Этапы разработки анкеты
Анкета (расследование) является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования.
Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты.
Композиция анкеты:
. Титульный лист;
. Водная часть;
. Основная (содержательная часть);
. Социально - демографическая часть.
В вводной части описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты.
Следует также проанализировать вводную часть:
. Наличие и правильность обращения респонденту.
. Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса?
. Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат опроса?
. Не забыли ли в сделать указание на анонимность опроса?
. Есть ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной анкетой?
. Не забили ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?
. Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе?
Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым.
Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Ходил в кино», «Был на вечеринке» и т.д.
Ответы на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например тот же самый вопрос можно «сделать» закрытым: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Положительно», «Отрицательно». В этом случае опрашиваемый отмечает то вариант ответа, который наиболее отвечает его установка.
Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы.
Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости и внимание к заполняемой анкете значительно снижается.
В социально - демографической части содержаться блоки вопросов о социально - демографических характеристиках респондента - это «паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных исследований и т.д.
Возможен такой вариант разработки анкеты:
Шаг первый: определяем проблему, цели, характер нашего исследования. Составлению анкеты предшествует большая исследовательская работа имеющая цель учесть психологию респондента, предугадать его реакцию на ту или иную форму вопроса, степень его искренности и возможность сформулировать недвусмысленный ответ. Совокупность ответов должна дать характеристику изучаемого явления.
Сделать первый шаг просто, если предварительное исследование было проведено достаточно тщательно.
Формируя и формулируя возможные варианты направления своего исследования на данном этапе, исследователь разрабатывает макет таблицы, в которую он будет заносить полученные результаты. Макет таблицы - это фактически макет анкеты, только без заполненной статистики.
Определяя характер анкеты необходимо четко определить цели и задачи, выдвинуть гипотезы по каждому вопросу. Это поможет найти необходимую информацию и определяют тип вопроса и форму ответа, используемую для ее получения.
Разрабатывая анкету, мы можем выдвигать новые гипотезы и формировать вопросы, но следует помнить о том, что жизнеспособны только те гипотезы, благодаря которым мы сможем понять суть исследуемого педагогического явления, все остальные всего лишь лингвистический мусор.
Шаг второй: определяем проблему, цели, характер нашего исследования. Определив, что мы исследуем, переходим к тому как мы будем исследовать. В зависимости от характера собираемых данных будет зависеть и метод сбора.
3.Принципы и правила построения анкеты
Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:
Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к клубным учреждениям, казалось бы, логичным сначала выяснить, посещают ли клуб данные респонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого - тех, кто клуб не посещает. Однако, учитывая, что в общей массе населения последних больше, следует поступать иначе: в первую очередь формулировать вопросы для всех, затем - для посещающих клуб, потом - для непосещающих его и снова - для всех респондентов.
Разделение групп опрашиваемых производится вопросами - «фильтрами». В данном случае первая группа вопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения, вторая вводится фразой: «Следующие вопросы относятся только к тем, кто посещает клуб», третья - снова предваряется «фильтром» («Эти вопросы адресуются тем, кто не посещает клуб»), а в заключение (обычно это - сведения о респонденте) - снова пояснение: «Последние пять вопросов относятся ко всем опрашиваемым».
Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты - ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.
Второй принцип - непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.
Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку и, с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (галло-эффект), т.е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем.
В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий - в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены чем-либо» и т. д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.
Четвертый принцип - смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается не качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2 - 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно - и по другим аспектам тематики опроса.
Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая «паспортичка».
Рассматривая смысловую структуру анкеты целесообразно выделить систему коммуникативных блоков. Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и некоторых других.
Анкета является очень гибким инструментом опроса и представляет собой ряд вопросов, на которые опрашиваемый (респондент) должен дать ответы. Она требует тщательной проработки. Важно все: типы и конкретная формулировка вопросов, их последовательность и общее количество, корректность и уместность.
Существуют определенные правила составления анкет. Так, во введении к анкете исследователь должен сформулировать цель опроса и постараться убедить респондента ответить на поставленные вопросы. Указать при этом, по возможности, какую выгоду респондент получит, если ответит на вопросы анкеты.
Хорошая анкета должна состоять из четырех блоков:
преамбула;
социально-демографический блок;
основной части;
детектора.
Преамбула кратко ставит в известность респондентов о том:
кто и зачем проводит исследование;
что опрос проводится анонимно (если иное не предусмотрено планом);
что исключены какие бы то ни было последствия (как отрицательные, так и положительные, что очень важно) для респондента, как в случае его отказа от сотрудничества, так и в случае согласия;
сколько времени потребуется на заполнение анкеты;
как следует заполнять анкету, если это необходимо.
Здесь же выражается благодарность за время, которое участник согласился потратить.
При личном анкетировании допустимо в целях экономии места (преамбула может занимать до половины страницы), а также в целях установления доверительного контакта между интервьюером и респондентом опустить преамбулу из текста и поручить интервьюеру озвучить ее лично.
Социально-демографический блок состоит из вопросов, характеризующих самого респондента, его семью, образ жизни (пол, возраст, национальность, семейное положение, наличие детей, образование, сфера профессиональной деятельности, должность по основному месту работы и т.д.)
Основная часть анкеты содержит вопросы ради которых, собственно, все исследование и затевалось. Начинать следует с простых закрытых вопросов, требующих однозначных ответов и не требующих длительного размышления. Наращивать сложность вопросов надо постепенно, разбавляя сложные вопросы простыми - уточняющими, проверочными. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы не нарушалась логическая последовательность вопросов.
Детектор состоит из вопросов, призванных проверить внимательность заполнения анкеты, серьезность и откровенность респондентов, а также порядочность и профессионализм самих интервьюеров. Вопросы могут дублироваться. Вопросы могут «зеркалиться» (противоречивые позиции).
Заключение
анкета восприятие социальный респондент
Анкета - самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. В широком смысле анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета - инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования.
В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок. Самые обычные ошибки ― постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят отвечать, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. От того, как составлена ваша анкета, напрямую зависит результат исследования. Так, непонятная для респондентов анкета с неверно выстроенной логикой уменьшит количество заполнений и не принесет желаемого результата.
Анкету нельзя начинать разрабатывать без определения целей и задач, а также параметров опроса, т.е. состава показателей, возможных единиц измерений и т.д. После выбора способа опроса необходимо выписать все возможные вопросы на бумаге, не обращая особого внимания на их формулировки, чтобы ничего не упустить. При разработке основной части вопросника следует обратить внимание на: тип вопросов (формат ответов), содержание вопросов и их число, последовательность представления вопросов в анкете, наличие контрольных вопросов.
Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы.
Список использованной литературы
1.Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. Пособие. / Новикова С.С. - М.: СпортАкадемПресс, 2010
.Воробьев А.В. Социология физической культуры и спорта: учеб. Пособие. - Омск: СибГАФК, 2012
.Искусство задавать вопросы: Заметки социолога. /Аверьянов Л.Я. - М., 2012
.Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу. /Ред. Горшков М.К. - М.: Политиздат, 1995
.Кравченко А. И. Введение в социологию. - М., 2014
.Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие. - М., 2011
.Фролов С. С. Социология. - М., 2014
.Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1999
.Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. - М., 1997.