Анализ деятельности пресс службы политических партий Республики Казахстан
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….……3
Глава
1. Теоретические основы деятельности пресс служб
1.1.Общая
характеристика деятельности пресс службы
в
современное время…………………………………………………………….5
1.2.Деятельность
государственных учреждений со средствами массовой информации и общественностью………………………………………………9
Глава
2.Анализ деятельности пресс службы политических партий Республики Казахстан
2.1
Структура и функции пресс службы политических партий РК…………19
2.2.
Сравнительный анализ деятельности пресс служб политических партий РК и РФ……………...……………………………………………………………24
Заключение
………………………………………………………………………34
Список
использованных источников……………………………………...……37
Введение
Актуальность
исследования. Функция управления связями с общественностью является
неотъемлемой частью успеха органов государственной власти. Пресс-служба играет
роль инфраструктуры успешной организации государственного управления,
способствуя оптимизации механизма принятия решений по планированию, управлению
и политике.
В настоящее время в
Республике Казахстан почти все органы управления имеют свою службу по связям с
общественностью, пресс-службу, пресс-секретаря или лиц, ответственных за эту
функцию. Увеличение числа служб по связям с общественностью в Казахстане вполне
закономерно, так как связи с общественностью призваны выполнять объективную и
необходимую для общества функцию - служить механизмом коммуникативного
взаимодействия между обществом и государством.
На основе связей с
общественностью власти используют коммуникационные и информационные возможности
более эффективно посредством своевременного мониторинга общественного мнения и
конструктивной корректировки общественного обсуждения.
Но серьезная проблема
заключается в том, что главы администрации не всегда могут четко определить
задачу представителя по формированию общественного мнения. Поэтому развитие
пресс-служб требует пересмотра существующих подходов к организации и управлению
этими структурами. Очень важно разработать должностные инструкции для каждого
сотрудника прессы с четким разграничением его обязанностей и обязанностей
пресс-секретаря. Не менее важным является разработка показателей для оценки
деятельности пресс-службы, определение форм отчетности для пресс-службы.
В то же время, существенное
значение имеют экономическое развитие, политические отношения, духовные
ценности и т. д. Поэтому пресс-служба в структуре связей с общественностью
нуждается в тщательном расследовании.
Целью данной работы
является анализ деятельности пресс-службы политических партий Республики
Казахстан на современном этапе.
Исходя из цели вытекают
ряд задач:
Определить общую
характеристику деятельности пресс-службы в современную эпоху;
рассмотреть
деятельность государственных органов со СМИ и общественностью;
раскрыть характеристики
пресс-службы политических партий Республики Казахстан;
провести сравнительный
анализ деятельности пресс-служб политических партий Республики Казахстан и
Российской Федерации.
Объектом работы является структура государственных
органов. Предметом выступает деятельность пресс-службы политических партий Республики Казахстан.
Структура работы. Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных
источников.
Глава 1. Теоретические основы
деятельности пресс служб
1.1.Общая характеристика
деятельности пресс службы в современное время
Современные
пресс-службы выступают информационным центром в своих организациях. Они
частично являются основной структурой для сбора, обработки, хранения и передачи
информации во внешней среде.
Большинство современных
кампаний, правительственных учреждений и органов власти имеют в своей структуре
специализированные отделы, деятельность которых, направлена ??на взаимодействие
со средствами массовой информации.
Наиболее типичными
названиями структурных подразделений являются: отдел по работе
со СМИ, пресс-центр, пресс-служба, отдел по медиа-маркетингу и т.д[1].
Большая русская
энциклопедия дает следующее определение понятий пресс-службы и пресс-центра:
«1) информационная служба, организованная на время проведения конгрессов, спортивных
состязаний и т. д, чтобы содействовать с журналистами, освещающим данные события. Организует
пресс-конференции, выпускает пресс-релизы и т.п.;
2) Постоянные
информационные агентства при редакциях крупных газет, информационных агентств,
телеграфных агентств и т. д.»
В то же время толковый
словарь русского языка содержит такое толкование слова «пресс-служба» - «служба
сбора и обработки информации о печатных документах».
Полифункциональность
пресс-служб, зависимость целевых направлений их деятельности от многих
факторов, например, таких как размер и структура самой компании, специфика
региона, в котором работает компания, характеристики управления предполагают,
что вряд ли возможно создать идеальную модель пресс-службы и оптимальный список
ее конкретных задач.
Характер функций
пресс-службы, ее персонал и бюджет для ее содержания, а также, в значительной
степени, и эффективность ее работы "во многом зависят от подхода к ее
построению, который будет выбран. На основании исследования пресс-служб
различных организаций авторы определили три таких подхода, каждый из которых
определяет место службы в общей структуре фирмы, ее роль в управлении жизнью
организации, и степень независимости предприятия при осуществлении его информационной
деятельности.
В контексте первого
подхода пресс-служба рассматривается как один из основных механизмов управления
деятельностью организации. В этом случае пресс-служба выступает в роли
«центрального элемента», непосредственно подчиняется руководству компании и
обладает широкими полномочиями по использованию ресурсов организации.
Используя второй
подход, пресс-службе отводится роль «посреднической связи» между компанией и
внешними субъектами информационной деятельности. Обязанности службы ограничиваются
списком, составленным руководством, и, как правило, ограничиваются мониторингом
СМИ, организацией мероприятий и взаимодействием со СМИ.
Третий подход
предполагает использование инструментов аутсорсинга, то есть инструкций для
выполнения ряда функций сторонним организациям. В этом случае отпадает
необходимость в собственной пресс-службе или основной целью ее деятельности
является координация работы подрядчиков.
Список функций
пресс-службы в настольной энциклопедии «PublicRelations» заслуживает особого
внимания. Авторы книги составили наиболее полный список видов деятельности
специализированных служб, который включает следующие функции[2]:
- мониторинг
выступлений в СМИ;
- анализ публикаций с
разработкой конкретных предложений руководителям о проведении определенных
мероприятий;
- подготовка текстов
заявлений руководства компании, пресс-релизов и оперативных сообщений
пресс-службы;
- подготовка ответов на
критику со стороны различных категорий общественности и специальные
опровержения заведомо ложных и неточных публикаций;
- организация интервью,
пресс-конференций, выступлений руководителей радио- и телекомпаний;
- размещение прямой и
косвенной рекламы в СМИ;
- редакционно-издательская
деятельность;
- подготовка рекламных
объявлений о деятельности компании, в том числе на заказ;
- ведение досье на основные СМИ, ведущих журналистов
и т.д.;
- прогнозирование редакционной политики ведущих СМИ.
Функции пресс-службы
Одной из основных
функций пресс-службы является общение. Прежде всего, в функции специалиста
пресс-службы входит информирование общественности о деятельности этого органа,
разрабатываемых и реализуемых инициативах[3].
Не менее важной
функцией является идеологическая функция. Несмотря на то, что формально
пресс-служба органов местного самоуправления далека от идеологических и
непосредственно политических дискуссий, она является важным звеном в цепочке
коммуникаций политик-избиратель.
В большинстве случаев
сотрудник пресс-службы старается избегать однозначных оценок события, стараясь
донести до общественности образ события, максимально приближенный к объективной
реальности.
Культурно-просветительная
функция в ее «чистом» виде заключается в том, что, являясь одним из институтов
социально-политической культуры общества, участвует в пропаганде и
распространении высоких культурных ценностей в обществе.
При рассмотрении
непосредственно организационных функций пресс-службы представительного органа
местного самоуправления необходимо учитывать возможность различных направлений
их реализации. Во-первых, эти направления определяются целью определенных
действий пресс-службы.
Функция мониторинга и
анализа общественного мнения, как автор уже говорил выше, выявляет прямую связь
между деятельностью пресс-службы и маркетингом, социологией и связями с
общественностью. Его выбор основан на наличии двух групп факторов -
политических и практических.
Функция подготовки и
проработки оперативных вопросов, предназначенных для СМИ и публичных выступлений,
обеспечивается подготовкой и проведением пресс-конференций, брифингов, встреч с
представителями средств массовой информации, подготовкой и распространение
пресс-релизов и информационных сообщений, подготовка и публикация целостных
журналистских работ.
Кроме того, при анализе
работы пресс-служб необходимо учитывать самобытность и демократические традиции
каждого отдельного городского образования. Это связано с тем, что деятельность
пресс-службы в первую очередь направлена ??на удовлетворение реальных
потребностей населения и избранных им представителей во власти.
1.2.Деятельность
государственных учреждений со средствами массовой информации и общественностью
Демократическое и
правовое государство должно поддерживать постоянные отношения с общественностью
на основе взаимопонимания и обмена информацией по всем аспектам жизни общества.
Поэтому основной целью служб по связям с общественностью в правительстве
является создание механизма использования коммуникационного потенциала в
качестве ресурса для проведения государственной политики. Коммуникационные
возможности правительства включают не только наличие эффективных информационных
каналов, но и возможность общаться с общественностью, разъяснять свои решения
общественности и выслушивать требования различных социальных групп[4].
Государственные органы
являются не только средством информирования общественности, но и просвещают
основные слои населения для стимулирования активного и продуктивного участия в
решении проблем на местном и национальном уровнях.
По мнению Г.В.
Атаманчук, связи с общественностью как важный элемент государственного
управления имеют четко определенный набор функций[5].
Осуществляя функцию
управления, пресс-службы включают в себя комплекс работ, направленных на
предоставление лидерам общественных организаций информации об общественном
мнении, оказание им помощи в предоставлении информации о различных сферах
государственной деятельности.
Внешнеполитическая
деятельность государства не может осуществляться без предоставления мировой
общественности объективной и точной информации о своих позициях по ключевым
международным вопросам, внешнеполитическим инициативам и действиям.
Целенаправленные усилия являются неотъемлемой частью работы по широкому
разъяснению за рубежом сути внутренней политики государства и процессов,
происходящих в стране. Это еще одна работа по внедрению функции управления,
которая начала развиваться благодаря глобальной системе Интернет, которая, в
свою очередь, вышла за рамки ее первоначального технического назначения
электронной связи и стала фактором политической реальности.
Вторая важнейшая
функция государственной власти - поддержание политической стабильности в
стране. Социально-политическая стабильность может быть определена понятием
функциональности: социальная система считается устойчивой, когда взаимодействие
ее компонентов обеспечивает нормальное функционирование системы и приводит к ее
воспроизводству. Таким образом, политическая стабильность - это система
отношений, в том числе общественных и информационных отношений между различными
политическими субъектами, которая характеризуется определенной целостностью и
способностью эффективно выполнять возложенные на нее функции.
Из этого определения
ясно, что система связей с общественностью имеет решающее значение для поддержания
политической стабильности в обществе.
Основной проблемой
взаимодействия власти и СМИ являются различные цели в процессе информирования
общественности. Государству для решения проблемы поддержания политической
стабильности в обществе чрезвычайно важно, чтобы информация о деятельности
государственных учреждений имела позитивную направленность. Репортер,
публикующий разоблачительные документы, часто работает над собственным имиджем.
Его откровенная деятельность перекликается с самой природой человека - свободой
любви и нетерпимым отношением к попыткам контролировать себя. Для журналиста
наиболее интересной будет сенсационная информация и, как правило, негативная,
которая, несомненно, привлечет гораздо больше внимания читателей. С
необходимостью решения этой дилеммы сотрудники государственных служб по связям
с общественностью ежедневно сталкиваются в своей работе.
Отношения между СМИ и
властями до сих пор не совсем понятны. Незнание истинной модели
функционирования СМИ в нашем обществе препятствует формированию демократических
перспектив.
Использование лидеров
общественного мнения является важным фактором повышения эффективности
государственной прессы и служб по связям с общественностью. Это может быть
известный политик, писатель, ученый или любой другой человек, обладающий
авторитетом среди населения. Практика работы с лидерами общественного мнения
позволяет государственным органам по связям с общественностью достичь большогорезультата
при работе со СМИ.
Существуют много
способов привлечь внимание прессы. Все СМИ готовы публиковать чисто
информативные документы, даже если они относятся к ним по-разному из-за
различий в редакционной политике и принадлежности их основной аудитории. Пресса
всегда приветствует любой информационный материал, лишь бы этот материал был
надежным и своевременным.
Пресса также публикует
статьи, корреспонденции и комментарии, которые предоставляют общую информацию о
новостях, или статьи и очерки на тему дня или общего характера. Это открывает
широкие возможности для сотрудничества в сфере общественных услуг с
общественностью и журналистами. Государственные службы по связям с
общественностью создают информационные возможности, используемые средствами массовой
информации, помогают им информировать общественность и формируют «общественную
программу». В средствах массовой информации регулярно используются
пресс-релизы, справочные материалы, подготовленные государственными органами по
связям с общественностью.
В государственных службах по связям с
общественностью существует специальное подразделение, который занимается данным
направлением – это отдел по связям (по взаимодействию), со СМИ или
пресс-службой. Для пресс-службы
средства массовой информации одновременно
выступает и средством и аудиторией, требующей особого внимания.
Чтобы систематически
информировать их, государственные пресс-службы чаще всего используют следующие
формы сотрудничества со СМИ[6]:
* подготовка и
распространение пресс-релизов. В своей работе службы в основном используют
пресс-релизы, содержащие информацию о новых событиях; структурные изменения в
правительстве и администрации, связанные с формированием новых подразделений,
сменой руководства и др.; публичные выступления в СМИ администрации.
* Встречи с
журналистами – одна из форм внешней и внутренней жизни пресс-службы. Встречи
проводятся регулярно как часть повседневной деятельности. Работа с журналистами
осуществляется как управлением пресс-служб, так и другими специалистами в этих
структурных подразделениях органов государственной власти;
* организация «круглых
столов» - одна из форм совместного обсуждения идей, проблем, важных для широкой
общественности ситуаций;
* пресс-конференции.
Может возникнуть необходимость прояснить спорные вопросы с общественностью и
привлечь их внимание к решению проблемы. В этом случае используется пресс-конференция
с приглашением СМИ. Приглашение
рассылается во все СМИ или избирательно;
* брифинги. Брифинг
представляет собой короткую информационную встречу между администрацией и
журналистами по приглашению других представителей органов государственной
власти. Информационное сообщение является односторонним предупреждающим
символом с иллюстрацией конкретных фактов. Это та же пресс-конференция, но без
комментариев. Брифинги обычно проводятся в случае чрезвычайных ситуаций,
публичных скандалов, чтобы объяснить, что произошло, его причины, чтобы
избежать возможных ошибок и преувеличений в этом отношении;
* организация
регулярных выступлений руководителей в СМИ. В целом, большое количество
запросов на интервью поступает из российских и зарубежных СМИ. Конечно, невозможно
удовлетворить их всех, но необходимо постараться,
чтобы ни один запрос, ни одно предложение не осталось без внимания;
* обмен информацией.
Одна из основных задач пресс-службы - сделать СМИ естественным союзником.
Пресс-служба строит свою работу со средствами массовой информации на основе
диалога, сотрудничества и взаимной ответственности. Соглашения могут быть
задокументированы или иметь неформальный характер как устные соглашения, но,
тем не менее, соблюдаются во всех случаях. Соблюдение этого принципа
значительно повышает эффективность и действенность его воздействия на
общественное мнение.
Одним из принципов
работы со СМИ является гибкость и адаптивность к ситуации. Поскольку службы по
связям с общественностью широко известны, необходимы медиаплан и комплексная
программа поддержки связей с общественностью.
Формируя отношения со
СМИ, служба должна разработать общую политику для этих отношений. С одной
стороны, он должен определить правила передачи информации средствам массовой
информации и, с другой стороны, правила сбора и анализа информации, уже
распространенной информации средствами массовой информации среди
общественности. Специалисты этого подразделения постоянно следят за сообщениями
в прессе, на радио и телевидении, готовят ежедневные обзоры прессы для
администрации, оценивают результаты обратной связи с целевой аудиторией,
отвечают на вопросы, жалобы и выступления, и делают опровержения.
Средства массовой
информации с точки зрения типологических характеристик и способности достичь
целевой аудитории.
Современное общество
наполнено разнообразными потоками экономической, политической, правовой, социальной,
культурной, спортивной и развлекательной информации, которую каждый человек в
обществе может видеть, слышать, получать, покупать. Процесс использования
информации начинается после прочтения. Кроме того, в нем сосредоточены воля,
желание, перспективы и механизмы манипулирования источником информации. В целях
идеологического воспитания общества и прогрессивного развития национальной
экономики источником информации служат государство, средства массовой
информации, коммерческие структуры и многие другие.
Информационное
пространство общества характеризуется средствами массовой коммуникации (СМК), включающих
СМИ, книгоиздательство, кинематограф, мультимедийные средства связи, Интернет.
Журналистика
- это многоплановая публичная деятельность профессионалов, которая собирает,
обрабатывает и периодически распространяет соответствующую политическую,
экономическую и социальную информацию через печатные издания, радио и
телевидение.
Поскольку
общественность заинтересована в достоверной информации, журналисты ищут все
возможности для ее получения, что в конечном итоге приводит к недоразумениям,
конфликтам с представителями государственных и законодательных структур,
коммерческих компаний и предприятий. Как правило, журналисты стремятся
обеспечить плюрализм мнений, развитие демократических принципов, форм и методов
работы с общественностью.
Журналисты всегда несут
ответственность перед читателями, слушателями и зрителями, а также перед
обществом в целом за содержание сообщений, за своевременное информирование общественности
о текущих проблемах, представляющих интерес для общества. Реализация права
граждан на информацию является первой обязанностью журналистов.
Профессиональные права и обязанности журналистов нашей страны вытекают из
основных положений Конституции, Закона «О средствах массовой информации», а
также юридических и моральных обязанностей каждого журналиста. Недопустимо
использовать средства массовой информации в ущерб интересам и моральным правам
(личности, интересов государства, общества, для пропаганды войны, насилия,
национальной и религиозной нетерпимости, манипулирование общественным мнением[7].
Профессиональный кодекс запрещает журналистам пользоваться своим преимуществом
в своих собственных интересах, а также в интересах своих родственников.
Основными институтами
медиаиндустрии являются пресса, радио и телевидение. Пресса - это массовые
периодические печатные издания, то есть газеты и журналы.
Газеты играют одну из
главных ролей в СМИ. Для осуществления связей с общественностью через
периодические издания на Западе существует специальная сфера деятельности, называемая
пресс-рилейшнз - отношения с прессой.Но в целом, отношения с прессой
поддерживаются специалистами по связям с общественностью из фирм и компаний, нередко
располагающих пресс-центрами[8].
Радио.
Радио обладает комплексом действительно уникальных свойств, которые делают его
вездесущим и общедоступным. Люди слушают радио, занимаются другими делами и в
то же время постоянно получают полную информацию обо всех событиях: новостях,
развлекательных программах, театре и рынке. Радио составлено на временной
основе, дифференцировано по программам. Четкость, простота и, в то же время,
эмоциональность слова, живого по сей день, позволяют радио извлекать выгоду из
постоянной оценки публики. За годы своего развития радио стало не только
средством информации, но и формой искусства.
В отличие от газеты и
журнала, радио приходит к нам живым человеческим голосом, способным передавать
информацию, состояние цен и рыночные условия в мире, проблемы торговли и предпринимательства
в мире. Радио позволяет хранить информацию на ленте, чтобы при необходимости
возвращаться к достоверным фактам, любимым программам. Радио может одновременно
передавать информацию с мест событий. С развитием телекоммуникаций радио не только
не потеряло свою аудиторию, но и увеличила благодаря оперативному использованию
информации и популярности многих программ, которые имеют целевую аудиторию
слушателей.
Телевидение.
Телевидение и человек – одна из самых интимных и тесных коммуникаций общества.
С одной стороны, телевидение разделяет общество - встречи, театры и кино
забыты; с другой стороны, он объединяет вокруг острых проблем и национальных
интересов. Телевидение создает фон нашей повседневной жизни, наших хобби, нашей
деловой деятельности, всей нашей жизни. Изображения, голоса и музыка, которые
попадают в наши квартиры с экрана, не позволяют нам замкнуться, а расширяют
кругозор, формирует вкусы, меняет привычки и побуждает нас оценивать последние
новейшие и традиционные качества предлагаемых товаров и услуг.
Телевидение привлекает
к обсуждению насущных социальных вопросов, гуманистическую позицию,
экологическую этику, формирует жизненную позицию каждого члена общества и
создает быструю обратную связь с многомиллионной аудиторией. Эти контакты
формируют общественное сознание, способствуют общему и гармоничному развитию
общества, дают ощущение моральной связи со временем.
Все действующие в
России телерадиокомпании можно разделить на четыре группы: государственные,
межгосударственные, государственные и негосударственные. Все телекомпании,
независимо от их типа и формы собственности, пользуются равными правами и несут
одинаковую ответственность в соответствии с законом.
Пытаясь кратко изложить
основные направления работы специалиста по связям с общественностью с
различными типами СМИ, определим их
следующим образом - наибольший эффект от связей с общественностью достигается
при работе с:
- печатными СМИ мы
фокусируемся на идентификационно-логические аспекты,
- радио -на звуковые,
- телевидением - на визуально-образные.
В процессе организации деятельности PR необходимо
помнить основные правила взаимодействия со СМИ:
* При разработке
информации для СМИ, помимо целей компании, должны быть соблюдены интересы
общества. Подготовленное сообщение должно быть точным, понятным, содержать
важные факты, представляющие интерес и ценность для средств массовой информации
и других контактных групп;
* Механизм
взаимодействия с прессой должен регулярно реализовываться в режиме партнерства,
такта, правдивости и уважения;
* Необходимо быстро
реагировать на запросы СМИ и предоставлять комплексные информационные услуги,
соблюдая два необходимых условия: точность и скорость. Если между специалистом
по связям с общественностью и журналистом возникают недоразумения, их следует
устранить как можно скорее из-за фактических элементов, документов, объяснений
и разъяснений на самом высоком уровне;
* разрабатывая план
подготовки информации, ее публикации для печати, специалисты по связям с
общественностью должны организовать работу по оценке комментариев для
рекомендаций руководству по совершенствованию маркетинговой деятельности;
* Специалист по связям
с общественностью должен сделать все возможное, чтобы подготовить речь руководителя,
его интервью в прессе, на радио, в рамках кампании по связям с общественностью,
используя интервью, брифинги, презентации и т.д.;
* Отдел по связям с
общественностью всегда должен быть открыт и доступен для установления контактов
со средствами массовой информации в любой форме. Следует проводить регулярный
мониторинг в области отслеживания, анализа и оценки печатных, радио и
телевизионных сообщений.
Например,
государственные пресс-службы представляют собой многофункциональную систему
организации и установления связей с общественностью, которая включает в себя
два аспекта. Во-первых, деятельность по связям с общественностью - это
теоретическая работа, направленная на разработку рекомендаций для высшего
руководства. Во-вторых, в деятельность пресс-служб входит практическая работа
по оценке двунаправленного потока информации с широким использованием
финансовых и материально-технических средств, а также специальных форм и
методов воспитательного воздействия на массовое сознание и поведение отдельных
лиц, социальных групп, ассоциаций и учреждений.
Глава 2.Анализ деятельности пресс
службы политических партий Республики Казахстан
2.1 Структура и функции пресс
службы политических партий РК
Работа пресс-служб
политических партий имеет ряд специфических особенностей, основной из которых
является идеологическая направленность всего рабочего процесса как пресс-службы
в целом, каждого сотрудника данного структурного подразделения партии в
отдельности.
Как правило, только
развитые политические партии могут гарантировать успешное развитие гражданского
общества в любом государстве. В свою очередь, их возникновение и конструктивное
функционирование основаны на отражении интересов определенных социальных групп.
Взаимосвязь политических партий с социальными субъектами происходит как
напрямую (через деятельность членов партии), так и косвенно (через отражение
партийной деятельности в СМИ). Эту особую функцию организации и управления
информационными потоками обеспечивают специально созданные структуры -
пресс-службы партий.
Можно сказать, что
партийные пресс-службы зародились из функциональной необходимости найти способ
партийного управления, при котором субъект и объект правительства не
существовали бы не как разнополюсные,
подчас антагонистические, субстанции, а как взаимозависимые субъекты
общественных отношений[9].
В этом случае субъектом
партийного контроля являются лидеры, партийные исполнительные органы, партийные
организации на разных уровнях и члены партии.
Объектом контроля
является большинство населения, которое не является организованным членом этой
партии или других партий или является членом других партийных организаций с
различными идеологическими ориентациями.
Главной особенностью
пресс-службы партии Республики Казахстан (РК) является ее идеологическая
направленность. Он должен выражать интересы определенных социальных групп в
обществе, на которое ориентирована партия. Поэтому идеологическая функция
партийной пресс-службы Республики Казахстан является не только чертой,
отличающей ее от пресс-служб других организаций, но и обязательным условием ее функционирования.
В этом случае пресс-службы РК являются одним из важнейших
механизмов согласования интересов населения и той или иной партии.
Отсюда следует, чточто
овладение закономерностями эффективного функционирования современных партийных
пресс- служб РК практическими навыками и умениями организации деятельности этой
важной сферы управления является одним из условий успешного функционирования не
только руководящих органов партий, но и
формирования институтов гражданского общества[10].
Преломление общих требований к управленческой деятельности применительно к
организации работы партийной пресс-службы РК, выглядит следующим образом:
- во-первых, необходимо знать
характеристику объекта управления, который состоит в основном в
информированностиоб уровне организационно-идеологической работы региональных исполнительных комитетов партий и
созданных в их структуре пресс-служб, о профессиональных, идеологических,
психологических характеристиках их работников: об экономическом, политическом,
идеологическом уровне развития региона; политической ориентации его исполнительных
и законодательных органов власти, региональных лидерах и т.д.;
-
во-вторых, крайне важно использовать разные каналы управленческого воздействия.
Это возможность решить задачи, поставленные административным, профессиональным,
психологическим воздействиям;
- в-третьих, необходимо
наличие информационной системы прямой и обратной связи и коммуникаций с объектом управления. В данном
случае речь идет о необходимости специальных социологических и психологических
исследований как субъекта и объекта управления;
- в-четвертых, гибкость
и адаптивность структуры системы правительства считается принципиально важной,
поскольку законодательные и исполнительные органы, различные партийные подразделения
и структура управления самой пресс-службы могут быть включены в партийную
систему;
- в-пятых, высокий
профессионализм субъектов управления чрезвычайно важен. Для партийной
пресс-службы идеологическая и профессиональная «совместимость» является обязательным
условием.
Особенности организации
пресс-службы партии Республики Казахстан определяются ее целями и задачами.
Согласно программе партии, работа пресс-службы планируется и осуществляется с
учетом ориентации партии на определенные социальные группы. В связи с этим
можно выделить следующие основные задачи пресс-службы партии Республики
Казахстан[11]:
- анализ и учет проблем
социальных групп, приоритетных для партии;
- объективная и полная
информация общественности о позициях и политике партии в решении определенных
проблем;
- если партия имеет
представительство в органах законодательной власти, обязательным направлением
пресс-службы партии должно быть просвещение населения по вопросам
законодательства, возможностям, правам и обязанностям граждан Республика
Казахстан;
- в зависимости от позиционирования партии в
политическом пространстве формирование позитивного (в случае поддержки), или же
негативного (в случае оппозиционности) имиджа власти.
Говоря об основных
составляющих работы пресс-службы партии Республики Казахстан, таких как
подготовка информационного носителя для освещения в СМИ различных видов
партийных мероприятий: подготовка информации о партии для публикации и
распространения в электронных СМИ, отслеживание всех партийных информационных
документов и т. д. стоит выделить еще одну особенность –информационную поддержку
региональной пресс – службы и контроль за их деятельностью.
В условиях развивающейся
демократии современного Казахстана в работе пресс-служб или информационных
агентств принципиально важен вопрос о стиле и методах взаимоотношений с другими
организациями, партиями и, в итоге, с населением.Применительно к
функционированию партийной пресс – службы это является особенно актуальны, поскольку
она является идеологическим проводником партии и обязана строго следовать в
русле программных и положениям устава партии.Отсюда
и трудности подбора сотрудников журналистов этого отдела, в зависимости от
ситуации, они обязаны, с одной стороны, быть идеологически предвзятыми, а с
другой - оставаться творческими личностями[12].
В современной
многопартийной политической системе Республики Казахстан наиболее перспективной
моделью, по мнению автора, является модель, которая развивается в рамках
консервативной идеологии. Это так называемая модель консенсусной демократии,
которая включает в себя координацию интересов различных организаций посредством
постоянной тактики ведения переговоров, с учетом интересов всех сторон,
вовлеченных в политический процесс, уступок, компромиссов, тактических
отклонений. Это касается не только отношений прессы и населения, но и отношений
центральной пресс-службы и ее региональных отделений. Такая ситуация
обусловлена ??тем, что уровень профессионализма работников региональных
пресс-служб, их идеологическая убежденность в разных регионах могут значительно
отличаться и требуют разного подхода к организации их деятельности. В связи с
этим, начиная с самых ранних этапов организации работы пресс-служб в центре и
регионах, стоит задача не только их профессиональной, но и идеологической
идентификации. Это требует определенных усилий со стороны руководителей
исполнительных органов партии и центральной пресс-службы партии. Прежде всего,
важно иметь достоверную информацию об уровне подготовки сотрудников
пресс-службы, их готовности выполнять поставленные перед ними задачи, что
возможно только при тщательно спланированной, продуманной и целенаправленной
учебе и при проведении специального социолого-психологического исследования
представителей пресс-служб.
Еще одной
характеристикой эффективного функционирования пресс-службы современной партии
Республики Казахстан является особая важность налаживания и поддержания
коммерческих партнерских связей с пресс-службами национальных органов власти
(центральных, региональных и местных). Только тогда будет проделана более
плодотворная работа за счет расширения возможностей получения и использования
информации, а также круга общения с представителями средств массовой
информации, отражающего интересы органов государственной власти.
Подводя итог, можно
сделать следующий вывод:
Основной
характеристикой деятельности пресс-службы партии Республики Казахстан является
ее идеологическая направленность, а непременным условием работы каждого
работника является его идеологическая и профессиональная «совместимость». Будучи
идеологическим проводником партии,пресс-служба обязана строго придерживаться
партийной программы и уставных положений. Отсюда сложности в подборе персонала
этого подразделения, по положению обязанных, с одной стороны, быть идеологически
ангажированными, а с другой - оставаться творческими личностями.
Особенности организации
пресс-службы партии Республики Казахстан определяются ее целями и задачами.
Отношения пресс-служб и населения, а также отношения центральной пресс-службы и
ее региональных отделений должны строиться на принципах так называемой
«консенсусной демократии», при этом особое значение имеет информационное
обеспечение работы региональных пресс-служб и контроль за их деятельностью. И,
наконец, особая важность придается налаживанию и поддержанию деловых
партнерских связей с пресс-службами органов государственной (центральной,
региональной, местной) власти.
2.2.
Сравнительный анализ деятельности пресс служб политических партий РК и РФ
В странах развитой
демократии политические партии обычно имеют прочную материально-техническую
базу, штаб-квартиры и, прежде всего, постоянную систему работы с избирателями.
Признаком развития
демократии в России и Казахстане является развитие политических партий и
движений. Партии выражают интересы различных социальных групп и претендуют на
места в выборных органах власти.
Деятельность
политических организаций более ярко выражена в период выборов в государственные
органы. Самые влиятельные и популярные партии имеют постоянные
представительства как в столице, так и в регионах и постоянно работают с
населением.
Особенностью
пресс-службы политической партии является то, что ее целевой аудиторией
является определенный круг СМИ, интересующихся политической информацией. Это в
основном общественно-политические СМИ, качественная пресса в целом.
Отдельные партии и их
региональные отделения издают свои партийные газеты.
Задача пресс-службы
партии в период между выборами состоит в том, чтобы найти информативные причины
для сообщений, которые создадут позитивное отношение к организации и подтвердят
ее верность предвыборным обещаниям. Пресс-службы играют важную роль в освещении
деятельности партийных лидеров и продвижении их имиджа.
Самым ответственным для
пресс-службы является период избирательной кампании[13].
От активности партийных пресс-службкак правило
зависит, сколько мест получит та или иная партия в парламентах.
История демократических
выборов (как в Казахстане, так и в России) предполагает, что именно
избирательный институт оказал решающее влияние на трансформацию политической
системы и формирование гражданского общества в обоих государствах. В конце
концов, обеспечение законных выборов в исполнительную и законодательную ветви
власти является важным политическим фактором стабильности демократического
развития в любой стране.
Появление такой
структуры, как на российской, так и на казахской политической арене, вполне
логично в условиях авторитарной демократии, опосредованной формой супер-президентского
правления в обеих странах.
Сегодня общество
буквально купается в информации. Поэтому сейчас, для создания эффективной
государственной администрации, чиновнику уже недостаточно, того, чтобы
добросовестно выполнять свои обязанности, ему нужна мощная информационная
поддержка. Если политик (независимо от его уровня - глава муниципалитета или
президент государства) перестанет заниматься публичными коммуникациями, он
окажется в информационном вакууме. Как он может сохранить своих избирателей,
как привлечь молодых людей в качестве сторонников, если он не говорит с ними на
понятном для них языке?
Поэтому сейчас у всех
властных структур в нашей стране и мире есть свои телеканалы, издают
периодические издания, открывают интернет-ресурсы и радиостанции. В современных
условиях руководители всех уровней уделяют большое внимание средствам массовой
информации. Они появляются в теле- и радиопрограммах, ведут интернет-дневники,
в которых рассказывают о своей работе, отвечают на все вопросы, продвигают свои
проекты и идеи, защищая их от нападок оппонентов.
Под паблик рилейшнз часто понимают
достижение «взаимопонимания», «доверия», «гармонии», «согласия»,
«сотрудничества».Но этого недостаточно,
чтобы понять сутьпаблик рилейшнз[14].
Казахстанские эксперты
в области связей с общественностью считают, что казахстанское общество
заговорило о связях с общественностью. Первые
политологи открыто занимающиеся выборами появились в Казахстане только в 1998
году. Они начали называть себя политтехнологами уже в 21 веке. Сегодня самым
популярным словом в стране является «пиар». И каждый понимает это по-своему,
особенно с негативным оттенком. Более того, оно нам ясно и понятно[15].
В русской научной
литературе этот предмет изучен более подробно, но применительно к условиям
Российской Федерации. В Казахстане publicrelations - это новая наука. Его появление и одобрение в
политической и социальной сфере страны можно рассматривать как признание
важности общественного мнения и необходимости установления взаимопонимания с
обществом.
Казахстанские
специалисты по связям с общественностью говорят, что сегодня внутренний
PR-рынок еще не сформировался и только начинает обретать свои очертания. Эта
точка зрения удивительна, потому что понятие «паблик рилейшнз» уже давно укоренилось в
нашем сознании.Первое, что привлекает внимание при исследовании PRв Казахстане, это то, чтоPR в Казахстане – рынок
слабо изучен, и поэтому среди PR – специалистов нет единого представления о его
фактических объемах.
С чего начался PRв Казахстане[16]?
С приходом российских политтехнологов, чья удивительная деятельность стала
характерной чертой общественной жизни России в середине 1990-х. В то время,
избирательные кампании бывших президентов Бориса Ельцина, Владимира Путина,
были самыми яркими с точки зрения PRтехнологий.
Большие успехи российских специалистов по связям с общественностью сразу же
привлекли внимание казахстанского истеблишмента. И если раньше, политическими
гуманитарными науками в Казахстане в основном занимались местные гуманитарии -
журналисты, маркетологи, социологи и психологи, которые должны были практически
на ходу осваивать новую профессию, то президентские выборы и выборы в Мажилис
прошли уже под флагом приглашенных из России пиарщиков. По оценкам многих PRагентств, им делают заказ только во время выборов, а
остальное время выяснилось, что PR-агентствами не интересуются. По прогнозам аналитических центров на
ближайшие несколько лет, есть вероятность роста предложения по использованию
PR-услуг.Учитывая, что страна уже развивается экономически, правительственные
структуры, которые поддерживают и продвигают программы, решения и стратегии,
нуждаются в PR-кампаниях. Отсюда
следует, что в ближайшее время со стороны государства намечаются госзаказы по
активному использованию PR-услуг. Таким образом, можно сказать в Казахстане
функционирует переходная модель паблик рилейшнз.
В этом отношении мы
можем сослаться на следующее определение политической PR, которое дано в политической энциклопедии. «Политический
PRв современном плюралистическом обществе - это
специализированная деятельность политических субъектов, направленная на
эффективное управление их публичным общением и повышение политической
конкурентоспособности за счет привлечения общественной поддержки. Субъектами
политических общественных отношений могут быть все политические субъекты -
политические партии, государственные органы, политические деятели. Когда
мероприятия по связям с общественностью организуются органами государственной
власти и ориентированы на интересы государства, следуетговорить государственномPR. При этом «государственные интересы» означают «концептуальное
выражение государством глобальных потребностей общества на данном этапе его
развития».
Л.С. Ахметова,
казахский специалист по связям с общественностью, дает такое определение
политическому PR: «Политический PR - это сфера общения между структурами власти и
обществом, которая имеет следующие направления: правительственные, финансовые
структуры, государственные и политические силы, международные организации и
военно-промышленный комплекс. Одной из важнейших функций PR является
информационная служба[17].
В России в аналогичной
структуре в конце 90-х годов XX века работали 36 сотрудников, объединенных в
четыре основных отдела: аккредитации и брифингов, оперативной информации,
перспективного планирования, фотодокументов.Функции отделов не были строго
разграничены, и они выполняли аналогичную работу, в то же время не дублируя ее.
Кроме того, в администрации российского президента действует Управление
Президента РФ по связям с общественностью.Разница между этими структурами
значительна - пресс-служба предоставляет информацию о работе президента в
средствах массовой информации, организует процесс передачи этой информации.
Работа Управления строится в диалоговом режиме, налаживается обратная связь со
СМИ. Связи с общественностью - это прежде всего создание информационных
событий, важных с точки зрения прессы, чтобы говорить об этом. Функции
Управления: изучение общественного мнения о социально-экономическом и
политическом развитии страны, деятельности органов государственной власти;
подготовка в сотрудничестве с пресс-службой аналитических материалов и
пропаганды для средств массовой информации, подготовка предложений для
Президента по вопросам государственной политики в области средств массовой
информации, обеспечение от имени Президента деятельности
консультативно-совещательных органов при Президенте и другие.
Рассмотрим типы
общественных связей, наиболее часто используемые пресс-службой политических
партий России:
• во-первых, это
брифинг - краткая оперативная речь для прессы о новых следах важных событий,
произошедших в политической партии;
• актуальность и
своевременность информации в СМИ;
• круглый стол - обмен
мнениями по актуальным вопросам.
• освещение в СМИ
деятельности политических партий;
• организация
пресс-конференций, брифингов для журналистов;
• экспресс-анализы
публикаций о чрезвычайных ситуациях в средствах массовой информации в
республике и за рубежом;
•организация
систематического общения с областными и муниципальными администрациями по
вопросам организации пропаганды деятельности пресс-службы политических партий
через местные СМИ.
По словам
казахстанского специалиста в области связей с общественностью Жантикеева С.К.[18],
основными функциональными задачами системы государственного управления
являются: участие в демократизации государственного управления, содействие
формированию гражданского общества. Примером сотрудничества между
государственными органами и общественностью является создание постоянного
совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию
гражданского общества в республике. Встреча включает представителей
государственных органов, лидеров политических партий и общественных движений,
неправительственных организаций и религиозных конфессий.
Однако в Республике
Казахстан деятельность PR-структур политических партий в настоящее время пока еще организована
на уровне минимальной достаточности.
Поэтому можно выделить
следующие задачи PR в реализации государственной политики страны:
1. Укрепление и
совершенствование законодательной базы в первую очередь касается сферы
деятельности средств массовой информации, рекламы, PR которые являются основным
каналом коммуникации, формирующим общественное мнение в любой области. Политическая
модернизация требует немедленных действий по восстановлению доверия к обществу,
что возможно благодаря проведению мероприятия по связям с общественностью,
основанного на реальных и эффективных действиях правительства и усиленной
законодательной базе.
2. В отношении
государственных органов паблик рилейшнз определяется как специализированная
деятельность государственных и иных организаций, которая обеспечивает установление
взаимопонимания и доброжелательности между организациями, осуществляющими
паблик рилейшнз, включая правительственные, социальные группы, на которых направлена
деятельность.Паблик рилейшнз является важной частью политических партий и
призваны обеспечить взаимопонимание между людьми, составляющими управляющую и
управляемую системы, а также процесс их функционирования.
- Помогает осознать и
увидеть многогранность тех факторов, которые необходимо учитывать при
формировании политики;
- стремится
гарантировать согласие общественных формирований, населения и властных структур,
необходимых для осуществления предполагаемой глубокой реформы.
4. Способность
политических партий адекватно реагировать на кризисы, главным образом в глазах
общества, является одним из ключей к устойчивому развитию общества в целом и
стабильности политической системы. В то же время информационный отклик сторон
на проблемы, возникающие в общественном сознании, во многом связан с их
способностью справляться с кризисом и решать его в интересах всего общества.
Поэтому в таких ситуациях очень важно, чтобы пресс-службы имели технологии
кризисной стратегии. Прежде всего, необходимо провести кризисное планирование -
на основе анализа всех видов рисков и разработки стратегий ответных действий по
работе с имиджем, репутацией - в зависимости от характера возможного кризиса.
В связи с этим, по
мнению автора, государственная деятельность должна включать ряд ключевых
областей, таких как:
1. Формирование
позитивного восприятия государственной политики населением страны.
2. PR-деятельность в
условиях политического кризиса.
3. Противодействие
деструктивным PR-технологиям, направленных на дестабилизацию ситуации.
4. По мнению автора,
особое место в деятельности политических PR-служб должна занимать работа,
направленная на борьбу с деструктивными PRтехнологиями. В контексте развития информационных
технологий вопросы информационного обеспечения государственной политики и
информационной безопасности приобретают первостепенное значение.
Согласно этому, важными
моментами общественных отношений в деятельности политических партий являются:
• организовать тесное
сотрудничество со службами по связям с общественностью, чтобы быстро и
регулярно информировать общественность об инициативах главы государства,
правительства, центральных и местных органов власти, обсуждениях и принятых
новых законах и постановлениях правительства;
• регулярно
информировать общественность о деятельности политических партий. Их планы и
успехи;
• информировать
руководство о текущей и потенциальной реакции общественности на текущую или
запланированную политику;
• реализация комплекса
организационных и практических мер по созданию позитивного имиджа сторон;
Эти проблемы могут быть
решены в следующих конкретных областях деятельности PR в деятельности
политических партий.
Необходимо:
- устанавливать,
поддерживать и расширять контакты с гражданами и организациями;
- информировать
общественность о принятых решениях;
- изучать общественное
мнение;
- проводить анализ
реакции общественности на действия политических партий в целом;
- прогнозирование
общественно-политических процессов;
- обеспечить
организацию аналитическими разработками;
- формирование
благоприятного имиджа организации.
Мы знаем, что службы «паблик рилейшнз» создают
условия для принятия лучших управленческих решений, могут брать на себя
упреждающую программу для разрешения конфликтных ситуаций и во многих случаях
могут активно влиять на реализацию принятых решений.
Таким образом, службы
PRмогут сыграть важную роль в обеспечении стабильности политической системы и
устойчивого развития общества в целом. Однако сегодня целенаправленная работа в
этом направлении практически не ведется или ведется устаревшими методами,
унаследованными от предыдущих идеологических структур. Для установления
эффективных связей с общественностью, по мнению автора, необходимо создать
аналитические и прогностические структуры, которые бы в полной мере охватили
весь спектр политических информационных технологий и были бы способны
объективно консолидировать общественное мнение в открытом доступена поддержку
действий государства, особенно в непростой период реформ.
В результате деятельность
служб по связям с общественностью будет развиваться и дальше, будут появляться
новые направления политического PR, в том числе новые эффективные технологии
работы с целевой аудиторией. Не стоит забывать, что только комплексное
использование инструментов связей с общественностью может дать результат.
Заключение
Двадцатое столетие и
рубеж двадцать первого века стали тем периодом, который явил ряд технологий,
которые воздействовали на индивидуальное и массовое сознание. Технологии для
нас не новы, потому что под другими названиями и с другими задачами они
работали в советское время. Но Советского Союза больше нет, система
государственного управления в Казахстане претерпела изменения и, следовательно,
существующие методы воздействия на общественное мнение показали неспособность
эффективно функционировать в новых реалиях. Можно назвать некоторые условия,
способствующие этому.
Во-первых, как уже
упоминалось, система правления изменилась.
Во-вторых, человечество
в принципе движется к цивилизации информации.
В-третьих, в настоящее
время наблюдается феномен новой роли общественного мнения. Успех конкретной
политики напрямую связан со степенью общественной поддержки. В связи с вышесказанным
необходимо срочно ввести другие подходы к процессу создания имиджа
государственной службы и государства в целом в глазах общественности.
Сегодня в Казахстане
каждая политическая партия имеет свою службу по связям с общественностью в
виде: Управления по связям с общественностью, пресс-службы, пресс-секретаря и
других форм, выполняющих функции PR-подразделения.Создание отделов по связям с
общественностью в Казахстане началось в конце 1990-х годов, но процесс перешел
в более активную фазу лишь несколько лет назад.
В Казахстане
деятельность пиар-структур политических партий всегда организована на уровне
минимальной достаточности. На сегодняшний день внутренний рынок связей с
общественностью в Казахстане еще не сформирован и только начинает приобретать свои
очертания.
Таким образом, на
основании изложенного, можно сделать следующие выводы.
1. Политическая
коммуникация - это массовая коммуникация, осуществляемая в определенной области
общества, как политика Это систематический набор процессов обмена политической
информацией, их передачи, что, в свою очередь, структурирует политическую
деятельность и придает ей новый смысл.
В Республике Казахстан
существует три основных метода политического общения: через неформальные
контакты, через различные общественно-политические организации (институты) и
через средства массовой информации.
2. Современные политики
должны уметь прогнозировать сценарии изменений в обществе, выбирать для них
подходящие стратегии развития, гибко и эффективно реагировать на изменения в
окружающей среде и увеличивать шансы на реализацию планов. Для достижения
стратегических целей, стоящих перед политическими партиями, наиболее
эффективным методом является эффективное использование технологии связей с
общественностью (PR).
3. Основная задача пресс-службы
политических партий в Казахстане - создать привлекательный имидж политической
партии и ее членов, повысить рейтинг и побеспокоиться о достойной репутации и
позитивном имидже. С этой целью
специалисты пресс-службы устанавливают связь со средствами массовой информации
и широкой общественностью: готовят информацию для дальнейшего распространения,
дают комментарии прессе, общаются с журналистами, планируют и проводят
различные мероприятия и решают проблемы.все вопросы, связанные с репутационным
менеджментом.
4. Установление
политических отношений с прессой является основной функцией политической
пресс-службы. Информация, подготовленная пресс-службой, представляется ??в
форме, которая позволяет распространять ее среди общественности (межличностное
общение, сообщения в СМИ, организация пресс-конференций, брифингов, круглых
столов, открытых публичных дебатов, презентаций и т. д.). В этом случае, как
правило, необходимо преодолевать различные препятствия, мешающие нормальному
ходу процесса: барьер недоверия, неожиданное вмешательство среды, искажения,
приводящие к изменению исходного сообщения.
5. Пресс-служба – это не
вспомогательный, а один из ключевых элементов политики, помощник и важный
советник политика. Эффективная пресс-служба - это служба по связям с
общественностью, уникальная информационно-аналитическая группа, в задачи
которой входят такие функции, как мониторинг максимального количества
информационных потоков, постоянный мониторинг информационного пространства; ведение
досье на основные средства массовой информации, ведущих журналистов, политиков
и пиарменов: прогнозирование редакционной политики ведущих средств массовой
информации; постоянное поддержание добрых отношении с конкретными (своими») СМИ
- их «курирование»; разработка PR-проектов и PR-программ; имиджмейкерская
работа с политической структурой и т.д.
Список
использованных источников
1. Аксёнов
А.А. Реклама в политике: учеб.пособие / А.А. Аксёнов. Комсомольск-на-Амуре:
ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. 113 с.
2. Алешина,
И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И.В. Алешина. – М.: ИКФ ЭКМОС, 2006. 390 с.
3. Амелин,
В.Н. Социология политики.– М.: изд-во МГУ, 2015. 315с.
4. Андросова,
Л. А. Политический консалтинг: учеб. Пособие.Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та,
2015. 96 с.
5. Анохина
Н.В. Роль СМИ в избирательном процессе / Н.В. Анохина, М.Э. Бранес //
Политическая наука. № 3. 2016.
6. Арсеньева,
Т.И. Коммуникативные технологии в избирательном процессе. М.: Аспект Пресс,
2016. 249с.
7. Атаманчук,
Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук. – М.: Омега-Л, 2004.
159 с.
8. Байтин
М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2008. №3
9. Бельгибаев
С. Развитие гражданского общества в Казахстане //Саясат, 2010, №1. 402 с.
10.
Биекенов М.А. Демократизация
политического процесса в Республике Казахстан. Астана, 2009. –230 с.
11.
Бродовская Е.В. Методы исследования и
индикаторы измерения интернет-активности политических партий // Среднерусский
вестник общественных наук. 2017. № 4
12.
Булуктаев Ю., Кушербаев К. Казахстан
сегодня: мир политических партий. Алматы, 2010.
320 с.
13.
Василенко, И. Связь с общественностью в
государственных и местных органах власти: учебное пособие / И.Василенко. – М.:
Международные отношения, 2006. 145 с.
14.
Вылегжанин, Д.А. Теория и практика
паблик рилейшнз: учебн. пособие / Д.А. Вылегжанин, – 2-е изд., испр. – М.:
Флинта: МПСИ, 2010. 400 с.
15.
Королько В. Основы Паблик Рилейшнс.
Изд-во «Ваклер», 2018. 180 с.
16.
Кочеткова, А. PR-планирование в
государственной сфере / А. Кочеткова // Пресс-служба. – 2007. – №8.
17.
Нарматов С.З, Романова Н.В, Политические
партии Казахстана справочник, Алматы: Жетiжар?ы 2010. 250 с.
18.
Нысанбаев А., Машан М., Мурзалин Ж.,
Тулегулов А. Эволюция политической системы Казахстана. Алматы, 2008. 340 с.
19.
Русаков, А.Ю. Связи с общественностью в
органах государственной власти. Учебное пособие / А.Ю. Русаков. – СПб.: Изд-во
Михайлова В.А., 2006. 479 с.
20.
Сартаев С.С. Становление Конституции
суверенного Казахстана. А., 2009. 217 с.
21.
Слизовский Д. Е.,
Шуленина Н. В. Политическое лидерство в России. История, опыт, проблемы. М.:
Издательство Российского Университета дружбы народов, 2016. - 648 с.
22.
СМИ и политика. / Под ред. проф. Дэвида
Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2017. 330 с.
23.
PR: Современные технологии: Учебное
пособие / С.Л. Бровко, И.А. Быков, О.К. Карпухина, М.Е. Кудрявцева, Н.Е.
Пивонова, Ю.Е. Смирнов, И.П. Яковлев; под ред. Л.В. Володиной. – СПб.: ИВЭСЭП,
Знание, 2011. 170 с.
[1]Вылегжанин,
Д.А. Теория и практика паблик рилейшнз: учебн. пособие / Д.А. Вылегжанин, – 2-е
изд., испр. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – С.125
[2]Вылегжанин,
Д.А. Теория и практика паблик рилейшнз: учебн. пособие / Д.А. Вылегжанин. – М.:
Флинта: МПСИ, 2008. – С. 270
[3]Алешина,
И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И.В. Алешина. – М.: ИКФ ЭКМОС, 2006. –
С.97
[4]PR: Современные технологии: Учебное пособие / С.Л.
Бровко, И.А. Быков, О.К. Карпухина, М.Е. Кудрявцева, Н.Е. Пивонова, Ю.Е.
Смирнов, И.П. Яковлев; под ред. Л.В. Володиной. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2011. –
С.174
[5] Русаков, А.Ю. Связи с
общественностью в органах государственной власти. Учебное пособие / А.Ю.
Русаков. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – С.479
[6]Вылегжанин,
Д.А. Теория и практика паблик рилейшнз: учебн. пособие / Д.А. Вылегжанин, – 2-е
изд., испр. – М.: Флинта: МПСИ, 2010. – С.302
[7]Алешина,
И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И.В. Алешина. – М.: ИКФ ЭКМОС, 2006. –
С.99
[8]Василенко,
И. Связь с общественностью в государственных и местных органах власти: учебное
пособие / И.Василенко. – М.: Международные отношения, 2006. – С.145
[9]Аксёнов А.А.
Реклама в политике: учеб.пособие / А.А. Аксёнов. Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ
ВПО «КнАГТУ», 2013. – С.58
[10]Бельгибаев С.
Развитие гражданского общества в Казахстане //Саясат, 2010, №1. – С.354
[11]Биекенов М.А.
Демократизация политического процесса в Республике Казахстан. Астана, 2009.
–С.210
[12]Нысанбаев А.,
Машан М., Мурзалин Ж., Тулегулов А. Эволюция политической системы Казахстана.
Алматы, 2008. – С.95
[13]СМИ и политика.
/ Под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2017. – С.181
[14]Слизовский
Д. Е., Шуленина Н. В. Политическое лидерство в России. История, опыт, проблемы.
М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2016. – С.152
[15]Нысанбаев А.,
Машан М., Мурзалин Ж., Тулегулов А. Эволюция политической системы Казахстана.
Алматы, 2008. – С.64
[16]Бельгибаев С.
Развитие гражданского общества в Казахстане //Саясат, 2010, №1. – С.204
[17]Биекенов М.А.
Демократизация политического процесса в Республике Казахстан. Астана, 2009.
–С.134
[18]Сартаев С.С.
Становление Конституции суверенного Казахстана. А., 2009. – С.122