Гимназия имени Н.М. Пржевальского
Содержание
Вступление
1. Местоположение
гимназии
2. Строительство
нового здания
. Внутренний
облик
4. Жизнь
гимназистов
5. Смоленская
мужская гимназия в революции 1905 года
6. Гимназия
Александра I Благословенного и
Первая Мировая война
Заключение
Список литературы и источников
Приложение
Вступление
Обоснование темы реферата
Смоленск…Древний и все молодеющий город. Он
раскинулся на живописных днепровских холмах. Я горжусь, тем, что родилась и
живу в Смоленске.
За одиннадцать столетий что только не пережил
многострадальный город: голод и эпидемии, восстания и войны.
Но Смоленск всегда, как мифическая птица Феникс,
возрождался из пепла, становясь еще сильнее и краше, сохраняя для своих жителей
древние улицы, неповторимые парки, бульвары.
История нашего древнего Смоленска - часть
истории России, как и история города, складывается из истории улиц, площадей,
домов, людей. Имеет свою историю, историю интересную и неповторимую, и здание
гимназии № 1 имени Н.М. Пржевальского, расположенное в самом центре Смоленска.
Проходя по коридорам гимназии, которой в 2012
году исполнилось 225 лет, невольно чувствуешь дух истории.
Невозможно не полюбить то место, в котором
проходит большая часть твоей жизни - это как второй дом.
Меня, как и многих моих одноклассников, всегда
интересовала история родного города и образовательного учреждения, в котором я
обучаюсь. Поэтому у меня не было никаких сомнений при выборе темы:
Гимназия имени Н.М. Пржевальского имеет богатую,
интересную и насыщенную историю, которую невозможно описать в одном реферате.
Поэтому я решила рассмотреть период становления и развития гимназии с момента
открытия нового здания до начала Советского периода. Так как история советской
школы кардинально отличается от предыдущей эпохи.
Цели и задачи реферата
Работая над рефератом, я поставила перед собой
цель выяснить, какие изменения произошли в жизни гимназии с 1858 по 1918 год.
Исходя из цели, я выделила следующие задачи:
. Изучить материалы, документы,
свидетельства, литературу, посвященную гимназии имени Н.М. Пржевальского;
. Составить краткий очерк по истории
строительства гимназии;
. Выяснить расположение и назначение
помещений в новом здании гимназии;
. Определить, какое участие приняли
учащиеся гимназии в революции 1905 года и Первой Мировой войне;
. Побудить к созидательной деятельности
по сохранению исторического наследия;
Обзор используемой литературы и источников
Публицистическая: при написании реферата я
столкнулась с проблемой, связанной с небольшой источниковой и литературной
базой по теме.
Основным печатным трудом, который оказал
значительную помощь в написании работы, стала книга завуча, учителя физики
гимназии имени Н.М. Пржевальского Анатолия Валентиновича Буевича "История
Смоленской гимназии", вышедшая в 1993 году. Книга представляет ценность,
так как там опубликованы воспоминания гимназистов начала XX
века, посвященные участию гимназистов в революционных событиях 1905 года. Хотя,
некоторые данные, приведенные по более раннему периоду, можно подвергнуть
сомнению, так как А.В. Буевич не указывает источники, которые использовал при
написании своей работы. Так в книге есть упоминание о библиотеке гимназии.
Буевич говорит о ее скудности, хотя архивные описи и сведения "Журнала
министерства народного просвещения" упоминают даже о ее роскошности. Также
встречаются противоречия по поводу нахождения в здании гимназии лазарета во
время Первой Мировой войны. В описях Государственного архива Смоленской области
нет упоминания о лазарете в здании гимназии. Тоже касается и карцера, который,
по мнению, Буевича находился на месте нынешней канцелярии.
Большой интерес представляют материалы Семёна
Петровича Писарева в "Памятной книге г. Смоленска. Историко - современный
очерк. Указатель и путеводитель", изданной в 1898 году и Василия Ивановича
Грачёва "Иллюстрированный путеводитель по Смоленску", изданный в 1908
году. В этих книгах подробно описывается закладка нового здания гимназии. Но и
здесь мне встретились противоречия. "Журнал министерства народного
просвещения" за 1864 год указывает, что на строительство здания гимназии
было потрачено шестьдесят тысяч рублей, а не сто, на чем настаивает Грачёв. О
шестидесяти тысячах рублей упоминается и в газете "Днепровский
вестник" за 1904 год.
Есть упоминания об участии гимназистов в
революционном движении в сборнике документов "Революционное движение в
Смоленской губернии в 1905 - 1907 гг", изданном в 1956 году.
Интересный материал по досугу и жизни
гимназистов представлен в книге Ирины Борисовны Мануйловой "Гимназисты,
гимназистки и их наставники". Книга основана на обширном круге архивных
материалах. В ней приводятся конкретные экстраординарные ситуации, связанные с
учащимися смоленской губернской гимназией.
Периодические издания: значительный интерес для
раскрытия темы реферата представили газетные публикации в "Смоленских
губернских ведомостях" за 1858 год, "Смоленском вестнике" за
1914 и 1915 год.
Ресурсы Интернет: большой материал я почерпнула
с сайта #"863470.files/image001.gif">
Приложение № 2
Опись имущества Смоленской
гимназии
(систематическая
опись, распределение имущества по помещениям)
№
п/п
|
Этаж
|
Помещение
|
1
|
Подвальный
этаж
|
Квартира
помощников классных наставников с кухней
|
2
|
|
Квартира
с кухней
|
3
|
|
Кухня
директора
|
4
|
|
Служительская
|
5
|
|
Кухня
инспектора
|
6
|
1
этаж
|
Визитаторская
комната
|
7
|
|
Квартира
директора
|
8
|
|
Квартира
инспектора
|
9
|
|
Канцелярия
|
10
|
|
Гимнастический
зал
|
11
|
|
Швейцарская
и коридор в здании гимназии
|
12
|
2
этаж
|
Церковь
|
13
|
14
|
|
II класс первого
отделения
|
15
|
|
II класс второго
отделения
|
16
|
|
III класс первого
отделения
|
17
|
|
III класс второго
отделения
|
18
|
|
IV класс первого
отделения
|
19
|
|
IVкласс второго
отделения
|
20
|
|
IV класс второго
отделения
|
21
|
|
V класс первого
отделения
|
22
|
|
V класс второго
отделения
|
23
|
|
VI класс
|
24
|
|
VII класс
|
25
|
|
VIII класс
|
26
|
3
этаж
|
I класс первого
отделения
|
27
|
|
I класс второго
отделения
|
28
|
|
Приготовительный
класс
|
29
|
|
Класс
рисования
|
30
|
|
Физический
кабинет
|
31
|
|
Библиотека
фундаментальная
|
32
|
|
Библиотека
ученическая
|
33
|
|
Курительная
|
34
|
|
Музыкальный
класс
|
35
|
|
Комната
для верхнего платья учеников
|
36
|
|
Рекреационный
зал
|
Приложение № 3
Приказ полицмейстера Ломоновского
(
по материалам ГАСО. Фонд 76, опись 1, дело № 846)
М.В.Д.
Смоленский Полицмейстер 4 сентября 1905 года № 459
|
Секретно.
Экстренно. Директору Смоленской гимназии
|
По имеющимся у меня сведениям, четвёртого
сентября, между 5-9 часами вечера на Блонье и главных улицах предполагается
устроить антиправительственную демонстрацию.
Сообщая о сему Вашему превосходительству, прошу
во избежание несчастных случаев принять зависящие меры, чтобы учащиеся
подответственных Вам учебных заведений не находились даже вблизи района
предполагаемых демонстраций.
Полицмейстер Ломоновский
Приложение № 4
Записка директора гимназии управляющему
Московским учебным округом о беспорядках в гимназии 12 октября 1905 года.
(ГАСО,
фонд 76, опись 1, дело № 846)
Приложение № 5
Здание гимназии № 1 имени Н.М. Пржевальского.
Современный вид
Приложение № 6
Сведения об организации в Смоленской губернии
лазаретов и госпиталей.
Приложение № 7
Здание Псковской гимназии, основанной в 1786
году
Приложение № 8
Приложение № 9
Лестница в здании гимназии № 1 имени Н.М.
Пржевальского
Приложение № 10
Коридор в здании гимназии на первом этаже
Приложение № 11
Актовый зал. Бывший гимнастический зал. Сейчас
актовый зал охватывает первый и второй этаж. Был перестроен в 50-х годах.
Выполнен в стиле сталинского ампира
Приложение № 12
Дореволюционная фотография здания гимназии. На
крыше гимназии видна маковка гимназической церкви
Приложение № 13
Учительская. Раньше здесь располагалась гимназическая
церковь. В стене был дверной проём. Двери открывались в актовый зал, который
делался продолжением церкви
Приложение № 14
Коридор в здании гимназии. Третий этаж
Приложение № 15
Подвальные помещения в здании гимназии
Приложение № 16
Учебный план классической гимназии по уставу
1871 года
п/п
|
Предметы
|
1
кл.
|
2
кл.
|
3
кл.
|
4
кл.
|
5
кл.
|
6
кл.
|
7
кл.
|
8
кл.
|
Всего
|
1
|
Закон
Божий
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
13
|
2
|
Русский
язык
|
4
|
4
|
4
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
24
|
3
|
Логика
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
1
|
4
|
Латинский
язык
|
8
|
7
|
5
|
5
|
6
|
6
|
6
|
49
|
5
|
Греческий
язык
|
|
|
5
|
6
|
6
|
6
|
6
|
7
|
36
|
6
|
Математика
с физикой
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
6
|
5
|
6
|
37
|
7
|
География
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
|
1
|
1
|
10
|
8
|
История
|
|
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
12
|
9
|
Французский
язык
|
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
19
|
10
|
Немецкий
язык
|
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
19
|
11
|
Чистописание
|
3
|
2
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Приложение № 17
Музей в здании гимназии, расположенный на
третьем этаже. Раньше перекрытие между вторым и третьим этажом отсутствовало.
Здесь размещалась гимназическая церковь. Слева от церкви находился
рекреационный зал, который во время службы становился хорами
Приложение № 18
План гимназии имени Н.М. Пржевальского. На плане
1882 года отмечены современные внутренние перегородки