Методика свободного рисунка в психологической подготовке к материнству и отцовству
Методика
свободного рисунка в психологической подготовке к материнству и отцовству
Методика
свободного рисования используется в рамках комплексной программы
"Медико-психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и его
раннего детства", разработанной коллективом психологов и врачей под
руководством М. Ланцбург. Цель программы – содействие развитию у родителей
доверия к самим себе, уважения и интереса к личности ребенка с самого начала
его жизни.
Обоснование
методики. Метод свободного рисования, позволяющий рисующему человеку выразить
себя и исключающий какие-либо интерпретации изображения со стороны
психотерапевта, разработан американским арттерапевтом Натали Роджерс.
Необходимость
включения в работу с будущими родителями занятий свободным (спонтанным)
рисованием следует, прежде всего из понимания творческой природы самого
родительства, взаимоотношений родителя и ребенка. Основная характеристика
ребенка – его способность к развитию. Маме приходится быть гибкой и отзывчивой
по отношению к быстро меняющимся потребностям, возможностям и интересам
ребенка. Чтобы поддержать природную любознательность малыша, ей необходимо
вместе с ним восхищаться и удивляться тому, что казалось привычным. В какой-то
мере ей надо открыть ребенка в самой себе. Занятия "спонтанным
рисованием" как нельзя лучше помогают это сделать.
Все участники
Школы отмечают удовольствие, которое они получают от самого процесса
спонтанного рисования. Многие при этом вспоминают, как в детстве не любили
рисовать, и чаще всего это было связано с тем, что взрослые чего-то ждали от их
рисунков, давали им оценку, сравнивали с образцами и рисунками других. Занятия
свободным рисованием возвращают будущим родителям радость взаимодействия с
красками и понимание важности приобщения к изобразительной деятельности
ребенка. Будущие мамы и папы узнают о том, как начинать рисовать с малышами
так, чтобы эти занятия приносили ребенку удовольствие и пользу. Через рисование
малыш познает мир и рассказывает нам о своем видении этого мира, развивает
тонкую моторику, что способствует развитию центров речи и правого полушария
мозга, отвечающего за целостное восприятие и творческое мышление. Занятия рисованием
в раннем детстве способствуют лучшей обучаемости ребенка впоследствии, а
рисование рядом с понимающей мамой способствует их глубокой эмоциональной
связи.
Малыш рисует,
когда в голове у мамы, в ее сознании нет потолка, ограничивающего его возможности.
Когда она доверяет ему, изначально видит в его рисунках выражение его
субъективной реальности.
Описание методики
Занятия
проходят в группе и реже – индивидуально.
Каждый
слушатель получает лист бумаги, краски (нетоксичную гуашь или акварель),
кисточки и банку с водой. Дается первая инструкция: "Вы видите перед собой
краски. Возьмите те, что Вам нравятся, и рисуйте." Только тем, кто
оказывается в затруднении, дается следующее уточнение: "Если Вы не знаете,
что рисовать, рисуйте полосы". Именно поэтому цветные полосы являются
компонентом многих рисунков, однако никто не ограничивается ими. Авторы,
закончившие рисунок, получают следующий лист и так - пока сохраняется желание
рисовать. Далее проходит обсуждение. Каждый рассказывает о своих чувствах в
процессе рисования. Остальные участники высказываются о своих впечатлениях
(чувствах, ассоциациях) в связи с рисунком. На обороте автор подписывает
рисунок и указывает стрелками последовательность развития изображения на
бумаге.Задачи, решаемые при помощи
свободного рисования
Актуальные.
Выражение в рисунке и осознание при обсуждении собственных психологических
мотивов, установок, чувств, отношений.
Изменение
чувств под влиянием свободного рисования.
Достижение
лучшего взаимопонимания в семейной паре.
Долгосрочные.
Получение эффективного средства регуляции эмоциональных состояний.
Принятие
индивидуальности каждого человека (выражаемой в его рисунке).
Осознание
необходимости приобщения ребенка к спонтанной изобразительной деятельности с
раннего возраста.
Тематика
рисунков. Всего получено 144 рисунка будущих пап и мам. Классификация рисунков
по ведущему мотиву:. В изобразительных работах будущих мам и пап выделяются 11
основных мотивов: вода (море, река или пруд), небо (с часто встречающимся
мотивом радуги) и солнце, деревья, луг и цветы, горы, дом, животные, человек,
круг и орнамент. Эти сюжеты не случайны и отражают связи человека с важнейшими
компонентами окружающего пространства.
"Орнамент"
– 41 работа, "Луг" – 7, "Цветы" - 12, "Ветки,
листья" - 3, "Животные" –5, "Небо" - 9, включает в
себя мотивы облака (3 рисунка), радуга (3 рисунка) и солнце(3),
"вода" – 25 рисунков: 19 рисунков открытых естественных водоемов
(море) и 4 закрытых водоемов (пруд, озеро) и 2 -реки, включает мотивы: радуга-
5 рисунка, солнце – 16, дельфин –1, рыбы-2, птицы-6, бабочки-1, парусник –9,
горы –6, еловые или лиственные деревья- 8, пальмы –2, луг –5, "горы"
- 5, "солнце"-7, "круг" – 16, из них в 8 случаях было дано
задание рисовать в круге, "деревья" - "дом" - 7,
"человек" - 7, из них 3 в полный рост и 4 портретаИзменение чувств
под влиянием свободного рисования. Свободное рисование способствует
экстериоризации переживаний и в результате изменению их. Динамика чувств
прослеживается в ряде последовательно выполняемых рисунков. Так произошло с
рисунками Кати Л. Первой рисунок она делала под впечатлением от взрыва
соседнего дома, произошедшего в ближайшую ночь: лист бумаги покрывался полосами
сверху вниз: вначале синего цвета, затем желтого, зеленого, вновь желтого и
светло-голубого. Таким образом, по мере заполнения бумаги, цвета светлели.
Второй рисунок она делала в направлении снизу вверх и завершила его
изображением дома. По субъективным ощущениям в процессе рисования чувство
тревоги, угнетавшее женщину (она пришла на занятие со слезами на глазах),
ослабевало и перестало тяготить ее.
Таким образом,
методика свободного рисования является необходимой составной частью
психологической работы с семьей в период ожидания ребенка, выполняя ряд задач,
как актуальных в период беременности, так и долгосрочных, направленных на
развитие ребенка в будущем.
Список
литературы
М.Е. Ланцбург.
Методика свободного рисунка в психологической подготовке к материнству и
отцовству.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fpo.ru/