Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного
возраста
Штанько И. В.
Развитие
познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности
является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес
дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа
формирования этого качества.
Интенсивное
изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса
во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные
средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых
интегрированных технологий.
Одним
из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод
проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к
обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям
знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под
проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная
работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема,
для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях,
результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод
проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками.
Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием,
наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также
стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание
образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие
возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности
дошкольников, педагогов и родителей.
Тематика
и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень
разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе
над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую
типологию и тематику проектов.
Игровые:
—
«Игра-путешествие в подводное царство»;
—
сюжетно-ролевая игра «Театр»;
—
игра «Строим город будущего»;
—
«Путешествие в древний мир»;
—
«Строим сказочный снежный городок».
Творческие:
—
осенний (весенний, зимний) вернисаж;
—
музыкальная сказка (по выбору);
—
настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и
показ спектакля малышам и родителям);
—
«Веселая ярмарка»;
—
создание фильмотеки рисованных диафильмов;
—
фестиваль искусств «Весенняя капель».
Познавательные;
—
журнал «Почемучка»;
—
«Путешествие в Царство Математики»;
—
конкурс «Моя родословная»;
—
«Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений,
животных, птиц).
По
продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и
длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
Работа
над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который
формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько
этапов:
1)
постановка цели;
2)
поиск формы реализации проекта;
3)
разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики
проекта;
4)
организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5)
определение направлений поисковой и практической деятельности;
6)
организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой,
поисковой и практической деятельности;
7)
работа над частями проекта, коррекция;
8)
коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Используя
метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что
проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей,
а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и
подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки
педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других
видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и
организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к
эвристической и поисковой деятельности. Например, работая над проектом
организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги
— энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц,
«Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и
поставить игры на экологическую тему. В «красном углу» групповой комнаты
рекомендуется организовать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить
изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, будут рассказывать о
его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты.
На
стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического
содержания (выполненные детьми).
Содержание
сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер;
—
«Путешествие в подводное царство»;
—
«Путешествие на Луну»;
—
«Гомеопатическая аптека»;
—
«Зоологический магазин»;
—
«Зоопарк» и т.д.
На
территории детского сада или в ближайшем сквере, парке необходимо организовать
экологическую тропу, подготовить экскурсоводов (детей) и проводить путешествие
по этой тропе для малышей, гостей, родителей.
К
организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать
родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не
справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет
лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных,
гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята
вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать
задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не
слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае
необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал
или порекомендовать, где его можно найти.
Последний
этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить
гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка
эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта.
Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма
защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и
продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Работа
над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов
ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения
учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой,
художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных
областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в
различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и
нравственные качества.
Дидактический
смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать
обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает
познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать,
работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в
школе.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rusedina.org