Выплаты страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Южно-Уральский многопрофильный колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Специальность 030912 Право и организация социального обеспечения
ТЕМА: «ВЫПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ И ПЕНСИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Выполнил студент группы ПС-206
Яхин В.М.
Проверил преподаватель специальных дисциплин
Брюхова Г.В.
г. Челябинск. 2015
Содержание
Введение
Глава 1.Теоритические аспекты выплаты страховых и государственных пенсий в Российской Федерации
.1 Субъекты правоотношений по выплате страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
.2 Правила выплаты страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
.3 Доставка страховых и государственных пенсий
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с древних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.
Первые в мире государственные пенсии появились более 100 лет назад. Самая передовая тогда страна Европы - Германия, ввела этот социальный институт в 1889 году в Германии - при канцлере Бисмарке. В Великобритании и Австралии первые государственные пенсии начали выплачивать 20 лет спустя - в 1908-ом году, а в Соединенных Штатах - государственная пенсионная система сложилась в 30-ые годы. В петровской России пенсии по старости полагались морским офицерам, причем деньги выплачивались и после смерти офицера - его вдове или детям. Интересно, что СССР, всегда гордившийся особой социальной защищенностью своего населения, предоставил народу право на пенсию по старости только в 1956 году - на 21 год позже, чем это сделали в США. Бесправным советским колхозникам старость стали оплачивать и вовсе лишь с 1964 года. Так что новый этап истории пенсионного обеспечения в России начался чуть больше 50 лет назад. /11/
Социальная пенсия - это один из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, разновидность пенсионного обеспечения, предоставляемого вне зависимости от трудового вклада всем гражданам, которые нуждаются в текущем доходе, но не приобрели права на трудовую пенсию. Размер социальной пенсии устанавливается с учетом величины прожиточного минимума.
Социальные пенсии - это принципиально новый институт в российском пенсионном законодательстве. Основная цель введения института социальных пенсий - обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа.
Конечно, идея пенсии стара как мир, история пенсий или, более точно, пожизненного содержания уходит корнями в глубину веков. Первоначально назначение государственных пенсий имело характер награды или привилегии, подразумевалось, что человек, получающий пенсию, отмечен особым расположением за заслуги. Например, этой привилегией пользовались демобилизовавшиеся римские легионеры. С развитием и совершенствованием системы государственной власти изменялось и назначение пенсии, вместо оттенка избранности и отличия постепенно приобретая ярко выраженный социальный характер. Система социальных пенсий развивается: расширяются сферы охвата, вводятся новые виды пенсий и пособий, повышаются их размеры.
В современной действительности, в условиях социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. В тех случаях, когда они не имеют права на получение соответствующих видов социального страхования, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособии, компенсации), бесплатные или частично платные услуги.
Для таких категорий граждан был издан Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который призван защищать население.
В соответствии со статьей 11 данного закона, социальная пенсия устанавливается: для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, детей-инвалидов; детей в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и детей умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, граждан из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию, граждан, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Цель исследования - изучить и рассмотреть порядок предоставления социальных пенсий гражданам в Российской Федерации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
. Исследовать основную характеристику системы пенсионного обеспечения Российской Федерации.
. Выделить порядок и лица для назначения социальной пенсии.
. Проанализировать социальную пенсию как вид пенсионного обеспечения.
. Определить условия назначения и размеры социальных пенсий.
Объект исследования - нормы права, направленные на обеспечение социальными пенсиями отдельных категорий граждан.
Метод исследования - изучение и исследование специальной научной литературы, нормативно-правовых актов, судебной практики.
Первая глава характеризует систему пенсионного обеспечения в Российской Федерации, определяет законодательную базу и выделяет порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты социальных пенсий.
Вторая глава повествует о социальной пенсии как вид пенсионного обеспечения и рассматривает лица, имеющие право на социальную пенсию.
В заключении делаются обобщенные выводы по всей работе.
Структура данной курсовой работы представлена из введения, двух теоретических глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫПЛАТЫ СТРАХОВЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
.1 СУБЬЕКТЫ ПРАВОТНОШЕНИЙ ПО ВЫПЛАТЕ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ И ПЕНСИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Субъекты пенсионных правоотношений - это граждане и государственные органы, которые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.
Как уже отмечалось, возможность стать субъектом правоотношения зависит, как правило, от того, обладает ли лицо определенным юридическим свойством, необходимым для этого, иными словами, наделено ли оно способностью обладать правами и нести обязанности (правоспособностью) и способно ли самостоятельно осуществлять эти права и обязанности (дееспособностью).
Субъективное право - это вид и мера возможного поведения лица, и выражается оно в возможностях: а) совершать определенные действия; б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношения; в) обращаться за защитой своего нарушенного права.
Юридическая обязанность - это необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права, и проявляющееся в необходимости: а) совершения определенных обязательных действий; б) воздержания от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц; в) несения ответственности за совершенное правонарушение.
Рассмотрим вопрос о том, когда у гражданина возникает пенсионная правоспособность и дееспособность и отличается ли она от общей гражданской правоспособности и дееспособности.
При определении видовой правоспособности граждан как потенциальных участников пенсионных правоотношений основополагающим является тот факт, как им предоставлено право на пенсионное обеспечение: как работникам с учетом их трудовой деятельности или как членам общества без всякого учета такой деятельности. В первом случае они обеспечиваются трудовой пенсией, а во втором-социальной. В первом случае необходимой предпосылкой участия в правоотношении является специальная пенсионная правосубъектность как неразрывное единство специальной пенсионной правоспособности и специальной пенсионной дееспособности, полностью совпадающих с трудовой правосубъектностью граждан по времени их возникновения, т. е., как правило, с 15 лет (а для лиц из числа учащихся- с 14 лет), но при условии выполнения такой трудовой деятельности, в связи с которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию.
специальная пенсионная правосубъектность включает в себя не саму возможность быть участником трудового правоотношения, а фактическое вступление в трудовое (либо иное) правоотношение, будучи участником которого, лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, у лиц, начавших трудиться с 15 лет, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с этого возраста.1. Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом <#"center">страховой пенсия социальный обеспечение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Страховая пенсия представляет собой денежную выплату, получаемую застрахованным лицом каждый месяц. Пенсия назначается для материального поддержания гражданина, не получающего зарплату или иные выплаты и вознаграждения, что связано с потерей трудоспособности на основе старости, инвалидности или же утрате дохода кормильца по его смерти.
Она выплачивается в зависимости от страхового стажа и возраста.
Получая пенсию, мы в принципе понимаем, из чего она состоит, и за какие заслуги начисляется надбавка. Хотя немногие знают, что такое страховая часть пенсии.
Известно, что базовая часть пенсии абсолютно не связана с тем, сколько зарабатывал конкретный пенсионер, непосредственно до выхода на пенсию. А что такое страховая пенсия?
Страховая часть пенсии напрямую зависит, от размера заработной платы застрахованного пенсионера. Соответственно существует прямая взаимосвязь; чем выше размер вашей заработной платы, тем выше будут страховые платежи с неё и, исходя из этого, тем выше будет размер вашей будущей пенсии.
Финансирование страховой части пенсии и накопление средств и источников для её обеспечения, равно как и назначение должной части при выходе пенсионера на заслуженный отдых происходи следующим образом:
Страховой платеж поступает на лицевой счет гражданина РФ и суммируется.
Полученный пенсионный капитал регулярно индексируется,
Индексация, в свою очередь, даёт регулярный прирост, как личного пенсионного капитала, так и общего в целом.
В срок выхода пенсионера на пенсию, образовавшаяся сумма окончательно индексируется, выверяется и делится на средний расчетный период нахождения гражданина на пенсии. Согласно законодательству Российской Федерации, средний расчетный период составляет двести двадцать восемь календарных месяцев.
Получившийся результат и составляет сумму ежемесячной страховой выплаты пенсионеру. Сумма может повышаться, благодаря проведению индексации.
Стоит отметить, что пенсионер может полностью отказаться от начисления страховой части пенсии либо же получать её в полном или частичном размере.
Условия получения:
для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 лет;
стаж страхования не меньше 15 лет;
достижение размера ИПК 30;
лицо должно быть застраховано с соблюдением всех правил, которые устанавливает Федеральный закон, и являться гражданином РФ.
Порядок оформления пенсии основан на предъявлении следующих документов: паспорт или иной документ, предоставляющий информацию о личности застрахованного лица, о его возрасте, месте проживания и гражданстве; трудовая книжка, раскрывающая информацию о стаже;
В зависимости от вида назначаемой страховой пенсии требуется
предъявление дополнительного пакета документов:
содержащих информацию о нетрудоспособных членах семьи застрахованного лица; содержащих информацию о наличии на иждивении застрахованного лица членов семьи, утративших трудоспособность;
информирующих о месте проживания или пребывания застрахованного лица на территории России; сообщающих о фактах изменения Ф.И.О. застрахованного гражданина; содержащих информацию об инвалидности лица. Конечно, есть проблемы в выплатах страховой пенсии. С каждым страховая пенсия уменьшается. Будем откровенны нужно хоть немножко изменить законы и брать примеры с зарубежных стран, где пенсионеры на свою пенсию могут приобрести себе какую либо роскошь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // Российская газета, 1993, N237
2.Закон РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993, N 9, ст. 328
.Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, N 40, ст. 3753
.Федеральный закон от 15.12.2001г. N 166-ФЗ
."О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание Законодательства РФ, 2001, N 51, ст. 4831
6.Федеральный закон от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" // Российская газета, N 25, 2011
7.Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Парламентская газета, N 52-53, 2011
.Федеральный закон от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"//Российская газета 2013, N 296
.Зурабов М.Ю. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. / М.Ю. Зурабов. -М.: Норма, 2009. -728 с.
.Новое пенсионное законодательство: Федеральный закон "О страховых пенсиях"; Федеральный закон "О накопительной пенсии".- М.: Проспект, 2014. - 64с.
11.Аранжереев М.М. Как обеспечить достойную старость, или Возможности негосударственных пенсионных фондов: книга/ М. М. Аранжереев.- М.: ЭКСМО, 2007.- 240с.
12.Батыгин К. С. Право социального обеспечения учебное пособие / К.С. Батыгин.-М.: Омега-Л, 2002.- 340с.
13.Буянова М.О. и др. Право социального обеспечения: учебник / М.О. Буянова.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 2010.-814с.
.Волгин Н.А Социальное государство: учебное пособие / Н.А. Волгин.- М.: Дашков и Ко, 2011. - 416с.
.Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие/ Е. Е. Мачульская- М.: Книжный мир, 2012. - 455с.
.Михайленко Ю.А. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер: учебное пособие/ А.Ю. Михайленко. - М: Омега-Л, 2011. - 332с.
.Петров А.Н. Государственные пенсии в Российской Федерации: практический справочник / А.Н. Петров. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007.- 134 с.
.Романова Е.В. Право социального обеспечения: учебное пособие/ Е.В. Романова. - СПБ: Питер, 2012. - 566с.
.Сулейманова Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование: учебник / Г.В. Сулейманова. -М.: Гуманит,2004.- 415с.
.Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения: учебно-методическое, пособие / Э.Г. Тучкова. -М.: СИД, 2011.-398с.
.Шайхатдтов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: учебное пособие / В.Ш. Шайхатдтов. -Е.: Екатеринбург, 2004.-412с.
.Гацко М.Ф. Правовое регулирование обеспечения военнослужащих служебным жильем // Право в Вооруженных Силах.- 2005 .- № 7.- с.19
.Куртин А.В. О Пенсионной системе России // Пенсионные деньги. - 2010 .- № 1. - 116-117с.
.Люлев Ю.Д. Российская пенсионная система и пути ее реформирования // Вопросы экономики. - 2009. - №8. - 6-10с.
.Истомина Е.А. К вопросу о реализации принципов права социального обеспечения // Вестник.-2014.-№4.-17-18с.
.Канн М. Организация пенсионного обеспечения // Человек и труд. - 2006. - №6. - С. 17-20.
.Красильникова Т.В. Пенсионные правоотношения // Юрист.-2012.-№5.-19-20с.
.Кривощекова Е. Обязательное пенсионное страхование: теория и практика российской пенсионной реформы. // Вопросы экономики. - 2006. - №6. - С. 120-135.
.Назаров А.С. Пенсионная реформа: правовые аспекты//Гражданин и право. - 2013. - № 10. - 11с.
.Осоков Г.В. Принципы права социального обеспечения. // Пенсия.-2010.-№6.- 9-14с.
.Пронин А.Н. Трудовые пенсии / А.Н. Пронин // Кадровая служба и 35 управление персоналом предприятия. - 2006. - №9 - С. 80-86.
.Серых В.М. Правовые проблемы граждан в праве социального обеспечения // Юрист.-2013.-№10.-6-9с.
.Тарасова Л.С. Обязательное пенсионное страхование в России / Л.С. Тарасова // Справочник кадровика. - 2004. - №10 - С. 73-80.
.Ткач Ю.А. Социальные пенсии // Пенсия. -2012.-№4 .-12с.
.Томский У.А Социальные пенсии // Пенсия. -2010.- №5 -31с.
.Филимонова Г.К. Принцип начисления пенсий рассчитан на молодых// Пенсия. -20012.- №4 -23с.