным лишь тогда, когда оно следует
за развитием.
Выготский: «Зона
ближайшего развития»: на прошлом этапе ребёнок решает с помощью других людей, в
следующий раз он решает самостоятельно. Только такое обучение можно считать
хорошим, которое создаёт зону ближайшего развития и тем самым идёт вперёд него.
Усвоение
деталей научных понятий становится воротами, пройдя которые дети оказываются на
более высоком уровне сознания и мышления, нежели достигшие с помощью житейский
понятий. Усвоение эмпирических знаний не требует от детей сколько-нибудь
серьезного, абстрактного мышления. Оно использует возможности
конкретно-наглядного детского мышления.
Стратегия
Выготского применительно к новым исследовательским задачам была уместна и
модифицирована, превратившись в метода, который называют генетико-модулирующим
или экспериментом.
Проблемы периодизации
детского развития
Процесс
развития ребёнка прежде всего нужно рассматривать как процесс стадиальный.
Определённый
возраст в жизни ребёнка или соответствующий период развития – это относительно
замкнутый период.
Характеристика показателей периода:
Определенная социальная ситуация, в которую вступает ребенок
со взрослыми в данный период.
Основной или ведущий тип деятельности.
Основные психические новообразования
Классифицируются по двум типам:
Моносимптомотическое выделение периодов (по одному признаку).
Блонский: «Энергетический баланс» (беззубое, молочнозубное и постоянно зубное
детство).
Полисимптоматическая классификация: типична для описания этапа
детской психологии.
Выделяют два типа развития ребёнка:
Стабильные периоды. Текут очень медленно с незаметными
изменениями.
Критические периоды – стремительное изменение в психике
ребёнка.
Признак критического периода – нарастание трудностей общения
взрослого с ребёнком, которые являются симптомом того, что ребенок нуждается
уже в новых отношениях с ним.
Периодизация детства:
Кризис новорожденности
Младенчество (1-й год жизни)
Кризис первого года
Кризис детства
Кризис 3-х лет
дошкольное детство
Кризис 7-ми лет
Младший школьный возраст
Кризис 11-12 лет
Подростковое детство
Кризис новорожденного
Рождение –
это кризис, т.к. родившийся ребёнок попадает в совершенно новые условия своего
существования.
Человеческое дитё наиболее беспомощно среди всех детенышей в момент своего
рождения. В этот период вообще нельзя рассматривать ребёнка отдельно от
взрослого, т.к. ребёнок ещё не обладает никакими способностями взаимодействия
со взрослыми.
Существуют
три точки зрения окончания периода новорожденности:
Рефлектосоматическая. С момента появления у ребенка
условных рефлексов со всех основных анализаторов. (конец 1-ого, начало 2-ого
месяца).
Физиологическая точка зрения. Базируется на
предположении, что этот период заканчивается тогда, когда ребёнок
восстанавливает свой первоначальный вес, т.е. с момента установления равновесия
со средой.
Психологическая позиция. Связана с определенным концом
этого периода через повышения у ребёнка хотя бы намёка на его взаимодействии со
взрослым (1,6-2 месяца).
То, что в критический период вызывает появление
соответствующего новообразования и представляет собой генеральную линию
последующего развития в стабильном периоде.
Младенчество (первый год
жизни)
На первом
году жизни ребенка на фоне его хаотичной деятельности дыхательной активности
появляются ощупывающие движения. В зрительной системе присутствует слежение,
конвергенция, сосредоточение, реакция на новое. Сначала ребёнок
сосредотачивается на предмете, потом поднимаются руки, он что-то ловит в
воздухе и схватывает предмет. Основной тип деятельности ребенка на 1-ом году
жизни – непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми. Кризис 1-го: года
ребенок начинает ходить, жесты становятся более понятны, затем появляются слова
– следовательно ребёнок приближается ко взрослому.
Слова
возникают у ребенка с эмоциональных ситуаций, которые воспринимаются им как
нечто целое.
Затем, манипуляционная деятельность, связанная с усвоением
общественно выработанных способов действий с предметами. Восприятие вплетено в
предметную деятельность ребенок и выступает ориентирующим в ней образованием
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru