Путешествие как литературный жанр
Путешествие
как литературный жанр
Зинаида Блинова
Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Сима
Тема: Понятие о
путешествии как литературном жанре.
Цель:
1. Рассказать
учащимся об истории развития и особенностях этого литературного жанра.
2.
Проанализировать элементы путешествия в конкретных литературных произведениях.
3. Определить
требования к школьному сочинению о путешествии.
План-конспект
I. Чтение эпиграфа.
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
А.Т.
Твардовский
II. Определение жанра.
Путешествие –
литературный жанр, в основе которого описание
странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных
путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и
так далее.
Основная задача
таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить
философские, публицистические, психологические и другие задачи. Это могут быть
также повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (утопия,
фантастика).
III. История жанра.
1. Корни жанра
в мифологии и фольклоре, где странствие героя становится для него испытанием.
Миф (фольклор)
– тотем (герой) – странствие (испытание).
2. Исторические
вехи развития – два плана.
а) Внешний план. Странствующий герой активно перемещается в пространстве как наблюдатель чужого мира, о котором
он (потом) рассказывает
читателям (слушателям):
– Марко Поло,
сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298) – о путешествии на Восток, в
Китай.
– Афанасий
Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век — об индийских
впечатлениях.
– Тур Хейердал,
норвежский учёный-путешественник. «Путешествие на Кон-Тики», 1950-е годы – о
культуре о. Пасхи.
б) Внутренний план. При восприятии
читателем литературного путешествия его внимание
переместилось на чувства и переживания странствующего, внешние элементы
перемещения в пространстве уже не имели решающего значения.
– Стерн.
«Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», XVIII век. В этом
произведении писатель как бы играет с пространством, переосмысливает мотив
реального странствия для выражения своих переживаний, чувств; Карамзин. «Письма
русского путешественника»; Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
– Байрон.
«Паломничество Чайльд Гарольда»; Лермонтов. «Мцыри». Это лирические
путешествия, в которых культ экзотики, а “духовные скитания” романтического
героя показаны как “бегство” из неволи.
– Лермонтов.
«Герой нашего времени»; Ч.Айтматов. «Плаха». Путешествие воплощает идею
духовного поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытия
характера героя.
3. Литературное
путешествие как объект пародии. Почти каждое литературное путешествие рано или
поздно пародируется.
– Сервантес.
«Дон Кихот» – пародия на рыцарское путешествие.
– В.Ерофеев в
поэме «Москва–Петушки» пародирует Радищева.
IV. Многообразие жанровых форм.
1. Собственно
путешествие (путевой дневник).
– Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше» (шумеро-аккадский эпос).
2.
Разновидность поэмы, сюжетной и композиционной основой которой становится
путешествие.
– Вергилий. «Энеида»; Данте. «Божественная комедия»; Некрасов. «Кому на
Руси жить хорошо».
3. Роман.
– М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
4. Основная
часть произведения.
– «Путешествие Онегина» в романе Пушкина «Евгений Онегин».
5. Очерк.
– Пушкин. «Путешествие в Арзрум».
6. Свободное
повествование.
Оно может
включать в себя письмо и дневник, повесть и автобиографию, новеллу и исповедь,
авторские размышления и поток сознания героя.
Свобода жанра
практически не знает границ, поэтому столь притягательна для авторов и
читателей.
V. Основные элементы путешествия.
Что является
необходимым, обязательным атрибутом перемещения в пространстве и времени?
– Маршрут, транспортные средства, дороги;
– пейзаж, архитектура и достопримечательности городов и селений,
интерьеры домов;
– люди: этнографические наблюдения, диалоги, лица, рассказы, исповеди;
– сценки;
– вкусовые ощущения.
Как организовать эти элементы?
– Как требует замысел автора в произведении.
Каков общий закон использования их?
– Внешние впечатления – чувство, оценка увиденного – общечеловеческий
(публицистический) вывод.
Следовательно,
литературное путешествие относится к художественно-публицистическим жанрам.
VI. Чтение отрывков из очерка Пушкина «Путешествие в
Арзрум», анализ его
с целью выявления элементов путешествия.
Из 1-й главы:
от слов “Из Москвы поехал я...” до “...потому что неестественна”.
Маршрут –
поездка к Ермилову – внешность генерала в восприятии автора: от “До Ельца дороги ужасны” до “...вершины Кавказской
цепи”
Состояние дорог
– пейзаж – этнографическая зарисовка калмыцкого быта – пейзаж.
Из 2-й главы: от “Человек мой...” до “...не оставляя по себе
следов...”
Пейзаж –
встреча с сопровождающими тело убитого Грибоедова – оценка этого события.
Обобщающая беседа.
Какова цель
Пушкина в этом очерке?
– Возможно более точно описать увиденное.
Имеет ли очерк
публицистическую направленность и в чём она?
– Да, имеет. Автор при описании любого момента, будь это внешность
Ермолова, кавказская природа, калмыцкий чай с бараньим жиром или убитый
Грибоедов, обязательно выражает своё отношение к нему, своё непосредственное
впечатление.
VII. Краткий обзор книги Вл.Солоухина «Владимирские
просёлки».
1. Писатель
совершил путешествие по Владимирской области в 1956 году.
2. День
одиннадцатый. Юрьев-Польский район и г. Юрьев-Польский.
Пейзаж –
воспроизведение записи летописца – заметки о Георгиевском соборе – исторический
экскурс о селе Сима – обращение к книге Калачёва о селе Вёска – рассказ о
Липецкой битве.
3. Комментарий
к обзору: писатель выбирает из своего путешествия наиболее яркие элементы,
такие, которые важны ему и которые, вероятно, заинтересуют читателя. При этом
странствующий в своём движении вперёд в пространстве сворачивает на
историческую тропу, в прошлое, а то и вовсе останавливается полюбоваться чем-то
и поразмышлять. Именно эти моменты становятся наиболее публицистическими.
VIII. Обобщение по занятию.
Чем можно объяснить
столь частое обращение различных авторов к жанру литературного путешествия?
– Универсальностью данного жанра, богатыми возможностями формы;
– возможностью непосредственного выражения своих мыслей и чувств.
Домашнее задание.
Написать сочинение о своём путешествии.
Литература по теме
1) Литературный
энциклопедический словарь. М., 1987.
2)
Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1997.
3) Развивайте
дар слова. Факультативный курс по теории и практике сочинений разных жанров.
Пособие для учащихся. М., 1977.
Урок развития речи
в 9-м классе
Тема. Анализ
темы сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Собирание материала к
сочинению.
Цель. Сделать
попытку практического применения знаний о путешествии как литературном жанре.
ПЛАН
I. Повторение.
1) К какой
группе жанров относится жанр путешествия?
– К разновидности художественно-публицистических жанров.
2) Назовите
элементы путешествия. Обязательно ли в художественном произведении использовать
все эти элементы?
3) Почему
художник слова прибегает к этому жанру?
– По разным причинам. Вероятнее всего, для выражения своей позиции в
более яркой и привлекательной для читателя форме.
II. Обсуждение темы «Путешествие по грибоедовской Москве».
А. Определение
объёма и содержания темы в соответствии с тезисами.
Первый тезис
Путешествие по грибоедовской Москве – это странствие в её
историю.
1) Московская
топонимика и маршруты перемещений героев.
Кузнецкий мост, Покровка, Английский клуб, дом московского богача
Позднякова с крепостным театром, дом Фамусова.
Кузнецкий мост
– улица в центре Москвы, место, откуда шло наибольшее влияние иностранного на
московскую дворянскую молодёжь; с Покровки Хлёстова час тащилась до дома
Фамусова в центре города; Английский клуб – любимое место встреч влиятельных
дворян; крепостной театр Позднякова имел славную и несчастную историю.
2) Картины быта
и нравов.
Наряды, моды,
причёски, средства передвижения, балы, заседания в клубе, развлечения, обычаи,
проблемы карьеры, привычки героев и так далее.
3) Разгадки
прототипов.
Московские
тузы, племянник Скалозуба, Чацкий, влиятельные дамы, влиятельные лица,
формирующие общественное мнение, и его распространители.
Второй тезис
Путешествие по Москве возможно благодаря ярким картинам
жизни Москвы в комедии Грибоедова «Горе от ума», которые стали нашим
путеводителем.
1) Условия
сватовства в грибоедовской Москве. Требования к жениху со стороны невесты,
родителей, практическая цель ухаживаний. Особенности любовного треугольника,
восприятие мужа в качестве пажа, решающая сила дамской власти.
2) “Московские
всё” лица на балах и развлечениях. Гости Фамусовых, их одежда, разговоры.
Загорецкий и
его дифирамбы талантам посетителей Английского клуба, интересы гостей и хозяев.
3) Сплетня как
зеркало убеждений московских бар.
Распоряжения
Фамусова Петрушке о записях в календаре, причины сплетен, распространение их,
поведение и речи сплетничающих, результат сплетни.
Третий тезис
Путешествие по грибоедовской Москве – это возможность
понять замысел автора в комедии «Горе от ума».
1) Московские
достопримечательности глазами Чацкого и людей фамусовского круга. Разница этого
восприятия, разная оценка влияний Кузнецкого моста Фамусовым и Чацким,
различное отношение к Английскому клубу у Чацкого и Загорецкого.
2) “Визитные
карточки” московских знаменитостей, составленные Чацким, Софьей Фамусовой,
другими героями.
Кузьма
Петрович, Нестор, любитель балета, гости Фамусовых, дамы московского света.
3) Зарисовки
быта и нравов Москвы.
История
сватовства Чацкого и оценки его как жениха.
Б. Определение
вступительной и заключительной частей.
Заключения
К первому
тезису:
Большая
познавательная ценность путешествия по Москве с “экскурсоводом” Грибоедовым.
Ко второму
тезису:
Незабываемые
впечатления от грибоедовской Москвы.
К третьему
тезису:
Неизбежность
одиночества Чацкого в Москве начала XIX века.
Вступления
К первому
тезису:
Своеобразный
путеводитель по Москве 10–20-х годов XIX века.
Ко второму
тезису:
Место действия
в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
К третьему
тезису:
Замысел
Грибоедова в комедии «Горе от ума».
III. Оформление планов к сочинениям.
Первый вариант
1. Своеобразный
путеводитель по Москве 10–20-х годов XIX века.
2. Путешествие
по грибоедовской Москве – это увлекательное странствие в её историю:
– московская
топонимика и маршруты экскурсий;
– яркие картины
быта и нравов барской Москвы;
– интригующие
загадки прототипов.
3. Большая
познавательная ценность путешествия по Москве с экскурсоводом Грибоедовым.
Второй вариант
1. Место
действия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Путешествие
по Москве возможно благодаря ярким картинам жизни Москвы в комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума», своеобразному путеводителю по столице:
– условия
сватовства в барской Москве;
– московские
лица на балах и развлечениях;
– сплетня как
зеркало нравов московских бар.
3. Незабываемые
впечатления от грибоедовской Москвы.
Третий вариант
1. Замысел
Грибоедова в комедии «Горе от ума».
2. Путешествие
по грибоедовской Москве – это возможность понять замысел автора комедии «Горе
от ума»:
– московские
достопримечательности глазами Чацкого и людей фамусовского круга;
– “визитные
карточки” московских знаменитостей;
– зарисовки
быта и нравов города Москвы.
3. Неизбежность
одиночества Чацкого в Москве начала XIX века.
IV. Словарная работа.
Отбор лексики,
речевых оборотов, обязательных для сочинений данного типа. Обдумывание
переходов от части к части.
Домашнее задание.
Написать сочинение по любому варианту плана.
Литература
1. Вл.Орлов. Грибоедов. Л., 1967.
2. А.Лебедев. Куда влечёт тебя свободный ум. М., 1982.
Примечания
На уроке
обдумывания и анализа темы «Путешествие по грибоедовской Москве» ввиду
недостатка времени следует ограничиться проработкой одного, выбранного
учениками, варианта тезиса. О других учитель может поставить класс в
известность, может зачитать свои предложения по их проработке.
Особого
внимания перед сочинением о путешествии требует словарная работа. Это слова,
наименования, словосочетания, связанные с обозначением предметов путешествия,
действий путешественников. Желательно попытаться подобрать как можно больше
синонимов.
Урок развития речи в 10-м
классе
Тема.
Разработка темы сочинения «Путешествие по России с П.И. Чичиковым». Отбор
материала.
Цель. Закрепить
знания о путешествии как литературном жанре и развить умение писать сочинения
такого типа.
ПЛАН
I. Повторение.
1. Какие виды
путешествий вы можете назвать?
– Реальные, в
которых человек действительно перемещается в пространстве;
– книжные,
литературные, в которых читатель странствует с автором и его героем.
2. Назовите
элементы путешествия и объясните, по какому принципу автор отбирает их при
описании путешествия.
3. К какому
типу литературных жанров относят путешествие и почему?
– К художественно-публицистическому: описывая путешествие, автор более
свободно и открыто выражает свою позицию, чем в обычных художественных
произведениях.
II. Обдумывание темы «Путешествие по России с П.И.
Чичиковым».
А. Определение
объёма темы.
Тему следует
раскрыть на большом объёме материала почти всей поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые
души» – всё, что связано с описанием поездок Чичикова, его дорожных впечатлений
и наблюдений. Это, конечно, приезд Чичикова в губернский город NN, его прогулка
по городу, чтение газеты, восприятие номера в гостинице, обеда в трактире, его
разговоры-расспросы о демографических особенностях края. Материалом к сочинению
станет повествование о поездках Чичикова к помещикам и приключениях, что с ним
произошли: дорожно-транспортных, авантюрных, комических, сентиментальных,
кулинарных и так далее.
Всё это и
станет компонентами его путешествия.
В него не
войдут, например, «Повесть о капитане Копейкине», рассказ о биографии Чичикова,
о торжестве херсонского помещика, авторские отступления, то есть те части
текста, в которых не повествуется о перемещениях героя по российским просторам.
Б. Определение
содержания темы.
Почему Н.В.
Гоголь использовал путешествие Чичикова по России в качестве основы поэмы
«Мёртвые души»?
– Именно
путешествие героя помогло писателю сделать поэму «Мёртвые души» поэмой –
обозрением жизни России XIX века и широко изобразить жизнь всех социальных слоёв
в соответствии со своим замыслом.
Тезис
Путешествие с П.И. Чичиковым по России – это прекрасный
способ познания (изучения) жизни России XIX века (николаевской России).
Аргументы.
1.
Дорожно-транспортные приключения с Чичиковым на российских дорогах.
2. Редкостные,
неповторимые достопримечательности города NN.
3.
Разнообразные интерьеры гостиных.
4. Объекты
наблюдений героя из окна его кареты.
5. “Говорящие”
меню в распоряжении гостя губернии.
6. Достойные
деловые партнёры ловкого приобретателя.
Вывод. Большое
познавательное значение путешествия с Чичиковым.
В. Вступление.
а) Замысел Н.В.
Гоголя в поэме «Мёртвые души».
б) Особенность
поэмы Гоголя.
Г. Составление
и запись плана сочинения.
1. Жанровая
особенность поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
2. Путешествие
с П.И. Чичиковым по России – прекрасный способ познания жизни николаевской
России:
а)
дорожно-транспортные приключения Чичикова на российских просторах;
б) редкостные
достопримечательности города NN;
в)
разнообразные интерьеры гостиных;
г) объекты наблюдения
героя из его кареты;
д) “говорящие”
меню в распоряжении гостя губернии;
е) достойные
деловые партнёры ловкого приобретателя.
3. Большое
познавательное значение путешествия с Чичиковым.
III. Собирание материала к сочинению.
Отбор цитат.
Характер комментариев. Переходы между частями текста. Устный вариант отрывка
текста по любому из аргументов.
Домашнее задание. Написать сочинение.
Урок развития речи в 10-м классе
Тема.
Обсуждение темы «В поисках счастливого. Путешествие по России с некрасовскими
правдоискателями».
Цель. Обобщить
знания учащихся о литературном путешествии как жанре, проконтролировать их
умение анализировать такие темы и писать по ним сочинения.
ПЛАН
I. Повторение.
1. Что означает
путешествие как литературный жанр?
– Литературное путешествие относится к художественно-публицистическим
жанрам и обладает богатыми возможностями для глубокого, яркого и точного
выражения замысла автора, для большей художественной, читательской
привлекательности произведения.
2. Являются ли
многочисленные элементы путешествия обязательными для автора?
– Нет, конечно. Автор отбирает только наиболее яркие с его точки зрения
элементы, которые помогут лучше выразить его замысел.
II. Вопросы для беседы.
1) Перечитайте
формулировку темы и объясните, чего она от вас требует.
– «В поисках счастливого. Путешествие по России с некрасовскими
правдоискателями».
Тема требует:
а) показать поиск;
б) как шёл этот поиск;
в) где и среди кого искали счастливого;
г) как оценивали “счастье” претендентов;
д) как они (претенденты) сами понимали счастье.
– Тема называет жанр сочинения – это путешествие, значит, потребуется
отобрать его наиболее яркие элементы из поэмы Некрасова.
– Тема напоминает нам, что ходили именно мужики-правдоискатели и искали
счастливого со своих позиций, следовательно, весь материал поэмы надо будет
рассматривать их глазами.
– Тема указывает, что и поиск, и хождение мужиков организовал автор –
Некрасов, значит, следует выявить его позицию.
2) Какой вывод
из анализа формулировки темы нужен?
– В формулировке темы нет ни одного лишнего слова. Каждое из них
означает ёмкое понятие, которое надо и растолковать, и учитывать в согласовании
с другими понятиями.
3) Содержит ли
формулировка готовый тезис для сочинения? И как нам далее действовать?
– Нет. Значит, нужно провести логические операции для его выявления:
поставить вопрос, ответить на него, из ответа сформулировать тезис.
4) Какие
вопросы содержатся, по-вашему, в формулировке?
– Зачем Некрасов “организует” поиск счастливого
мужиками-правдоискателями?
– Как читатели относятся к такому поиску-хождению?
– Нашли ли счастливого крестьяне Некрасова?
5) Какой из
этих вопросов может дать нам наиболее интересный тезис, а значит, наиболее
удачный поворот в раскрытии темы, полноценное сочинение?
– Например, второй.
6) Попробуем ответить
на него.
– Читателям
интересно читать об этом поиске-хождении;
– нам
нравится...;
– описание
этого хождения производит на нас сильное (яркое, незабываемое, необычное, странное) впечатление, потому что автору
удалось как бы провести и нас
по Руси.
7) Попытаемся
сформулировать из ответов тезис, используя наиболее подходящие формулировки, и
согласовать их с остальными словами темы.
Возможен такой
вариант первого тезиса:
– яркие впечатления читателей от совместного хождения с
некрасовскими правдоискателями в поисках счастливого в России шестидесятых
годов XIX века.
8) А как
ответили бы вы на первый вопрос?
– Некрасову так удобнее, легче показать широко жизнь России после
реформы.
– Поэт может без усилий и натяжек “организовать” встречу пешеходов с
людьми всех социальных слоёв России и познакомиться с распространённым мнением
о счастье.
9) Значит, для
поэта путешествие – это удобная форма, прекрасная возможность для чего-то?
– Да, для выражения его собственных мыслей, личного мнения, замысла.
10) Сформулируем
же из ответов на первый вопрос второй тезис.
– Хождение крестьян-правдоискателей по России в поисках
счастливого – это возможность показать широко жизнь России после реформ и
решить проблему счастья.
11) Итак, два
тезиса, значит, два разных сочинения, так как, используя один и тот же
материал, мы будем рассматривать его с разных позиций.
По отношению к
первому тезису мы занимаем такую позицию: наша задача – показать яркие
впечатления от...
Ко второму:
наша задача – показать авторское воплощение его замыслов.
12) Будут ли
общие моменты в этих разных сочинениях? Какие?
– Да, будут; это элементы путешествия: дорога, география хождений,
достопримечательности, люди, встречи со “счастливыми” и так далее.
13) Подберём
аргументы к первому тезису.
1. Образная точная
топонимика “счастливых местечек” России.
2.
Природно-погодный календарь хождения.
3. Живописные
достопримечательности русских селений.
4. Незабываемые
встречи со “счастливыми”:
а) общее
народное “счастье” на “ярмонке”;
б) исповедь
счастливой “губернаторши”;
в) жалобы
помещика на утрату счастья.
5. Авторские
размышления о счастье после увиденного и услышанного.
14) Можем ли мы
использовать эти аргументы в доказательстве второго тезиса?
– Конечно. Только, вероятно, следует откорректировать формулировки.
1. Отражение
жизни народа в географических названиях “счастливых местечек” России.
2. Наблюдение
природно-погодных условий глазами крестьян-путников.
3. Изображение
условий жизни народа через обрисовку достопримечательностей селений.
4. Организация
встреч путешественников с очень широким кругом жителей России:
а) сцены общего
народного “счастья” на “ярмонке”;
б) знакомство
со счастливой “губернаторшей” и её исповедь;
в) выслушивание
жалоб помещика на утрату счастья и народных легенд;
г) наблюдение
за деревней Вахлаки.
5.
Отрицательный результат хождений мужиков (возможно, в заключении).
Вывод.
Следовательно, получится два разных текста.
15) Продумать
наиболее логически точные заключительные и вступительные части.
Заключения
К первому
тезису:
Художественный
талант Некрасова.
Ко второму
тезису:
Мнение
Некрасова о состоянии России после реформ и о человеческом счастье.
Вступления
К первому
тезису:
Пристальное
внимание Некрасова к форме своей поэмы.
Ко второму
тезису:
Авторский
замысел в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
III. Материалы к сочинению.
Попытки
составления устных вариантов текстов по одному из аргументов – похожему – двух
разных тезисов.
IV. Обобщение.
Домашнее задание. Написать сочинение.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lit.1september.ru/