Спортивный бизнес как вид предпринимательской деятельности
План
Введение
Глава
1. Социально-экономические основания спортивного бизнеса
.1
Спорт как отрасль социально-культурной сферы
.2
Экономика физической культуры и спорта
Глава
2. Спортивный бизнес как вид предпринимательской деятельности
.1
Предпринимательская деятельность в сфере физической культуры и спорта
.2
Особенности бизнеса в профессиональном спорте
Заключение
Литература
Введение
Конституция Российской Федерации декларировала
Россию социальным государством, политика которого направлена «на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст.7),
и в котором «поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья
человека, развитию физической культуры и спорта» (ч.2 ст.41) [1]. Для
практической реализации этих целей необходима эффективная система здорового
образа жизни, основанная на повышении роли физической культуры и спорта. На
достижение провозглашаемых целей направлен Федеральный закон от 04.12.2007 N
329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Закон о
физической культуре и спорте), который установил «правовые, организационные,
экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и
спорта в Российской Федерации» (ст.1) [2].
Спорт в современном обществе является одной из
важных культурных ценностей, влияющих на разлитие личности [8]. Занятия спортом
и физическое воспитание имеет большое значение для лучшего освоения своей
будущей специальности студентами, для повышения их работоспособности в период
обучения.
Российское общество и государство нуждаются в
физически развитых людях, в укреплении здоровья своих граждан. Между тем в
2000-ые годы по данным Минобрнауки РФ, только 10% выпускников российских школ
признавались здоровыми [10]. В настоящее время уровень охвата населения
занятиями спортом в России ниже, чем в развитых европейских странах. Согласно
данным опросов в Германии занимаются спортом на систематической основе 74%
населения, а в России этот же показатель равен 22%. В систематические занятия,
организованные в секциях и группах, вовлечено ещё меньшее число - 9% [6]. Одной
из причин такого положения является дезинтеграция системы государственного
управления институтом спорта, вызванная несовершенством законодательства в
области физической культуры и спорта, имеющимися разногласиями между центром и
регионами.
Усиление процессов глобализации как общемировой
тенденции требует от человеческого фактора укрепления таких его компонентов,
как состояние здоровья граждан и их активное долголетие. Стратегия развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [5] подчеркнула
высокую значимость спорта в развитии человеческого потенциала и улучшении
качества жизни граждан России. К числу основных направлений реализации
государственной политики в области спорта были отнесены разработка и
формирование организационной основы управления развитием спорта,
совершенствование взаимодействия субъектов спорта, разработка комплекса мер по
развитию малого предпринимательства и государственно-частного партнерства в
сфере физической культуры и спорта (см. п.1 раздела 10). Для решения задач в
этой сфере необходимы развитие спортивного бизнеса и совершенствование
нормативного правового регулирования, в том числе уточнение функций и
полномочий субъектов спорта. Следовательно, необходимо создавать и
совершенствовать организационно-экономические механизмы не только
государственного регулирования и финансирования спорта, но и рыночного
саморегулирования спортивно-оздоровительной деятельности, т.е. привлекать частные
средства граждан и коммерческие инвестиции малого, среднего и крупного бизнеса
России.
Таким образом, изучение теоретических основ
функционирования, взаимосвязей и взаимодействия спорта и бизнеса в России
заслуживает внимания, представляется актуальной проблемой и является целью
реферативной работы.
Для реализации этой цели в реферате ставятся
следующие задачи;
дать анализ общих и специфических условий и
оснований спортивного бизнеса в России;
осуществить сравнительный анализ спорта как
отрасли социально-культурной сферы;
выявить содержание и главные черты экономики
физической культуры и спорта;
определить сущность и особенности услуг
физической культуры и спорта;
конкретизировать подходы к определению понятий
«отрасль» и «сфера» физической культуры и спорта;
обосновать спортивный бизнес как вид
предпринимательской деятельности;
проанализировать предпринимательскую
деятельность в сфере физической культуры и спорта;
раскрыть особенности бизнеса в профессиональном
спорте.
В научное исследование спорта и бизнеса в их
различных аспектах большой вклад внесли российские специалисты многих отраслей
знания, в частности, педагогики, социологии, экономики, юриспруденции и других
дисциплин.
Теоретической и методологической основой
реферативной работы послужили теоретические положения и концептуальный аппарат,
разработанные отечественными и зарубежными учеными в области сферы физической
культуры и спорта и предпринимательской деятельности.
Глава 1.Социально-экономические основания
спортивного бизнеса
.1. Спорт как отрасль социально-культурной сферы
Сохранение и укрепление здоровья человека,
продление творческой активности и трудоспособности граждан России - насущная
социальная задача. В ее решении важную роль играют физическая культура и спорт.
Согласно Закону «О физической культуре и спорте» физическая культура - это
«часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний,
создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального
развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и
формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического
воспитания, физической подготовки и физического развития» (ч.26 ст.2) [2].
Понятие «спорта» в Законе отличается от понятия «физической культуры» тем, что
спорт это «сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов
спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки
человека к ним» (ч.12 ст.2) [2].
В научной и учебной литературе чаще всего
высказывается суждение, что физическая культура - часть общей культуры
общества, утверждается, что спорт является частью физической культуры, как
часть целого. Но существует и иная позиция, согласно которой спорт и физическая
культура - самостоятельные социальные феномены, имеющие существенные
функциональные различия и методологические несовпадения, включая особенности
генезиса и развития [15].
В литературе отмечается, что термин «физическая
культура» за рубежом почти не употребляется. Термин «физическая культура» в его
оздоровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах, как правило,
объединяется с понятием «спорт» [8]. Представляется правильной позиция,
согласно которой «спорт в большой части входит в состав физической культуры …
Но спорт в целом не поглощается понятием «физическая культура» [23]. В России
под физической культурой, как правило, понимается непрофессиональный
оздоровительный спорт и его инфраструктура, т.е. подготовка и занятия
спортсменов-любителей (физкультурников). А в термин «спорт» часто вкладывается
тот смысл, что это в большей степени профессиональная и коммерциализированная
деятельность спортсменов и тренеров, т.е. специально обученных и более
подготовленных людей, чем физкультурники.
Термин «спорт» происходит от английского слова
sport (сокращение от первоначального старофранц. desport), которое
первоначально означало радость в движениях, приятное времяпровождение,
развлечение, деятельность, требующую мышечного напряжения, желание и
способность выделиться. Длительное время спорт рассматривался не как автономный
вид человеческой деятельности, а только как средство физического воспитания.
Современный взгляд относит спорт к числу важнейших самостоятельных явлений
социальной культуры. Отличительной чертой спорта является «наличие
соревновательной деятельности как способа сопоставления и совершенствования
определенных способностей человека, что содействует более полному развитию и
проявлению физических сил и волевых качеств» [23].
Статья 2 Закона о спорте [2] укрупненно
дифференцирует современней спорт на три большие группы: 1) массовый спорт - это
«часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие
граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий,
а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных
мероприятиях» (ч.4); 2) профессиональный спорт - это «часть спорта,
направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в
которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности
спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или)
заработную плату» (ч.11); 3) спорт высших достижений - это «часть спорта,
направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на
официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных
спортивных соревнованиях» (ч.13).
Физическая культура и спорт входят в состав
социально-культурного сферы и занимают важное место в жизни людей. Эта сфера
представляет совокупную социально-культурную организацию общества и в соответствии
с Законом РФ «О бюджетной классификации РФ» [3] включает в себя следующие
группы или отрасли: образование и профессиональная подготовка кадров; наука и
научное обслуживание; здравоохранение и социальное обеспечение;
жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание; культура, искусство и
средства массовой информации; и спорт и физическая культура (код 0902);
индустрия туризма, гостеприимства и рекреационных услуг [3].
Однако в литературе физическая культура и спорт
не всегда рассматриваются в составе социально-культурного комплекса, иногда
последний ограничивают организациями и учреждениями образования,
здравоохранения и культуры. По мнению И.В. Шубарина «следует различать «отрасль
физической культуры и спорта» и «сферу ФКиС»» [25]. Первая представляет собой
объединение хозяйственных звеньев, связанных между собой единством целевой
установки оказания услуг людям, занимающимся физическими упражнениями и
спортивными играми. Вторая включает в себя помимо отрасли инфраструктуру
физической культуры и спорта и предприятия смежных отраслей, для которых
физическая культура и спорт является лишь сферой экономических интересов. Учет
услуг физкультурно-спортивного и оздоровительного характера в качестве
основного продукта отрасли позволяет обоснованно относить физическую культуру и
спорт к сфере услуг [25] (см. рис. 1).
Рис. 1. Соотношение сферы и отрасли физической
культуры и спорта [25]
В спорте как отрасли социально-культурной сферы
возникают и действуют свои особые процессы и закономерности развития и
функционирования, которые существенно отличаются от процессов и закономерностей
развития и функционирования других отраслей социальной сферы и обусловливаются
внутренними и внешними факторами. В этой связи теоретически правомерно
вычленять индустрия спорта как подсистему экономики, обеспечивающую взаимосвязь
спорта и сопряженных с ним отраслей и сфер деятельности.
В конце 1980-х годов в связи с развлекательной
функцией и коммерческими устремлениями положительная оценка роли спорта в
социуме претерпела негативные изменения. Однако в настоящее время в мире
сохраняется и доминирует распространенное в прошлом позитивное мнение, согласно
которому в целом спорт формирует характер и способствует раскрытию личности -
собственного «Я», дает выход агрессивной энергии человека, служит укреплению
единства и солидарности в коллективе, помогает установлению дружеских отношений
между спортсменами, народами и странами [8]. По мнению специалистов, в спорте
реализуется патриотическая идея, когда спортсмены отстаивают престиж своей
страны. Спортивные победы, исполнение гимна, подъем флага влияют на миллионы
болельщиков в стране и особенно на молодежь. Спорт в России на практике успешно
реализует, как, например, в ходе XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи в 2014
г., большой внутренний и внешний имиджевый потенциал. Успех на спортивных
аренах рассматривается как национальный символ, победы на международных
соревнованиях способствуют формированию положительного имиджа России в мире и
внутри страны.
.2 Экономика физической культуры и спорта
По мнению специалистов, физическая культура и
спорт - одна из быстро развивающихся отраслей народного хозяйства, которая
является крупной сферой приложения имеющихся финансовых, материальных и
трудовых ресурсов [17]. В научной литературе по-разному определяют содержание и
место экономики физической культуры и спорта, связи последнего с бизнесом.
Высказывается мнение, что с экономической точки зрения физическую культуру и
спорт правомерно рассматривать как вид общественно полезной деятельности по
оказанию разнообразных услуг, относящейся к непроизводственной сфере и потому
прямо не участвующей в создании материального продукта [14]. В некоторых
работах акцент делается на то, что к экономике физической культуры и спорта
применим отраслевой подход, при котором ее правомерно рассматривать как
«совокупность организаций, предприятий и производств», имеющих определенную
специфику, свойственную непроизводственной сфере [17].
В соответствии с законодательством в России за
отраслями социально-культурной сферы признается и фактически допускается
коммерческий характер производства образовательных, медицинских, спортивных
услуг, что позволяет сравнивать экономическую эффективность деятельности
частных и государственных структур, коммерческих и некоммерческих организаций,
модели частного и государственного финансирования производства
социально-культурных благ [17].
Физическая культура и спорт как отрасль
экономики включают в себя совокупность организаций, предприятий, институтов, органов
управления, осуществляющих производство, реализацию и потребление товаров и
услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения специфического
назначения [9]. Важнейшим следствием перехода физической культуры и спорта на
принципы рыночной экономики стали преобразования в формах собственности,
которые привели к возникновению наряду с государственными негосударственных и
коммерческих форм физической культуры и спорта.
С экономической точки зрения главными
особенностями физической культуры и спорта как отрасли экономики являются,
во-первых, уникальный характер воздействия на состояние человеческого
потенциала страны в целом, региона и здоровья каждого человека; во-вторых,
вовлеченность в процессы потребления товаров и услуг практически всех членов
общества, а значительной его части - на протяжении всей сознательной жизни;
в-третьих, воздействие на трудоспособность и уровень производительности труда
кадров всех отраслей и сфер человеческой деятельности, через физическую
подготовку и создание условий полноценного отдыха; в-четвертых, долговременный
характер воздействия на экономику, обусловленный продолжительностью трудовой
деятельности людей; в-пятых, преобладание государственного финансирования, а
значит, финансовая зависимость от наполнения и распределения средств
консолидированного государственного бюджета [17].
С экономической точки зрения экономика
физкультуры и спорта включает услуги, которые носят характер чистого
общественного блага (спорт высших достижений), социально значимого блага (физическое
воспитание, оздоровительная ФКС, обязательные учебные занятия ФКС, лечебная
физкультура), а также характер частного экономического блага, или рыночных
услуг (спортивно-зрелищные услуги, профессиональный спорт, спортивный
шоу-бизнес, спортивное спонсорство) [10]. В научной литературе услуга
физической культуры и спорта определяется как «коммерческая деятельность,
направленная на удовлетворение потребности клиента в физкультурно-спортивной
сфере, и имеющая целью сохранение и поддержание здоровья, духовное и физическое
развитие личности, повышение спортивного профессионального мастерства» [9].
Данные официальной статистики Росстата РФ в
последние несколько лет демонстрируют рост численности занимавшихся в
физкультурно- оздоровительных клубах, секциях и группах с 2000 по 2012 год. В
2000 году этот показатель составлял 12803,4 тыс., в 2005 - 17510,3 тыс., в 2010
- 26257,0 тыс., в 2011 - 29439,2 тыс., а в 2012 - уже 32237,4 тыс. человек [6].
По мнению А.С.Адельфинского, результаты социологических исследований
демонстрируют несколько иную картину. Согласно данным Фонда «Общественное
мнение» в 2007 году занимались физической культурой и спортом 40% граждан РФ, в
2008 - 33%, а в 2013 г. - 25% Причем данная методика учитывала людей,
«занимавшихся хотя бы несколько раз в год». В другом исследовании выявлялись
«систематические занятия» в «организованных секциях и группах» - показатель
указывается равным всего 9% [6].
Смена хозяйственной парадигмы в экономике
социально-культурной сферы и недостаточно продуманный переход от жесткой
административно-командной системы к рыночной методам хозяйствования поставили
перед предприятиями и организациями физической культуры и спорта новые, ранее
не возникавшие перед ними проблемы и задачи. В 1990-х годах значительно
сократились возможности государства в финансировании спорта. Так, например, при
законодательно установленных нормативах финансирования не менее 2% бюджетных
средств, в большинстве субъектов Российской Федерации расходы на развитие
физической культуры и спорта составляли менее 1% от общего бюджета [9]. Эта
ограниченность финансовых средств создавала большие трудности для осуществления
спортивно-оздоровительными организациями своих функций. Выход из этой ситуации
настоятельно требовал поиска активных форм предпринимательской деятельности и
привлечения ресурсов.
С 2000-х годов отрасли социально-культурного
комплекса постоянно находятся в процессе реформирования. Доля услуг физической
культуры и спорта в общем объеме платных услуг гражданам в период 2000-2008
годов оставалась незначительной, хотя и увеличилась в текущих ценах с 0,4% до
0,6%, что считается позитивной тенденции, обусловленной не только ростом цен,
но и физическим увеличением объемов предоставляемых услуг [20].
Новые экономические условия предоставляют
субъектам спортивного бизнеса право на самостоятельную финансово-хозяйственную
деятельность и на привлечение дополнительных финансовых средств из различных
источников. Соответственно спорт как социальный институт и как специфический
вид деятельности, направленный на воспроизводство человека, претерпевает
глубокие структурные, качественные и количественные изменения. Модернизация
экономики России обусловливает дальнейшее развитие рынка услуг физической
культуры и спорта, прежде всего в направлении предпринимательства и
коммерциализации спорта.
Глава 2. Спортивный бизнес как вид
предпринимательской деятельности
.1 Предпринимательская деятельность в сфере
спорта
Изучение проблем предпринимательской
деятельности в сфере физической культуры и спорта находятся на пересечении
различных специальных дисциплин, включая спортивное право, экономику и
социологию физической культуры и спорта. В литературе предпринимательство
(предпринимательская деятельность) определяется как «самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое
получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ
или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в
установленном законом порядке»[19].
Представляется конструктивным подход, согласно
которому предпринимательская деятельность в сфере физической культуры и спорта
определяется как вид социального предпринимательства, подчеркивается, что в
основе последнего «лежит идея - достижение общественного благосостояния и устойчивых
общественных преобразований через деятельность, позволяющую использовать
энергию предпринимательства, как основную преобразующую силу не только в
социальной, но и спортивной сфере» [16]. По мнению А.В.Маслова, такой подход
обусловлен тем, что в социальном контексте физической культуры и спорта
предпринимательская деятельность «отражает интересы основных групп-участников
экономических отношений: предпринимателей, потребителей (включая
профессиональных спортсменов), наемных работников, местного сообщества и
государственных структур» [16].
Новые экономические условия хозяйствования в
спорте предоставляют субъектам спортивной отрасли право на самостоятельную
хозяйственную и предпринимательскую деятельность и на привлечение
дополнительных финансовых средств из различных источников. В спортивном бизнесе
происходит процесс формирования качественно новой модели хозяйственной
деятельности по организации и предоставлению физкультурно-оздоровительных и
спортивных услуг. Прежняя практика организации, основанная на государственном
(ведомственном) финансирования перестала соответствовать изменившимся
экономико-правовым отношениям [21]. Данные обстоятельства позволяют сделать
вывод, что в таких условиях возрастает роль негосударственного сектора
экономики.
В научной литературе факторы, определяющие
тенденции развития предпринимательства в сфере физической культуры и спорта как
вида социального предпринимательства, разделяют на группы - негативные и
положительные (рис.2) [16]. В совокупности положительных факторов выделяются
финансово-экономические, маркетинговые, социально- психологические и
политико-институциональные. Что касается негативных факторов, то они оказывают
двойственное влияние на развитие предпринимательской деятельности (бизнеса) в
сфере физической культуры и спорта. С одной стороны, негативные факторы
стимулирует развитие спортивного бизнеса, с другой - являются препятствием для
его успешного функционирования и развития.
В литературе приводятся следующие аргументы в
пользу высказанного выше тезиса. Например, снижение спортивного рейтинга и
ухудшение демографических показателей заставляет обратить внимание региональных
органов власти на развитие спорта, увеличить выделение средств на строительство
спортивных сооружений, предоставить определенные преференции спортивным
предприятиям и организациям [16].
Рис 2. Факторы развития предпринимательской
деятельности
в
сфере физической культуры и спорта [16]
В научной литературе указывается, что
неподготовленность основных групп населения (ранее работавших в государственных
структурах в сфере физической культуры и спорта) к ведению собственного дела,
отсутствие необходимого опыта и предпринимательских традиций, закрытие и
перепрофилирование многих стадионов и спортивных сооружений, а также отсутствие
стартового капитала, необходимых деловых знаний и опыта управления,
позволяющего организовать спортивные частные предприятия и прогнозировать
реальный спрос потребителей, выдвигают на первый план проблему организации и
совершенствования предпринимательской деятельности в сфере физической культуры
и спорта [21].
По мнению специалистов, одной из ключевых
проблем современной российской экономики выступает низкий уровень развития
предпринимательства. В развитых странах предпринимательство является базисом
стабильности экономики и основой формирования общественного благосостояния. В
России, к сожалению, созданные институциональные условия не позволили
обеспечить значительный рост предпринимательской активности. По данным
Всемирного отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства»1 (GEM) общий
уровень предпринимательской активности в России в 2011 году составил всего 4,6
% [24]. Эти факты указывают на то, что субъекты спортивного бизнеса в России
остро нуждаются в создании правовых условий, которые бы способствовали развитию
предпринимательства в условиях взаимного сотрудничества с государством.
В этой связи следует отметить тесную взаимосвязь
между спортом и бизнесом, направленным на производство и прибыльную реализацию
спортивных услуг. В мире наблюдается стремительное развитие спорта как области,
на которую приходится более 3% мирового торгового оборота [22]. Спорт все в
большей степени становится товаром. По ориентировочным данным, объем
спортивного рынка в мире, включая индустрию спортивного оснащения и
оборудования, на начало XXI века составляет в отдельных развитых странах 2% от
общего валового внутреннего продукта [21].
В целом, обобщая различные исследования, А.В.
Маслов выделяет следующие проблемы развития предпринимательской деятельности в
сфере физической культуры и спорта: во-первых, несовершенная
нормативно-правовая база, в первую очередь, для развития профессионального
спорта как сегмента индустрии спорта; во-вторых, отсутствие прозрачных
регуляторов земельных отношений, снижающее для предпринимательских структур
долгосрочный инвестиционный интерес; в-третьих, недостаточное развитие
инфраструктуры (спортивные сооружения и тренировочные базы) для
профессионального и оздоровительного спорта; низкий покупательский спрос
индивидуальных потребителей индустрии спорта на спортивные продукты, что
приводит к переливу капиталов частных инвесторов в другие отрасли экономики;
в-четвертых, недостаточное количество образовательных, в том числе правовых,
программ для подготовки профессиональных предпринимателей для спортивной
индустрии; отсутствие необходимого опыта и предпринимательских традиций в этой
сфере [16].
.2 Особенности бизнеса в профессиональном спорте
Развитие бизнеса в профессиональном спорте
обусловливает радикальную трансформацию социально-экономических отношений между
субъектами спорта на основе экономических интересов. В научной литературе
отмечается, что в силу процессов профессионализации и коммерциализации основные
участники спортивных соревнований (спортсмены и спортивные клубы) вынуждены
по-новому выстраивать отношения между собой и с внешней средой, принимая во
внимание неразрывную связь между спортивными итогами соревнований и
финансово-экономическими результатами своей деятельности [22].
В литературе профессиональный спорт определяется
как «разновидность предпринимательской деятельности спортсменов-профессионалов
и спортивных функционеров, целью которой является производство спортивного
зрелища, приобретающего форму товара» [12]. В бывшем СССР наиболее высокий
уровень развития получил любительский спорт высших достижений. Последний
финансировался из госбюджета и поэтому ориентировался на решение не
экономических, а политических задач, связанных с укреплением престижа
государства на международных отношениях. Термин «профессиональный спорт»
применительно к спорту в СССР в советской научной литературе не использовался
по идеологическим мотивам. Профессиональный спорт считался одним из способов
эксплуатации спортсменов и получения организаторами за их счёт значительных
прибылей [25]. В этой связи в СССР и в других странах социалистического лагеря
спорт высших достижений стал превращаться в «государственный профессионализм»
как паллиатив профессиональному спорту.
Распад СССР и реформы 1990-х гг. нарушили
механизм государственной поддержки спорта высших достижений, что привело к
ослаблению его позиций на международной арене. Возникла насущная потребность в
новых организационно-экономических механизмах функционирования как
любительского, так и профессионального спорта, необходимость в кардинальных
изменениях в механизме функционирования спортивной отрасли для ее адаптации к
современным социально-экономическим условиям и обеспечения дальнейшего ее
развития [26]. Процесс трансформации спортивной отрасли в России осуществлялся
группами специальных интересов, что обусловило характер произошедших
институциональных изменений и соответствующие им формы спортивного бизнеса.
Значимость спорта для его субъектов стала определяться в первую очередь его
развлекательной функцией и коммерческими интересами.
В условиях глобальной рыночной экономики мировой
спорт в неуклонно развивается по пути профессионализации и коммерциализации. Во
многом это обусловлено тем, что достижение высших спортивных результатов в
большинстве видов, особенно входящих в олимпийскую программу летних и зимних
Игр, «требует высоко развитой инфраструктуры, значительного финансирования
системы подготовки спортсменов и команд, увеличения обслуживающего персонала
(тренеров, врачей, массажистов, психологов и других научных и административных
работников), связан с политическими амбициями руководителей и населения разных
стран» [25].
Профессионализация спорта - это прежде всего
создание профессиональных клубов, лиг, ассоциаций, спортивная и коммерческая
деятельность которых развивались постепенно, начиная с конца XIX века [25].
Преобразования организационной структуры профессионального спорта в России
также проявились в создании профессиональных спортивных объединений, юридически
самостоятельных федераций, лиг по видам спорта. Это стало объективной
предпосылкой превращения профессионального спорта в сферу бизнеса, изменившей
все аспекты деятельности профессиональных клубов: их организационную структуру,
менеджмент, маркетинг, правовое положение, трудовые отношения со спортсменами
[18].
В настоящее время бизнес в российском
профессиональном спорте быстро развивается. Соревнования, спортсмены, тренеры
получают более высокую рыночную стоимость. Изменилась система управленческих и
правовых отношений субъектов коммерческого спорта, оплаты труда спортсменов, их
ценностные ориентации. Многие клубы сменили своих владельцев. Принципиально
новым явлением стала спонсорская поддержка со стороны крупных компаний, включая
иностранные [18]. В этой связи целесообразно в ближайшие годы осуществить
законодательные и организационно-экономические мероприятия по финансовому
обеспечению физической культуры и спорта, предусматривающие активную поддержку
всех субъектов физкультурно-спортивного движения и субъектов хозяйствования,
вкладывающих средства в профессиональный спорт и спортивный бизнес.
спорт бизнес профессиональный
Заключение
Проведенный в реферате анализ научной и учебной
литературы по теме позволяет сделать ряд выводов.
. Усиление процессов глобализации в качестве
общемировой тенденции требует от человеческого фактора укрепления таких его
компонентов, как состояние здоровья граждан и их активное долголетие. Стратегия
государственного управления физической культурой и спортом в Российской
Федерации определяет их приоритетность в развитии человеческого потенциала и
улучшении качества жизни граждан России.
. Физическая культура и спорт - одна из отраслей
социальной сферы, выполняющая комплекс социокультурных функций и услуг,
направленных на развитие личности человека, укрепление его здоровья и
гармонизации жизни. Услуги физической культуры и спорта обладают общими
чертами, присущими сфере услуг, и специфическими особенностями.
. Законодательство в области физической культуры
и спорта - основа эффективной реализации государственной политики в сфере
спортивного бизнеса. Развитие бизнеса в российской индустрии спорта требует от
государства законодательного признания спорта как многофункциональной
подсистемы социальной сферы.
. Модернизация экономики России обусловливает
дальнейшее развитие отрасли физической культуры и спорта преимущественно в
направлении предпринимательства, профессионализации и коммерциализации спорта.
. Сложность развития спортивного бизнеса
обусловлены современной ситуацией в России, связанной со стагнацией экономики,
и особенностями международно-политического положения страны.
. Развитие спортивного бизнеса в России требует
совершенствования его нормативно-правовой базу и подготовки кадров для
предпринимательских структур в спортивной отрасли с учетом особенностей
развития современной сферы физической культуры и спорта и уровней ее
управления.
. Современной тенденцией развития общественных
отношений в области спорта выступает повышение роли государства в управлении
спортом и регулировании спортивного бизнеса, в пределах полномочий органов
государства, одновременно с повышением роли самоуправления и саморегулирования
для обеспечения условий устойчивого функционирования национальных и
международной систем спортивных отношений.
Литература
Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом
поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N
6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //
Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
Федеральный
закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 10.12.2007, N
50, ст. 6242.
Федеральный
закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «О бюджетной классификации
Российской Федерации» (15 августа 1996 г.) // Собрание законодательства РФ,
19.08.1996, N 34, ст. 4030
Постановление
Правительства РФ от 11.01.2006 N 7 (ред. от 26.12.2014) «О Федеральной целевой
программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006
- 2015 годы»» // Собрание законодательства РФ, 16.01.2006, N 3, ст. 304.
Распоряжение
Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р «Об утверждении Стратегии развития
физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» //
Собрание законодательства РФ, 17.08.2009, N 33, ст. 4110.
Адельфинский
А.С. Социально-экономическая модель развития массовых видов спорта в России.
Дис. … канд. экон. наук. М.: 2014. - 207 с.
Алексеев
С.В. Международное спортивное право. Учебник для студентов вузов, обучающихся
по направлениям 030500 «Юриспруденция» и 032101 «Физическая культура и спорт».
М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 895 с.
Алексеев
С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2013. - 647 с.
Алешин
В.В. Экономический механизм в сфере физической культуры и спорта в условиях
перехода к рынку. Автореф. дис. … докт. экон. наук. М.: 2000. - 44 с.
Булатов
Р.А. Социально-экономические условия развития физической культуры и спорта в
регионе. Автореф. дис. … канд. экон. наук. М.: 2011. - 26 с.
Голикова
Т.А. Анализ мер по устранению нарушений при подготовке и проведении ХХII
Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи //
http://www.ach.gov.ru/press_center/news/21280
Гуськов
С.И. Линец М.М. Платонов В.Н. Юшко Б.Н. Профессиональный спорт. Киев:
Олимпийская литература, 2000. - 391 с.
Захаров
М.А. Социология спорта. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп.
Смоленск: СГАФКСТ, 2008. - 216 с.
Золотов
М.И. Менеджмент физкультуры и спорта. М.: Академия, 2002. - 422 с.
Лубышева
Л.И. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие. М.: Издательский
центр «Академия», 2001. - 240 с.
Маслов
А.В. Концептуальные подходы к разработке стратегии предпринимательской
деятельности в сфере физической культуры и спорта. Автореф. дис. … канд. экон.
наук. Екатеринбург: 2013. - 24 с.
Менеджмент
и экономика физической культуры и спорта. Конспект лекций / Ферова И.С. и др.
Красноярск: СФУ, 2008. - 254 с.
Починкин
А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России.
Автореф. дис. … докт. педаг. наук. Малаховка: 2007. - 51 с.
Предпринимательское
право Российской Федерации. Учебник / Отв. ред. Губин Е.П., Лахно П.Г. 2-е
изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. - 1008 с.
Ротенберг
Р.Б. Стратегия использования рыночных инструментов в сфере физической культуры
и спорта. Автореф. дис. … канд. экон. наук. СПб.: 2009. - 22 с.
Селиваненко
А.Е. Предпринимательская деятельность в сфере физической культуры и спорта и
механизм ее развития в рыночных условиях хозяйствования. Автореф. дис. … канд.
экон. наук. М.: 2003. - 24 с.
Сухов
С.В. Развитие предпринимательской деятельности в российской индустрии спорта.
Автореф. дис. … канд. экон. наук. М.: 2008. - 24 с.
Теория
физической культуры и спорта. Учебное пособие./ Сост. Гелецкий В.М. Красноярск:
ИПК СФУ, 2008. - 342 с.
Федорчук
Н.Г. Развитие предпринимательской деятельности как фактор повышения
общественного благосостояния. Автореф. дис. … канд. экон. наук. Тамбов: 2013. -
23 с.
Шелестов
В.С. Становление профессионального спорта в России в командных (игровых) и
индивидуальных дисциплинах. Автореф. дис. … канд. педаг. наук. М.: 2006. - 23
с.
Шубарин
И.В. Организационно-экономический механизм развития услуг в сфере физической
культуры и спорта. Автореф. дис. … канд. экон. наук. Екатеринбург: 2004. - 22
с.