Анализ структуры и динамики развития отечественной наноиндустрии
Анализ
структуры и динамики развития отечественной наноиндустрии
УДК 338.1
Сумина Полина Андреевна, студент Тюменский
индустриальный университет, г. Тюмень Шевелёва Надежда Павловна, к-т. техн.
наук, доцент Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень
Аннотация: В статье рассматривается структура и
динамика разработки и внедрения нанотехнологий в России. Анализируются
региональное размещение предприятий наноиндустрии в России, инвестиционные
источники, рассматриваются направления интенсификации развития отечественной
наноиндустрии.
Ключевые слова: нанотехнологии, наноиндустрия,
темпы роста, инвестиции, наукоемкие производства.
На сегодняшний день в мире нет единого
стандарта, определяющего, что такое нанотехнологии и нанопродукция. Нанометр -
это одна миллиардная часть метра. Именно в таких масштабах создаются и
функционируют нанотехнологии. Нанотехнологии диффундируют в различные сферы
народного хозяйства - медицину, технику, технологию, строительство и т.д.,
однако, разработки нанотехнологий крайне затратны, как в финансовом смысле, так
и по наукоемкости, тем не менее, сегодня нанотехнологии - наиболее
перспективное и финансируемое направление, как в России, так и в мировой науке
в целом.
Возникновение и развитие нанотехнологий в
современном мире принято называть научно-технической революцией нашего времени.
Нанотехнологии являются основой перехода к шестому технологическому укладу,
вступление в который приходится, согласно мнения ряда исследователей-
экономистов, на начало 2000-х годов. Создание в современной России наукоемких
производств, призвано ускорить модернизацию экономики, способствовать росту
эффективности национальной инновационной системы, обеспечить уровень
социально-экономического развития, сравнимый с высокоразвитыми в научно-техническом
отношении странами. По данным Всемирной организации интеллектуальной
собственности (ВОИС), Россия признана одним из мировых лидеров по расходу
средств на нанотехнологии наряду с США и Китаем [1]. Инвестирование играет
решающую роль в развитие высокотехнологичных производств. Одним из самых
крупных в стране технологических инвесторов, является АО «РОСНАНО». Общество
является преемником госкорпорации «Российская корпорация нанотехнологий» по
всем правам и обязанностям, 100% его акций закреплено в государственной
собственности.
Кроме того инвестированием в нанотехнологии
занимаются компании:
ООО «ДСК Град» Домостроительный комбинат нового
поколения. Домостроительный комбинат открыт для создания новых технологий в
строительной отрасли.
- ООО «Соликс БиоСистемз Восток». Основная цель
компании поиск и выделение антибиотиков нового поколения из биомассы природных
микроорганизмов с использованием массового скрининга по технологии iChip. Из
таблицы 1 можно видеть, что доля портфельных компаний ОАО «РОСНАНО» в отгрузке
потребителям нанопродукции в 2014 году увеличилась на 6,4% по сравнению с 2013
годом (18.3%) и составила практически четвёртую часть всех поставок продукции,
связанной с нанотехнологиями.
наноиндустрия продукция выпуск
Таблица 1 - Динамика выпуска продукции
наноиндустрии в РФ 2011-2014 годах
Показатель
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
Отгружено
товаров/услуг собственного производства, связанных с нанотехнологиями, в
оптовых ценах производителей (млрд рублей), в том числе:
|
154,8
|
210,7
|
417,6
|
759,6
|
Независимыми
производителями
|
92,7%
|
88,8%
|
81,7%
|
75,3%
|
Портфельными
компаниями ОАО «РОСНАНО»
|
7,3%
|
11,2%
|
18,3%
|
24,7%
|
На рисунке 1 представлены данные о числе
разработанных и внедренных в РФ нанотехнологий за период с 2010 по 2014 гг.
Рисунок 1 - Масштабы разработки и внедрения
нанотехнологий в РФ
Данные рисунка выявляют закономерную
инерционность внедрения научных разработок. Так же можно видеть, что, несмотря
на замедление динамики, обусловленное кризисом, всё же наблюдается
положительная тенденция. Базисный темп прироста с 2010 года (окончание кризиса
2008 года) составил 99,5%. Цепной так же увеличивался, но в промежутке 2013
года и 2014 наблюдается замедление положительной динамики.
Рисунок 2 - Темпы прироста числа нанотехнологий,
используемых и разработанных
По данным рисунка 2 очевидно, что нанотехнологии
активно разрабатываются и внедряются. Базисный темп прироста превысил отметку в
100% на 164,7%.
С экономической точки зрения важна структура
развития нанотехнологий по видам деятельности. По данным таблицы 2 видно, что в
2014 году свыше 80 % производства продукции наноиндустрии было сосредоточено в
трех сфера деятельности (производство кокса и нефтепродуктов, металлургическое
производство и химическое производство).
Выпуск товаров и услуг, связанных с
нанотехнологиями, в 2014 году осуществляли предприятия и организации,
расположенные в 54 российских регионах: Москва-133 предприятия, Республика Татарстан-97,
Санкт-Петербург-50, Московская область-25, Новосибирская область-25
Свердловская область-19, Томская область-17, Пермский край-12, Владимирская
область-11, Самарская область-11.
Таблица 2 - Выпуск в 2014 году продукции
наноиндустрии, включая НИОКР, в разрезе видов экономической деятельности (в
оптовых ценах производителей)
Виды
деятельности
|
Млрд.
рублей
|
В
% к итогу
|
Всего
|
756,9
|
100,0
|
Добыча
полезных ископаемых
|
44,7
|
5,9
|
Обрабатывающие
производства:
|
712,2
|
94,1
|
Целюлезно-бумажное
производство,издательская и полиграфическая деятельность
|
1,8
|
0,2
|
Производства
кокса и нефтепродукта
|
285,5
|
37,7
|
Химическое
производство
|
127,9
|
16,9
|
Производство
резиновых и пластмассовых изделий
|
16,3
|
2,2
|
Производство
прочих неметаллических минеральных продуктов
|
6,8
|
0,9
|
Металлургическое
производствот и производство готовых металлических изделий
|
29,0
|
Производство
электрооборудования, электронного и оптического оборудования
|
27,6
|
3,6
|
Производство
транспортных средств и оборудования
|
1,3
|
0,2
|
Производство
машин и оборудывания (без производства оружия и боеприпасов)
|
11,1
|
1,5
|
Строительство
|
1,6
|
0,2
|
Оптовая
и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых
изделий и предметов личного пользования
|
14,4
|
1,9
|
Научные
исследования и разработки
|
17,4
|
2,3
|
Образование
|
4,9
|
0,6
|
Здравоохранение
и предостовление социальных услуг
|
0,8
|
0,1
|
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие
наноиндустрии тяготеет к традиционным научным центрам, число разработанных
технологий превышает число внедренных в 1,5-2 раза. Значительную роль в
развитии нанотехнологий играет частный негосударственный капитал (3/4 от общего
числа инвестиций) [2, 3], при этом интерес и доля государственных инвесторов
так же возросла. Скорость комерциализации научных разработок может быть
увеличена за счет сокращения сроков и упрощения процедуры патентования объектов
интеллектуальной собственности, увеличения объема государственных инвестиций в
подготовку высококвалифицированных кадров по данному направлению [4],
размещения госзаказов на высокотехнологичную продукцию.
Список использованных источников
1.
<http://izvestia.ru/news/597306> (дата обращения 20.04.2016 г.).
.
Вершинина, С.В. Экологическое предпринимательство как важнейшее направление
экологизации регионального развития
<http://elibrary.ru/item.asp?id=13081731> / Экономические и социальные
перемены: факты, тенденции, прогноз
<http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=652010>. 2010. № 1 (9)
<http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=652010&selid=13081731>. С.
128-131.
.
Вершинина С.В., Гарифуллина Д.Н. Направления устойчивого и конкурентоспособного
развития тюменской области <http://elibrary.ru/item.asp?id=22513441> /В
сборнике: Проблемы устойчивого развития российских регионов
<http://elibrary.ru/item.asp?id=22283771> материалы Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием. Ответственный
редактор Л. Н. Руднева. 2014. С. 186-189.
.
Шевелева, Н.П. Перспективы реализации проекта «университетского научного окна»
в российских вузах <http://elibrary.ru/item.asp?id=22756341> / В
сборнике: Новые технологии - нефтегазовому региону
<http://elibrary.ru/item.asp?id=22756028> Материалы Всероссийской с
международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и
молодых ученых. 2014. С. 388-389.
.
Лаптандер А.А., Шевелёва Н.П. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА КОМПАНИИ
H&M <http://elibrary.ru/item.asp?id=23509237>. В сборнике:
Промышленная и торговая политика: приоритеты, ресурсы, риски
<http://elibrary.ru/item.asp?id=23508919> Материалы всероссийской
научно-практической конференции с международным участием. Редакционная
коллегия: Л.Л. Тонышева (ответственный редактор), В.П. Шеломенцева, С.Г.
Симонов, Е.В. Назмутдинова. 2014. С. 153-154.