Проанализировать семейные формы работы в дополнительном образовании
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Теоретические основы семейного воспитания
1.1 Современное общество и проблемы семьи
В связи с реформированием, происходящим в современном обществе, происходят существенные изменения в институте семьи. В то же время престиж семьи как малой социальной группы сохраняется в качестве одной из жизненно-важных ценностей индивида. Противодействуя кризису целостности и социальной идентичности в современном российском обществе, семья является одним из внутренних её стабилизаторов.
В семье начинается и протекает социальная жизнь человека. В семье регулируются и контролируются различные стороны жизни на основе принципов, норм, правил и установок, принятых в обществе.
Семья - считается одним из четырёх фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья является самой сплочённой и стабильной ячейкой общества. Однако из-за вышеперечисленных проблем и перемен в жизнедеятельности современного общества, семья не в состоянии полноценно выполнять возложенные на неё обществом функции.
Важнейшей функцией семьи является репродуктивная функция. Она заключается в рождении детей. В настоящее время, рождаемость падает. Причиной этого является тяжёлое материальное положение семьи, сексуальная и психологическая несовместимость супругов, занятость женщины, нежелание иметь детей. Родителям надо помнить о том, что передача репродуктивного здоровья ребёнку заключается не только в способности к зачатию, но и в воспитании соответствующей культуры с раннего возраста.
Второй важнейшей функцией семьи является воспитание ребёнка. Воспитательный процесс, включает в себя: формирование личности ребенка, передачу духовных семейных ценностей, развитие и укрепление здоровья, формирование научного мировоззрения и высоконравственного отношения к труду, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, побуждение к самовоспитанию родителей при постоянном влиянии на них детей.
Благополучное выполнение воспитательной функции семьи зависит от психолого-педагогической культуры родителей, от материальных и бытовых условий семьи, от численности и структуры семьи, от характера отношений между его членами. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи.
Хозяйственно-бытовая функция семьи отвечает за организацию и ведение домашнего хозяйства, за распределение обязанностей между всеми членами семьи, обслуживание членов семьи. Проблемы современной семьи возникающие, при выполнении этой функции состоят в противоречии между профессиональной занятостью и домашними, семейными обязанностями членов семьи. Как правило, на женщину ложится основная нагрузка по организации и ведению домашнего хозяйства при ее равной с супругом профессиональной занятости.
Материальное благополучие семьи заключается в выполнении ей экономической функции, которая подразумевает получение материальных средств одних членов семьи для других. Проблемы возникающая в семье в реализации этой функцией тесто связаны с проблемой управления семьёй, то есть вопрос главенства в семье.
Восстановительная функция современной семьи состоит в поддержании здоровья и жизненного тонуса, в организации досуга и отдыха. Очень важно соблюдать режим труда и отдыха.
В современном обществе социологи выделяют еще и коммуникативную функцию семьи. Она состоит в тесной связи семьи со средствами массовой информации, литературой и искусством.
В настоящее время традиционная система семейного уклада с ориентацией на материальные блага, ценностями долга, семейной ответственности, рождения и воспитания детей, заботы о старости родителей, доминированием авторитета родителей и родственников уступает место системе «эгоцентризма» с ценностями индивидуализма, независимости, личных достижений, усилением ощущений сильного «Я». Перемены в современном обществе коснулись и взаимоотношений в семье.
Существуют разные типы семей с особой структурой взаимоотношений. Имеются семьи, в которых система взаимодействий достаточно гибка, члены которых свободны в проявлениях своих чувств и желаний и все возникающие проблемы обсуждают сообща, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру. Семьи данного типа нуждаются в поддержке в ситуациях ненормативного стресса, при возникновении опасных, но естественных ситуаций, таких как несчастный случай, серьезное заболевание, безвременная смерть, несчастье, вызванное внешними факторами. Ребенок в такой семье имеет равные права со взрослыми.
Есть семьи, которые свои усилия направляют на поддержание согласия и единства перед внешним миром. А достигают они этого, за счет подчинения воли и желаний всех воле и желаниям одного (главы, лидера) и в которых поэтому исключены любые индивидуальные разногласия. Данные семьи в немалой степени нуждаются в поддержке и защите, но из-за их «закрытости» для внешнего мира обращение за ней возможно лишь в случае событий, как бы «взрывающих» границы семьи и становящиеся известными. Таковыми могут быть психические заболевания, насилие над членами семьи. Дети в таких семьях замкнуты, не доверчивы, пугливы.
Другой вариант семей, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, причем прошлый опыт не служит ориентиром для поведения в будущем. Данные семьи имеют хаотическую структуру, низкоорганизованные, конфликтны, и почти не имеют собственного потенциала разрешения кризисных ситуаций. Поэтому они в наибольшей степени нуждаются в поддержке. Дети в этих семьях предназначены себе. Родители, постоянно пребывая в семейном хаосе, не уделяют должного воспитания ребёнку.
Среди функционально несостоятельных семей, т.е. семей, не справляющихся с воспитанием детей, от 50 до 60 % составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений.
Семья по типу криминально-аморальной семьи требует особого внимания со стороны государства. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьянства родителей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье.
Асоциально-аморальные семьи требуют иного подхода. К данному типу семей относят семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в таких семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни - достаточно высоким, но духовные стремления подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения.
Семья - постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития.
В педагогике принято выделять четыре стиля семейного воспитания: авторитарный, демократический, либеральный, попустительский. Каждому из них соответствует определенный тип семейных отношений: сотрудничество, диктат, гиперопека, невмешательство. Каждый из них имеет свои результаты, и свои последствия, когда речь идет о формировании личности ребёнка. Каждому стилю воспитания, как правило, соответствует свой тип семейных отношений.
При авторитарном стиле воспитания - все решения в семье принимают родители. Они считают, что ребёнок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Любые свои требования родители, сопровождают жестким контролем, запретами, выговорами и наказаниями, тем самым они ограничивают самостоятельность ребёнка. У подростков авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Некоторые из них, наиболее активные и сильные, сопротивляются. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что- либо самостоятельно. При таком воспитании, ребёнок испытывает чувство вины или страха перед наказанием и у него формируется лишь механизм внешнего контроля. Авторитарные отношения исключают душевную близость детей с родителями. Дети, в таких семьях, подозрительны, настороженны и даже враждебны к окружающим. Есть семьи, в которых авторитарного стиля воспитания придерживается один из родителей.
Родитель-диктатор думает, что ребёнок является его собственностью, и стремятся подчинить себе ребёнка, навязывая ему своё мнение, чётко регламентируя его жизнь, устанавливая правила. Зачастую родитель самостоятельно, без учёта желаний и мнения ребёнка, определяет, когда ему ложиться спать и просыпаться, что съесть на обед, с кем дружить в школе, какие книги читать. Такие родители, кажется, только и пытаются выведать какие-нибудь «запрещённые» мысли, тайны и желания своего ребёнка, чтобы потом, естественно, обрушить на ребёнка своё так называемое «воспитание».
Стиль общения родителя-диктатора: указания, требования, угрозы, категоричность, преобладание в речи повелительного наклонения.
Словарь родителя-диктатора: «нет», «нельзя», «ты должен», «запрещаю», «категорически», «если я узнаю…домой можешь не возвращаться».
Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует ребёнка и формирует у него желательные для родителей установки и навыки поведения, с другой - может вызвать отчуждения к родителям, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью. При демократическом стиле - родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Доверие к ребёнку в принципе отличает тип контроля над ним по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Способом отношений в семье демократического стиля, является сотрудничество, основным принципом которого становится объединение общими целями и задачами, совместной деятельностью, взаимной поддержкой во всех сферах, в том числе и в эмоциональной сфере. Слово «Мы» - отправная точка воспитания в данной семье. Ребёнок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить. Членов таких семей объединяют общие ценности, семейные традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность. Коммуникация имеет двусторонний характер: и от родителей к детям, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости. В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу.
При либеральном стиле воспитания родители практически все разрешают ребёнку. Ребёнок не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Дети, становясь более взрослыми, конфликтуют с теми, кто не потакает им. Они не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи. С другой стороны, дети чувствуют страх и неуверенность, так как они считают поведение родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
При либеральном стиле воспитания, типом отношений является гиперопека, при которой родители, ограждают ребёнка от каких-либо трудностей, забот и принимают их на себя. Они удовлетворяют все потребности ребёнка, тем самым формируют эмоционально незрелую, капризную, требовательную личность, не приспособленную к жизни. Ребёнок в такой семье, задерганный с детства чрезмерной заботой, сам начинает ощущать себя бессильным в любой ситуации и не может самостоятельно принять решения для выполнения какого-либо действия. Бывает и наоборот: приближаясь к подростковому возрасту, ребёнок чувствует потребность избавиться от излишней опеки, что в итоге приводит к бунту, ярким проявлениям эмансипации и протестному поведению. В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребёнку свободу для полноценного развития, становления личности.
Попустительский стиль воспитания, характеризуется низким контролем поведения детей и отсутствием теплоты и сердечности к ним. Родители не устанавливают ограничений для своих детей или за недостаточности интереса и внимания, или в результате того, что заботы повседневной жизни оставляют им мало сил на воспитание детей. В случае, когда попустительство сочетается с открытой неприязнью, ребёнок открыто дает волю своим разрушительным импульсам. Большинство несовершеннолетних правонарушителей воспитывались именно в таких семьях.
Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребёнка. Родители полагают, что они способствуют развитию самостоятельности, ответственности, накоплению опыта. Ребёнок должен сам анализировать и исправлять те ошибки, которые совершил. Такой ребёнок чувствует себя одиноким, недоверчивым и излишне подозрительным. Ему трудно доверить какое-то дело другим людям. Он все старается сделать сам.
В исследованиях Л. В. Загик, Т. А. Макаровой установлено, что важнейшим фактором, влияющим на формирование личности ребенка, является атмосфера и структура семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка в семье. [21]
1.2 Трансляция родительских желаний ребенку и ее роль в воспитании
Однозначного понимания основ трансляции родительских желаний ребёнку в современной педагогике и психологии нет. Можно определить трансляцию родительских желаний ребёнку как передачу внутренних обдуманных стремлений, направленных на воспитание личности ребёнка. Воспитание, как процесс целенаправленного формирования личности, было и остается основной функцией семьи. Семья - это скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь - детей. Но есть ряд объективных социальных факторов, которые оказывают влияние на все семьи. К ним относятся: ослабление родственных связей; все большая включенность женщины в производственную деятельность и ее двойная нагрузка - на работе и в семье; дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение; жилищные и материальные затруднения. Все это обусловливает трудности осуществления семьей её воспитательных функций. Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания. В семье происходит формирование личности ребенка. Родители составляют первую общественную среду ребёнка и являются источником необходимого жизненного опыта. Воспитание детей, зависит от целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры родителей, их опыта социального общения, семейных традиций. И важнейшее место среди них занимает педагогическая культура родителей, которая подразумевает четкое осознание воспитательных целей и знаний в области наук о воспитании. Особую значимость педагогическая культура родителей приобретает при трансляции родительских желаний ребёнку. Эти желания, связаны с потребностью родителей, реализовать свои воспитательные функции. Трансляция родительских желаний ребёнку это своего рода педагогическое воздействие на его сознание, при котором используются такие методы воспитания как убеждение, требование, внушение.
Появление ребенка в семье, в глобальном понимании, должно сопровождаться главным родительским желанием - желанием счастья своему ребенку. В целом, родительские желания, можно классифицировать на общие и частные. Общие желания сводятся к следующим: желание счастья, здоровья, успеха, любви, карьеры своему ребенку. Частные желания сводятся к ежедневным: желание накормить, одеть, научить, привить необходимые навыки, воспитать определенные качества, т.е. сделать жизнь своего ребенка максимально комфортной. С другой стороны, родительские желания могут носить негативную окраску. Это происходит в том случае, когда родительские желания в отношении своего ребенка не учитывают его возрастных, психологических и индивидуальных особенностей. Например, это касается выбора будущей профессии, когда ребенку - флегматику предлагается профессия актера, а ребенку холерику - профессия бухгалтера. В таком случае, родительские желания исходят скорее из собственных нереализованных ожиданий и проецируются на ребенка без учета его интересов. Ю.Б.Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как? Пишет о главном принципе воспитания: «Принцип этот - безусловное принятие. Что он означает? Безусловно принимать ребенка - значит любить его не зато, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, за то, что есть!».
Потребность в любви - одна из фундаментальных человеческих потребностей, а ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда родителями транслируется, что ребенок нужен, дорог, важен. Если соблюдается этот главный принцип воспитания, то родительские желания будут учитывать интересы ребенка и транслироваться будут правильно. «Как хорошо, что ты у нас родился!», «Я рада тебя видеть», «Как хорошо, когда ты дома», «Я люблю, когда мы вместе» - примеры правильной трансляции, исходящей из принципа принятия ребенка.
Негативная трансляция родительских желаний строится на принципе неприятия ребенка. Причин, которые мешают родителям принимать своего ребенка, безусловно, может быть несколько. Например, ребенок был незапланированным, оказался не того пола, какого ожидали, похож не на того родителя и т.д. Скрытая причина может стоять и за усиленным воспитательным настроем, например, стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты и т.д.
Ошибки родительской трансляции соответственно строятся на принципе неприятия ребенка. Причин, которые мешают родителям принимать своего ребенка безусловно, может быть несколько. Например, ребенок был незапланированным, оказался не того пола, какого ожидали, похож не на того родителя и т.д. Скрытая причина может стоять и за усиленным воспитательным настроем, например, стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты и т.д.
В таком случае, трансляция родительских желаний - передача своих желаний ребенку, не всегда может носить правильный характер. Например:
1.«Не будь ребенком» - обесценивание родителями эмоциональных проявлений. Например, «Тебе уже три года, а ты ведешь себя как маленький», «Скорее бы ты вырос» и т.д. Дети, принимающие данную трансляцию, в будущем испытывают трудности с собственными детьми, как неспособные к раскованному поведению.
2.«Не расти» - панический страх родителей повзросления ребенка. Например, «Мама всегда будет с тобой», «Ты еще мал, чтобы так рассуждать» и т.д. Такая трансляция часто обращена к единственным или младшим детям в семье. Такие дети демонстрируют поведение, не соответствующее возрасту. Подсознательно, они стремятся вести себя «как маленькие», рассчитывая на родительскую поддержку. Став взрослыми испытывают трудности в создании собственной семьи и отделении от своих родителей. Эрих Фромм понимал различие между эротической и родительской любовью так: если, в первом случае, два человека стремятся стать единым целым, то во втором случае, два человека, будучи изначально единым целым, должны полностью отделиться. Значит, главная родительская задача состоит в том, чтобы ребенок мог полностью быть самостоятельным и независимым от своих родителей.
3.«Не думай» - трансляция ребенку родительского страха перед проблемами. Например, «Не думай», «Не рассуждай», «Не бери в голову» и т.д. Такие дети либо избегают интеллектуального напряжения, либо стремятся «размыть» проблему при помощи развлечений.
4.«Не сближайся с другими людьми» - внушение ребенку, что нельзя никому доверять, кроме родителей. Например, «Делиться проблемами можно только с родителями», «Никому ничего не рассказывай» и т.д. Принятие запрета на любую близость приводит к страху перед контактами с людьми. В результате ребенок везде чувствует себя «не как все», кроме как в родительской семье.
5.«Не чувствуй» - запрет родителей ребенку на проявление чувств. Например, «Как ты смеешь злиться на маму», «Не смейся так громко» и т.д. Такая трансляция приводит к тому, что ребенок может раздражаться и вести себя агрессивно по отношению к более младшим или слабым детям.
6.«Не делай» - то есть не делай сам, я сделаю это за тебя. Например, «Не делай сам, подожди меня». При такой трансляции активность и инициатива ребенка практически полностью блокируется. Ребенок испытывает трудности в начале каждого дела. Постоянно откладывает важные дела «на потом».
7.«Не достигай успеха» - лежит бессознательная зависть родителя к успеху ребенка. Например, «Я так и сказала, что у тебя ничего не получится», «Ты делаешь много ошибок», «Зачем ты хочешь быть лучше других?». В результате ребенок начинает пугаться собственного успеха.
Проблемы, возникающие у родителей во взаимоотношении с ребёнком, связаны в отсутствии знаний потребностей ребёнка и особенностях его психологического развития, воспитательные воздействия современных родителей не отличаются высоким уровнем, складываясь в основном стихийно, под влиянием средств массовой информации, опыта старших поколений, реже путем самообразования и консультативной помощи специалистов.
В связи с этим необходима организация педагогического просвещения родителей. Современные педагоги образовательных учреждений не выполняют в полной мере стоящую перед ними задачу повышения психолого- педагогической культуры родителей. Они не всегда проникаются сознанием ценности и уникальности семьи как воспитательного института, часто убеждены, что могут успешно выполнять профессиональные функции автономно, без согласования своей деятельности с родителями воспитанников.
Детско-родительские отношения являются средой, детерминирующей психическое развитие ребёнка и определяющей формирование его личности. Влияние родителей на ребёнка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а представления о ребенке являются внутренней (ориентировочной) основой воспитания. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Родители, воспитывающие своих детей, стремятся передать те принципы и идеалы поведения, которым сами придерживаются, но далеко не всегда их усилия приводят к желаемому результату. Дети не могут во всем слушаться и соглашаться с родителями, так как каждый человек индивидуален и имеет право на свою точку зрения. Человек не можем копировать другого человека, в том числе и своих родителей. Самое большее, что ребёнок может сделать для сходства с родителями - выбрать тот же путь в жизни. Большое влияние на формирование личностных качеств ребёнка, а так же на реализацию его желаний, целей и выбранный им род занятий, оказывает трансляция родительских желаний ребенку, которая ориентированна на воспитание и потребности.
Человек - существо общественное и поэтому у него имеется своеобразная форма ориентировки, которая направлена на психический облик другого человека. Потребность в эмоциональном контакте возникает с самого рождения. Эмоциональный контакт всегда является двусторонним, так как любой здоровый человек, независимо от возраста, чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие понимают его собственные чувства.
Для других родителей воспитание ребёнка становиться единственной деятельностью, которая реализует потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни, проанализированная польским психологом К.Обуховским, характеризует поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Родители уверены, что смысл их существования является уход за физическим состоянием ребёнка и его воспитание. Ярким примером тому служит мама, не желающая терять положение «опекунши», которая ограждает от любых трудностей своего ребёнка. Например: выполняет за него школьные задания, «чтобы ребёнок не переутомился». В результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности, преследуется со стороны родителей с поразительным упорством. Трансляция ребёнку своего желания «помогать во всем» приводит к низкой активности и инициативе ребенка. Ребенок испытывает трудности в начале каждого дела. Постоянно откладывает важные дела. Вред такого самопожертвования для ребёнка очевиден.
У некоторых родителей воспитание ребёнка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел учиться в престижном ВУЗе, но ему это не удалось, пусть же ребёнок осуществит отцовскую мечту. Мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребёнку нужно интенсивно учиться музыке. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма. Они начинают транслировать свои желания, не прислушиваясь к мнению ребёнка. Тем самым наносят ему психологическую травму. Ребёнок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. В таких семьях, не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребёнка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями родителей. Ребёнок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребёнок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за не реализовавшихся желаний и несбывшихся надежд. В результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребёнком и родителями.
Ещё одним вариантом потребности достижения является реализация родителями какой-либо выбранной воспитательной системы. В такой семье цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребёнка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Родители, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка.
Многие родители, желая самого хорошего своим детям, стремятся сформировать определённые ценностные качества у ребёнка. Воспитание ребёнка направленно на обязательное приобретение им «особо ценностного» качества. Но когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Проблема взаимопонимания родителей и детей возникает на ранней стадии воспитания. Взрослым часто кажется, что маленькие дети слишком упрямы, много требуют и «качают права» не меньше, чем подростки. А это на самом деле проявление их свободолюбия. Проблема этого периода состоит в том, что нетерпеливые родители сводят все свои усилия по воспитанию к примитивному подчинению. Дети, по мнению родителей, не могут иметь своего мнения и чего-либо требовать. Хотя именно в этот период времени интерес к предметному миру и его познание, является для ребёнка активной деятельностью. По мнению ученых, чувство свободы, которое рождается из деятельности ради удовольствия от самой деятельности, а не ради каких-то внешних причин, повышает самооценку. Увлечения детей во многом зависят от того, чем заняты взрослые. Малыш из семьи художников, растущий среди мольбертов, с высокой степенью вероятности увлечется рисованием. Родителям стоит прислушиваться к своему ребёнку и ориентироваться на задатки и способности, которые в нем появляются.
Ребёнок подрос, пошёл в школу, и теперь уже взрослые пытаются заставить детей быть ответственными. У ребёнка формируются такие личностные качества, как ответственность, дисциплинированность, самоконтроль. За счет вовлечения ребёнка в школьную жизнь, у него расширяется круг интересов и социальных контактов; общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, «опосредствованным» определенными правилами.
Родители считают, что ребёнок уже большой и должен быть самостоятельным: сам делать уроки, готовиться к различным школьным мероприятиям, строить отношения с одноклассниками, учителями и многое другое. Взрослые же пытаются взять на себя роль судьи, оценивающего конечный результат. Родителям надо помнить, что первые несколько лет школьной жизни, детям особенно необходимы понимание, внимание и терпеливость родителей. Однако надо помнить, что излишняя забота и опека редко приводит к хорошему результату: ребёнок лишается возможности самостоятельно мыслить, принимать решения и добиваться поставленных целей без посторонней помощи.
Подростковый возраст ребёнка, в жизни семьи, становиться, пожалуй, самым проблемным. Родители не хотят признаться себе в том, что их сын или дочь стремятся к свободе и независимости. Поэтому всячески «привязывают» ребёнка к себе, обвиняя его в невнимании, бездушности и эгоизме. Навязывают свое мнение. Они боятся потерять контроль над ребенком, и начинают упрекать его в безответственности и не самостоятельности. Взрослые решают за подростка, чем ему заниматься и тем самым навязывают свою точку зрения. Детей это очень раздражает и отдаляет от родителей. Как же правильно повести себя по отношению к ребёнку, как отгородить его от совершения непоправимых ошибок? В подростковом возрасте дети еще ориентируются на взрослых, и многое зависит от формы семейных отношений. По мнению психологов (Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.И.Божович ) и других, родителям надо помнить об индивидуальности ребёнка, стараться понять потребности ребёнка, знать, что для перемен качественного развития личности нужно время. Родители должны повышать свою педагогическую культуру, позволяющую учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
Организация семьи должна строиться на коллективных началах. Конфликтные ситуации с детьми можно избежать, если между родителями и детьми существуют взаимное понимание, определенные трудовые обязанности, совместные увлечения, традиции взаимопомощи, общие перспективы. Каждое свое словесное требование родители должны подкреплять обстоятельствами воспитательного процесса. Стараться не навязывать ребёнку кружки, секции, учебные заведения, профессии, которые ему неинтересны. И наоборот, всячески поддерживать и поощрять те виды деятельности, к которым у него подлинный интерес. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям поможет ребёнку стать трудолюбивым, целеустремлённым человеком. Кроме этого он будет любить своих родителей, и сотрудничать с ними.
Таким образом, выбор ребенка напрямую зависит от правильной трансляции ребенку родительских желаний, а правильная трансляция должна базироваться на двух основных принципах: «принятие» ребенка и учет его индивидуальных потребностей, исходя из которых, и следует строить всю систему воспитания в семье.
.3 Дополнительное образование как координатор совместной деятельности ребёнка и родителей
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Решение этой проблемы становится все более актуальным и востребованным. Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами учреждений дополнительного образования. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах педагогики и психологии. Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но часто не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнёрские отношения. Наблюдаются неоправданно завышенные требования современных родителей к образованности детей, без учёта реальных возможностей ребёнка. Узнать лучше своего ребенка, понять и принять его таким, какой он есть, родителям помогут учреждения дополнительного образования. Данный вид образования способствует формированию уникальной личности и раскрытию ее внутреннего потенциала, который поможет ему лучше адаптироваться в окружающем мире. Для ребенка, это не просто увлечение, это процесс самопознания, развития и совершенствование. И главный кто принимает в этом участие - родители.
Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполагается тесное сотрудничество.
Сотрудничество - это совместная развивающая деятельность взрослых и детей с проникновением в духовный мир друг друга, совместным восприятием, проживанием хода и результатов этой деятельности.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для учреждений дополнительного образования детей.
Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как педагогам, так и родителям.
Целями работы с родителями является:
-просветительская работа, задача которой научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;
-консультативная работа подразумевает совместный педагогический поиск методов эффективного воздействия на детей в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков;
-коммуникативная работа предполагает обогащение родительского коллектива эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия детей и родителей.
Задачами сотрудничества с родителями является:
-установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.
-объединение усилий для полноценного развития и воспитания.
-создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки, общей заинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
-активизирование и обогащение воспитательных умений родителей.
-поддержание уверенности родителей в собственных педагогических силах. Перед началом совместного взаимодействия с родителями и детьми, необходимо выявить особенности семей воспитанников, уровень педагогических знаний родителей и желаний ребёнка. С этой целью необходимо провести анкетирование, тестирование, беседы.
Для планирования работы с родителями и детьми, рекомендуется изучить запросы родителей и интересы детей. Анализ результатов даёт представление о том, что интересно родителям и детям, какие проблемы взаимопонимания у них существуют, в каких консультациях они нуждаются. В своей работе педагог использует те методы и формы, которые приемлемы для данного контингента родителей и детей.
К методам работы относится: информирование родителей (издание буклетов, бюллетеней, информационных листков), обмен опытом, совместная деятельность, индивидуальная деятельность, посещение открытых занятий родителями. Целесообразно использовать сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Наиболее распространёнными коллективными формами являются:
дни отрытых дверей позволяют родителям и детям посетить открытые занятия объединений и выбрать занятия по интересу; совместно поучаствовать в проводимых мастер-классах по направлениям; познакомиться с педагогами и деятельностью УДОД; по необходимости получить консультацию специалистов.
родительские собрания, на которых родители знакомятся с работой объединений учреждения дополнительного образования, получают информацию о возможности создания условий для содержательного партнёрства между родителями, детьми и педагогами, которое в свою очередь дает возможность вырастить полноценного человека, культурную, творческую и социально зрелую личность.
досуговые мероприятия, проводимые учреждением, направлены на проявление творческой активности семьи, на её сплочение, на межличностное общение в коллективе и друг с другом;
выставки, являющиеся сопутствующей и вспомогательной при проведении других форм работы.
К групповым формам работы с родителями относятся:
«круглые столы», проводятся для обсуждения актуальных вопросов педагогической грамотности развития и воспитания личности ребёнка, социальных трудностей, конфликтных ситуаций, важности семейных ценностей и традиций.
«мастер-классы», на которых родители совместно с детьми выполняют творческие задания, что позволяет родителям лучше узнать своих детей в непринуждённой обстановке, оценить возможности ребёнка, приобрести эмоциональный опыт совместной деятельности.
открытые занятия, знакомят родителей с творческой деятельностью детей в объединении, формами и методами проведения занятий.
семинары, направлены на обсуждение проблем семьи, на сохранение мира и понимания в семье, налаживании отношений между родителями и их детьми.
тренинги, направлены на выявление проблем семьи, на сплочение, на взаимопонимание родителей и детей.
-выставки, необходимы для демонстрации достижений детей. Эта форма используется как сопутствующая в других формах работы.
К индивидуальным формам работы с родителями относятся:
индивидуальная беседа, которая нужна для совместного принятия решения в возникшей ситуации или проблеме.
-консультации, проводятся по инициативе родителей в неофициальной обстановке и служат для выявления проблем общения ребёнка с родителями и сверстниками.
Эта форма самая распространённая и эффективная. На индивидуальных консультациях родители всё более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога или по инициативе самих родителей. Поэтому очень важна в любом образовательном учреждении работы психолого-педагогической службы.
Организация совместной деятельности родителей и детей предполагает активное совместное участие в формах познавательной деятельности, трудовой и досуговой.
Также в учреждении дополнительного образования для родителей важна наглядная информация в виде стендов и уголков для родителей. Для того, чтобы заинтересовать родителя необходимо применять оригинальность подачи необходимой информации. Например: вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям», лучше написать «Секреты воспитания ребёнка», «Секреты родительского мастерства». Текст должен быть небольшим. Важно использовать иллюстрации, фотографии, репродукции. Особенно хорошо, если эти фотографии из реальной жизни учреждения.
Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей дошкольного и младшего школьного возраста. Передвижная библиотечка предполагает «чтение на месте», когда родители ожидают ребёнка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и пр.
Газета - новая форма наглядно-текстовой информации. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления, благодарности, юмор и многое другое. Журнал - это новый способ установления диалога с семьёй на начальном этапе установления сотрудничества.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей в семье и школе. В первой главе была проанализирована научно - методическая литература по проблемам трансляции родительских желаний ребёнку, раскрыта сущность воспитательной роли семьи в формировании подрастающего поколения, сформулированы основные показатели психологического благополучия и педагогической ресурсности деятельности родителей.
Глава II. Экспериментальная работа по выявлению влияния семейного воспитания на формирование личности младшего школьника
2.1 Аналитический этап
Экспериментальное исследование проводилось на базе: ГБОУ Станция юных техников Солнцево, ГБОУ СОШ № 1000.
Характеристика выборки: 20 семей, имеющие детей в возрасте 6-9 лет. Среди них 10 семей, дети которых учатся в школе и посещают учреждение дополнительного образования, и 10 семей, дети которых учатся в школе и посещают группу продлённого дня.
Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе проведено наблюдение за поведением детей в процессе общения друг с другом и во время выполнения ими творческих заданий. Диагностика проводилась с детьми с использованием следующих методик:
1.Рисуночный тест «Моя семья», который позволяет выявить межличностные отношения в семье:
Тест «Моя семья» предназначен для диагностики внутрисемейных отношений. С помощью рисунка семьи можно выяснить отношение ребёнка к разным членам семьи и то, как он сам ощущает себя в семье, из-за чего переживает или чувствует дискомфорт.
Процедура проведения:
Ребёнку предлагается: лист белой бумаги А 4, 6 цветных карандашей, ластик. Дается инструкция: Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Слово «семья» не объясняется. При выполнении задания отмечается: а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд; в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребёнка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После окончания рисунка можно задать следующие вопросы: 1.Расскажи, кого ты нарисовал? Где они находятся?
2.Что вы делаете на этом рисунке? (Каждый занят своим делом или деятельность совместная?)
3.Если речь идёт о каком-то событии, то можно уточнить, происходило ли оно в прошлом, или происходит регулярно, или ребёнок мечтает о нём?
4.Как вам там, на рисунке? Хорошо или плохо, грустно или весело, интересно или скучно?
5.Если кого-то на рисунке не хватает, то можно уточнить, где он. Скорее всего, он ушел, уехал или просто остался «за кадром» (не уместился). Важно то, по какой причине он отсутствует.
6.Кто в этой семье самый счастливый и почему? А кто самый грустный и почему?
7.У вас есть несколько билетов в кино, но кому-то одному не хватает. Кто не пойдет в кино и останется дома?
8.А как тебе там, на рисунке? Что бы ты хотел в нём изменить, чтобы стало лучше?
С помощью этих вопросов необходимо выяснить, какие взаимоотношения нарисовал ребенок: реальные или желаемые. Соответственно будет строиться интерпретация: «у ребёнка близкие отношения с бабушкой» или «ребёнок хотел бы больше общаться с бабушкой».
1. Анализ рисунка семьи.
а) сравнение со става нарисованной и реальной семьи:
-не изображены люди - сильный эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией;
-изображены люди, не связанные с семьей- травматические переживания, связанные с семьей, чувство отверженности, покинутости, плохой контакт исследователя с ребёнком;
-уменьшение реального состава семьи ребёнок не рисует себя - «забывают» нарисовать тех членов семьи, с которыми сложились конфликтные отношения, которые являются эмоционально менее привлекательными;
-ребёнок не рисует себя - чувство неприятия в семье, ощущение отверженности;
-ребёнок рисует только себя - эгоцентричность, несформированное чувство общности;
-увеличение состава семьи - неудовлетворенные психические потребности, поиск человека, способного удовлетворить потребности ребёнка в близких эмоциональных контактах;
б) расположение членов семьи:
-сплоченность семьи, объединенность в общих действиях, соединенные руки
психологическое благополучие;
-разобщенность членов семьи - низкий уровень эмоциональных связей;
в) группировка членов семьи, психологические микроструктуры семьи:
-рядом с собой рисует другого члена семьи - эмоциональная связь;
-физические расстояния отдельных семейных групп отражают различный уровень эмоциональной связи;
-отдельные группы - конфронтация в семье.
1.Анализ особенностей графических презентаций членов семьи
а) количество деталей тела: присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, шея, брови, нос, рот, плечи, рук и, ладони, пальцы, ноги, ступ н и :
-большое количество частей тела - позитивное отношение;
-схематичность, неоконченность - негативное отношение к человеку;
б) количество использ уемых цветов для рисования фигур:
-темные цвета, однообразие цвета - конфликт, негативное восприятие;
в) величина фигур: выр ажение превосходства, значительности, силы;
-большая фигура мамы - авторитарность ее в семье, руководство;
-большая величина собственного изображения - незначительность «Я» в семье, требование опеки;
-одинаковые фигуры - равноправие, равная ценность семьи, сотрудничество;
-большие поднятые вверх руки с длинными пальцами - агрессивные желания, желание быть сильным;
-нет рук, маленькие руки - бессилие, чрезмерный контроль со стороны;
-нет лица, головы - нарушение в сфере общения;
2.Анализ процесса рисования
а) последовательность ри сования членов семьи:
-первый образ - главный, наиболее эмоционально близкий человек;
-последний образ - менее значимый человек, негативное отношение;
-если в начале рисования изображаются предметы, животные - защитная реакция ребёнка в неблагополучной семейной ситуации;
б) стир ан и е, паузы, возвра щени е к н ари со ванн ы м д еталям: доминирующе е переживание, выделение главно го;
-паузы - конфликтные отношения;
-стирание с последующим улучшением - позитивные эмоции, с ухудшением
конфликт с данным человеком;
в) спонтанные комментарии: проясняют смысл рисуемого содержания ребёнку, ослабляют внутреннее напряжение. На каком образе были комментарии - на таком человеке больше напряжения, возможность кон фликта.
2.Методика «Кактус», которая позволяет определить эмоционально- личностную сферу ребенка:
Описание:
Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.
Процедура проведения теста:
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А 4, простой карандаш и цветные карандаши.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Обработка:
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
1.пространственное положение
2.размер рисунка
.характеристики линий
.сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
1.Характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.) пр.)
2.Характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и
3.Характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Интерпретация:
По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:
Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм - изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, любовь (матери и младенца). Темно-синий - это небо и океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства.
темно-зеленый: символ - росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.
оранжево-красный: символ - огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.
лимонно-желтый: изменение, , творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.
бордовый: искусство, необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.
светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание неуютности, физический и психологический дискомфорт.
черный: пустота, эксцентричность, ночь, смерть, уничтожение.
3.Опрос родителей по определению стиля семейного воспитания. Диагностика проводилась по методу анкетирования родителей, которая позволяет выявить стиль воспитания ребенка:
Тест на определения стиля воспитания ребёнка в семье:
«Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить в жизни с вашим ребенком. Решение предложенных ситуаций вами и определяет стиль вашего воспитания ребенка в семье. Дайте свой вариант ответа на предложенные ситуации и подсчитайте свои очки»:
1.Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно - то вернется домой с синяком, то с разорванной одеждой …
А. Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете одежду, прикладываете, если нужно, компресс - 3 очка.
Б. Оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончится -0 очков.
B. Вы делаете вид, что ничего не случилось, даете возможность ребенку самому справляться со случившимся - 5 очков.
.У вашего ребенка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и по вашему мнению, они плохо воспитаны …
А. Вы беседуете с их родителями и просите их обратить внимание на поведение их детей - 2 очка.
Б. Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них - 5 очков.
B. Вы объясняете своему ребенку, что эти друзья ему не пара - 0 очков. 3.Ваш ребенок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему по неудается, он пытается бунтовать …
A.Вы считаете, что умение проигрывать пойдет ему на пользу-0 очков. Б. Вы стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина поражения - З
B.Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения -5 очков.
4.Вашего ребенка трудно вечером уложить вовремя спать …
A.Вы постоянно объясняете, как важен для ребенка сон - З очка.
Б. Вы позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и тоже время - 5 очков.
B.Вы всегда укладываете ребенка в одно и тоже время, не принимая никаких возражений с его стороны - 0 очков.
5.Ваш ребенок обожает телевизор …
А. Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он все равно будет смотреть его - 0 очков.
Б. Вы говорите своему ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя - 2 очка.
В. Вы сами определяете круг передач, которые ребенок может смотреть - 5 очков.
6.Ваш ребенок с раннего детства за словом в карман не лезет …
A.Вы объясняете, что такое поведение неприлично - 5 очков.
Б. Вы запрещаете своему ребенку вести себя подобном образом - 0очков.
B.Вы поощряете своего ребенка за приличное поведение - 3 очка. 7.Ваш ребенок, который еще так мал, уже интересуется противоположным полом…
A.Вы пытаетесь пресечь интерес любой ценой - 0 балов.
Б. Вы оставляете все как есть, считая, что все станет на свои места само собой -3 очка.
B.Вы абсолютно правдиво объясняете своему ребенку взаимоотношения полов - 5 баллов.
8.Вашему ребенку иногда достается от сверстников …
А. Вы учите своего ребенка давать сдачи обидчикам - 5 очков.
Б. Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми таких учеников - 3 очка.
В. Вы просите своего ребенка избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь вам в этом - 0 очков.
9.Ваш старший ребенок достаточно часто обижает младшего …
А. Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймет свои ошибки без подсказки - 0 очков.
Б. Вы наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего - 5 очков.
В. Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку независимо от их взаимоотношений со старшим ребенком - 3 очка.
10.Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится злым и бессердечным..
A.Вы тоже ведете себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведет -0 очков.
Б. Вы стараетесь влиять на него добром и лаской - 5 очков.
B.Вы ищете причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребенка во дворе и в классе и т. д. - 2 очка. Так же проводился тест-опросник родительского отношения (РО), авторами которого являются А.Я.Варга, В.В.Столин. Этот тест позволяет определить систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы (А.Я.Варга, В.В.Столин)
Тест представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие- отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.
В тесте 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.
Инструкция.
Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».
Вопросы теста.
1.Я всегда сочувствую своему ребенку.
2.Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3.Я уважаю своего ребенка.
4.Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6.Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7.Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8.Мой ребенок часто неприятен мне.
9.Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14.Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15.Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
17.Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
18.Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20.Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21.Я принимаю участие в своем ребенке.
22.К моему ребенку «липнет» все дурное.
23.Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25.Я жалею своего ребенка.
26.Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28.Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31.Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34.Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по- своему прав.
36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37.Я всегда считаюсь с ребенком.
38.Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39.Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41.Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.