Смысл и смыслоутрата
Смысл и
смыслоутрата
Сапронов
Дмитрий
Проблематика
смысла стала рассматриваться в психологии давно, практически с самого начала ее
становления как науки. Безусловно, категория смысла изучалась и изучается и в
других науках, в частности – в философии, оказавшей наибольшее влияние на
развитие представлений о смысловых образованиях непосредственно в психологии.
Наряду с
обретением человеком смысла, происходит и его утрата – полная или частичная, ситуативная
или глобальная. Так, абсурдность, бессмысленность жизни – одна из ключевых
характеристик как для экзистенциальной философии, так и «идущей с ней в ногу»
психологии. Это послужило основанием для создания методов психологической
работы, связанной с поиском человеком смысла в различных, порой критических
ситуациях. В первую очередь здесь необходимо назвать имя В. Франкла и его
логотерапию.
Среди
философов, так или иначе анализировавших понятие «смысл», можно назвать В.
Дильтея, Х.-Г. Гадамера, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, К. Ясперса, М.
Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, П. Тиллиха, а так же Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина, М.К.
Мамардашвили. Уже из этого скромного перечня видно, что наиболее актуальна
проблема смысла для философии экзистенциализма, феноменологии, герменевтики. Во
многом как следствие этого и в психологии проблематикой смысла занимаются по
большей части экзистенциалистски и гуманистически-ориентированные авторы.
Однако «смысл» неоспоримо присутствует и в разных школах психоанализа, начиная
с З. Фрейда. Для отечественной психологической школы (Л.С. Выготский, С.Л.
Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) категория смысла является одной из ключевых
для понимания деятельности, сознания, личности.
Мне
представляется необходимым хотя бы вкратце описать некоторые представления о
категории «смысла» в рамках его философского рассмотрения.
Э. Гуссерль,
основоположник феноменологического направления, говорил о «смысле» как том, что
дано нам в опыте – мы воспринимаем не мир, но «смысл» мира; каждый смысл
«интенционально содержится во внутренней сфере нашей собственной испытывающей,
мыслящей, оценивающей жизни и формируется в нашем субъективном генезисе
сознания»; явления, феноменологически данные сознанию, «уже не суть «объекты»,
но «единицы» «смысла» [1]
.
Именно наша сознательная жизнь и придает миру смысл (интересно, насколько
близки, по сути, эти идеи представителям деятельностного подхода).
У Г. Шпета,
ученика Гуссерля, понятие смысла приобретает более дробную структуру: «смысл в
себе», «смысл для себя», «смысл сам по себе». Так же, понятие смысла
«разводится» с понятием значения. По мнению Шпета, именно благодаря внутреннему
смыслу в нас возникает «чувство собственного места в мире и всякой вещи в нем» [2]
. Однако
смысл есть в своем роде объективная сущность вещей, он «укоренен в бытии».
Близкое по критерию «объективности» понимание смысла предлагает М. Хайдеггер.
Как отмечает А.А. Михайлов, «У Хайдеггера смысл проявляется или строится также
в пространстве сознания, является феноменом сознания, результатом
познавательной деятельности, хотя и относится к явлениям мира как к своему
предмету. Мир предстает как глобальный смыслообразующий контекст: все
осмысленное «получает свой смысл именно в мире как живом пространстве
человеческой деятельности» [3]
. В моем
понимании данной идеи, смысл уже имманентно присутствует в объективном мире, в
самой сути каждой отдельной вещи. Для понимания смысла необходимо уловить
интенции самой вещи, необходимо как бы следовать тому пути, по которому
«движется» вещь.
Развитие
представлений о смысле открывается нам в работах Ж.-П. Сартра и М. Мерло-Понти.
Смысл, как и бытие, возможен только при «наличии» осмысляющего субъекта – смысл
есть некое звено между человеком и миром, находящимися как бы в диалектическом
единстве: «Мир не отделим от субъекта, но субъекта, который не может быть ни
чем иным, как проектом мира, и субъект неотделим от мира, но мира, который он
сам проецирует» [4]
. Смысл для
Сартра и Мерло-понти и предстает как порождение индивидуальных проектов.
Одним из
первых, кто заговорил о взаимосвязи, в самом общем виде, смысла и психики, был
Карл Ясперс. «Мы понимаем психические взаимосвязи изнутри, как нечто значащее,
как некоторый смысл; и мы объясняем их извне, как регулярные или существенно
важные параллелизмы или последовательности». В психические феномены смысл
«вкладывается индивидом, обусловливается его осознанными намерениями,
реализуется им самим» [5]
.
Таким образом, К. Ясперс поднимает вопрос о возможности «переживания» смысла, о
«внутренней работе», благодаря которой и происходит понимание смысла.
В ином ключе, а
именно – в понимании смысла как объяснительного принципа, рассуждали некоторые
психоаналитики, и в первую очередь – Зигмунд Фрейд. Уже само понятие «смысл»
имеет здесь иное значение – смысл как то, в силу человек совершает тот или иной
поступок, смысл как причина. Отыскать смысл, для психоанализа, представляется
возможным благодаря раскрытию индивидуальной истории человека.
У самого Фрейда
нет единого определения личности – в течение разработки своих взглядов это
понятие то всплывало, то исчезало, в каждом случае при этом наполняясь новым
содержанием. Это и «смысл» как тенденция, и «смысл» как«суть» сновидения, и
«смысл» как мотив действия и так далее. Однако именно Фрейд заложил основу в
понимание смысла как объяснительного принципа и далеко продвинулся в, так
сказать, описательной стороне этого явления.
Ученик Фрейда –
А. Адлер – предложил альтернативный взгляд на смысл. В отличие от Фрейда, у
Адлера смысл конкретных действий представляется возможным сопоставит со смыслом
жизни в целом, с жизненным стилем, с жизненным планом. «Смысл» уже отвечает не
на вопрос «Почему?», как это было у Фрейда, но на вопрос «Зачем?». Более того,
Адлер указывал на то, что смысл не выводим из причинно-следственных связей, но
подвластен объяснению лишь в телеологическом, целевом контексте. Адлер
признает, что «смысл жизни» - понятие сугубо индивидуальное – сколько людей,
столько и смыслов. В то же время, объединяет смыслы их возможность переходить
от одного человека к другому, их «приемлемость» для разных людей. Смысл сугубо
индивидуален, по Адлеру, лишь в случае невротической личности.
Для К.Г. Юнга
смысл также имеет отличное от фрейдовского значение. У Юнга, что сближает его с
экзистенциалистами, поиск смысла жизни выступает как сознательно поставленная
задача и сугубо человеческая потребность. Поиск и реализация смысла жизни
связаны с приобщением к родовой сущности, и здесь, безусловно, встает вопрос о
подлинности смыслов.
Смысл для Юнга
– категория не только индивидуальная, но и «надындивидуальная». Поскольку
человека нельзя вырвать из контекста культуры и истории не потеряв очень
многого, то только благодаря понятию «архетипа» как коллективного и
исторического «феномена» становится возможным выявить «корни» смысла жизни того
или иного индивида. Юнг называет архетип источником, придающим смысл
человеческой жизни.
Так же можно
отметить у Юнга взгляд на смыслоутрату: «Чувство ширящегося смысла
существования выводит человека за пределы обыденного приобретения и
потребления. Если он теряет этот смысл, то тотчас же делается жалким и
потерянным».
Далее, на мой
взгляд, и хронологически, и с «содержательной» точки зрения, необходимо перейти
к рассмотрению смысла и смыслоутраты в экзистенциальном анализе В. Франкла.
Смысл и
смыслоутрата – основные понятия для Франкла. Пафос его учения во многом
заключается в возможности и необходимости для каждого человека не только
находить, но и реализовывать в каждой ситуации, какой бы сложной она не была,
смысл жизни. Смысл этот, однако, человек не придумывает и не изобретает – сама
жизнь диктует его в каждый момент времени: «Смысл нельзя дать, его нужно найти» [6]
.
Благодаря тому,
что для каждого человека в каждый конкретный период времени смысл уникален и
единственен, Франкл отрицает некоторые «псевдосмыслы»: стремление к удовольствию,
к счастью, к спокойствию и постоянству (как проявлениям гомеостаза)
«Удовольствие ¾ это не цель наших стремлений, а следствие их
удовлетворения» [7]
. «И
счастье и успех ¾ это лишь суррогаты осуществления, поэтому принцип
наслаждения, равно как и стремление к власти, ¾ это лишь производные от
стремления к смыслу» [8]
.
В то же время, человеческая активность, направленная на поиск непосредственно
смысла, вряд ли увенчается успехом. Человек должен искать те «пути», благодаря
которым его жизнь наполнится смыслом. Такими «путями», по мнению Франкла, могут
являться ценности – «смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате
обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу пришлось сталкиваться» [9]
.
Таких путей
Франкл выделяет три: ценности творчества, ценности переживания и ценности
отношения. «Ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях,
мы будем называть «созидательными».Помимо созидательных, существуют ценности,
реализуемые в переживаниях, ¾ это «ценности переживания… существование,
бедное в отношении и созидательных ценностей, и ценностей переживания, ¾
все же оставляет человеку последнюю и в действительности высшую возможность
реализации ценностей.Ценности подобного рода мы назовем «ценностями
отношениями» [10]
.
Если ценности
творчества и ценности переживания в определенных ситуациях могут потерпеть
фиаско (например, как это было с самим Франклом в ситуации концлагеря), то
ценности отношения позволяют сделать жизнь осмысленной в любых условиях: «Как
только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится
очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть
бессмысленным» [11]
.
Человек может
отыскать единственно свой смысл жизни благодаря совести. «Смысл не только
должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его
совесть» [12]
.
У любого
человека всегда есть возможность занять определенную позицию по отношению к
обстоятельствам, какими бы сложными они ни были: «Что же такое человек?Это
существо, постоянно принимающее решения, что оно такое.Это существо, которое
изобрело газовые камеры, но это и существо, которое шло в эти газовые камеры с
гордо поднятой головой и с молитвой на устах» [13]
. Человек
обладает как свободой, так и ответственностью выбора собственной позиции,
поиска и реализации своего смысла жизни.
Смыслоутрата,
по мнению Франкла – причина многих психических отклонений, в частности –
«ноогенного невроза» как следствия «экзистенциального вакуума». «Мы можем
утверждать следующее: если у человека нет смысла жизни, осуществление которого
сделало бы его счастливым, он пытается добиться ощущения счастья в обход
осуществлению смысла, в частности с помощью химических препаратов» [14]
. Залог
психического здоровья – в определенном напряжении между человеком и всегда
изначально локализованном вовне смыслом. «Общество изобилия порождает и
изобилие свободного времени, которое хоть, по идее, и предоставляет возможность
для осмысленной организации жизни, в действительности же лишь еще сильнее
способствует проявлению экзистенциального вакуума» [15]
.
Поскольку, по
мнению Франкла, стремление к смыслу есть врожденная мотивационная тенденция,
направляющая жизнь каждого отдельного человека, то невозможность найти смысл,
или отсутствие осознанного поиска превращают человека из здорового в
невротичного. На работу с такими людьми и направлен особый род психотерапии –
логотерапия.
В заключении
данной работы мне бы хотелось остановиться на представлениях о смысле двух
экзистенциально-ориентированных авторов – Сальваторе Мадди и Джеймса Бьюдженталя.
Смысл, по
мнению Мадди, есть высшее объединяющее начало личности. Развитие человека
происходит (в частности) за счет определенного простраивания своей жизни,
выбора приоритетов, ценностей, то есть – за счет придания смысла своему
существованию.
Поиск смысла, с
точки зрения Мадди, - врожденная способность, осуществляемая за счет трех
основных психологических способностей: потребности в символизации, потребности
в воображении и потребность в суждении. Развитие этих способностей позволяет
увеличивать наполненность жизни смыслом, изменяться, открывать для себя новые
перспективы.
Смыслоутрата,
по мнению Мадди, возникает в случае не реализации трех основных психологических
потребностей, а значит – наполненности жизни в лучшем случае чужим,
«продиктованным» смыслом. Смыслоутрата – вершина развивающегося
«экзистенциального недуга».
Для Дж.
Бьюдженталя понятие смысла также одно из важнейших. Нахождение человеком смысла
напрямую зависит от его бытия в мире: «Мы конструируем смыслы событий, исходя
из того, кем мы являемся и чем являются объекты, включенные в это событие» [16]
. Человек
ответственен за созидание своей жизни, а значит ответственен и за поиск смысла.
Смысл, по мнению Бьюдженталя, обеспечивает человеку полноту его жизни.
Страх перед
неизвестностью и неопределенностью мира и места человека в мире, а,
следовательно, перед необходимостью выбора, занятия той или иной позиции,
порождает угрозу смыслоутраты и экзистенциальную тревогу.
Безусловно,
проблематика смысла и смыслоутраты гораздо более богата и обширна, нежели в
предложенный мной конспективный вариант ее рассмотрения. Весьма значимое место
занимает представление о смысле в отечественной психологии, абсолютно не
затронутое в данной работе. Сама категория «смысл» к настоящему в моменту в
психологии уже достаточно разработана, в силу чего возможно детальное
рассмотрение различных «содержательных» характеристик самого этого понятия.
Список
литературы
[1]
Цит. по Д.А.
Леонтьев Психология смысла.М., Смысл, 1999, стр. 13
[2]
Цит. по Д.А.
Леонтьев Психология смысла.М., Смысл, 1999, стр. 15
[3]
Цит. по Д.А.
Леонтьев Психология смысла.М., Смысл, 1999, стр. 16
[4]
Цит. по Д.А.
Леонтьев Психология смысла.М., Смысл, 1999, стр. 19
[5]
Цит. по Д.А.
Леонтьев Психология смысла.М., Смысл, 1999, стр. 16
[6]
В. Франкл
Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1990, стр.37
[7]
В. Франкл
Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1990, стр.165
[8]
В. Франкл
Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1990, стр.57
[9]
Цит. по Д.А.
Леонтьев Психология смысла.М., Смысл, 1999, стр. 38
[10]
В. Франкл
Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1990, стр. 173-174
[11]
Там же
[12]
В. Франкл
Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1990, стр.38
[13]
В. Франкл
Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1990, стр.155
[14]
В. Франкл Человек
в поисках смысла, М., Прогресс, 1990, стр.30
[15]
В. Франкл
Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1990, стр.41
[16]
Цит по Д.А.
Леонтьев Психология смысла.М., Смысл, 1999, стр. 49