Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,8 Кб
  • Опубликовано:
    2017-05-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)

Содержание

Введение

Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Для современного юриста значимыми являются не только выступления в суде в качестве адвоката или государственного обвинителя, но и активные взаимодействия с оппонентами во время следственных процедур, во время отстаивания интересов клиентов в финансово-экономических инстанциях, будучи арбитром спорящих сторон при исполнении обязанностей мирового судьи и т.д. Следовательно, юристу нужно знание и использование риторических канонов во всех аспектах речемыслительной деятельности. Для того чтобы научиться создавать тексты разных жанров, в зависимости от ситуации общения, нужно овладеть коммуникативно-речевыми умениями. Одним из таких умений является умение изобретать содержание речи. Термин "изобретение" впервые встречается в античной риторике и означает нахождение мыслей и идей. Первая задача ритора заключается в том, чтобы найти, что сказать. Риторика дает рекомендации, которые помогают грамотно подготовить речь - устную и письменную. Эти, своего рода правила, образец, называемый риторическим каноном.

Риторический канон составляет основу классической риторики и представляет собой свод правил, который описывает последовательность этапов разработки речи. Следование риторическому канону обеспечивает эффективное и правильное составление речи, как в стилистическом, так и в логическом аспекте, что не теряет своей актуальности и в настоящее время.

В данной работе рассмотрен такой этап работы над речью, как расположение изобретенного (диспозиция).

В работе были использованы следующие методы исследования: описание, обобщение, анализ, синтез.

Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)

Учение об убеждающей речи возникло в Древней Греции и называлось риторикой. Синонимом "риторики" является понятие "ораторское искусство", под которым принято понимать прежде всего высокую степень мастерства публичного выступления, качественную характеристика публичной речи, искусное владение живым словом. Ораторская речь - ϶ᴛᴏ разновидность публичной речи, цель которой - воздействие на публику, стремление изменить ее взгляды, убеждения, настроения и даже поведение.

Важная особенность риторики - ее синтетический характер: ораторское искусство тесно связано с философией, логикой, психологией, педагогикой, языкознанием, этикой, эстетикой.

В отечественных риториках выделяются следующие основные сферы красноречия˸

)социально-политическая (выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права и т.д.);

2)академическая (учебная лекцию, научный доклад, обзор, сообщение и т.д.);

)судебная (речи, произносимые участниками судебного процесса - прокурором, адвокатам, обвиняемым и т.д.);

)социально-бытовая (приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи и т.д.);

)духовная или богословско-церковная (проповеди, речи на соборе).

Изучение ораторского искусства требует равного внимания ко всем стадиям ораторской деятельности: успех ожидает того, кто внимательно готовит каждое свое выступление, кто умеет хорошо держаться перед слушателями, кто тщательно анализирует каждое своё выступление и изучает опыт других ораторов.

История риторики знала взлеты и падения. Последние, как правило, были связаны с принятием положений античной риторики в качестве догматических истин. Однако многие положения классической риторики не потеряли значимости и сегодня, прежде всего это учение о риторическом каноне, систематизирующее представления об этапах порождения речи.

По своему содержанию риторический канон включает пять этапов-элементов, которые раскрывают путь развития мысли к речи:

)инвенция или изобретение (лат. inventio), т.е. нахождение, изобретение "изобрести что сказать";

2)диспозиция или расположение (лат. dispositio), т.е. расположение изобретенного;

)элокуция или словесное выражение (лат. elocutio), т.е. словесное оформление мысли, собственно красноречие - "украсить словами";

)меморио или запоминание (лат. memorio) - в античности речи учили наизусть, репетировали, часто автор речи (логограф) писал ее для заказчика, который только заучивал и затем произносил речь;

)акцио или произнесение (лат. actio hypocrisis), т.е. актерское, театральное исполнение речи - этап, на котором речь не только произносится, но и разыгрывается (греч. hypocrites - актер) с соответствующим использованием жеста, мимики, голосовых данных оратора.

Инвенция самый важный этап риторического канона, так как отвечает за выбор темы речи и подбор аргументов в пользу выдвигаемого тезиса. В основе инвенции лежит теория общих мест или топов. Общие места, топы - точки зрения, с которых следует посмотреть на предмет речи, спора для поиска или производства аргументов "за" и "против". Инвенция значительно ускоряет поиск доводов и способствует тому, чтобы ничего не было пропущено в рассмотрении предмета речи.

Диспозиция представляет собой этап, на котором происходит композиционное построение текста, установление смысловых частей, определение их последовательности.

Элокуция представляет собой словесное выражение, а также украшение речи. Украшать речь необходимо для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на слушателей, доставить им эстетическое удовольствие от речи. Подобранные со вкусом средства выразительности сделают речь яркой и запоминающейся.

Меморио является не менее важным этапом подготовки речи, чем вышеуказанные. Речь, выученная наизусть, и озвученная перед аудиторией без обращения к записям производит сильное впечатление на слушателей и лучше воспринимается ими. В литературе по риторике указаны различные способы запоминания речей.

Акцио - произнесение речи. Успех оратора будет зависеть не только от того, какую речь он подготовил, но и как он её произнёс. Здесь имеет значение самочувствие оратора, его умение пользоваться жестами, мимикой, уровень владения своим голосом. Все эти навыки требуют постоянной тренировки. В риторической литературе много внимания уделяется голосовому тренингу, использованию жестов и мимики.

Рассмотрим более подробно диспозицию (расположение), отвечающую за структуру речи, в частности за расположение доводов в речи. Диспозиция - это второй этап работы над речью, задача оратора на котором расположить собранный материал, четко представить последовательность утверждений и аргументов, в также прочих компонентов речи.

Этот этап риторического канона начинается со сбора информации, на нем говорящий думает о порядке расположения мыслей в речи, составляет план, размышляет о том, как начать и закончить речь. Важно узнать максимум о том, о чем оратор собирается говорить. Это наиболее важный этап подготовки речи, т.к. плохо подготовленному выступающему трудно отвечать на вопросы и участвовать в полемике, которая может возникнуть после.

Основные задачи диспозиции:

1)установить структуру речи (членение речи на части);

2)обеспечить внутреннюю связность между частями.

Структура речи, как правило, включает в себя три элемента:

1)вступление;

2)основная часть;

Существуют некоторые принципы, которыми следует руководствоваться при расположении материала. Задача вступления заинтересовать аудиторию, настроить на восприятие речи. Основная часть, например, содержит в себе аргументы в защиту тезиса. Расположение аргументов должно подчинять правилу, согласно которому сильные аргументы предлагаются в начале и в конце аргументации, слабые аргументы располагаются в середине, между сильными аргументами. Заключение имеет большее значение, так как люди лучше всего запоминают именно конец речи. В заключении подводятся итоги речи. В зависимости от намерения оратора в заключении вновь приводятся наиболее сильные аргументы или подкрепляется нужный эмоциональный настрой слушателей по отношению к защищаемому тезису.

В любом высказывании традиционно выделяются три части: начало, середина и конец. В начале речи автор стремится сконцентрировать этическую составляющую высказывания (этос), чтобы определить позиции доверия и сотрудничества с аудиторией. В середине речи он концентрирует логическую технику аргументации (логос), поскольку аргументация оценивается в зависимости не только от логической убедительности и обоснованности, но и от степени доверия аудитории ритору. В завершении речи он концентрирует пафос, поскольку действие, которое должна будет совершить аудитория, требует волевого усилия.

Независимо от того, что станет произносить ритор в начале речи, слова его будут восприниматься сквозь призму этической оценки, затем аудитория перейдет к оценке содержания и, наконец, свяжет завершение речи с побуждением к решению.

Отдельное высказывание включено в систему аргументации и занимает в ней определенное место. Воздействие высказывания определяется тем, как оно развивает и воспроизводит предшествующие высказывания и направляет ход аргументации. Речь может содержать информацию, предназначенную для усвоения, побуждение к действию, побуждение к мысли, привлекать внимание к говорящему или обстановке и т.д.

Каждая из перечисленных выше функций проявляется в речевых формах (повествование, описание, суждение, умозаключение, вопрос, определение, повеление, призыв, побуждение). Публичное высказывание, как правило, является сложной речью, в которой эти формы сочетаются в целесообразном порядке. Состав и порядок частей зависят от цели, которую ставит перед собой ритор. Таким образом, расположение обеспечивает возможность согласия и присоединения аудитории к позиции автора речи.

Существует несколько способов описывать расположение: как развитие сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка), как последовательное развитие мысли (положение, причина, подобное, противоположное, пример, свидетельство), как последовательность мотивов (внимание, интерес, визуализация, действие), как состав и последовательность речевых форм, оптимальных в начале, середине и конце высказывания. Преимущество последнего способа состоит в том, что, во-первых, расположение одновременно предстает как развертывание предложения в систему аргументов и как цепочка композиционных элементов, так называемых частей речи, которая может изменяться в зависимости от обстоятельств и замысла; и во-вторых, части расположения (диспозиции) представляют собой воспроизводящиеся речевые формы, построение которых подчиняется собственным правилам и может быть объяснено с помощью литературных примеров.

В традиционном представлении высказывание развертывается в следующем составе и определенной последовательности частей:

)начало речи: вступление, предложение (теза), перечисление;

2)середина речи: изложение, подтверждение, опровержение;

)завершение речи: рекапитуляция (обобщение, вывод), побуждение.

Во вступлении ритор представляет себя и основания своего обращения к аудитории; затем он высказывает свою позицию - предложение, которое связано в тезу с положением речи, чтобы аудитория сразу представила себе, что и на каком основании ей предлагается; затем в разделении ритор указывает состав и последовательность главного содержания высказывания - аргументации, чтобы аудитория смогла представить образ предмета; затем он излагает фактический материал, описывая предмет и повествуя о событиях; на основе изложенных фактов ритор переходит к обоснованию предложения доводами рассуждения, сводя или разводя факты с нормами в соответствии с положением речи; изложив факты, обосновав предложение, ясно сформулировав свою позицию, ритор переходит к опровержению, которое может быть продуктивным, только если определены предпосылки критики; разбор фактов и обоснование завершаются обобщением - рекапитуляцией, которая воспроизводит положение в отношении к аргументации, или выводами, которые обращают аудиторию к последующему развертыванию аргументации, и на основе которых (рекапитуляции или выводов) автор высказывания (ритор) побуждает аудиторию принять предлагаемое им решение.

Каждая позиция - начало, середина и конец высказывания - характеризуется составом частей речи, которые могут быть в ней представлены. Это в первую очередь варианты присущих данной позиции частей речи. Но высказывание может начинаться и изложением или опровержением. Рекапитуляция может находиться в различных позициях и завершать изложение, связанную группу аргументов, перечисление или вступление. Если высказывание пространно и сложно по содержанию, оно может состоять из повторяющихся и варьирующихся конструкций частей - описаний, рассуждений, рекапитуляций, побуждений, соединенных связками или разделенных выводами. Высказывание, таким образом, представляет собой сложную конструкцию повторяющихся элементов, строение которых, в свою очередь, модифицируется в зависимости от их назначения, соседства и смысловой связи и которые во взаимообусловленности образуют основу текста.

Однако эта сложная конструкция должна сохранять смысловое единство и соподчиненность элементов, достигаемые на этапе инвестиции (изобретения). Чем сложнее высказывание, тем большее значение приобретает инвенция и тем труднее сделать диспозицию ясным и прозрачным по смыслу, сохраняя единство его смыслового образа - гармоничное соотношение объёмов и конструкций частей. Поэтому в основе риторической диспозиции лежит ораторская, главным образом, судебная речь, последовательность частей которой была разработана Цицероном и Квинтилианом. Ораторская проза не случайно остается важнейшим материалом, на которой в общей риторике отрабатывается техника расположения: будучи относительно краткой, ораторская речь отличается особенно четкой диспозицией. Этого требуют условия произнесения речи в суде или на политическом собрании, когда высказывание нужно построить так, чтобы оно сохраняло качества импровизации, но допускало анализ и критику аргументации.

риторический канон юрист

Заключение

В данной работе выявлено, что ядром современной общей риторики является тот путь от мысли к слову, который в классической риторике описывается как совокупность ряда этапов или как канон риторики, т.е. совокупность правил, приемов, которые твердо установлены, стали традиционными, общепринятыми, служащими нормативным образцом.

В работе рассмотрен такой этап работы над речью, как расположение изобретенного (диспозиция).

Диспозиция (расположение) - этап создания высказывания на композиционном уровне. Именно здесь происходит упорядочение частей в целом. Автор выделяет основные смысловые части высказывания, располагает их в определенной последовательности, определяет не только порядок, но и расположение структурных составляющих каждого аргумента, т.е. очередность развертывания положения и обоснования каждого из аргументов, составляющих высказывание. В результате выступление приобретает завершенность как произведение слова, которое не только выполняет аргументативную задачу, но и является литературной формой, отвечающей жанровым и функционально-стилистическим нормам. Диспозиция создает высказывание как предмет понимания и оценки со стороны адресатов речи. Следовательно, можно сделать вывод, что диспозиция отвечает за структуру речи (как правило, включает в себя три элемента: вступление, основная часть, заключение), в частности за расположение доводов в речи. Расположение изобретенного наиболее важный этап подготовки речи, т.к. плохо подготовленному выступающему трудно отвечать на вопросы и участвовать в полемике, которая может возникнуть после.

Список используемой литературы

1.Ефремов В.А. и др. под общ. ред. Черняк В.Д. Риторика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2013. - 430 с.

.Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 355 с.

4.Перов О.С. Риторика // Адвокатура в России // URL: https: // www.advokated.ru/lec-adv.html <https://www.advokated.ru/lec-adv.html> (дата обращения: 13.12.2016 г.).

.Суворов Д.Д. Риторика как наука // Электронная библиотека // URL: www.libma.ru <http://www.libma.ru> (дата обращения: 14.12.2016 г.).

.Тротчев А.В. Риторический канон // Электронная библиотека // URL: www.e-reading. by (дата обращения: 14.12.2016 г.).

.Тюмелев В.В. Средства речевой выразительности // Электронная библиотека // URL: www.tinlib.ru (дата обращения: 14.12.2016 г.).

Похожие работы на - Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!