Апелляция к чести как компонент политической ментальности периода 1986 -1998 гг.
Апелляция к чести как компонент политической
ментальности периода 1986 -1998 гг.
Борисов С.
"Прорыв"
понятия "честь" в партийную лексику происходит на XXVII съезде КПСС
(25 февраля " 6 марта 1986 года). Словно предваряя будущий (в 1989 году)
поступок чести, тему партийной этики поднимает в своем выступлении первый
секретарь ЦК КП Грузии Д. И. Патиашвили:
"Честный
и чистый облик партийца ... формируется лишь в атмосфере ... широкой гласности
... Какую .. политику может проводить секретарь партийного комитета или
министр, любой руководящий работник, если он занимается поборами, утратив
элементарное понятие о чести и партийной совести?"
Другой
будущий "субъект чести, Б. К. Пуго. также поднимает эту тему в своем
выступлении: "Все, ... кому небезразлична честь предприятия, отрасли,
честь нашей Родины, обязаны встать в ряды борцов за качество".
Бригадир
метростроевцев А. С. Суханов говорит о "необходимости ... на деле, а не на
словах бороться за честь и достоинство москвича"". Ему вторит первый
секретарь Московского горкома партии, будущий президент России, Б. Н. Ельцин:
"... бороться за честь и достоинство москвича".
Бригадир
шлифовальщиков из Ленинграда В. С. Алепшиков говорит о чести рабочего:
"... Есть среди рабочих ... и такие, кто не очень дорожит честью рабочего
человека ...".
Понятие
чести входит в Программу и Устав КПСС, принятые на XXVII съезде в новой редакции.
Но если в Программе говорится лишь об укреплении правовой основы
государственной и общественной жизни и в связи с этим о необходимости
"делать все для ... охраны личного имущества, чести и достоинства
граждан", то в Уставе КПСС появился пункт о чести члена партии: "Если
член или кандидат в члены партийного комитета уронили свою честь и достоинство,
он не может оставаться в его составе..."1. Таким образом, понятие чести на
XXVII съезде КПСС становится существенным компонентом партийной лексики.
Параллельно
происходит настоящий "бум" чести в литературно -издательском деле. В
1986 - 1987 гг. журнал "Аврора" публикует роман В. Пикуля "Честь
имею". В 1986 году выходят книги "Честь и слава пехоты",
"Честь и авторитет коммуниста", в 1987 - роман Ю. Пиляра "Честъ^
(о Д. М. Карбышеве), Е. Иванова "Честь и долг", сборник "Честь и
слава - по труду", в 1988 - сборник "Честь смолоду", в 1989 -
книга А. Лебедева "Честь" (о И. Д. Якушкине).
Одним
из этапов включения понятия "честь" в активный политический лексикон
является XIX Всесоюзная конференция КПСС, проходившая в июне - июле 1988 года.
Тон
своим выступлением задет Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев:
"... Немало сказано в последние годы огорчительного и даже трагического
... Не знать, не ведать этого, конечно, спокойнее. Но из такого подхода не
могут родиться революционное сознание, гражданская позиция, мужество и высокая
ответственность человека ... Именно поэтому партия смело пошла на ...
восстановление исторической правды, реабилитацию тех, кто стал жертвой
несправедливых политических обвинений и беззаконий ... Не должно быть вопросов,
от ответов на которые надо уклоняться ... Речь идет о нашей партийной чести и
совести, об интеллектуальном достоинстве партии Ленина". Таким образом М.
Горбачев ставит вопрос о "партийной чести", чести "партии
Ленина".
На
следующий день слово берет член ЦК КПСС, директор Института США и Канады
Академии наук СССР Г. А. Арбатов: "Скажу честно, что, когда я готовился к
выступлению... я предполагал говорить о внешней политике ... Но ... после
первого дня конференции, я решил, что главное не это ... Сегодня настал час
больших перемен ... Час возврата к правде, возрождения таких понятий, как честь
и достоинство личности и нации"2 Иными словами, уже на второй день конференции
вопрос от "партийной чести" переходит в плоскость "чести
личности" и "чести нации" - то есть в измерение не
узкополитическое, а скорее метафизическое, общечеловеческое.
Вечером
того же дня писатель Юрий Бондарев без обиняков заявляет: "Нам нет смысла
разрушать старый мир до основания ... Нам не нужно, чтобы мы, разрушая свое
прошлое, тем самым добивали бы свое будущее. ... Экстремистам немало удалось в
их стратегии, родившейся ... из тщательно продуманной заранее позиции. И теперь
во многом подорвано доверие к истории, почти ко всему прошлому, к старшему
поколению, к внутренней человеческой чести, что называется совестью, к
справедливости".
Необходимо
отметить, что за неделю до открытия XIX партконференции Ю. Бондарев выступил в
печати со статьей, в которой, в частности говорилось: "...За последние
тридцать лет нравственные представления и понятия - честь, совесть,
добропорядочность – были подвергнуты как бы пересмотру и унижению грубыми
силами бытия и заменены лицемерием, лестью, равнодушием'93.
Таким
образом, в июне 1988 года Ю.Бондарев высказывает две противоположные позиции.
Согласно первой понятие чести девальвировалось за последние тридцать лет,
согласно другой, лишь в период 1985-1988 гг. ''экстремистами" было
подорвано "доверие к внутренней человеческой чести'' Но как бы то ни было,
Ю Бондарев активно вводи 1 понятие "честь" в активный политический
лексикон.
В
1989 год}7 писатель Юлиан Семенов, отвечая на вопросы интервью заявляет:
"Я убежден: человек чести и добра, сражающийся со злом - это стержень, который
держит человечество. Если мне хоть в какой - то мере удается доказать это,
значит пишу не зря»4
В
этом же году в Москве разворачивается крупная политическая интрига. Следователь
Н. Иванов выдвигает обвинения во взяточничестве целому ряду партийных деятелей
и в том числе Е. К. Лигачеву. 15 мая последний пишет заявление на имя
Генерального прокурора с требованием рассмотреть прозвучавшие обвинения. Но
публикации заявления в печати препятствует В. А. Медведев. Вот как передает
этот эпизод сам Е. К. Лигачев:
"...
Вдруг позвонил ... Медведев.
-
Егор Кузьмич, - начал он. " Может быть не стоит спешить с публикацией
этого сообщения? ... Давайте подождем Михаила Сергеевича, посовещаемся...
-Чего
же ждать? - резко возразил я Медведеву. - Задета моя честь, честь ЦК,
Политбюро. Почему мы должны молчать и этим подогревать кривотолки?"
Е.
К. Лигачев дозвонился до М. Горбачева и добился разрешения на публикацию5.
Таким
образом, в 1986 - 1989 гг. апелляция к политической чести начинает входить в
ткань политической борьбы.
В
начале 1990-х продолжают складываться поведенческие элементы феномена
политической чести, личной чести политика. Первое, что следует особо отметить -
это появление фактов добровольной (вызванной личной нравственной позицией)
отставки. Второе - еще более активное включение слова "честь" в
лексикон действующих политиков.
Одним
из первых примеров реализации феномена "чести политика", как поступка
осознанного и отделенного от "чести партии", стала отставка первого
секретаря ЦК КП Грузии Джумбера Патиашвшш после кровавых (до конца еще не
проясненных) событий в Тбилиси 9 апреля 1989 года. Можно в связи с этим
говорить о традициях "кавказской чести", можно вспомнить его
выступление на XXVII съезде КПСС в 1986 году, в любом случае, Д. Патиашвили стал,
по всей видимости, первым в советской истории высшим партийным функционером,
покинувшим свой пост добровольно. Кстати; политическая судьба Д. Патиашвили
отчасти опровергает расхожий тезис о том, что в политике поступок чести
(отставка) непременно означает забвение, политическую смерть ''субъекта
чести". Спустя шесть лет. в 1995 году. Д. Патиашвнли становится одним из
трех претендентов на пост президента Грузии.
В
1989 году Б. Ельцин отказывается от судебной защиты чести и достоинства:
"
- Вы действительно решили подать на итальянскую газету "Правду" в
суд?
-
Нет, если бы люди вдруг поверили этой грязи ... тогда, конечно же пришлось бы
защищать через суд свою честь и достоинство. ... Но, к счастью, мне не надо
ничего доказывать. Люди поверили мне и не поверили ни одной строчке,
опубликованной в "Правде""2
Вряд
ли довод "поверили - не поверили" может быть основанием отказа от
обращения в суд по защите чести и достоинства. Тем не менее симптоматична сама
артикуляция темы возможной защиты чести коммуниста от газеты ЦК КПСС.
Актом
чести можно назвать самоубийство в 1991 году Б. К. Пуго после провала ГКЧП.
В
этом же году филолог А. М. Панченко на страницах журнала "Юность"
пускается в рассуждения о личной и дворянской чести:
"Пушкин
... при советской власти издавался!... Это ... нас и спасло. Человек,
прочитавший "Капитанскую дочку, уже знает, что надо беречь честь
смолоду... Вот о чести сейчас заговорили. Слово - то само было не в чести, его
вообще не было в советском лексиконе. Какая там честь! Еще не скоро придет. При
таких структурных перестройках честь приходит последней."8.
В
том же, 1991 году о возможности существования чести в условиях советской власти
саркастически рассуждает А. Минкин, возмущенный сообщением о возрождении
Дворянского собрания: "... Дворянское собрание - это собрание дворян, а не
потомков, - пишет А.Минкин.- Дворянство - это же не только кровь, дворянство -
это и честь. Восстановление прошло совершенно по-марксистски. По крови. Дворян
уничтожали за кровь, не за личность. Теперь "восстанавливавают" по
тому же критерию за кровь. А честь? Какие футболисты в стране, где футбол
запрещен, а за хранение мяча - расстрел? Какие аристократы без высшего
общества? Дворяне, бывало, удалялись от света. Но ~ по собственной воле и
размышлению. Или - по слову Государя. И - в деревню Читать, лечить, учить. Это
чести не задевало. В актеры - да. случалось В завмаги - никогда. А честь п
жизнь при советской власти? "вещи несовместные...»9
Нельзя
не отдать должного логике журналиста. Действительно. попытки институциализировагь
"дворянские общества", имевшие место в 1990-е годы, базировались на
презумпции "генетической передачи дворянской чести", что изначально
абсурдно.
Об
утрате чести в советский период пишет в 1991 году В Ф. Антонов. Говоря о
ценностях, выработанных народничеством, он в числе первоочередных называет
учение о человеке, обстоятельно разработанное Лавровым. Соответственно,
"пренебрежение человеком в пользу примата экономики, - заключает историк,
- ... стоило нам ощутимой потери таких качеств, как честь и достоинство
личности, благородство и цельность натуры, стыд и совесть..."10
Николай
Федоров, министр юстиции РСФСР, в марте 1993 года, узнав об указе Б. Ельцина
"Об особом порядке управления страной до преодоления конституционного
кризиса", подает в отставку (в феврале 1994 года Н. Федоров избирается
президентом Чувашии)11. В сентябре того же года после указа 1400 подает в
отставку Сергей Глазьев (позднее он включается в предвыборную борьбу в составе
Конгресса Русских Общин).
В
1994 году политик Рамазан Абдулатипов выступает со статьей, в которой называет
один из новых курсов истории "идеологически закрепленным и
целенаправленным издевательством над честью поколений, над достоинством
государства"12.
В
том же году в интервью мэр Москвы Юрий Лужков апеллирует к понятию "личной
чести": "Правительственная газета не имеет права обвинять человека в
невысказанном намерении ...: хоть Лужков и говорит, что не хочет выдвигаться,
но ведь могут и заставить те, кому надо выйти на просторы Великой России. Здесь
уже задета моя личная честь: меня никто не может заставить что - либо
сделать"13.
С
1995 года «лексика чести» - заявления о собственной чести, о готовности к
дуэли, оценка поступков прошедших лет с позиций чести -начинает активно
утверждаться в публичной печати и политике. Даже громогласные констатации того,
что честь "исчезла", "вышла из обихода» свидетельствуют не о
том, что ранее она была, а об осознании потребности в «нравственных
тормозах", в ограничителях поступков политических деятелей, в выработке
кодекса политической чести (кодекса чести политиков) и средств его поддержания.
В
начале 1995 года журналист Ю. Белявский, рассуждая об ответственности Дудаева
за кровавую бойню в Грозном, заключает: "Любой худо - бедно ответственный
политик, обремененный хоть какими - то понятиями о чести, доведя свой народ до
полного и всестороннего краха, имел бы перед собой простенькую альтернативу:
уходить или стреляться9914.
Это
уже попытка определить поведенческие критерии чести для политика, совершившего
ошибку, - отставка или "почетное" самоубийство.
В
середине 1995 года бывший глава второго (российского) телеканала Олег Попцов
публикует нечто вроде политических мемуаров, в которых пытается с позиций чести
(в своем понимании) проанализировать поведение вице-президента А. Руцкого в октябре
1993 года, когда тот, не уйдя в отставку, стал защищать интересы оппозиционного
президентской власти блока сил: "Сторонники изоляции вице-президента, -
замечает О. Попцов, - оказались плохими психологами. Они полагали, что крылатое
... изречение Руцкого о чести русского офицера и есть мерило всех его
поступков. Уязвленное самолюбие проснется, и Руцкой немедленно подаст в
отставку. Но честь русского офицера избрала нестандартное положение
политической игры. Руцкой в отставку не подал".
Характерно,
что О. Попцов описывает ситуацию, когда определенные круги рассчитывают на
"поступок чести" человека - политика из офицерской среды, сами же
предпочитают оставаться вне "правил чести". Досадуя на Руцкого за
"игру не по правилам", О. Попцов сообщает, что тому следовало уйти в
отставку и стать "знаменем оппозиции, кандидатом номер один на
политический престол"15.
Во
второй половине 1995 года телевидение транслирует на всю страну два эпизода
политической жизни с участием Жириновского, реакция на них оказывается связана
с вопросами чести.
Сначала
после потасовки, устроенной в Думе, в ходе которой В. Жириновский тянул за
волосы женщину - депутата, Борис Федоров вызвал его на дуэль Тем самым он
попытался отождествить статус депутата с дворянским званием. Естественно, из
этой затеи ничего не вышло. Затем в передаче "Один на один" Б.
Немцов, взяв недопустимый тон в общении с В Жириновским, наткнулся на столь же
безапелляционную лексику, а затем получил в лицо соком из стакана собеседника.
Стоит отметать, что даже ''антижириновски" настроенные СМИ в ряде случаев
признали поведение Б. Немцова не соответствующим кодексу чести "Уже после
первого оскорбительного слова со стороны Жириновского. - пишет Ю. Акопян,
" Немцов, если ему дорога честь, должен был отказаться от дальнейшей
дискуссии. Но нижегородский губернатор довел - таки до сведения визави
заготовленный впрок язвительный пассаж. За что и поплатился"16
Если
для властвующего политика Ю. Белявский предлагает в случае неудачи в качестве
"поведения чести" отставку или самоубийство. то для публичного
политика Ю. Акопян в случае оскорбительного поведения собеседника предлагает
отказ от дискуссии, "табу на общение". Таким образом, не политики и
не политологи, а журналисты, комментаторы, - публицисты берут на себя миссию
выработки кодекса чести политика. Другое дело, что данные оценки, комментарии
рассыпаны по разным газетам и не выстраиваются в единое активное смысловое
поле-.
Идеологема
чести уверенно пробивает себе дорогу в лексике стремящихся к власти движений и
сил. В октябре 1995 года при активном участии генерала А. Лебедя создается
военное по преимуществу движение "Честь и Родина"17. В декабре 1996
года движение проводило уже третью свою конференцию и объединяло 86 тысяч
человек в 72 субъектах Федерации18 , тогда же возникла и газета "Честь и
Родина" 19. Можно предположить, что название "Честь и Родина"
восходит к девизам гвардейских воздушно-десантных дивизий. Из пяти гвардейских
дивизий ВДВ три имеют понятие "честь" в тексте девиза: "Честь и
Родина превыше всего" (98-я), "Себе честь - Родине слава"
(104-я), "Мужество, отвага, честь" (7-я)20. Таким образом, смысловые
поля воинской (офицерской. гвардейской, косвенно-дворянской) чести и политики
соединились в символе "политической чести" как особой (корпоративной)
категории политической ментальности.
В
том же месяце новгородский социолог Ю. Парникель в газетной публикации
замечает: "...Добросовестное выполнение принятых на себя обязательств у
всех народов считалось делом чести. Держать бы в памяти это нашим
политикам..."21.
В
ноябре того же года в Москве открывается внеочередной Конгресс российских
предпринимателей. Инициаторы конгресса выступили с инициативой разработки
необычного документа, своеобразного "кодекса чести", как окрестили
его сами предпринимателя, - "Хартии бизнеса России". Текст хартии был
составлен таким образом, что отказ подписать его означало признание
нечистоплотности и криминальности своего бизнеса. Вот выдержки из хартии.
"Предприниматели и менеджеры Российской:
Федерации
... добровольно принимают на себя бессрочные обязательства:
воздерживаться
от насилия или угрозы насилия как способа достижения деловых целей; не
прибегать к недобросовестным формам ведения деловых операций, связанных с
обманом и умышленным нанесением ущерба своему контрагенту и т. д"22.
В
том же месяце писатель Виктор Конецкий со страниц печати обрушивается на Никиту
Михалкова, начинавшего в ту пору "раскручивать" свою политическую
карьеру помимо прочего и апелляцией к своим дворянским корням: "Октябрь
прошел, - пишет В. Конецкий, - под знаком столбового дворянского семейства
Михалковых. Где там Чечня, голодуха, развал, позор? Это все фон и мелочи жизни.
Вот он, символ новой России - Никита Михалков ... который явил себя стране в
финале архиграндиозного шоу .... Князья Юсуповы были богаче царя, но Русь
никогда не отмечала их 50-летних юбилеев. ... Почему уважаемые люди повалили на
беспардонное шоу в концертном зале "Россия"? Суть русского дворянства
- честь и совесть. Михалковы, хоть и кичатся своим дворянским происхождением,
позабыли про эти высокие понятия. Но где твоя честь и совесть, российская
интеллигенция?"23
В
эти же дни академик Георгий Арбатов, сосредоточив внимание на теме здоровья
главы государства, указывает на необходимость полноты информации о состоянии
президента, и прежде всего - "от врачей, подтверждающих свои выводы
собственным именем и профессиональной честью"24 . Таким образом, Г.
Арбатов превращает профессиональную честь медика в элемент "честной
политики", в число "политически необходимых" вещей.
В
декабре 1995 года в журнале "Новое время" журналистка Ирина Бродская
упоминает о "бабушках-интеллигентках", которые продолжают видеть в
декабристах "олицетворение рыцарства и чести", восхищенно пишет о
Лунине: "Офицер - легенда, кумир молодежи, сам олицетворение чести".
Обратим внимание на то, что журнал "Новое время" политический, и
такой же подтекст у статьи: "Почти в каждом из них интеллигент взял верх
над революционером. Они отвергли идею расправы над царской семьей. Отказались
накануне восстания от штурма Зимнего дворца и убийства императора Николая Г. В
качестве основной причины политического поражения восставших И. Бродская
указывает на осознание декабристами незыблемости вечных моральных истин и
недопустимости их нарушения"25. «Честь" востребуется журналисткой как
один из способов ограничения революционной вседозволенности, неразборчивости в
средствах,
В
1995 году возникаем театральный фестиваль "Золотая маска" (с 1996
года он станет всероссийским). Он учреждает премию "За честь и
достоинство". Лауреатом ее в 1995 году стала Галина Уланова, а в 1997 году
- актриса Елена Псарева (Омск) и драматург Александр Володин. Кроме того
специальный приз вручается Е. Акимову, чтобы, как сказал Георгий Тараторкин,
"передавалась эстафета чести и достоинства"26.
В
январе 1996 года о военных действиях в Чечне говорит премьер-министр В.
Черномырдин: "Российский солдат не запятнал своей чести59 (16 января 1996
года, телевизионное интервью). В начале февраля -1996 года журналист М.
Барнацкая вводит в политический оборот понятие «губернаторская честь», стремясь
превратить глав субъектов Федераций в ответственных субъектов политики, таких
же как и "центральных", федерального уровня. М. Барнацкая
рассказывает о губернаторе Калужской области А. Дерягине и вице-губернаторе И.
Ханине: "И. Ханин, не имея полномочий, выделил из бюджета области
многомиллионную безвозмездную ссуду коммерческой структуре ... Из КПЗ Игорь
Ханин вышел достаточно быстро, причем стараниями юристов оказался чист, как
стеклышко. В любом другом государстве это повлекло бы автоматическую отставку
губернатора, но только не у нас. За два года в Калужской области произошло
достаточно много интересных событий и всякий раз хоть как-то, но это задевало
губернаторскую честь"27.
Не
станем вникать в суть событий: честь суть формальная категория, предполагающая
достаточно узкий выбор возможных моделей поведения. В данном случае губернатор
руководствовался соображениями в том числе политической целесообразности, но в
категориях "губернаторской чести" он свой статус явно не осмыслял.
Упомянутая
статья публикуется 6 февраля, а 8 февраля журналист В. Алексин взывает со
страниц той же "Независимой газеты": "В России дело может спасти
только новое поколение политиков: людей долга и честя, обладающих
государственным мышлением....готовых нести ответственность за судьбу
доверившего им власть народа"28.
В
апреле 1996 года министр обороны Павел Грачев, выступая в Государственной Думе.
совершает поступок, вполне подлежащий оценке с позиций чести. Как известно,
министра обороны вправе освободить от должности лишь президент, но никак не
Дума, тем не менее на реплику Юрия Щекочихина - "Я обращаюсь к вам не как
к политику, а как к российскому офицеру. За вами, как за человеком,
занимающимся военным искусством, стоит уже много человеческих жертв. У Вас не
возникло желания уйти в отставку?" - П. Грачев ответил готовностью сделать
это по желанию Думы: "Что касается моей отставки. Если вы, народные
депутаты, посчитаете, что все безобразия, которые происходят у нас ... в армии,
и те потери, которые несут федеральные силы, зависят только от личности
министра обороны, я готов, в том числе и сейчас, уйти в отставку"29. По
сути дела П. Грачев бросил перчатку Государственной Думе, а предпочла перчатку
не поднимать.
В
мае 1996 года в "Общей газете" журналист М. Данилов, сокрушается об
утрате чести современными российскими политиками и едва ли не ставит им в
пример уже упоминавшегося Б. Пуго: "Разговор... начну с истории о
трагическом конце американского адмирала Джереми Борда. "Отец
моряков"... выстрелил себе в сердце за час до встречи с журналистами.
Дотошные газетчики сравнили сегодняшние его фотографии с фотографией годовой
давности: на старой-нашивки, которые сейчас адмирал уже не носит. Выяснилось:
на нашивки с буквой "V" имеет право лишь тот, кто участвовал в боевых
действиях во Вьетнаме. Адмирал служил там на боевом корабле, но в боевых
действиях корабль не был. Перед смертью адмирал оставил записку: он не может
поставить под сомнение честь мундира. Трогает, что у адмирала русские корни.
Приятно, что выходец из России, пусть даже в третьем поколении, может быть
человеком чести. Не болтуном. Не вруном... Невозможно представить, что должно
случиться, чтобы кто-нибудь из наших лидеров или высоких начальников
застрелился. Получается, что последним джентльменом от политики был Пуго. Вот
именно, что прожженные партийцы оказались последними романтиками и заложниками
чести"30. Здесь вопрос ставит-ся таким образом, что постсоветское
политическое пространство, в отличие от прошлого коммунистического и нынешнего
зарубежного, лишено ''константы чести".
В
июне 1996 года бывший председатель Совета Федерации Владимир Шумейко,
обвиненный депутатом Госдумы Виктором Илюхиным в покровительстве директору
банка "Властилина» заявил по телевидению (24 июня): "Если можно было
бы вернуть восемнадцатый век. я бы вызвал его на дуэль (В. Илюхина - С . Б),
мирно застрелил бы и не судился". Так он объяснил свое обращение в суд по
этому поводу. Характерно, что В . Шумейко инстинктивно воспользовался дуэльной
фразеологией, чувствуя, что именно она будет импонировать жаждущей
"поступков чести'' публике.
И
в том же месяце президент Ингушетии Руслан Аушев в интервью избирает идеалом
людей чести. Правда, сам выбор конкретного репрезентанта - декабристов -
внушает некоторое сомнение: нежели, Р. Аушев тоже хочет свергнуть существующий
режим ? "Для меня декабристы, - говорит он - идеал. Символ чести, мужества
доблести и отваги . Это для офицера главное. Выход декабристов на Сенатскую
площадь - поступок, с которым я сверяю себя, свои действия . Изменять идеалу не
собираюсь ни при каких обстоятельствах"31.
Что
бы ни имел в виду личный друг Дудаева и ветеран афганской войны, отметим его
высказывание в качестве одного из элементов общего дискурса чести,
выстраивающегося в российской политике.
В
июле того же года Никита Михалков публикует открытое письмо президенту Б.
Ельцину, в котором обозначает основные ценности будущей России. "Гарантией
процветания нашего общества, - пишет он, - является ... братское служение;
единение веры, чести и жертвенности граждан и президента". (Спустя месяц
журналист Дмитрий Стахов. процитировав эти слова, Определил позицию Н.
Михалкова как "просвещенный фашизм")32.
В
октябре 1996 года президент Ассоциации "XXI век" обращается с
открытым письмом к президенту США Клинтону. В письме он возмущается тем, что
руководство ФБР обвиняет его в принадлежности к лидерам преступного мира.
"Больше всего на свете ценю репутацию и честь", - пишет Анзори
Кикалишвили и сообщает, что подает на ФБР в суд.33
В
ноябре 1996 года в Париже В. Черномырдин подписывает от имени России договор с
Францией, по которому Россия признает долги царской России и обязуется
выплатить 400 миллионов долларов. На пресс-конференции премьер-министр
правительства России Виктор Черномырдин произносит знаковые для внешней
политики России слова:
"Вопрос
решен раз и навсегда. Долги надо платить. Речь идет о нашей чести, о чести
России. И не важно, кто и когда сделал эти долги. Сделала Россия - Россия и
платит. И будет всегда выполнять свои обязательства. Лучше, конечно, чтобы
долгов не было, мы стремимся к этому и добьемся этого. Надо, чтобы руководители
страны всегда были ответственны за деяния предыдущих поколений. И я горжусь,
что нам удалось решить этот вопрос"34.
В.
Черномырдин вкладывает в понятие "чести страны" принцип
ответственности политиков настоящего за деяния политиков прошлого (в частности,
долги) - независимо от политической целесообразности этих деяний с позиций
сегодняшнего дня..
В
декабре 1996 года заместитель руководителя Центра социологии национальной
безопасности России РАН В. Серебренников утверждает в. печати:
"Законодательно необходимо закрепить высокие требования к нравственному
облику государственных деятелей, создать своеобразное "сито», делающее
невозможным проникновение во власть людей без чести и совести... лишенных
чувства справедливости, добра, верности своему слову"35.
В
том же месяце на форуме тележурналистов обсуждается вопрос о выработке кодекса
чести для электронных средств массовой информации.36
В
январе 1997 года мэр Москвы Юрий Лужков выступает против контроля за средствами
массовой информации и против превращения их в разновидность бизнеса. По его
словам, противостоять этому должны только этические нормы и честь журналиста.37
В
том же месяце директор Института проблем диаспоры и интеграции Константин Затулин
призывает российских политиков "защитить честь и достоинство людей своего
языка и племени" в Севастополе.38
В
апреле 1997 года главный редактор "Независимой газеты" Виталий
Третьяков, отвечая на обвинение в зависимости от Б. Березовского, заявляет, что
у коллектива "Независимой" "сохранилось и профессиональное
достоинство, и профессиональная честь, и профессиональная политическая
свобода", несмотря на финансирование ее Б.Березовским.39
В
конце лета ЦК КПРФ принимает "заявление в связи с выступлением президента
Ельцина в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в июне 1997 года". Выступление
касается вопроса о перезахоронении тела Ленина. В заявлении , в частности,
говорится: "ЦК КПРФ выражает уверенность, что советские люди не допустят
унижения их национальной гордости и чести".40
А
в октябре 1997 года бывший председатель Верховного Совета Российской Федерации
Руслан Хасбулатов, вспоминая о событиях 4-летней давности, говорит следующее:
''..- Я признателен своей судьбе за то. что ... полученное мною ... в Москве
образование, вся обстановка русской культуры- ... позволили мне сохранить свой
дух. свою честь. У меня. собственно, больше и нет ничего". Характерно, что
именно в 1997 году Р. Хасбулатов оценивает свое поведение в 1993 году с позиций
чести. Вероятно, раньше это казалось бы странным и нарочитым.41
В
ноябре того же года на открытой трибуне "СМИ в посттоталитарной
России" вновь звучит идея создания "кодекса чести» журналиста. По
мысли выступавших, этот кодекс могли бы подписать руководители средств массовой
информации"42.
Писатель
Валентин Распутин так начинает свою статью в газете "Завтра" (декабрь
1997 года); "Чтобы поступать по чести, надо быть человеком чести. В наше
бесчестное и бесстыдное время это, может быть, первейшая необходимость. Честь
имею! И никак иначе. Честь имею не подавать руки тем, кто бесчестен, кто
развращает людей, губит последнее, что еще осталось в России"43
И
вот уже в январе 1998 года замминистра России по делам национальностей Ким
Цаголов говорит: "Моя высшая цель "... восстановить в прежнем почете
честь, достоинство, трудолюбие..." и далее, выражая общую свою позицию,
подчеркивает: "...Я ... верю, что придет время, когда снова обретут
значимость честь, честность ... достоинство и спра-ведливость44.
В
начале 1998 года журнал "Молодая гвардия" публикует статью В.
Козлова, в которой автор неоднократно обращается к категории чести. Так, он
полагает, что не знаний президентом России английского языка, приводящее к
ситуации, когда глава России не принимает участие в кулуарных разговорах первых
лиц - "честь России никак не украшает". "Поразительно, -
продолжает он, - но когда война в Чечне затянулась почти на два года, унесла
около 100 тысяч жизней и кончилась фактически поражением федеральных сил, то
Грачев был снят со своего поста и не покончил с собой по законам офицерской
чести, а продолжал красоваться в свите Президента, усиливая позор
"верховного главнокомандующего"". Коснувшись "чести
России" и "офицерской чести", В. Козлов заканчивает статью
размышлениями о "чести журналиста":
''Было
бы целесообразно, очевидно, составить и утвердить нечто вроде "Кодекса
журналистской чести», на котором должен был бы клясться каждый, кто желает
вступить в Союз журналистов и затем его поддержкой. А в центре этого Кодекса
должен находиться пункт о запрете умышленной дезинформации ... Здесь трудно
настаивать на уголовной ответственности за обман общества, но немедленное
исключение из союза журналистов должно считаться нормальным наказанием за такой
проступок''45.
Таким
образом, начиная с 1988 года тема чести начинает "по нарастающей"
входить в политическую лексику, и, начиная с 1995 года «честь" становится
важнейшей категорией политической ментальности.
Список литературы
1
XXVII съезд КПСС Стенографический отчет. Том 1. - М, Политиздат 1986. С. 167,
253, 365, 144, 146, 595, 631. См. Также. С. 476.
2
XIX всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза.
Стенографический отчет. В двух томах. Том 1. - М., Политиздат, 1988 - С. 87,
155, 225.
3
Бондарев Ю. Боль и надежда //Литературная газета, 1988, 22 июня.
4
Черкизов А. Позиция. Интервью с Ю. Семеновым //Столкновение. - М., 1989
"С. 372,373.
5
Лигачев Е. К. Загадка Горбачева. - Новосибирск, 1992. - 187 –189.
6
Броладзе Н. У Шеварнадзе появились серьезные конкуренты Президентская гонка
набирает обороты //Независимая газета, 1995, 17 октября.
7
Президент, о котором говорят. Беседа с народным депутатом СССР Б. Н. Ельциным.
//Огонек, 1989, №49 - С. 31.
8
В чем наша надежда. Беседа с А. М. Панченко. //Юность, 1991, №4 -С. 34,36.
9
Минкин А. Реставрация //Огонек, 1991, № 18 - С. 22.
10
Антонов В. Ф. Народничество в России //Вопросы истории, 1991,№1 - С. 16.
п
Милославская Е. Слагаемые политической стабильности. В Чувашии с Николаем
Федоровым конкурировать некому //Независимая газета, 1998, 17. января (Фигуры и
лица, № 1) - С. 10.
12
Абдулатипов Р. Ответ критикам России, или О национальной гордости россиян
//Независимая газета, 1994, 22 марта.
13
Градоначальник, который хотел бы им и остаться //Общая газета,1994. № 48(73),
2-8 декабря.
14
Белявский Ю. Ищешь Пиночета? Найдешь Дудаева //Утро России.
1995.
№ 2(62), 12-18 января.
15
Попцов О. Хроника времен «царя Бориса" //Октябрь, 1995, № 6 - С. 74-75.
16
Акопян Ю. Волк и овца один на один //Общая газета, 1995, № 37.
17
Егоров В. КРО создал движение "Честь и Родина" //Независимая газета,
1995, 17 октября
18
Коротченко И. Александр Лебедь создает российскую народно - республиканскую
партию //Независимая газета, 1996, 27 декабря.
.19
Кобзев В. У Александра Лебедя появилась своя газета //НГ, 1997, 14 января.
20
Плотников Н. Никто, кроме нас //Независимая газета - Независимое военное
обозрение, 1996, 14 марта, № 5(9).
21
Парникелъ Ю. Тайга в дутые интеллигента //Советская Россия, 1995, 10 октября.
22
Башюфцева Н. Слово честное, купеческое //Утро России, 1995, № 44, 2-8 ноября.
23
Конецкий В. Уважаю семью. Презираю клановостъ. //Общая газета, 1995, №45, 9-15
ноября.
24
Арбатов Г. Болезнь политика //НГ, 1995, 14 ноября
25
Бродская И. Крест деревянный иль чугунный //Новое время, 1995, № 50. С. 42-43.
26
Крылова М., Журавлев В., Заславский Г. Русский театр не умер! //НГ, 1997, 26
марта.
27
Барнацкая М. Страсти из-за кресла //НГ, 1996, 6 февраля
28
Алексин В. Страна ждет нового поколения политиков //НГ, 1996, 8 февраля
29
"Верховный - один". Ответы на вопросы депутатов Госдумы министра
обороны Павла Грачева // НГ - Независимое военное обозрение, 1996, № 8.
30
Данилов М До Черной грязи мы уже доехали //Общая газета, 1996, № 20, 23 - 29
мая.
31
Сенатская площадь. Место встречи изменить нельзя //Общая газета,1996. №24, 20
-26 июня.
32
Михалков Н. Выбор - после выборов. О новом предназначении президента России.
Открытое письмо //Независимая газета, 1996, 20 июля, Стахов Д. Новые старые
культы //НГ, 1996, 17 августа.
33
Кикалишвили А. Кому выгоден миф о русской мафии Известный российский бизнесмен
делится на этот счет с президентом США //НГ, 1996, 9 октября.
34
Бангерский А. Урегулирование .взаимных претензий //НГ, 1996, 28 ноября.
35
Серебренников В. Как создать ответственную власть? //Независимая газета - НГ -
сценарии, 1996, 19 декабря / НГ - сценарии, № 9 - 1996/; то же под названием:
Ответственность власти //Диалог, 1997, № 8 - С. 9.
36
По пути //НГ, 1996, 30 ноября.
37
Мнение Лужкова //НГ, 1997, 11 января.
38
Затулин К. Зачем я езжу в Севастополь //НГ, 1997, 22 января.
39
Третьяков В. Мелкие гадости. Кто кого и как контролирует //НГ, 1997. 8 апреля.
^Диалог,
1997, №8 - С. 4.
41
Хасбулатов Р. И. Моя свеча //Завтра, 1997, 39. - С. 3.
42
Камакин А. Прессе нужно заключить перемирие. Открытая трибуна "СМИ в
посттоталитарной России" породила идею создания "Кодекса чести"
журналиста //НГ, 1997, 19 ноября
43
Распутин В. "Честь имею" //Завтра, 1997, № 49.
44
Козлов В. О народе и власти в России. Раздумья ученого //Молодая гвардия, 1998,
№1 - С. 81, 85, 96.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gumer.info/