НАФТА – история создания и итоги 10-летнего существования
НАФТА – история создания
и итоги 10-летнего существования
В
силу происходивших в 1980-х годах интеграционных процессов в Европе и Азии,
вопрос о создании НАФТА стал острее, так как стало понятно, что ответом на
объединение Европы должно стать объединение Америки, и, как его части —
Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали
значение и потенциал НАФТА с различных позиций.
Соглашение
о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в
силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле
между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.
Основной
целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между
странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же,
остальные снимались постепенно в течение 14 лет. Такое соглашение стало расширенным
вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.
В
отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила целью создание
межгосударственных административных органов, как не ставила и создание законов,
которые бы управляли такой системой. НАФТА является лишь международным торговым
соглашением в рамках международного права.
Цели
НАФТА включают:
снятие
барьеров и стимулирование движения твоаров и услуг между странами-участниками
соглашения;
создание
и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
привлечение
инвестиций в страны-члены соглашения;
обеспечение
должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в
Зоне;
создание
действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного
решения споров и управления;
установление
базы для будущей трехсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях
расширения и улучшения Соглашения.
Экономическое влияние НАФТА на Соединенные Штаты.
Соединенные
Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:
в
подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры
против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло
закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;
перед
американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на
рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.
Участие
США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор
долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие.
Общий
товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5
млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой – почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.). На
обе эти страны приходится треть внешней торговли США. В начале 2000-х средний
ежегодный прирост товарооборота с Мексикой составил более 20%, с Канадой – 10%.
Статус беспошлинных товаров распространился уже на две трети всего
американского экспорта в регионе, и эти возможности продолжают расширяться. США
нуждаются в такой региональной экономической интеграции для повышения своей
конкурентоспособности по отношению к основным экономическим соперникам – ЕС и
Японии.
В
то же время различные экологические и профсоюзные группы в США, как и многие
члены американского Конгресса, опасаются перемещения американской деловой
активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами. Кроме
того, американцы боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики,
который в 2000-е уже достиг 300 тыс. человек в год. Подобная
«латиноамериканизация» США кажется многим американцам угрозой их цивилизации,
основанной на ценностях протестантской европейской культуры.
Роль Мексики в НАФТА.
Для Мексики членство в НАФТА
означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80%
всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций.
Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных
реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от
импортозамещающей стратегии развития.
Через
региональное объединение с США Мексика стала постепенно интегрироваться в
глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное решение
вопроса о внешнем долге после значительных финансовых потерь, понесенных в
1980-е: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для
реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали
переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на
американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только
за 1993–1999 выросли вдвое.
Участие
в НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и
реструктуризации экономики, которая в будущем делает отход от нее
затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически
невозможным.
Роль Канады в НАФТА.
Канада – это объективно более
сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада
склонна блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания
давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в
противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика
получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла
необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.
Канада
активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными
кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и
Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы
заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее
соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два
дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей
среды – по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 между Канадой,
США и Мексикой. Канада заключила со многими странами Латинской Америки
различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического
сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с
МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана
создания ФТАА. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по
заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской
политики в регионе.
Таким
образом, Канада в течение всего одного десятилетия превратилась из довольно
пассивного наблюдателя в полноправного и активного участника многосторонних
процессов и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в
традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями
экономического развития и разной идеологической ориентации.
В
2000 на экспорт в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению с 15%
в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших
по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в
Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в Квебеке
(24%).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/