Оценка отношения персонала к изменениям как основа для разработки технологии работы с сопротивлением в образовательной организации
Контрольная работа
Оценка отношения персонала к
изменениям как основа для разработки технологии работы с сопротивлением в
образовательной организации
Содержание
1. Цель, инструментарий и программа эмпирического
исследования
. Анализ результатов эмпирического исследования
.1 Анализ реакции педагогического персонала на изменения
.2 Анализ результатов исследования сопротивления педагогов на
изменения
.3 Анализ исследования оценки отношения педагогического
персонала к данному изменению (введению профстандарта)
Вывод
Литература
Приложения
1. Цель, инструментарий и программа эмпирического исследования
Цель данного эмпирического исследования: выявить
отношение педагогического персонала к изменениям в школе.
Предметом исследования является сопротивление
изменениям, а объектом исследования - педагогический персонал средней школы.
Задачи:
определить значимые для педагогического персонала
изменения в образовании, произошедшие за последние 5 лет;
выявить изменения, которым педагогический персонал сопротивляется
больше всего;
оценить отношение педагогического персонала к
изменению, которое вызывает большее сопротивление;
определить потенциальные риски для руководителя в
период изменений.
Программа и инструментарий:
Для того, чтобы выявить отношение педагогического
персонала к изменениям в школе, нами было предпринято следующее:
. В первую очередь, нам было необходимо выяснить,
какие изменения, по мнению педагогического персонала, самые значимые произошли
в школе за последние пять лет, с 2010 года по настоящее время. Для этого нами
было использованы качественные методы исследования: глубинное (фокусированное)
интервью, которое было проведено в январе 2016 года с двумя представителями
районного ИМЦ, представителями общеобразовательных школ: двумя директорами
школ, двумя заместителями и с фокус-группой учителей из разных школ (четыре
человека). Интервью проводилось для выяснения отношения респондентов к теме:
изменения в образовании. Также одновременно фиксировалась реакция респондентов
на эти изменения, происходящие в школе. Метод глубинного интервью основан на
личном общении, когда респондент высказывает свою позицию, проводится один на
один, нет влияния на их отношение извне, по времени беседа с каждым заняла от
30 минут до 60 минут. Глубинное интервью должно было показать нам основные
направления изменений в школе, отношения к ним, а также причины их отношения.
По ходу беседы нами фиксировалась эмоциональная составляющая респондентов.
Недостаток метода в том, что из-за трудоемкости он применяется на небольшой
выборке, но зато при доверительной беседе выявляется субъективное отношение к
исследуемому вопросу. (См. приложение № 1). Другой качественный метод: интервью
с фокус-группой. Эта беседа-дискуссия проводилась по теме: основные изменения в
школе и отношения к ним. В мини-группу были приглашены молодые специалисты,
стаж которых от 3 до 5 лет из двух школ, всего четыре человека. Направление
беседы было общим. Учителя высказывались об изменениях в школе, что им
нравится, что нет. В беседе они высказывали свое отношение и дополняли друг
друга.
По результатам этих интервью нами было выявлено десять
основных изменений в школе за последнее время, на которые обращают особое
внимание наши респонденты.
. Для того, чтобы оценить сопротивление персонала на
то или иное изменение, необходимо было выяснить какое изменение сегодня в школе
вызывает наибольшее сопротивление среди педагогического персонала.
Для этого был проведено анкетирование учителей. Всего
опрошено 36 учителей из разных школ Санкт-Петербурга, из них 26 человек со
стажем более 20 лет, 5 человек от 10 до 20лет , 3 человека от 5 до 10лет, 2
человека от 2 лет до 5лет, менее 2-х лет - 2 человека.
Был задан вопрос «Какое изменение в образовании
вызывает у Вас особое напряжение и сопротивление?». В анкете было предложено
десять изменений в образовании. Предложенные варианты составлены по результатам
глубинного интервью. С помощью метода балльного ранжирования надо было
выставить баллы напротив изменения: от 1 балла (практически принятого учителем
изменения) до 10 баллов (самое напряженное, неприемлемое изменение). Были
предложены следующие изменения для оценивания: новая оценка качества, новая
форма ГИА, введение профстандарта, новые формы обучения, составление рабочих
программ, изменения в УМК, внеурочная деятельность, электронный
документооборот, новые технологии, система оценивания. (См. приложение №2)
По результатам исследования выбрали одно изменение в
школе, которое больше всего вызывает сопротивление среди учителей.
. Целью дальнейшего эмпирического исследования
является оценка отношения педагогического персонала к полученному самому
сопротивляемому изменению (введению профстандарта).
Зная, что стандарт обсуждался профессиональным сообществом, проводились
диагностики, дискуссии, нами были проанализированы сайты ИМЦ районов города
Санкт-Петербурга с целью выявления диагностик по поводу отношения к изменению.
Из восьми районов только два района провели диагностику по новому изменению.
Исправляя ситуацию, что педагоги Приморского района опрошены не были, мы провели
анкетирование среди учителей Приморского района Санкт-Петербурга. За основу
была взята анкета ИМЦ Центрального района. Опрос проводился в мае 2016 года
только среди учителей, анкета была составлена на печатной основе, и было
получено 34 ответа. Анкета была анонимная.
Распределение респондентов по стажу работы.
Рис.1.
Диаграмма «Распределение по стажу работы»
В
анкете были представлены следующие вопросы:
.Знаете
ли вы о профессиональном стандарте педагога?
.
Читали ли вы профессиональный стандарт?
.
С какими положениями стандарта вы согласны?
.
Какие положения для вас самые сложные?
.
Считаете ли вы, что стандарт изменит что-то в образовании?
.
Соответствует ли ваш уровень требованиям стандарта?
. Анализ результатов эмпирического исследования
.1 Анализ реакции педагогического персонала на изменения
Итак, изменений в образовательной системе сегодня
достаточно много, и это ещё только начало изменений. Педагоги, как и любые
люди, не очень-то любят перемены. Константин Ушаков определяет несколько этапов
реакций педагогического персонала к изменениям:
¾ отрицание
Это реакция, когда персонал отвергает всё новое и
хочет работать по-старому. Возможно, даже не знает содержания изменения, но уже
не принимает. А зачем? Если до нововведения всё устраивало. А любое изменение
не понятно к чему приведет, вдруг будет хуже, вдруг будем больше работать или
потеряем своё нынешнее положение. Руководителю рекомендуется ориентировать
персонал на будущее. Самооценка обычно у персонала высокая, мы и так всё знаем.
¾ сопротивление
Обычно скрытое неприятие нового, то есть работник
открыто не показывает, но внутренне не принимает. Руководителю рекомендуется
дать возможность персоналу выговориться, показать свое недовольство. Это
поможет понять, что пугает персонал, и какие действия можно применить. Самооценка
обычно на этом этапе понижается.
¾ исследование
Персонал начинает понимать суть изменений, предлагает
идеи, пробует новые технологии, но обычно хаотично. Руководителю рекомендуется
поддерживать работников в данный период, мотивировать и поощрять. Самооценка
повышается.
¾ вовлеченность
На данном этапе идет создание команд, рабочих групп,
начинают пробовать вводить инновации вместе. Анализирует, определяют проблемы и
перспективы. Руководителю рекомендуется определять уже долгосрочные цели.
¾ традиционализация
Это период, когда изменения уже становятся частью
жизни, рутиной. На рисунке 2 изображены пять реакций персонала.
|
|
|
традиционализация
|
|
|
вовлеченность
|
|
|
|
исследование
|
|
|
|
сопротивление
|
|
|
отрицание
|
|
|
|
Рис. 2. Реакции персонала на изменения.
В ходе глубинного интервью респонденты характеризовали
изменения в образовании и, в частности, в школах. По ходу беседы фиксировались
не только ответы, но и реакция респондентов на эти изменения, степень их
принятия и данные заносились в таблицу (см. табл. 1). Из названных изменений
нами отмечено десять, которые назвали педагоги: ГИА в форме ОГЭ (к ЕГЭ уже
привыкли), новая оценка качества, система оценивания ученика, новые формы
обучения, внеурочная деятельность, изменения в УМК, новые технологии,
составление рабочих программ, электронный документооборот, введение
профессионального стандарта.
Табл.1
Реакция педагогов на изменения
Реакция к изменениям
|
1 ГИА
|
2 Новая оценка
|
3 Профстандарт
|
4 Новые формы обучения
|
5 Составление рабочих программ
|
6 Внеурочная деятельность
|
7 Электронный документооборот
|
8 Система оценивания
|
9 Изменения в УМК
|
10 Новые технологии
|
Отрицание
|
|
С 2010 г. Учителя отрицательно относятся к составлению РП
|
|
Та часть, которые не умеют пользоваться , те не приемлют до
сих пор.
|
|
|
|
Сопротивление
|
|
Много разных оценок. Увеличение бумаг
|
Обсуждение, нейтральное или негативное отношение. Не все
понятно, как будет проходить
|
Лучше традиции ничего нет, скрывают информацию
|
Часто формальное отношение
|
|
Некоторые продолжают саботировать ЭД
|
Ничего лучше, чем традиционная
|
Использование старого УМК
|
незначительное
|
Исследование
|
|
Самооценка-интересно
|
|
Надо попробовать, многие дети занимаются спортом, наукой,
можно остальные предметы сдавать экстерном
|
|
Так как это касается не всех учителей, то внеурочной стали
заниматься те, которым интересно: что это, какие формы, ресурсы, результаты
можно получить
|
|
Апробируют другие системы, например,-балльная
|
Пробуют новые
|
Апробация новых технологий,
|
Вовлеченность
|
Исследуются новые формы для подготовки
|
|
|
|
|
|
Ищут другие возможности использования для рационального
использования
|
|
|
Активное применение и внедрение
|
традиционализация
|
ГИА уже часть жизни, учителя перестроились к новой форме
|
|
|
|
|
|
Многие просто не мыслят без ЭД
|
|
|
|
Как видим из таблицы, на каждое изменение у педагогов
разные реакции. И почти на все изменение есть реакция сопротивления. С чем же
это связано? При анализе реакций можно увидеть, чему сопротивляются: увеличению
бумажной работы, неясности механизмов внедрения, недоверие инновациям, боязнь
несоответствия новым требованиям.
2.2 Анализ результатов исследования сопротивления педагогов на изменения
На рисунке 3 показаны результаты опроса на тему:
«Какие изменения в образовании вызывает у вас сопротивление?»
Рис.3
Диаграмма «Какие изменения в образовании вызывает у вас сопротивление?»
Как
видим из результатов, такие изменения, как введение ГИА в новой форме и
электронный документооборот, практически приняты педагогами, стадия реакции,
скорее всего, вовлеченность. Новые технологии, новая оценка качества, новые
формы обучения, изменения в УМК, в содержании, внеурочная деятельность, то есть
всё, что связано с ФГОС-2, находятся в интервале от четырёх до шести баллов. От
шести до восьми баллов самые сопротивляемые изменения в образовании, ими
оказались составление рабочих программ и введение профессионального стандарта
педагога.
Теперь
посмотрим, как результаты распределились среди педагогов с разным стажем
(табл.2). В таблице мы отметили количество педагогов, которые поставили
максимальный балл сопротивляемости тому или иному изменению (9-10 баллов).
Табл.
2
Результаты
в разрезе стажа респондентов
Абс. значение педагогов ,отрицавшие изменения
|
1 ГИА
|
2 Новая оценка
|
3 профстандарт
|
4 Новые формы обучения
|
5 Составление рабочих программ
|
6 Внеурочная деятельность
|
7 Электронный документооборот
|
8 Система оценивания
|
9 Изменения в УМК
|
10 Новые технологии
|
До 2 лет
|
2
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2-5
|
|
|
2
|
|
1
|
1
|
|
|
|
|
5-10
|
|
|
2
|
|
2
|
|
1
|
1
|
|
|
10-20
|
|
|
2
|
|
7
|
|
|
|
1
|
|
Более 20
|
2
|
4
|
10
|
2
|
10
|
7
|
3
|
3
|
3
|
Эти результаты изобразим также в диаграмме (рис.4)
Рис.4.
Диаграмма «Результаты в разрезе стажа респондентов»
На
рисунке 4 хорошо видно, что особенно двум изменениям, составлению рабочих
программ и профстандарту, сопротивляются педагоги с разным стажем (четыре
цвета).
Давайте
рассмотрим, что это за изменения.
Составление
рабочих программ связано с огромными временными затратами. Данное новшество
введено с введением ФГОС-2 и несколько лет не принималось педагогами, то есть
выполнялся очень формально. Приказ Минобразования и науки № 1577 от 31.12.2015
года «О внесении изменений федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897» должен обеспечить уменьшения времени на
его составление. Если раньше рабочая программа, в соответствии со ст.18 ФГОС,
должна содержать восемь пунктов: пояснительную записку, общую характеристику
предмета, описание места учебного предмета, личностные, метапредметные и
предметные результаты, содержание, тематическое планирование, описание УМК,
планируемые результаты. То теперь всего три пункта: планируемые результаты,
содержание предмета, тематическое планирование. Можно предположить, что это
снизит сопротивление персонала. Так как сейчас не надо составлять пояснительную
записку, также не надо описывать виды учебной деятельности и т.д. В связи с
этим не видится смысла рассматривать сопротивление составлению рабочих
программ, остановимся на другом изменении - внедрение профессионального стандарта.
Итак,
профессиональный стандарт. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ
№544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", 18 октября
2013 года, утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями
при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации
обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке
должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Приказ зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 года. Стандарт должен
быть введен с 2015 года, но отложен до 1 января 2017 года.
2.3 Анализ исследования оценки отношения педагогического персонала к
данному изменению (введению профстандарта)
С помощью анкетирования была исследована оценка
отношения педагогического персонала к профессиональному стандарту. В анкете
было несколько вопросов.
o Знаете ли вы о профессиональном
стандарте педагога? Было предложено два варианта: да или нет.
Рис.5
Диаграмма «Знание о существовании профстандарта»
Большая
часть, всё-таки, знали о существовании профстандарта. Для тех, кто знал, был
следующий вопрос.
o Читали ли вы профессиональный
стандарт?
Рис.6
Диаграмма «Изучение профстандарта»
Мы
видим, что только примерно 12 % полностью разобрали профстандарт, подавляющее
большинство педагогов не знают толком, что это.
¾ С какими положениями профстандарта Вы
согласны?
В данном вопросе можно было выбрать несколько
вариантов ответа:
1. Педагог должен уметь работать со всеми детьми, включая детей с
ОВЗ, с девиантным поведением, одарённых, с неродным русским языком
. Педагог должен уметь проектировать образовательные программы,
образовательные среды, индивидуальные маршруты развития и т.д.
. Педагог должен владеть ИКТ на уровне продвинутого пользователя,
в том числе владеть специальными программами
. Педагог должен иметь серьёзную психологическую подготовку
. Педагог должен организовывать различные учебные общности,
включающие детей, педагогов, родителей
. Педагог должен знать основные педагогические теории
Также можно было написать свой вариант.
Количество выбранных ответов представлены в таблице:
№ ответа
|
Количество человек
|
%
|
1
|
4
|
11,8
|
2
|
20
|
58,8
|
3
|
18
|
52,9
|
4
|
27
|
79,4
|
5
|
17
|
50
|
6
|
26
|
76,5
|
Из результатов мы видим, что половина и более педагогов практически
согласны с положениями стандарта. Только с первым положением (Педагог должен
уметь работать со всеми детьми, включая детей с ОВЗ, с девиантным поведением,
одарённых, с неродным русским языком) согласилось всего 11,8 % педагогов.
Такие же варианты предлагались и для следующего
вопроса.
Какие положения профстандарта для вас самые сложные?
Количество выбранных ответов представлены в таблице:
№ ответаКоличество человек%
|
|
|
1
|
28
|
82,4
|
2
|
5
|
14,7
|
3
|
10
|
29,4
|
4
|
8
|
23,5
|
5
|
4
|
11,8
|
6
|
2
|
5,9
Считаете ли вы, что стандарт изменит что-то в вашей образовательной
деятельности в школе?
Варианты ответа: да, многое изменится; произойдут незначительные
изменения; ничего не изменится.
Рис.7 Диаграмма «Изменения при введении стандарта»
Большая часть педагогов считает, что изменения хоть и
незначительные, но, всё-таки, произойдут.
¾ Соответствует ли ваш уровень
требованиям стандарта?
Варианты ответа: да, частично, нет.
Рис.8
Диаграмма «Соответствие стандарту»
Почти
90 % педагогов считают, что их профессиональный уровень лишь частично
соответствует стандарту и 6 % считают, что не соответствуют стандарту. Скорее
всего, это и является причиной сопротивления данному изменению: боязнь
несоответствия новым требованиям. Как отметил К.Ушаков, изменения несут в себе
угрозы статусу, отношениям, дополнительной и незнакомой работы (мы выяснили,
что только 12 % респондентов (из тех, кто знаком с ним) полностью знают
требования стандарта).
Выводы
К важным эмпирическим результатам исследования, касающимся отношения
педагогического персонала к изменениям, можно отнести следующее:
самые значимые для педагогического персонала изменения в образовании,
произошедшие за последние пять лет, являются следующие: ГИА в форме ОГЭ, новая
оценка качества, система оценивания ученика, новые формы обучения, внеурочная
деятельность, изменения в УМК, новые технологии, составление рабочих программ,
электронный документооборот, введение профессионального стандарта;
больше всего педагогический персонал сопротивляется двум изменениям -
составлению рабочих программ и введению профстандарта; меньше всего - ГИА в
новой форме;
при оценке отношения педагогического персонала к внедрению профстандарта,
которое вызывает большее сопротивление, выяснилось, что 96 % педагогов считают,
что не соответствуют или частично соответствуют стандарту, вероятнее это и есть
причина сопротивления;
- для молодых педагогов (стаж работы до 2 лет) более значимым изменением
оказывается совершенствование тех моментов учебного процесса, которые связаны с
ГИА и оцениванием; опытные же педагоги больше сопротивляются совершенствованию
самого учебного процесса.
Литература
1. Горбатенко Е.А.
Сопротивление организационным изменениям как проблема организационного развития
// Материалы III-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров "Как
создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар". [Электронный
ресурс] - URL: <http://www.treko.ru/show_article_580> (дата
обращения 02.01.2016)
2. Имаи
М. Гемба Кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества/Ред. Масааки Имаи
/ Пер. с англ. - М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. - 346 с.
. Имаи
М. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний/Пер. с англ. - М.: «АльпинаБизнес
Букс», 2006. - 247 с.
4. Князюк Н.Ф. Кицул
И.С.,Сасина М.С.,Гуршпон Т.В., Применение концепции KAIZEN в деятельности
медицинской организации. // Менеджер здравоохранения. - 2012. - № 8. - С. 6-14.
[Электронный ресурс] - URL:
<http://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-kontseptsii-kaizen-v-deyatelnosti-meditsinskoy-organizatsii>
(дата обращения 15.01.2016)
5. Кобзева Н.М. Феномен
сопротивления: сущность, виды и формы проявления. // Вестник ВГУИТ, - 2013. - №
4.
<http://vestnik.vsuet.ru/?q=content/%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%B2%D0%B3%D1%83%D0%B8%D1%82-%E2%84%96-4-2013>
[Электронный ресурс] - URL: (дата обращения 05.02.2016)
6. Ковалева Т. Можно ли
измерить сопротивление изменениям? //Персонал-Микс. 2003. No 6. С. 53-58
[Электронный ресурс] - URL:
<http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/05/1214827265/5cSherbakova.pdf>
(дата обращения 15.01.2016)
7. Коттер Джон. Впереди
перемен: почему компаниям не удается организационная перестройка. - Управление
изменениями (серия "Классика HBR"). - М., 2007.
8. Ксенофонтова Е.Г.
Этапы управления организационными изменениями.
9. Кужева С.Н.
Готовность организации к внедрению изменений. // Вестник Омского университета.
Серия «Экономика». - 2013. - № 2. С. 131-136. [Электронный ресурс] - URL:
<http://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-organizatsii-k-vnedreniyu-izmeneniy>
(дата обращения 25.02.2016)
10. Левин К. Теория поля
в социальных науках : Пер. с англ. - СПб.: Сенсор, 2010. - 368 с.
Приложение 1
педагогический персонал профессиональный стандарт
Технология проведения глубинного интервью
. Подготовка вопросов к глубинному интервью
. Отбор респондентов
. Проведение интервью
. Анализ ответов
Вопросы, которые задавались респондентам:
. Какие самые значимые изменения произошли в школе за последние
пять лет? (фиксируются изменения, и далее беседа идет по каждому названному
изменению)
. Какое Ваше отношение к этому изменению? Нравится (не нравится),
почему? Удается ли в школе его реализация? Что мешает? Что необходимо ещё
сделать?
. Как Вы считаете, почему это изменение принимается (не
принимается) нашими педагогами? Как они реагируют? Как сопротивляются? Что
необходимо сделать, чтобы они приняли?
. Должен ли (может ли) руководитель поддержать педагога во время
изменений в школе, на каком этапе?
. Если бы Вы были министром, чтобы Вы изменили в школе? Почему?
. Что не надо менять в школе? Почему?
. Что можно было бы взять из прошлых школьных традиций? Из зарубежного
опыта?
Приложение № 2
Анкетный опрос
Какое изменение в образовании вызывает у Вас особое напряжение и
сопротивление?
Пожалуйста, проранжируйте изменения в школе, в соответствии с Вашим
отношением к нему.
Поставьте «10 баллов» первому изменению, которое вызывает у Вас
наибольшее сопротивление и напряжение, «9 баллов» - второму и т.д.
«1 балл» - наименьшее сопротивление.
новая оценка качества
|
|
новая форма ГИА
|
|
введение профстандарта
|
|
новые формы обучения
|
|
составление рабочих программ
|
|
изменения в УМК
|
|
внеурочная деятельность
|
|
электронный документооборот
|
|
новые технологии
|
|
система оценивания
|
|
Похожие работы на - Оценка отношения персонала к изменениям как основа для разработки технологии работы с сопротивлением в образовательной организации
|