Государственное финансовое обеспечение образования в современных условиях
БЮДЖЕТНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СУРГУТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры»
Институт
экономики и управления
Кафедра:
«Финансы, денежное обращение и кредит»
Заочное
отделение
Курсовая работа
Государственное финансовое
обеспечение образования в современных условиях
Выполнил студент: 402-31
группы 3 курса «Финансы и кредит»
Раимова Элина Рамилевна
Научный руководитель
Пилипенко Александра Максимовна
Сургут, 2015 год
Введение
Образование как социальный институт играет важную роль в формировании
общества и экономики страны. Возможность получения качественного образования
продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан,
решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Современное состояние образования обычно характеризуется в первую очередь
с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для
обеспечения функционирования данной сферы. В данных условиях все остальные
проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью
качественного образования для разных слоёв населения, более полным
удовлетворением запросов учащихся, развития связей с рынком труда и другие
проблемы, обычно отодвигаются на второй план.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что образование является одним
из приоритетных направлений государственной деятельности, т.к. играет важную
роль в социально-экономическом развитии страны, поэтому возникает необходимость
государственного финансового обеспечения образовательных учреждений в РФ.
Степень разработанности темы. Проблема развития системы финансового
обеспечения образования занимает важное место в научной экономической
литературе. Изучение различных ее аспектов нашло отражение в многочисленных трудах
российских ученых-экономистов.
Общее направление и механизмы совершенствования финансового обеспечения
образования в России нашли отражение в трудах А.Е. Кононовой, Н.Б. Шугаль,
Гурьева, О.В. и др.
Анализу современного состояния образования и эффективности использования
финансовых ресурсов в отрасли посвящены работы Райзберга, Б.А., Нешитой, А.С.,
Владимирова, П.С.
Целью работы является изучение особенностей государственного финансового
обеспечения образования в современных условиях.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть структуру системы образования в РФ;
- выявить источники финансирования ресурсов образовательного
учреждения;
- проанализировать объем, структуру и динамику бюджетного
финансирования образования за 2010-2014 годы;
- определить основные проблемы государственного финансирования
образования;
- определить возможные пути решения существующих проблем.
Объектом исследования являются финансовые отношения, связанные с
предоставлением государственных услуг в сфере образования.
Предметом исследования является механизм финансового обеспечения
государственных услуг в сфере образования.
Методы исследования. При проведении исследования был использован комплекс
общенаучных и частных методов познания социально-правовых явлений, которые
конкретизируются в виде таких методов, как историко-правовой,
сравнительно-правовой, системный, логический, структурно-правовой и др.
Структура работы представлена такими элементами как введение, основная
часть работы, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования,
определена степень ее разработанности; сформулированы цель, задачи, объект и
предмет исследования; обозначены используемые методы исследования и кратко представлена
структура работы.
Основная часть работы посвящена раскрытию особенностей государственного
финансового обеспечения образования в современных условиях.
В заключении приводится итоговая оценка проделанной работы.
Список использованных источников содержит библиографическое описание
материалов, которые были использованы в ходе исследования.
1. Основы
финансирования системы образования в РФ
.1 Структура
системы образования
Система образования в РФ представляет собой определенную целостность,
упорядоченность и взаимосвязь различных частей структуры такого сложного
явления, как образование. Если образование понимать как процесс воспитания и
обучения в интересах человека, общества и государства, то систему образования в
самом общем виде можно представить как упорядоченную совокупность отношений
между субъектами образовательного процесса.
Система образования в РФ основывается на следующих принципах:
- признание приоритетности образования;
- обеспечение прав каждого человека на образование;
- гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, забота о
жизни и здоровье человека, свободное развитие личности каждого;
- единство в условиях многонационального государства. Защита
национальных культур, культурных традиций народов России;
- общедоступность, соответствие системы образования
уровням и особенностям развития и подготовленности детей, воспитанников,
учащихся;
- светский характер образования в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм;
- демократический, государственно-общественный характер
управления образованием и автономность образовательных учреждений.
Реализация данных принципов предполагает высокий
профессиональный уровень подготовки воспитателей, учителей, преподавателей во
всех сферах образования, творческий характер их деятельности.
Далее перейдем к рассмотрению структуры системы
образования РФ.
В соответствии со ст.11 Федерального Закона «Об
образовании в Российской Федерации») от 29.12.12 № 273-ФЗ (в ред. От
21.07.2014) .
Система образования включает в себя следующие элементы
структуры:
- федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные
государственные требования, образовательные стандарты, образовательные
программы различного вида, уровня и (или) направленности;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность,
педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся;
- федеральные государственные органы и органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное
управление в сфере образования, и органы местного самоуправления,
осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные,
совещательные и иные органы;
- организации, осуществляющие обеспечение образовательной
деятельности, оценку качества образования;
- объединения юридических лиц, работодателей и их объединений,
общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное
образование, дополнительное образование и профессиональное обучение,
обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни
(непрерывное образование).
Общее и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего
образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное
общее образование; среднее общее образование.
Также устанавливаются уровни профессионального образования: среднее
профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее
образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров
высшей квалификации.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как
дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное
образование[1, ст.11].
Таким образом, система образования представляет собой упорядоченную
совокупность отношений между субъектами образовательного процесса. Государство
определяет структуру системы образования, которая включает в себя такие
элементы как государственные образовательные стандарты, требования и программы
различного вида, уровня и направленности, организации, осуществляющие
образовательный процесс и т.д., также государством устанавливаются уровни
общего и профессионального образования в России и принципы функционирования
всей системы в целом.
1.2 Источники
финансирования образовательных учреждений
Образовательное учреждение представляет собой некоммерческую организацию,
созданную с целью осуществления образовательного процесса, направленного на
воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных
образовательных программ.
Образовательные учреждения делятся на государственные (муниципальные) и
частные. Выделяют три типа государственных (муниципальных) учреждений:
казенные, бюджетные и автономные учреждения. Все три типа отличаются по степени
финансово-хозяйственной самостоятельности и независимости от
государства[3,ст.9.1].
Образовательные учреждения финансируются за счет бюджетных и внебюджетных
средств.
Рассмотрим подробнее источники финансирования образовательных учреждений.
В Российской Федерации ведущим источником финансирования расходов на
образование являются средства бюджета. Бюджетное финансирование осуществляется
за счет денежных средств всех уровней бюджетной системы с использованием
механизма межбюджетного распределения. Каждый бюджет обеспечивает
финансирование мероприятий соответствующего уровня; вместе с тем вышестоящий
бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых
расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает
финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего
бюджета. Иными словами бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в
соответствии с договором между ними. Учредителями государственных
образовательных учреждений являются или Правительство Российской Федерации в
лице федерального (центрального) органа управления образованием и (или) орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации потому и финансирование
государственных образовательных учреждений осуществляется из средств
федерального бюджета и (или) из бюджета субъекта Российской Федерации.
Средства федерального бюджета направляются на содержание образовательных
учреждений федерального ведения, на реализацию федеральных образовательных
программ, на образовательные субвенции в рамках финансовых трансфертов в
дотационные регионы. Средства бюджетов регионального и муниципального уровней
предусматривают ассигнования на содержание учреждений образования, в качестве
учредителей которых выступают органы исполнительной власти субъектов федерации,
также на реализацию программ соответствующих субъектов федерации и
муниципальных образований.
Величина ассигнований в первую очередь регулируется объемом доходов
бюджета того или иного уровня. Порядок финансового обеспечения образовательных
учреждений регламентирован Бюджетным Кодексом РФ. В нем четко обозначены рамки
применения нормативов финансовых затрат и нормативов минимальной бюджетной
обеспеченности. Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана
с необходимостью контроля со стороны финансирующих и административных органов
за их целевым использованием.
Источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные
ассигнования различных уровней, но и различные виды внебюджетных средств.
В соответствии с пунктом 4 ст. 50 ГК РФ образовательные учреждения как
некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, приносящую
доходы[2,ст.50].
Таким образом, источниками финансирования деятельности образовательного
учреждения являются бюджетные и внебюджетные средства. Бюджетное финансирование
осуществляется из федерального, региональных и муниципальных бюджетов с
использованием механизма межбюджетного распределения.
Образовательное учреждение является некоммерческой организацией, а
значит, может осуществлять деятельность приносящую доход. Внебюджетными
источниками дохода могут выступать средства, полученные за счет предоставления
учреждением платных услуг, пожертвования физических и юридических лиц, сдача в
аренду собственности образовательного учреждения, а также средства
международных организаций на безвозмездной основе.
финансирование
образование долгосрочный бюджетный
2. Оценка
государственного финансового обеспечение образовательных учреждений РФ в
современных условиях
.1 Объем,
структура и динамика государственного финансирования образования за 2010-2014
годы
Основными источниками финансирования расходов на образование служат
средства федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
Необходимо отметить, что бюджеты различных уровней принимают неодинаковое
участие в финансовом обеспечении разных учреждений образования. Так, средние
школы на 99 % финансируются из бюджетов субъектов Федерации и только 1%-из
федерального бюджета. В то время как высшее учебное заведение 96% средств
получает из федерального бюджета и только 4%- из территориальных.
Рассмотрим структуру финансирования образования на период с 2010-2014 гг.
Структура финансирования образования за счет средств федерального бюджета
представлены в таблице 1.
Таблица 1. Распределение расходов федерального бюджета за 2010-2014 годы
по разделам и подразделам функциональной классификации расходов, млрд. руб.
Наименование
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
Образование, всего
|
442,81
|
553,37
|
603,84
|
672,28
|
479,84
|
Дошкольное образование
|
4,3
|
5,56
|
6,95
|
57,73
|
53,07
|
Общее
|
5,8
|
56,1
|
89,6
|
67
|
16,7
|
Начальное профессиональное
|
3,1
|
3,9
|
4,96
|
4,8
|
-
|
Среднее профессиональное
|
32,1
|
35,2
|
5,2
|
4,5
|
7,4
|
Переподготовка и повышение
квалификации
|
5,5
|
6,94
|
6,4
|
6,77
|
5,36
|
Высшее профессиональное
|
364,5
|
402,4
|
448,1
|
495,6
|
372,6
|
Молодежная политика
|
0,65
|
0,61
|
5,4
|
5,6
|
6,8
|
Прикладные научные
исследования
|
15,7
|
20,1
|
13,6
|
8,6
|
8,7
|
Другие вопросы
|
11,3
|
23,7
|
21,6
|
9,2
|
Анализ структуры расходов федерального бюджета на образование за
последние годы показал, что большую часть из них составляет высшее образование
-76 % всех расходов на образование. Таким образом, можно сделать вывод, что
финансирование расходов на высшее образование является приоритетным
направлением расходов федерального бюджета по разделу «Образование». Небольшие
расходы по общему образованию связаны с перекладыванием финансирования из
федерального бюджета на региональные и муниципальные, соответственно и сумма
расходов в федеральном бюджете на общее образование сокращается.
Понижающая тенденция наблюдается по среднему профессиональному
образованию, финансирование которого сократилось с 7% в 2010 до 1,5% в 2014.
Такая же тенденция у прикладных научных исследований. Меньше всего средств
выделялось на молодежную политику и начальное профессиональное образование.
Рассмотрим динамику финансирования образования за счет средств
федерального бюджета за период с 2010-2014 гг. в млрд. руб.
Рисунок
1- Динамика финансирования образования за счет средств федерального бюджета за
период с 2010-2014 гг. в млрд. руб.
Исходя из данных видно, что с 2010 по 2013 год наблюдалось резкое
увеличение финансирование образования из средств федерального бюджета. Пик
роста приходится на 2013 год и составляет 672,28 млрд. руб[7].
Источником финансирования расходов на образования служат также
региональные бюджеты.
Рассмотрим финансирование образования из регионального уровня бюджета на
примере ХМАО-Югры за 2010-2013 гг.
Общий объем финансирования в 2010 году составил 8707268,7 тыс. руб. В
2011 году-28832750,3 тыс. руб., в 2012 году-33890526,2 тыс. руб., в
2013году-360616354,9 тыс. руб.
По сравнению с 2010 годом расходы на образование в 2013 году увеличились
на 27309086,2 тыс. руб.
Рост расходов на социальную сферу говорит о последовательной политике
Правительства автономного округа, направленной на улучшение благосостояния и
качества жизни населения [8].
Проанализировав объем, структуру и динамику государственного
финансирования образования из средств федерального бюджета, а также бюджет
ХМАО-Югры можно сказать, что большая часть расходов федерального бюджета уходит
на обеспечение высшего образования, что касается остальных уровней образования,
то федеральный бюджет перекладывает финансирование образовательных учреждений
на региональные и муниципальные бюджеты. В бюджете ХМАО-Югры за анализируемый
период наблюдается ежегодное увеличение средств на финансирование образования,
что свидетельствует об улучшении благосостояния и качества жизни населения
автономного округа.
2.2
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы
Применение целевых программ в государственном управлении
социально-экономическими процессами, получило широкое распространение
практически во всех странах мира под названием программно-целевого метода
управления. Государственные целевые программы призваны содействовать
ускоренному решению неотложных проблем имеющих приоритетное значение[13;с 4].
Одной из таких важнейших государственных программ является «Федеральная
целевая программа развития образования на 2011-2015 годы».
Целью данной программы является обеспечение доступности качественного
образования, соответствующего требованиям инновационного социально
ориентированного развития РФ.
Задачами программы являются:
- модернизация общего и дошкольного образования как института социального
развития;
- приведение содержания и структуры профессионального образования в
соответствии с потребностями рынка труда;
- развитие системы оценки качества образования и востребованности
образовательных услуг.
В результате выполнения программы ожидается увеличение доли
образовательных услуг в валовом внутреннем продукте, а также снижение уровня
безработицы среди граждан, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное
образование, на 16 процентов.
Предлагаемые в рамках Программы мероприятия позволят реализовать
комплексные механизмы, формирующие в субъектах Российской Федерации
качественные системы профессионального образования, эффективно
взаимодействующие с рынком труда.
Это даст возможность привести квалификацию рабочей силы в соответствие с
потребностями рынка труда, а также обеспечит сокращение времени поиска и
устройства на работу выпускников образовательных учреждений профессионального
образования не менее чем на 20 процентов.
Программа реализуется в 2011-2015 годы в два этапа. Первый этап решения проблемы
осуществлялся на период с 2011 - 2013 годы. В результате реализации этого этапа
были получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения
преобразования и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных
типов учебных заведений, регионов и социально-экономических условий.
В результате выполнения второго этапа решения проблемы (2014 - 2015 годы)
будут сформированы новые институты образования, модели управления в условиях
широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий,
будут закреплены ключевые институциональные и нормативные правовые изменения.
По завершении второго этапа будет достигнута цель и решены задачи
Программы. [4].
В 2011 году объем финансирования программы за счет средств федерального
бюджета составил 14 179,78 млн. рублей. В 2012 наблюдалось сокращение расходов
из Федерального бюджета, которые составили 10575,49 млн. В 2013 году расходы
составили 10444 млн. Плановые расходы в 2014 и 2015 составили 9726,67 и 9792,84
млн. руб.
Из бюджетов субъектов на период с 2011-2013 наблюдалось увеличение
финансирования целевой программы. Так в 2011 было выделено 8690,0 млн. руб. В
2012 -13350,0 млн. руб. и в 2013- 18780,0 млн. руб.
Следует отметить высокую активность участия субъектов Российской
Федерации в реализации данной программы, о чем свидетельствуют привлеченные
объемы финансирования.
Таким образом, применение программно-целевого метода управления является
распространенным среди многих стран мира, так как служит для государства
необходимой мерой в достижении поставленных социально-экономических задач.
Одной из таких программ является Федеральная целевая программа развития
образования на 2010-2015 гг., которая призвана обеспечить доступность и
качество образования, соответствующего требованиям инновационного развития РФ.
Также увеличить долю образовательных услуг в валовом внутреннем продукте,
снизить уровень безработицы среди граждан, сформировать новые институты
образования, модели управления в условиях широкомасштабного использования
информационно-коммуникационных технологий. Данная программа успешно реализуется
за счет государственных средств, без каких либо отрицательных отклонений, что
свидетельствует об эффективности государственных мер.
3.
Совершенствование государственного финансового обеспечения образования в РФ
.1 Основные
проблемы государственного финансирования образования
Финансирование образования в России является одной из
актуальных проблем государства. Для того чтобы повысить качество, доступность
образования для всех слоев населения а также обеспечить образовательные
учреждения нужными ресурсами, необходимо, в первую очередь разработать систему
эффективного финансирования образования. Недостаток финансовых ресурсов в
образовательной сфере может повлечь за собой как снижение самого уровня
образования, так и произвести упадок экономического роста.
Недостаток бюджетных средств в финансировании
образования проявляется не только как количественный показатель, но и как
качественный, т.е. распределение средств между уровнями образования и
образовательными учреждениями недостаточно рационально. Поэтому необходимо не
только найти решение проблемы связанной с недостатком бюджетных ресурсов в
сфере образования, но также требуется усовершенствование самого механизма бюджетного
финансирования.
Итак, основными проблемами финансирования являются:
1. Недостаток бюджетных средств
2. «не совершенный» механизм бюджетного
финансирования.
Для того чтобы достичь эффективности финансирования
образования необходимо:
- реализовывать финансирование по конечным результатам,
т.е. расходовать деньги только по назначению. Это даст возможность сэкономить
средства и повысить зарплаты, стипендии. А с другой стороны, такое решение
может привести к тому, что оно не позволит управлять ресурсами в зависимости от
определенных условий и ограничит самостоятельность образовательных учреждений.
Потому нужно соблюдать баланс между целевым финансированием и предоставлением
свободы в распоряжении средств.
- следует расширить привлечение
внебюджетных средств. Причем, необязательно оказание платных услуг, но и так же
осуществление других видов деятельности , которые будут приносить
дополнительный доход.
- требуется усовершенствование
структуры финансовых органов, которая содержит большое количество промежуточных
звеньев, тормозящих движение финансовых потоков.
- внедрение и совершенствование
современных организационно - экономических механизмов управления
образованием[10;11].
3.2 Концепция
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 в области образования
Необходимым условием для формирования инновационной экономики является
модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического
роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и
безопасности страны. Конкуренция различных систем образования стала ключевым
элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий,
ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям
динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного
образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей
граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической
стабильности.
В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы
проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте
"Образование", как открытость образования к внешним запросам,
применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно
реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной
поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях
системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям
экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую
ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность.
Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы
дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование
образовательного потенциала семей. Развитие системы общего образования
предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и
фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования, а
развитие системы профессионального образования - расширение участия
работодателей на всех этапах образовательного процесса. Одним из главных
условий развития системы высшего профессионального образования является
вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные
исследования. Это позволит не только сохранить известные в мире российские
научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных
на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные
исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами
компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации.
Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения
национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций,
модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий
потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.
Необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и
негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные
услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному
финансированию.
Стратегическая цель государственной политики в области образования -
повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям
инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого
гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных
задач.
Первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования,
в том числе:
- обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в
соответствии с задачами инновационного развития;
- обеспечение увеличения оплаты труда работникам
образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до
уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.
Вторая задача - модернизация институтов системы образования как
инструментов социального развития, в том числе:
- развитие финансовых инструментов социальной мобильности , включая
образовательные кредиты;
Установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования: к
2020 году:
- увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов,
получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок и
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (не менее 25
процентов);
- усиление позиций российского образования на мировом рынке
образовательных услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских
вузах - не менее 10 процентов объема финансирования системы образования);
- увеличение доли средств, предоставляемых на научные
исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на
научные исследования, до 30 процентов;
- создание не менее 500 центров сертификации и присвоения
профессиональных квалификаций;
- создание программ развития персонала, включающих в себя
финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации
работников не менее чем 60 процентов предприятий и организаций;
- аккредитация не менее 15 процентов программ профессионального
образования в международных ассоциациях, действующих в Российской Федерации;
- использование образовательных кредитов не менее чем 12
процентами студентов;
Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием
его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из
лидеров в области экспорта образовательных услуг.
По мере реализации Концепции, осуществления институциональных
преобразований, обеспечивающих повышение эффективности расходования бюджетных
средств в сфере образования, текущие расходы на образование возрастут. Это
потребует обеспечить рост доли расходов на образование в валовом внутреннем
продукте.
Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает
увеличение общих расходов на образование с 4,8 процента валового внутреннего
продукта (в 2007-2008 годах) до 7 процентов в 2020 году, в том числе увеличение
расходов бюджетной системы - с 4,1 процента до 5,5-6 процентов валового
внутреннего продукта.
Целью Программы является обеспечение доступности качественного
образования, соответствующего требованиям инновационного социально
ориентированного развития Российской Федерации.
Существующие проблемы российского образования требуют комплексного
решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого
метода (метода целевых программ).
Этот метод обеспечивает единство четко структурированной и
сформулированной содержательной части Программы с созданием и использованием
финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за
промежуточными и конечными результатами выполнения Программы [5].
Заключение
В современных условиях роль образования как социального института
возрастает и возникает необходимость в обеспечении необходимыми ресурсами
образовательных учреждений в России. Сфера образование постоянно испытывает
острую нехватку денежных средств, и государство находится в условиях
постоянного поиска решения существующих проблем в области образования, ведь в
данном случае главной задачей государства является обеспечение доступного и
качественного образования для всех слоев населения.
Рассмотрев структуру системы образования в РФ, можно сделать вывод, что
данная структура определяет основы организации отношений между субъектами
образовательного процесса, включая в себя такие структурные элементы как
образовательные стандарты, программы, требования, образовательные организации,
а также уровни образования в России. Все элементы данной структуры
взаимосвязаны и играют важную роль в системе образования.
При изучении источников финансирования образовательных учреждений были
выявлены бюджетные и внебюджетные источники. Бюджетное финансирование
осуществляется из бюджета трех уровней. Также образовательное учреждение может
использовать внебюджетные средства и, являясь некоммерческой организацией,
вправе осуществлять деятельность приносящую доход.
В практической части курсовой работы одной из задач поставленных ранее
было проанализировать объем, структуру и динамику бюджетного финансирования
образования за 2010-2014 гг. из средств федерального бюджета. Анализ структуры
расходов федерального бюджета на образование за последние годы показал, что
большую часть из них составляет высшее образование -76 % всех расходов на
образование. Таким образом, определилось приоритетное направление расходов
федерального бюджета в области образование. Что касается других уровней, то весомую
часть затрат на образование финансируют бюджеты субъектов РФ.
Помимо Федерального бюджета был рассмотрен бюджет ХМАО-Югры
Анализ данных за 2010-2014 гг. в, что расходы автономного округа
увеличиваются с каждым годом, что свидетельствует о последовательной политике
Правительства округа, направленной на улучшение благосостояния и качества жизни
населения. Все это способствует улучшению качества и доступности
образовательных услуг.
Также в работе была рассмотрена целевая программа финансирования
образования на 2011-2015 годы ,основными задачами которой являются:
- модернизация общего и дошкольного образования как института социального
развития;
- приведение содержания и структуры профессионального образования в
соответствии с потребностями рынка труда;
- развитие системы оценки качества образования и востребованности
образовательных услуг.
Программа успешно финансируется без каких либо отрицательных отклонений,
также отмечается высокая активность участия субъектов Российской Федерации в
реализации данной программы, о чем свидетельствуют привлеченные объемы
финансирования.
Одной из поставленных задач также являлось определение основных проблем
государственного финансирования образования.
Были выявлены следующие проблемы:
1. недостаток бюджетных средств;
2. «не совершенный» механизм бюджетного финансирования;
Для решения данных проблем необходимо:
. использовать денежные средства строго по
назначению. Необходимо соблюдать баланс между целевым финансированием и
предоставлением свободы в распоряжении средств.
2. также следует расширить привлечение
внебюджетных средств.
3. необходимо усовершенствовать структуры финансовых органов, которая
содержит большое количество промежуточных звеньев, тормозящих движение
финансовых потоков.
4. внедрить и совершенствование современных организационно -
экономических механизмов управления образованием.
В рамках совершенствования государственного финансового обеспечения была
рассмотрена Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 в области образования. В ней определена
стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение
доступности качественного образования, соответствующего требованиям
инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого
гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.
- обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в
соответствии с задачами инновационного развития;
- обеспечение увеличения оплаты труда работникам
образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до
уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.
- развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая
образовательные кредиты.
По мере реализации Концепции, осуществления институциональных
преобразований, обеспечивающих повышение эффективности расходования бюджетных
средств в сфере образования, текущие расходы на образование возрастут. Это
потребует обеспечить рост доли расходов на образование в валовом внутреннем
продукте.
Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает
увеличение общих расходов на образование с 4,8 процента валового внутреннего
продукта (в 2007-2008 годах) до 7 процентов в 2020 году, в том числе увеличение
расходов бюджетной системы - с 4,1 процента до 5,5-6 процентов валового
внутреннего продукта.
Существующие проблемы российского образования требуют комплексного
решения. Это решение будет достигнуто при условии своевременного и эффективного
исполнения государством возложенных на него задач.
Список использованных источников
1. Федеральный
закон "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ
и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов
Российской Федерации" от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ.
2. Федеральный
закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от
24.11.2014) Справочно-правовая система «Консультант Плюс» М., 1992-2014
3. А.Е.
Кононова, Н.Б. Шугаль. «Совокупные затраты на образование в Российской
Федерации» Информационный билютень Москва: Национальный исследовательский
университет «Высшая школа экономики».2014-56с.
4. Владимиров,
П.С. Финансирование и совершенствование системы образования Российской
Федерации / П.С. Владимиров. - М.: Лаборатория книги, 2009. - 101 с.
. Гурьев,
О.В. Финансирование учреждений образования / О.В. Гурьев. - М. Лаборатория
книги, 2009. - 129 с.
. Нешитой,
А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А.С. Нешитой. - 11-е
изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 310 с.
. Райзберг,
Б.А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой / Б.А.
Райзберг М. : Лаборатория книги, 2012. - 332 с.
8. Экономика
образования / под ред. Г.В. Семеко - М. : Издательство Современного гуманитарного
университета, 2014. - № 2(81).
9. Хамидуллина,
Г.Р. Совершенствование финансирования деятельности образовательных учреждений:
монография / Г.Р. Хамидуллина, Н.Н. Жилина, И.В. Миргалеева ; Институт
экономики, управления и права (г. Казань). - Казань : Познание, 2008. - 120 с.