Государственная Инспекция труда в городе Санкт-Петербурге
Отчёт
о прохождении преддипломной практики
Студента группы
ЮС-312к
Бодрицкого
Константина Алексеевич
Введение
Преддипломная практика- один из наиболее важных
и ответственных моментов в процессе профессионального обучения студентов. Особенно
это касается подготовки юристов, ведь это одна из сфер деятельности, где
постоянная практическая деятельность является необходимым элементом как
личностного, так и карьерного роста.
В связи с этим, возникает необходимость не
только правильного выбора места практики, который должен быть обусловлен
сознательным желанием студента, его потребностью развиваться в конкретной
правовой сфере, но и всесторонним применением теоретических знаний в работе и
повседневной деятельности.
Таким образом, в данном отчёте представлена
информация о прохождении преддипломной практики, а также всё необходимое, что
может подтвердить факт полного и всестороннего изучения деятельности
организации, применения полученных теоретических знаний.
Ознакомление с организацией
Прохождение преддипломной практики
осуществлялось в Государственной Инспекции труда в городе Санкт-Петербурге
(далее- ГИТ). Расположенной по адресу:ул. Зои Космодемьянской, д.28 лит.А,в
отделе Организационной работы, кадров и хозяйственного обеспечения.
Деятельность ГИТ регулируется Трудовым Кодексом
РФ (далее- ТК РФ), а также ведомственными правовыми актами.
Согласно ст. 353 ТК РФ федеральный
государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется
федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации. Это означает, что инспекция труда является органом исполнительной
власти, деятельность которого непосредственно связана с подчинением Правительству
РФ.
В силу ст.354 ТК РФ,Федеральная инспекция труда
- единая централизованная система, состоящая из федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального
государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его
территориальных органов.
Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 №
875 «Об утверждении положения о федеральном государственном надзоре за
соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права» установлено, что полномочия, указанные в
данном постановлении, осуществляются Службой по труду и занятости (далее-
Роструд).
В свою очередь, согласно п.5 Постановления
Правительства РФ от 06.04.2004 № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и
занятости» установлено, что государственный надзор и контроль за соблюдением
трудового законодательства осуществляет созданная в системе Федеральной службы
по труду и занятости федеральная инспекция труда.
Таким образом, государственная инспекция труда-
это структурное подразделение Федеральной инспекции труда на уровне субъекта
РФ.
Руководства деятельностью федеральной инспекции
труда осуществляет руководитель Федеральной службы по труду и занятости, он же
Главный государственный инспектор труда, назначаемый на должность
Правительством РФ. В настоящее время данный пост занимает Вуколов Всеволод
Львович.
Следует отметить, что Роструд, а следовательно и
федеральная инспекция труда с её структурными подразделениями, находится в
подчинении у Министерства труда и социальной защиты населения РФ. Именно
Министр труда и социальной защиты назначает и освобождает от должности
руководителей государственных инспекций труда на уровне субъектов РФ.
В настоящее время, руководство деятельностью ГИТ
в СПб возглавляет Кротов Александр Николаевич.
В соответствии с возложенными на нее задачами
федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
Осуществляет федеральный государственный надзор за
соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для
исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об
административных правонарушениях в пределах полномочий;
Осуществляет в соответствии с законодательством
Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
Направляет в установленном порядке
соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
Анализирует состояние и причины
производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике,
принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или
проводит его самостоятельно;
Ведет прием и рассматривает заявления, письма,
жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры
по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; и т.д.
Безусловно, осуществление государственного
надзора, а также расследование правонарушений в сфере труда, является основной
деятельностью инспекции. Можно выделить следующие правонарушения, с которыми
наиболее часто приходится сталкиваться государственным инспекторам труда:
Нарушение законодательства о труде и об охране
труда (ст.5.27 КоАП РФ);
Необоснованный отказ работодателя или лица, его
представляющего, от заключения коллективного трудового договора, соглашения
(ст.5.30 КоАП РФ);
Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий,
пособий и иных выплат (ст.145.1 УК РФ)
Следует заметить, что расследование последнего
правонарушения занимается Следственный Комитет РФ, а государственный инспектор
труда только направляет материалы проверки в указанный орган, если таковые были
обнаружены.
В целях осуществления деятельности, согласно
ст.357 ТК РФ, государственный инспектор труда наделён следующими правами:
Государственные инспектор в порядке,
установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии
удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки
организации всех организационно-правовых форм и форм собственности,
работодателей - физических лиц;
Запрашивать у работодателей и их представителей,
органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных
организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию,
необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
Выдавать предписания об отстранении от работы
лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам
выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и
проверку знания требований охраны труда;
Запрещать использование средств индивидуальной и
коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют
обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством
Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным
требованиям охраны труда; и т.д.
Исходя из вышесказанного, и основываясь на
ст.381 ТК РФ, можно сказать, что деятельность инспектора не связана с
индивидуальными трудовыми спорами, которые представляют собой неурегулированные
разногласия между работником и работодателем по поводу применения трудового
законодательства, а подлежат рассмотрению комиссией по трудовым спорам или
судов.
В своей деятельности ГИТ взаимодействует с рядом
государственных и негосударственных учреждений. Среди государственных можно
выделить:Роструд и Министерство труда и социальной защиты; Прокуратуру;
Следственный Комитет; Правительство РФ и субъектов РФ; органы законодательной
(представительной) власти РФ и субъектов РФ; государственные внебюджетные
фонды.
Среди негосударственных-
организации-работодатели;индивидуальные предприниматели;профессиональные союзы;
иные самостоятельные трудовые организации.
Структура
Структура ГИТ представляет собой три основных
отдела, наделённых соответствующими функциями и полномочиями (Приложение 1).
Это:
Отдел организационной работы, кадров и
хозяйственного обеспечения;
Отдел охраны труда.
Как было сказано выше, прохождение практики
осуществлялось в отделе Организационной работы, кадров и хозяйственного
обеспечения.
Деятельность отдела направлена на работу с
жалобами и обращениями граждан, проведения консультирования работников по
актуальным вопросам, приём и регистрацию входящей документации; взаимодействие
с различными государственными надзорными учреждениями.
Отдел по правовым вопросам и по охране труда
возглавляют заместители Главного государственного инспектора труда в СПб.
К деятельности отдела по охране труда относится,
например, расследование несчастных случаев на производстве; расследование
случаев нарушения правил охраны труда; вопросы специальной оценки охраны труда
и т.д.
Правовой отдел занимается вопросами
неправомерного увольнения сотрудников; невыплатой заработной платы и пособий;
ненадлежащим оформлением трудовых отношений и иными правонарушениями.
В не зависимости от отдела, инспектора наделены
равными правами и обязанностями, осуществляют свою деятельность независимо,
являются гражданскими служащими и несут ответственность, предусмотренную
законодательством РФ.
Работа в организации
Отдел организационной работы, кадров и
хозяйственного обеспечения- первоначальное звено в структуре инспекции. Именно
через этот отдел проходит вся внутренняя и внешняя документация, производится
работа с обращениями граждан и организаций, осуществляется взаимодействие с
различными государственными учреждениями. Таким образом, от чёткой и слаженной
работы отдела зависит работа всей инспекции.
Процесс работы хоть и направлен на защиту
трудовых прав граждан, однако во многом взаимодействует с правом социального
обеспечения, ведь многие социальные права обусловлены трудовой деятельностью
гражданина. Это становится ясно при работе с жалобами и обращениями граждан о
нарушении их трудовых прав.
Работа с жалобами включает в себя всестороннее
правовое изучение обращения гражданина, определение правовой составляющей
сложившейся ситуации. Это необходимо не только для правильного определения
отдела инспекции,который правомочен рассматривать ту, или иную жалобу,но и для
скорейшего расследования ситуации (Приложение 2).
Безусловно, наибольший интерес вызывали именно
жалобы о нарушении работодателем социальных прав работника. К наиболее часто
встречающимся ситуациям можно отнести:
Нарушение ст.183 и 184 ТК РФ, а следовательно ФЗ
№123 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний». Указанные нормы предусматривают
право работника на соответствующие гарантии при болезни, травме или
профессиональном заболевании. Данные гарантии представляют собой денежные
выплаты, которые перечисляет работодатель, в том числе-в государственные
внебюджетные фонды. Отказ от таких действий является неправомерным и
преследуется по закону.
Нарушение ст.81 ТК РФ, согласно последнему
абзацу которой, не допускается увольнение работника в период его
нетрудоспособности.
Нарушения ст.92 ТК РФ «Сокращенная
продолжительность рабочего времени». Согласно данной статье, сокращённая
продолжительность рабочего времени устанавливается наиболее социально не
защищённым категориям граждан. Среди них- несовершеннолетние; инвалиды I и II
групп.
Также следует выделить беременных женщин и лиц,
с семейными обязанностями, как наиболее подверженных правонарушениям в сфере
труда. Так, зачастую мужчинам отказывают в предоставлении отпуска по уходу за
ребёнком, а женщин увольняют в период беременности.
Работа с данными жалобами помогла не только
углубить знания законодательства о труде и социальной защите, но и
способствовала развитию навыков работы с документацией.
Изучение программ и баз данных явилось
необходимой частью практики. Это обусловлено тем, что большой поток информации,
а также входящей и исходящей документации невозможно осилить в ручную.
Всестороннее изучение этих программ позволяет лучше ориентироваться в
обращениях и жалобах граждан, непосредственно следить за изменениями в
законодательстве, а также решать срочные организационные вопросы.
Наибольшей интерес вызвало консультирование
граждан по вопросам труда. Осуществление консультирование производится в часы
приёма граждан с 14:00 до 16:00 часов каждого рабочего дня. В процессе
консультирование возникает необходимость давать ответы на различные вопросы,
начиная от самых простых, как то, не выплата или задержка заработной платы, и
заканчивая наиболее проблемными и детальными, например, сокращение численности
штата работников, в том числе, инвалидов и беременных.
В процессе работы также произошло ознакомление с
внутренней документацией, типовыми ответами на поступающие запросы, а также с
почтой и реестрами исходящей документации.
государственный инспекция труд
Подводя итог, можно сказать, что преддипломная
практика способствовала систематизации знаний как трудового права, так и права
социального обеспечения. Был наработан ценный опыт и материал, необходимый для
написания выпускной квалификационной работы и систематизации полученных в
процессе обучения знаний.
Особое место в прутики следует уделить непосредственному
общению с гражданами, выявлению сути их проблем, нахождению правовых путей их
разрешения. Применение различных методов и способ общения, также стали
необходимой частью работы с людьми.
Знание нормативно-правовых актов можно
охарактеризовать как достаточное, однако остаются различные вопросы в
применении спорных норм права, решении практических вопросов, с различными
путями решения.
Так, в целом, допустимым является вывод о том,
что одна из наиболее важных частей профессионального обучения имеет соответствующие
результаты, которые говорят о серьёзности осваиваемой работы, постоянной
необходимости пополнения и обновления знаний.
Список используемых источников
Конституция
Российской Федерации 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ, от
05.02.2014 г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. №11-ФКЗ). //Собрание законодательства
РФ. - 04.08.2014. - №31. - Ст. 4398.
Федеральный
закон от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и
доп.) //Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - №31. - Ст. 3803.
Трудовой
Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред.от 30.12.2015)
Постановлением
Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении положения о федеральном
государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»
Приложение