Сотрудники предприятия
|
Внешний менеджмент
|
Инвесторы и партнеры
|
Информирование служащих предприятия о целях, задачах и методах
их решения
|
Организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка
состояния предприятия
|
Определение намеченного источника финансирования реализации
выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов
|
Координация действий всех подразделении предприятия при
достижении целей бизнес-плана
|
Выявление потенциальных возможностей предприятия, анализ сильных
и слабых сторон деятельности
|
Выявление и оценка рисков, которые могут помешать выполнению
бизнес-плана
|
Мотивация сотрудников на выполнение задач бизнес-плана
|
Формирование инвестиционных целей на планируемый период
|
Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности
|
Обоснование общих и специфических деталей функционирования
предприятия в условиях рынка
|
Выработка стратегии и тактики конкуренции
|
|
|
Оценка финансовых, трудовых, материальных ресурсов, необходимых
для достижения целей предприятия
|
|
В общем случае бизнес-планирование
предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед
предприятием, примеры которых в зависимости от участников процесса
бизнес-планирования представлены в табл. 1.
Формальное планирование, безусловно,
требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:
заставляет
руководителей мыслить перспективно;
обеспечивает основу
для принятия эффективных управленческих решений;
увеличивает
возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
способствует снижению
рисков предпринимательской деятельности;
ведет к четкой
координации действий всех участников бизнеса;
позволяет предвидеть
ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки.
1.2 Организация процесса
бизнес-планирования на предприятии
Для успешной организации
бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие 4
обязательных условий (компонентов). которые тесно связаны между собой и
составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации
(рис. 1).
Во-первых, коммерческая организация
должна располагать соответствующей методологической и методической базой
разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники
финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы
уметь - применять эту методологию на практике.
Основу второго компонента -
информационного блока - процесса бизнес - планирования составляют:
экономическая
информация - прогноз процентных ставок, прогноз темпов инфляции и т.д.;
учетная информация -
данные бухгалтерского учета (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о
движении денежных средств, приложения к балансу) и управленческого учета;
сообщения финансовых
органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных,
валютных бирж и прочая финансовая информация;
политическая
информация и т.д.
Рис. 1. Инфраструктура
бизнес-планирования коммерческой организации
Кроме того, функционирование системы
бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового
обеспечения к которому относятся: законы, указы Президента РФ, послания
Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные
документы, инструкции и др.
В-третьих, процесс
бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную
структуру и систему управления, составляющие организационный блок.
В-четвертых, в процессе финансового
планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов
информации. Программно-технические средства, используемые в процессе
финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок
системы бизнес-планирования.
Можно выделить следующие основные
стадии процесса бизнес-планирования:
подготовительная;
разработка
бизнес-плана;
продвижение
бизнес-плана;
реализация
бизнес-плана.
Ключевым моментом подготовительной
стадии бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи.
Бизнес-идея - это идея нового продукта
или услуги, технического, организационного или экономического решения и др.
Независимо от того, каким образом
получена бизнес-идея, важно очень тщательно ее проанализировать и оценить, с
тем чтобы убедиться, что она действительно может лечь в основу успешного
предприятия.
Убедившись в перспективности
бизнес-идеи, приступают непосредственно к разработке бизнес-проекта и принимают
решение о подготовки бизнес-плана. Формируется группа разработчиков
бизнес-плана, определяется система финансового обеспечения бизнес-плана и
открывается финансирование его подготовки.
Продвижение идеи, результатов
проекта является сложным процессом передачи содержательных сведений. Начальным
этапом стадии продвижения бизнес-плана выступает организация и проведение
презентации бизнес-плана.
Презентация бизнес-плана - это
краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами
и потенциальными партнерами.
Презентация предшествует началу
переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта.
В ходе переговоров происходит согласование условий и оформление договорных
отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в
бизнес-план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита
бизнес-плана.
Процедура аудита бизнес-плана
внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как правило,
6 этапов:
оценка характеристик
компании-заявителя, анализ отрасли его деятельности;
анализ условий
инвестиционного соглашения: форма заимствования и возврата кредита, залог,
гарантия возврата кредитных средств;
анализ последнего
баланса: определение степени финансовой устойчивости и ликвидности, оценка
активов и обязательств; проверка достаточности собственного оборотного
капитала, расчет уровня коэффициента покрытия;
оценка руководящей
команды компании-заявителя;
выявление особенностей
проекта;
общий анализ
бизнес-плана.
1.3 Понятие, цель,
задачи и особенности составления бизнес-плана
Бизнес-план - это краткое, точное,
доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при
рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать
наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его
можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как
руководство для исполнения и контроля.
Основная идея разработки
бизнес-плана - планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и
отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями
получения необходимых ресурсов.
Наряду с главной, определяющей,
целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:
социальные;
повышение Статуса
предпринимателя;
иные, специальные цели
и задачи.
Ядро бизнес-плана - концентрирование
финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т.е. он призван помочь
предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием
фирмы:
определить конкретные
направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих
рынках;
оценить затраты,
необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по
которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность
проекта;
выявить соответствие
кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению
поставленных целей;
проанализировать
материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли
материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;
просчитать риски и
предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
В современной практике бизнес-план
выполняет 5 функций:
его использование для
разработки стратегии бизнеса;
планирование. Эта
функция позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности,
контролировать процессы внутри фирмы;
привлечение денежных
средств (ссуды, кредиты). В современных российских условиях без кредитных
ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект,
однако получить кредит непросто;
привлечение к
реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в
производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию;
улучшение
информированности всех сотрудников о предстоящих действиях, координирование их
усилий, создание мотивации достижения целей посредством вовлечения работников в
процесс составления бизнес-плана.
Таким образом, внутрифирменное
планирование является неотъемлемой частью управления любого предприятия независимо
от его размера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или
расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том,
каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал.
Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных
предприятий, а также для получения финансирования.
Наряду с внутрифирменными функциями
бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии
планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов
предприятий составляет информационную базу, которая является основой для
разработки национальной политики планирования в рамках государственного
регулирования экономики.
Таким образом, в наибольшей степени
бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и
внутри ее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям
расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой
производственной структуры, а также служит основой для формирования
общегосударственной стратегии планирования.
В рыночной экономике существует
множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д.
Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в
зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги,
технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему).
Классификация бизнес-планов по
объектам бизнеса представлена на рис. 2. В рамках одной организации может
разрабатываться весь комплекс целей и отдельные бизнес-планы по приведенной
выше типологии.
Рис. 2. Типология бизнес-планов по
объектам бизнеса
В настоящее время в России наиболее
привлекательными являются проекты создания бизнес-линий как совокупности прав собственности,
конкурентных преимуществ и долгосрочных привилегий, объединяющих все виды
преимуществ, от закупки сырья и найма работников до сбыта продукции.
Широко применяются также специальные
бизнес-планы финансово-экономического характера:
составление проспектов
эмиссии ценных бумаг;
обоснование
предложений по приватизации государственных предприятий;
выпуск акций в
закрытых компаниях типа ООО и ЗАО или определение паев в товариществах при
выходе из состава одного из акционеров;
обоснование вариантов
санации предприятия-банкрота и т.д. Существует 2 основных подхода к разработке
бизнес-плана;
первый заключается в
том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические
рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Кроме
авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, активное участие в его создании
принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличие свободных
капиталов, риски данного бизнеса;
при втором подходе
инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве
заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются: фирмы, специализирующиеся в
области маркетинговой деятельности; авторские коллективы; отдельные авторы. При
необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.
В бизнес-плане оцениваются возможные
варианты развития ситуации как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно
необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так
как именно при помощи бизнес-плана руководители компании принимают решение о
накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между
акционерами.
Существуют определенные особенности
при разработке бизнес-планов для различных организаций, например одноточечной и
многоточечной организации. Под одноточечной организацией понимается организация
(юридическое лицо), состоящая из 1 предприятия. Соответственно многоточечной
будет организация, состоящая из 2 и более предприятий. При планировании
деятельности такой организации сначала разрабатываются планы для каждого
предприятия, а затем эти планы сводятся в общий бизнес-план. Если бизнес
начинается впервые, то в план включаются лишь расчетные показатели. Если бизнес
уже существует определенное время, то в план включаются отчетные данные за
предшествующий год, с которыми сравниваются планируемые показатели на текущий
год. Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим
внешнего финансирования, - это наиболее сложный вид бизнес-плана. Первое место
здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем
излагаются обычные разделы бизнес-плана, увязанные с инвестиционным проектом.
Особенностью диверсифицированных
организаций является направленное осуществление нескольких видов деятельности.
Это должно найти свое отражение в их бизнес-планах. Чаще всего в
диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в
специальных подразделениях - филиалах (бизнес-единицах). В таких случаях
организация выступает как многоточечная и бизнес-план составляется соответствующим
образом.
Бизнес-план для непроизводственных
организаций отличается тем, что вместо развернутого плана производства в нем
кратко излагается планируемый перечень услуг (работ), которые будут
предоставляться. На первом месте здесь - описание условий предоставления услуг
(выполнения работ), наличие лицензий, разрешений, сертификатов, обеспечение
прав потребителей. Вместо плана производства в бизнес-плане непроизводственной
организации разрабатывается оперативный план, в котором прогнозируются
средства, помещения и ресурсы, которые будут необходимы для ведения бизнеса в
предстоящий период, а также потребность в материалах, рабочей силе, средствах
связи и т.д. Остальные разделы плана разрабатываются аналогично планам
производственных организаций.
2. Бизнес планирование
деятельности ООО «Исток»
.1 Технико-экономическая
характеристика предприятия
Полное наименование: Общество с
ограниченной ответственностью «Исток».
Краткое наименование: ООО «Исток».
Юридический адрес: 416402,
Российская Федерация, Астраханская область, Лиманский район, с. Караванное, ул.
Советская, 5.
Вид собственности: Частная
собственность.
Компания зарегистрирована 30 декабря
2003 года регистратором Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам 3 по Астраханской области.
Генеральный Директор организации -
Утешев Юрий Алексеевич.
Для реализации целей и задач ООО
«Исток» осуществляет следующие виды деятельности:
организация добычи
рыбы из прилегающих ильменей и р. Волги;
организация прудового
рыбоводства;
организация добычи,
переработки и реализации соли;
оказание сервисных
услуг населению, предприятиям и организациям;
торгово-закупочная,
посредническая деятельность, организация оптовой, мелкооптовой, розничной
комиссионной торговли;
организация производства,
переработка и реализация продукции птицеводства, животноводства и
сельхозпродукции.
Общество организовывает и участвует
в организации всех видов внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая
деятельность Общества определяется экспортом и импортом продукции (работ,
услуг).
Высшим органом ООО «Исток» является
общее собрание участников ООО.
Во главе ООО «Исток» стоит
генеральный директор, в подчинении которого находятся: главный бухгалтер;
бухгалтерия; кассир; отдел продаж; отдел системного управления; отдел
снабжения.
Главный бухгалтер ООО «Исток» несет
ответственность за достоверность учета и бухгалтерской отчетности.
К положительным чертам этой
организационной структуры можно отнести:
стимулирование деловой
профессиональной активности;
улучшение координации
в функциональных областях;
уменьшение
дублирования усилий и потребления материальных ресурсов.
К недостаткам функциональной
структуры управления относятся:
отделы заинтересованы
в реализации целей и задач только своих подразделений, чем в реализации общих
целей организации, это увеличивает возможность конфликтов между
подразделениями;
в сложной организации
цепь команд от руководителя до подчиненного может быть слишком длинной.
Изначальными условиями финансовой
устойчивости предприятия являются его финансово-экономические показатели.
В табл. 2 представлены основные
финансовые показатели деятельности ООО «Исток».
Таблица 2. Основные
финансово-экономические показатели за 2010-2012 годы
Показатель
|
Годы
|
Отклонение, (+,-)
|
|
2010
|
2011
|
2012
|
2011 г. к 2010 г.
|
2012 г. к 2011 г.
|
Выручка (нетто) от продажи продукции, работ, услуг, тыс. руб.
|
293590
|
224094
|
182903
|
-69496
|
-41191
|
Себестоимость проданной продукции, работ, услуг, тыс. руб.
|
232390
|
184093
|
149362
|
-48297
|
-34731
|
Чистая прибыль организации, тыс. руб.
|
13141
|
12342
|
9724
|
-799
|
-2618
|
Коммерческие расходы организации за отчетный период, тыс. руб.
|
48246
|
26095
|
21607
|
-22151
|
-4488
|
Рентабельность реализованной ïًîنَêِèè è
ٍîâàًîâ,
%
|
4,48
|
5,51
|
5,32
|
1,03
|
-0,19
|
اàïàٌû, âٌهمî,
ٍûٌ.
ًَل.
|
77282
|
45067
|
21811
|
-32215
|
-23256
|
ؤهلèٍîًٌêàے çàنîëوهي., âٌهمî,
ٍûٌ.
ًَل.
|
1190
|
136
|
833
|
-1054
|
697
|
تًهنèٍîًٌêàے çàنîëوهييîٌٍü, âٌهمî,
ٍûٌ.
ًَل.
|
15708
|
3230
|
3298
|
-12478
|
68
|
آàëٍà لàëàيٌà,
ٍûٌ.
ًَل.
|
152201
|
97920
|
68119
|
-54281
|
-29801
|
دًهنëîوهييûه
نàييûه ïîçâîëےٍ ٌنهëàٍü âûâîن îل îلùهى ًàçâèٍèè
èٍîمîâ نهےٍهëüيîٌٍè خخخ «بٌٍîê»
ٌ 2010
مîنà ïî 2012 مîن. دî ًهçَëüٍàٍàى ًàلîٍû â
2012 مîنَ
îٍيîٌèٍهëüيî
ٌ 2011
مîنîى ÷èٌٍàے ïًèلûëü îًمàيèçàِèè
َىهيüّèëàٌü
ïî÷ٍè يà 21%. آ ٌâےçè
ٌ ٍèى â نàييûé ىîىهيٍ خخخ «بٌٍîê»
ٌيèçèëî
ٌâî نهëîâَ
àêٍèâيîٌٍü,
÷ٍî يهَنîâëهٍâîًèٍهëüيî
ٌêàçûâàهٌٍے يà
ôèيàيٌîâîى ïîëîوهيèè.
ؤàييàے îًمàيèçàِèے يà ïًîٍےوهيèè
ïîٌëهنيèُ ëهٍ èىههٍ â
ٌâîهé نهےٍهëüيîٌٍè يهمàٍèâيûه ٍهينهيِèè è, يه ٌىîًٍے يà ïîëَ÷àهىَ ïًèلûëü, نهëîâàے àêٍèâيîٌٍü
ïàنàهٍ. زàê âûًَ÷êà
çà 2 مîنà َïàëà
ïî÷ٍè â 2 ًàçà.
خًمàيèçàِèè, îنيàêî,
َنàهٌٍے ٍàêèىè وه ٍهىïàىè
ٌيèوàٍü
ٌهلهٌٍîèىîٌٍü,
÷ٍî è îلهٌïه÷èâàهٍ ïًèٍîê
ïًèلûëè. دًèلûëü
ُîٍü è ٌîêًàٍèëàٌü,
يî يه
ٌٍîëü çيà÷èٍهëüيî è
ٌîٌٍàâèëà â
2012 مîنَ
9724
ٍûٌ. ًَل. دًîèçîّëî
ٌîêًàùهيèه çàïàٌîâ
مîٍîâîé ïًîنَêِèè
لîëهه
÷هى â
ًٍè ًàçà
çà ïîٌëهنيèه 2 مîنà.
ءàçîé ٌٍَîé÷èâîمî ôèيàيٌîâîمî ïîëîوهيèے îًمàيèçàِèè
â ٍه÷هيèه نëèٍهëüيîمî âًهىهيè
ےâëےهٌٍے
ïîëَ÷àهىàے ïًèلûëü, à
â