Отдел компьютерных технологий
. Организационная структура управления ДИЦДМ. Основные задачи ДИЦДМ
Цеха и отделы ДИЦДМ обеспечивают ДИ необходимой информацией:
Габаритообследовательская станция ДИЦДМ, проводя систематические проверки, контроль, оценивая состояние и габаритную проходимость по путям ВСЖД обеспечивает службы пути, электрификации и электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки ВС-ДИ необходимой информацией.
Службы ДИ получая информацию от габаритообследовательской станции ДИЦДМ принимают меры для реализации функции планирования и контроля за габаритным состоянием сооружений и ходом выполнения плановых работ.
Планирование, диагностика и мониторинг габаритного состояния сооружений организуется в соответствии с утверждёнными внутренними документами ОАО «РЖД», с требованиями Государственного стандарта на габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм (далее - ГОСТ 9238-83), Инструкции по применению ГОСТ 9238-83 (далее - ЦП/4425), приказа от 18.08.2010 № 250/Н «О порядке контроля за соблюдением габаритов приближения строений С и Сп на дороге» и других нормативных актов и документов.
Мостоиспытательная станция ДИЦДМ, проводя систематические обследования, контроль, оценивая состояние и содержание инженерных сооружений, обеспечивает службу пути ДИ через отдел инженерных сооружений необходимой информацией.
Служба пути ДИ через отдел инженерных сооружений - координирует деятельность мостоиспытательной станции ДИЦДМ и получает от неё информацию для реализации функции планирования и контроля за содержанием сооружений и ходом выполнения ремонтных работ.
-Мостоиспытательная станция ДИЦДМ осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с отделом инженерных сооружений службы пути и дистанцией инженерных сооружений ДИ.
Планирование, диагностика и мониторинг ИССО организуется в соответствии с утверждёнными внутренними документами ОАО «РЖД», Инструкцией по содержанию искусственных сооружений ЦП-628, Техническими условиями на проведение планово-предупредительных ремонтов ИССО ЦП-622 и другими нормативными актами и документами, касающихся содержания искусственных сооружений в ОАО «РЖД».
Геодезический отдел входит в состав ДИЦДМ и работает по планам, утверждённым главным инженером дороги.
Инструментальная проверка масштабных планов и продольных профилей путей станций, в соответствии периодичности, установленной п. 3.7 ПТЭ, а так же после ремонтных работ, связанных с изменением продольного профиля, выполняемая силами работников дистанций пути, осуществляется силами геодезического отдела ДИЦДМ, и вагонами путеобследовательскими станциями ЦНИИ-4, в границах ПЧ-1,2,7,12 - силами штатных единиц геодезистов дистанций пути.
Продольные профили железнодорожного пути, согласно установленной периодичности, проверяются геодезическим отделом ДИЦДМ, ВПС ЦНИИ-4 за счет средств по плану эксплуатации дороги. При производстве работ по реконструкции, капитальному ремонту и других, вызывающих изменение плана и профиля, исполнителями работ за счет соответствующих источников финансирования.
Дорожная геофизическая станция (далее ПГМ) является основным подразделением гидрометеорологии на дороге;
ПГМ входит в состав Центра диагностики пути и мониторинга устройств инфраструктуры (ДИЦДМ)) и работает по плану, утвержденному начальником ДИЦДМ;
-ПГМ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, уставом ОАО «РЖД», приказами и другими нормативными документами ОАО «РЖД», «Положением о Центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры», «Положением о Дорожной геофизической станции», утвержденном Начальником Департамента пути и сооружений 10 августа 2009 года;
ПГМ осуществляет свою деятельность на основе специального разрешения лицензии №Р/2008/1347/100/Л от 11 июля 2008 года в соответствии с действующим законодательством в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
Информационное обеспечение, сопровождение и обновление программных средств метеорологических программно - аппаратных комплексов с предоставлением данных осуществляется на договорной основе;
Для обеспечения руководства экспедиционными работами, непосредственного проведения обследований поврежденных участков дороги паводками, оползнями, селями, снежными заносами и т.д. работники ПГМ обеспечиваются пропусками на проход по путям, тоннелям и охраняемым мостам, а также годовыми служебными требованиями по линиям и ветвям дороги формы 3;
Дорожная геофизическая станция для осуществления своей деятельности должна иметь оборудование согласно регламенту технического оснащения геофизической станции.
-ДИЦДМ отвечает за контроль состояния объектов инфраструктуры в границах обслуживания, совпадающих с границами дирекции инфраструктуры.
Основной задачей ДИЦДМ является проведение комплексного мониторинга и анализа состояния объектов инфраструктуры.
Путеизмерительные средства (современные, отечественные, зарубежные). Основные параметры, измеряемые ПС.
Основными задачами путевого хозяйства, решаемыми с помощью путеизмерительных средств являются:
Обеспечение безопасности движения поездов;
Мониторинг состояния пути, предупреждения его предотказного состояния;
Планирование и контроль выполнения работ по текущему содержанию пути;
Паспортизация железнодорожного пути, обеспечение ЕКАСУИ фактической информацией о состоянии объектов пути;
Предпроектное обследование и планирование ремонтов пути;
Приемка и оценка качества проведенных ремонтных работ.
Для информационного обеспечения указанных задач на дорогах ОАО «РЖД» в настоящее время эксплуатируются следующие путеизмерительные средства:
Ручной путеизмерительный инструмент (шаблоны,скобы)
Путеизмерительные тележки (ПТ-7МК, ПТ-7МК-01, АКНОП)
Ручной путеизмеритель РПИ
Вагоны-путеизмерители типа КВЛ-П разных модификаций
Самоходные путеизмерители-дефектоскопы (МТКП и «Север»)
Вагоны путеобследовательские станции ЦНИИ-4
Диагностические комплексы инфраструктуры (ДКИ) «ЭРА» и «ИНТЕГРАЛ»
Нагрузочные поезда для оценки деформативности пути
. Путеизмерительные средства для решения задач путевого хозяйства
Задачи путевого хозяйстваТип ПС1Обеспечение безопасности движения поездовКВЛ-П, РПИ, ЦНИИ-4, ДКИ, путеизмерители-дефектоскопы, путеизмерительные тележки, ручной инструмент2Планирование и контроль выполнения работ по текущему содержанию путиКВЛ-П, ЦНИИ-4, ДКИ, РПИ, путеизмерители-дефектоскопы, путеизмерительные тележки3Мониторинг состояния пути, предупреждение предотказного состояния путиКВЛ-П, ЦНИИ-4, ДКИ, РПИ, путеизмерители-дефектоскопы, путеизмерительные тележки4Паспортизация железнодорожного пути и обеспечение ЕК АСУИ фактической информацией о характеристиках и состояния объектов путиЦНИИ-4, ДКИ5Предпроектное обследование и планирование ремонтов путиЦНИИ-4, ДКИ, Нагрузочный поезд6Оценка качества выполненных работ по реконструкции и ремонту путиЦНИИ-4, ДКИ, РПИ
Ручной путеизмерительный инструмент - это ручные измерительные средства, применяемые при осмотрах пути, локализации и уточнении на месте характеристик неисправностей, выявленных мобильными ПС, является это рабочим инструментом бригад по текущему содержанию пути.
Ручной путеизмерительный инструмент состоит из следующих контрольно-измерительных средств: линейки и рулетки, штангенциркули, шаблоны ЦУП и КОР, штангенциркуль путевой, скоба для измерения износа, мерный клин, приборы визуального контроля.
Ручной путеизмерительный инструмент является основным средством контроля состояния стрелочных переводов (геометрических характеристик износа деталей стрелочного перевода). Измерения ширины колеи и уровня производятся путеизмерительным шаблоном ЦУП, а для измерения износа, взаимного положения остряка и рамного рельса применяют шаблон КОР.
Путеизмерительные тележки являются средством контроля работ по текущему содержанию станционных путей, также применяются при осмотрах главных путей и для контроля качества промеров пути бригадирами и дорожными мастерами ручным путевым шаблоном. Должны использоваться на станционных и малодеятельных путях, которые не проверяются регулярно вагонами путеизмерителями.
Путеизмерительные тележки всех модификаций (ПТ-7МК, ПТ-7МК-01, УКНОП) применяются для измерения и оценки ширины колеи и уровня ненагруженного пути, так же оборудованы регистратором выявленных визуально оператором нарушений в содержании пути.
Вагоны-путеизмерители КВЛ-П - основное средство ОАО «РЖД» регулярного контроля параметров геометрии рельсовой колеи и обеспечения безопасности движения по характеристикам состояния главных путей.
Вагоны КВЛ-П моделей 1 и 2 являются контактными, не самоходными, всепогодными путеизмерителями, обеспечивающими при рабочих скоростях до 80 км/ч контроль и оценку характеристик геометрии рельсовой колеи:
взаимного положения обеих рельсовых нитей по высоте (уровень);
ширины рельсовой колеи(шаблон) ;
стрел изгиба в плане от несимметричной хорды (рихтовка) ;
просадок рельсовых нитей в вертикальной плоскости.
Ручные путеизмерители РПИ измеряют и автоматически оценивают все параметры рельсовой колеи, контролируемые вагонами путеизмерителями КВЛ-П, и характеристики положения пути в продольном профиле и плане. Путеизмеритель РПИ является аналогом вагона-путеизмеритея КВЛ-П, но измеряет параметры ненагруженного пути.
Параметры, контролируемые ВПС ЦНИИ-4, разделяются на определяемые непосредственно в процессе поездки и на вычисляемые после нее.
К параметрам, определяемым в процессе поездки, относятся:
просадки рельсовых нитей в вертикальной плоскости;
взаимное положение рельсовых нитей по высоте (уровень) ;
стрелы изгиба в плане от несимметричной хорды(рихтовка) ;
ширина рельсовой колеи вне зоны нагружения от хордового колеса;
боковой износ рельсов;
угол поворота оси пути в плане;
кривизна пути в плане;
величина стыковых зазоров(зазоры) ;
температура рельсов;
смещение рельсовых плетей относительно маячных шпал(угон пути) ;
длина пройденного пути и скорость движения.
К параметрам, вычисляемым после поездки, относятся:
отметки продольного профиля пути;
отклонение от паспортного положения пути в профиле;
величины неровностей продольного профиля пути длиной до 200м;
параметры устройства кривых участков пути:
угол поворота кривой;
радиусы и возвышение в круговых кривых;
длины переходных кривых;
крутизна отвода возвышения в переходных кривых;
непогашенное ускорение и скорость его изменения;
допустимые скорости движения по фактическим параметрам кривой;
показатели расстройств кривой;
отклонение от паспортного положения пути в плане;
величины неровностей в плане длиной до 200м;
статические характеристики неровностей ГРК.
Самоходные путеизмерители-дефектоскопы МТКП и «Север» должны производить контроль и оценку характеристик ГРК на станционных и приемоотправочных путях, а также на главных путях, не проверяемых вагонами КВЛ-П, или использоваться при рабочих проверках пути одновременно с основным назначением - неразрушающим контролем рельсов (дефектоскопией).
Путеизмерители-дефектоскопы совмещают в себе два автоматизированных комплекса - дефектоскопный и путеизмерительный. Путеизмерительное оборудование путеизмерителей-дефектоскопов МТКП и «Север» предназначено для контроля и автоматизированной оценки геометрических параметров рельсовой колеи аналогично вагонам-путеизмерителям КВЛ-П.
Дефектоскопный комплекс может производить ультразвуковую и магнитную диагностику дефектов рельсов при скоростях до 60 км/ч. Комплекс «Север» может дополнительно комплектоваться системами лазерного сканирования, георадарной съемки и визуального контроля в любых сочетаниях.
Диагностические комплексы контроля железнодорожной инфраструктуры (ДКИ) ЭРА и ИНТЕГРАЛ предназначены для комплексного обследования важнейших направлений сети дорог по заданиям ОАО «РЖД.
Аппаратура ДКИ позволяет контролировать и оценивать, при максимальной комплектации аппаратно-программного комплекса, более 120 параметров железнодорожной инфраструктуры, в т.ч. характеризующие состояние железнодорожного пути по:
геометрии рельсовой колеи (основные параметры ГРК, положение пути в плане и продольном профиле, длинные неровности);
габаритам приближения строений, мостов и туннелей и величинам междупутного расстояния;
параметрам рельсов (коротки неровности, фактические профили головок рельсов, их боковой и вертикальных износ, наклон поверхности катания и подуклонка, стыковые зазоры и динамические ступеньки);
геометрическим размерам балластной призмы и земляного полотна (ширина плеча балластной призмы, ширина основной площадки земляного полотна, ширина обочины земляного полотна, крутизна откосов земляного полотна);
состоянию нижнего строения пути по данным георадиолокации (границы слоев подшпального основания, их неровности в продольной и поперечных плоскостях, определение толщины слоев подшпального основания, наличие балластных корыт).
Нагрузочные поезда предназначены для оценки деформативности пути на назначенных участках по различиям упругой осадки пути в вертикальной плоскости при положении разной нормированной нагрузки на путь. Существуют два нагрузочных поезда: СПМ-18 и СМ-460.
Скоростная путеизмерительная лаборатория на базе электровоза ЧС-200 предназначена для контроля характеристик ГРК, плана и продольного профиля пути, коротких неровностей на поверхности катания рельсов при скоростях до 200 км/ч. В настоящее время СПЛ ЧС-200 находится на стадии доработки и опытной эксплуатации.
Путеизмерительная лаборатория на базе электровоза ВЛ-11 находится на стадии испытаний. Главным её отличием от остальных путеизмерительных средств является более высокая осевая нагрузка-23т.
4.Неисправности геометрии пути, причины появления
Неисправности геометрии рельсовой колеи:
ширина колеи (шаблон)
просадки рельсовых нитей
. Дефекты земляного полотна, причины появления
Земляное полотно представляет собой комплекс инженерных грунтовых объектов, которые, функционируя в условиях влияния внешней среды, обеспечивают выравненность земной поверхности в продольном направлении (профиле) и в плане, служит основанием для верхнего строения пути и воспринимает от него поездную нагрузку.
Земляное полотно является важным компонентом железнодорожного пути, от его состояния, надежности зависят погонные и осевые нагрузки, масса поезда, техническая скорость движения поездов. Поэтому к земляному полотну предъявляются серьезные требования. Земляное полотно должно быть прочным (выдерживать нагрузки), устойчивым (выдерживать сдвигающие воздействия), сохранять стабильность (недеформируемость).
Дефекты земляного полотна:
Пучины - местные неровности (искажения) пути (по рельсовым нитям) в продольном и поперечном профилях, которые больше допустимых по нормам текущего содержания и возникают при морозном пучении. Морозное пучение проявляется при наличии в подбалластной зоне пучинистых грунтов, избыточном увлажненных пучинных грунтов.
Оседания - понижения уровня основной площадки (насыпей, выемок) с верхним строением пути, основания насыпей. Могут быть под основной площадкой в виде балластных корыт, балластных лож, в форме мешков, гнезд, заполненных загрязненным балластом и просадок. Балластные углубления развиваются при уплотнении глинистого грунта в подшпальном основании, увлажнении его в углублении, разжижении, выдавливании при движении поездов, выпиранием грунта основной площадки в выемках.
Смещения - деформации изменения положения масс грунта насыпей и выемок под действием силы тяжести при изменении состояния грунтов.
Смещения могут быть в виде оплывин разжиженного грунта в поверхностных слоях, сплывов откосов при избыточном увлажнении грунтов, в виде солификации - плоских оплывин, языков при оттаивании вечномерзлых грунтов в откосах, в виде оползания откосов насыпей, особенно пойменных насыпей при подтоплении паводковыми водами.
Кроме того, возможны сдвиги насыпей по наклонному основанию и сдвиги насыпей совместно со слабым основание, поверхностными слоями наклонного склона и выпором основания. Возможны смещения в виде сдвигов насыпей на курумниках. Такие деформации могут создавать угрозу безопасности движения поездов.
Разрушения земляного полотна могут проявиться в выдувании грунта из насыпи (ветровая эрозия), в размывании и вымывании грунта (водная эрозия) с образованием на откосах стройчатых промоин, в заоткосных зонах возможно оврагообразование с глубокими размоинами, возможным разрушением насыпей, заиливание водоотводов и водопропускных труб.
Возможны подмывы, переливы воды, разрушения балластной призмы, насыпей в поймах рек паводковыми водами, волновой абразией.
Кроме того, разрушения насыпей возможны в виде расползания на слабых основаниях, на карстовых участках,где грунтовыми водами растворяются горные породы и вымываются с образованием пустот, на горных выработках. В выемках могут быть провалы грунтов, при вытаивании погребенных льдов в вечномерзлых грунтах.
Загромождения пути создают безопасность движению поездам при практически исправном верхнем строении пути, нормативном содержании рельсовой колеи.
Эти процессы могут проявляться в заносах песком, пылью обочин, балластной призмы, наносах в рельсовой колее при ветропесчаных, пыльных бурях, в заиливании водоотводов, в наледообразованиях на откосах, в кюветах, на балластной призме при замерзании вод.
В откосных зонах скальных выемок возможны вывалы и камнепады, осыпи, осовы, обрушения крупнообломочных горных пород с завалами пути. Этому способствует интенсивное выветривание горных пород. Возможны оползни глинистых откосов с загромождением грунтовой массой основной площадки выемки.
Возможны оползни склонов, сложенных глинистыми грунтами со смещением больших объемов грунтовых масс и загромождения пути.
При ливневом увлажнении накопившихся пород выветривания в логах возможны селевые потоки - горные паводки с большим количеством включений валунов, карчей.
На все объекты земляного полотна с деформациями в дистанциях пути ведутся документы: паспорт неустойчивого или деформирующегося земляного полотна (форма ПУ-9), книга противодеформационных сооружений земляного полотна (форма ПУ-14), в которых регулярно отражаются результаты осмотров, обследований, наблюдений.
Заключение по пройденной практике в ДИЦДМ г. Иркутска
диагностика путь транспорт
Период прохождения производственной практики: с 8.07.2015 по 31.07.2015
Проделанная работа:
ознакомление с МСД(мобильные средства диагностики) ДИЦДМ (вагоны-рельсосмазыватели, вагоны-дефектоскопы, вагоны-путеизмерители);
расшифровка лент дефектоскопных тележек;
работа с программным комплексом АСУ-П «Анализ эксплутационной надежности рельсов» (АЭНР);
снятие отметок по показаниям вагона-путеизмерителя ЦНИИ-4 с профилей перегонов всех дистанций пути;
дополнительный проход с вагоном-путеизмерителем КВЛ-П (044) до Порта Байкал;
проверка работы отдел цехов дефектоскопии разных дистанций ВСЖД в программе «WayMetr 4»;
ведение рекламационной работы;
замеры (боковой износ, ширина колеи, стыковые зазоры) и визуальное обследование, после смены правой японской плети, на действующем железнодорожном пути Восточно - Сибирской железной дороги на горно-перевальном участке Большой Луг - Слюдянка по 2 пути с 5234 км ПК 6+84 м по 5235 пк 2+98 м в кривой малого радиуса R-301 м, подъем 16,1‰, при грузонапряженности 123,5 млн. т бр./год, с промежуточным рельсовым скреплением АРС-4 на инвентарных рельсах.