разработка проектов по монтажу и обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, систем видеонаблюдения.
Фирма начала свою работу в ноябре 2000 г. как организация, занимающаяся оптовой и розничной продажей охранно-пожарного оборудования и инвентаря.
Уже в конце первого квартала 2001 г. плотно приступила к оказанию услуг в сфере обслуживания охранно-пожарного оборудования, а в конце 2003 г. по просьбе городской больницы г. Нефтеюганск разработала и выполнило монтаж охранно-пожарной сигнализации и системы видеонаблюдения. На данный момент ООО КЦ "Безопасность" успешно работает по всем вышеперечисленным направлениям.
Основой успешной деятельности "Организации" является сотрудничество с производителями товаров, а так же официальными дилерами в России зарубежных фирм.
Таким образом, приобретая товар по оптовым ценам производителя, ООО КЦ "Безопасность" продает его с увеличением цены в среднем на 20-30%, причем эти цены являются ниже прайсовых цен Нефтеюганских компаний, работающих в этой же сфере деятельности.
Продажа оборудования, оказание услуг осуществляется за счет договоров с частными, бюджетными и муниципальными организациями.
Основные показатели, характеризующие работу ООО КЦ "Безопасность", показаны в таблице 2.
На основании таблицы можно сделать вывод, что выручка от реализации в 2012г. по сравнению с 2011г. снизилась на 1 695 тыс. рублей, также и в 2013г. по сравнению с 2012г. уменьшилась на 1 491 тыс. рублей.
Прибыль от реализации в 2012г. по сравнению с 2011г. снизилась на 50,9 тыс. рублей, а в 2013г. по сравнению с 2012г. увеличилась на 49,7 тыс. рублей.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов в 2012г. по сравнению с 2011г. уменьшилась на 35 тыс. рублей, также уменьшилась в 2013г. по сравнению с 2012г. на 48 тыс. рублей.
Фонд заработной платы из года в год увеличивается. Так в 2012г. по сравнению с 2011г. на 102 тыс. рублей, а в 2013 г. по сравнению с 2012г. на 207 тыс. рублей.
Средняя заработная плата периодически возрастает. Так в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась на 135 тыс. рублей, а в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 157 тыс. рублей.
Таблица 2 Основные показатели деятельности ООО КЦ "Безопасность"
Показатели2011 г2012 г2013 готклонения (+ ; -)2012г от 2011г2013г от 2012гПоказатели от реализации, млн. рублей. в действующих ценах в сопоставимых ценах 1385,948 1385,948 1546,698 1198,991 1579,234 1397,552 160,75 -186,957 32,536Прибыль от реализации, млн. рублей 37,150-13,76335,950-50,91349,713Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. рублей839277386844-654-894Среднесписочная численность работников, чел.175162147-13-15Фонд заработной платы, млн. рублей62,71279,81495,61117,10215,797Средняя заработная плата за год0,3580,4930,6500,1350,157Фондоотдача основных средств0,1650,2000,2310,0350,031Рентабельность в %2,68-0,892,276-3,573,166
2.2 Анализ стиля управления ООО КЦ "Безопасность"
Также, в рамках исследования, мною был проведен опрос среди сотрудников "Организации". В опросе приняло участие 10 человек, из них: в возрасте от 20 до 30 лет - 3 человека, в возрасте от 30 до 40 лет - 3 человека, в возрасте от 40 до 50 лет - 4 человека.
На обсуждение был вынесен следующий вопрос: "Как Вы относитесь к директору?".
Семеро из десяти ответили: "Не очень хорошо, т.к. ему не достает демократичности, грамотности, большего уважения к работе своего персонала, организованности и собранности. Но пытаемся меньше замечать его недостатки, т.к. он начальник".
Трое из десяти ответили: "Нас удовлетворяет наш начальник, т.к. начальники все одинаковые, лучшего все равно не будет".
Второй вопрос, вынесенный на обсуждение: "Удовлетворены ли Вы стилем управления, которому следует Ваш директор?".
Шестеро из десяти ответили: "Нет, т.к. в его приказах нет логики, он плохой организатор, требователен сверх меры, иногда жесток".
Четверо из десяти ответили: "Да, т.к. он держит дисциплину в коллективе, умеет руководить людьми, всегда готов помочь, если нужно".
Из результатов опроса видно, что мнения коллектива расходятся.
Большинство считает, что руководитель перегибает палку в попытке показать свою начальственность, не пытается заинтересовать сотрудников в лучшем отношении их к работе, не старается приблизиться к людям и их земным проблемам. Т.е. для них начальник выказывает все признаки авторитарности.
Другие же сотрудники наоборот, считают, что руководитель - демократ. Что он в коллективе, а не отдельно от него, готов прийти не помощь. Но при этом, как настоящий управленец держит всех в строгости и умеет приказывать так, чтобы его приказы исполнялись.
Опять же, если оглянуться на "человеческий фактор", то все люди разные и, соответственно у всех разные представления о мире и людях. Для кого - то Хамидуллин И.Б. хороший начальник, заботится о людях и т.д., а для кого - то другого он - тиран и деспот, думающий лишь о своих выгоде и спокойствии, но не интересующийся своими сотрудниками как людьми.
Итак, было проведено исследование и выяснилось, что стиль управления генерального директора ООО КЦ "Безопасность" боле всего относится к авторитарному стилю. На что показывает его нежелание обращать внимание на проблемы коллектива, его жесткость и единовластие.
Однако при управлении ООО КЦ "Безопасность" директор не придерживается какого либо одного стиля управления в чистом виде. Генеральному директору более всего характерен авторитарный стиль управления, но иногда в нем (стиле) проявляются демократические нотки. Он использует следующие черты указанных стилей: он интересуется мнением работников, при принятии некоторых решений, но поступает в большинстве случаев по-своему. Он властен и настойчив. В неординарных ситуациях не разбирается, кто прав - кто виноват, наказывает того, про кого доложили. Большую часть своих обязанностей передает сотрудникам по причине недостатка времени. Он очень требователен, но обычно требует больше, чем положено по должностным инструкциям. Его мало интересует проблемы сотрудников, как рабочие, так и личные. Он живет сам в себе, обособлено от коллектива и работы. К дисциплине в коллективе относится строго, иногда даже жестко. Предпочитает больше наказывать, чем поощрять сотрудников к работе. В рамках исследования генеральному директору было предложено ответить на вопросы анкеты (см. Приложение 1).
Проанализировав его ответы, сделаны следующие выводы:
руководитель склонен считать, что он действительно в курсе всего, что происходит внутри организации;
он считает, что знает все про всех своих сотрудников;
он склонен преувеличивать свою власть над всеми и вся, и пытается эту власть вынести за пределы работы;
руководитель считает, что он разбирается во всех ситуациях, происходящих внутри нашей организации;
он считает, что хорошо понимает людей и разбирается в них;
ему характерны жесткие, приказные методы принятия решений;
он считает, что всегда прав и не допускает ошибок;
руководитель уверен, что умеет принимать правильные решения;
он не сознает своей вспыльчивости.
Из этого следует, что стиль управления генерального директора ООО КЦ "Безопасность" наиболее всего соответствует авторитарному стилю. Так как управление организацией полностью в его руках, он очень строг и требователен, решения принимает самолично, думает, что знает все и о всем. Он не терпит обсуждения принятых им решений, даже если они не устраивают большинство коллектива. Он предпочитает не замечать свой неправоты, считая, что всегда и во всех ситуациях прав.
Отрицательные стороны существующего авторитарного (директивного) стиля управления заключаются в следующем:
директор единолично принимает решения, жестко определяет деятельность подчиненных, сковывая их инициативу. Дела в группе планируются руководителем заранее. Подчиненным известны лишь непосредственные, ближайшие цели и при этом они получают минимум необходимой информации;
контроль за деятельностью подчиненных основан на силе власти руководителя. Вообще, голос руководителя всегда является решающим, всякая критика в его адрес пресекается;
руководители среднего звена не доверяют своим подчиненным. Мотивация основана на страхе, угрозах и случайных поощрениях.
поток информации направляется сверху вниз, а та скудная информация, которая поступает наверх, как правило, не точна и искажена.
Авторитарный стиль имеет и сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их выполнение, позволяет стабилизировать ситуацию в конфликтных коллективах. Этот стиль может быть эффективным в кризисных ситуациях, а также в условиях низкого профессионального уровня и слабой трудовой мотивации сотрудников. Он необходим в условиях низкого культурного уровня объекта управления, слабых управленческих связей.
Поведение руководителя должно быть направлено на создание наиболее позитивного отношения подчиненных, идентифицирующих свои личные цели с целями организации. Первым условием такого поведения является убежденность самого руководителя в необходимости поставленных целей. При его внутреннем несогласии с ними эффект коммуникации будет снижен, а самая безупречная аргументация ослаблена. Второе условие - взаимопонимание и доверие между руководителем и подчиненным.
Названный стиль управления приводит к отрицательным результатам руководства, ослабляя его эффективность: авторитарный стиль может привести к агрессивному противодействию подчиненного (открытому или скрытому), чувствующего себя обезличенным, отождествляющего цель с выражающим ее "диктатором" и поэтому настроенного на ее неприятие. Можно предложить три формы авторитарного поведения, придавая каждой условные, выведенные из опыта оценки в баллах.
Наиболее радикальная форма авторитарного поведения - тенденция к утверждению своего мнения с помощью приказа и угрозы наказания. Более умеренная форма того же стиля - без угрозы наказания, однако при нежелании выслушать возражения. Наиболее мягкая форма авторитарного стиля ("Позволю себе предложить" и т.п.) сопровождается рядом аргументов, создающих впечатление предварительного учета всех мнений. Наиболее эффективного стиля руководства подчиненными можно добиться, применяя почти вдвое больше элементов убеждения, чем принуждения. Рассмотрев стиль управления ООО КЦ "Безопасность", учитывая профессионализм сотрудников, сложности при решении поставленных задач, жизненный и производственный опыт, ценностные ориентации, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемый стиль управления это индивидуально-ситуативный стиль - больше внимания обратить на работу сотрудников и временами мотивировать их на лучшее выполнение своих обязанностей, стремиться к улучшению отношений между ним и коллективом. Проводить больше времени внутри этого коллектива, чтобы иметь больше информации. Людей, которые рождаются руководителями нет. Но стать такими можно. Мудрый руководитель понимает, что главное, чем он располагает, - это его подчиненные. Им он и отдает предпочтение перед другими людьми. Руководитель добивается чего-либо только благодаря своим подчиненным. И поэтому одна из главных задач руководителя - умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера, настроениях.
Заключение
Управление - это одна из самых сложных сфер общественной деятельности. Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Сегодня вряд ли кто скажет точно, когда именно зародилась наука управления. Менеджмент существовал там, где люди работали группами. Прежде чем выделиться в самостоятельную науку, человечество тысячелетиями накапливало опыт управления. Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ. Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Платон дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления. Александр Македонский развил теорию и практику управления войсками. С тех пор наука управления в течение многих веков впитывала в себя множество теорий, экспериментов и исследований. Стили руководства, как теоретическая основа, были разработаны многими исследователями, такими как, Л.К. Аверченко, Г.М. Андреева, Д. Кейси, Р.Л. Кричевский, Э. Мэйо, Ф.У. Тейлор, К. Левин и др.
Проведенные в данной работе исследования показали, что при управлении организацией, руководителям невозможно использовать только один устоявшийся стиль руководства. Они склонны постоянно вносить изменения в сложившийся уже стиль, в соответствии с окружающей действительностью.
В настоящее время, руководителю необходимо уделять больше внимания человеческим отношениям внутри коллектива. Постоянные перемены в современном обществе вынуждают всегда быть готовым к проведению реформ в области управления организацией и производства. Поэтому становится очевидным, что встретить какой-либо из рассмотренных нами стилей в крайнем своем проявлении невозможно, так как не каждый стиль может подойти сложившейся ситуации.
Бесспорно, работа организации, достижение поставленных ею целей, морально-психологический климат в ней во многом - результат умелого или неумелого руководства. Именно руководитель является толчковым механизмом деятельности. От его опыта, знаний, личных качеств, выбранной стратегии работы зависит не только результат деятельности компании, но и моральное удовлетворение сотрудников. Говоря о руководителе, начальнике, директоре (у кого как принято), хочется говорить о человек, который приходит в коллектив для того, чтобы принести пользу, который открывает дверь офиса и уже ничего, кроме работы его не интересует, который умеет забыть и не показать свои личные проблемы и трудности подчиненным, иным словом о человеке, который умеет управлять собой.
Каждый руководитель выбирает свой путь управления компанией или ее звеном, т.е. каждому руководителю присущ его собственный, очень часто неповторимый, стиль руководства.
Таким образом, от выбора руководителя будет зависеть не только эффективность производства в организации и его авторитет, но и морально-психологическая атмосфера в коллективе.
Чувство стабильности, удовлетворенность работой, взаимопонимание между руководителем и подчиненными становятся главным залогом успешного предприятия.
Список использованной литературы
Монографии
1.Ицхак К.А. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей ; Пер. с англ. - 4-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2013
.Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности. - М.: Инфра-М, 2007.
Учебники и учебные пособия
1.Алексеев Ю.П. и др. под общ. редакцией: А.Л.Гапоненко, А.П. Панкрухина -Теория управления: Учебник /.-Москва: Издательство РАГС, 2010
.Аширов Д.А. Организационное поведение. -М.: Проспект, 2009.
.Атаманчук Г.В. Управление - фактор развития. Размышления об управленческой деятельности. - М.: Экономика, 2009.
.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 2009.
.Дебольский М. Психология делового общения. - М.: Эксмо, 2009.
.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. -СПб.: Питер, 2009.
7.Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник/Г.Б. Казначевская.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
.Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. - СПб.: Лань, 2009.
.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. - 3-е изд. - Минск: Новое знание, 2008.
.Красовский Ю.Д. Организационное поведении. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
.Коротков Э.М. Исследование систем управления. - М.: ДеКА, 2007
.Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - 2-е изд., доп. и пререраб. - М.: Дело, 2009.
.Коноков Д.Г., Рожков К.Л. Организационная структура предприятий. -М.: ИСАРП, 2009.
14.Лебедев В.И. и др. под общ. редакцией О.С.Виханский, А.И.Наумов. Менеджмент Психология и управление, 1990 г., 3-е издание, учебник, 2003 г.
15.Макаров В.М., Попова Г.В., Менеджмент: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения, С-Пб "Питер", 1-е издание, 2011
.Марков М. Технология и эффективность социального управления. - М.: Юнити, 2009.
.Огарков А.А. Управление организацией, - М.: Эксмо, 2009.
.Пугачев В.П. Руководство персоналом: Учебник. -М.: Аспект Пресс, 2009.
.Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
.Словарь-справочник менеджера. /Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА, 2009.-
22.Стерлигова А. Н., Фель А. В. Операционный (производственный) менеджмент: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2013
.Справочник директора предприятия. /Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА, 2008.
.Томилов В.В. Культурная социально-управленческая компетенция и развитие персонала// Маркетинг.-2009.-№11.
.Хингуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия: Учебное пособие. - Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2009. - 240 с.
.Шувалов В.И. Социальная психология управления: учебник. -М.: Коммерция, 2009.
.Шипунов В.Г., Кишель Е.Н. Основы управленческой деятельности. - М.: Высшая школа, 2009.
.Шипунов В.Г., Кишель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Социальная психология, менеджмент. - М.: Высшая школа, 2009. -365с.
.Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Интел-Синтез, 2009. - 368 с.
Периодические издания
.Калашников, Ю Д. Конфликты в организации: социально - конфликтологический уровень анализа (по результатам экспертного опроса управленческого персонала) // Управление персоналом. - 2009. - №7.
.Орлова, Т.В. Конфликты в коллективе. Как их избежать // Справочник кадровика. - 2009. - №8.
.Попов, Б. Психологическая подготовка руководителя // Кадры предприятия. - 2009. - №2.
.Рябых Д. Культурные аспекты управления// Корпорптивный менеджмент.-2010.№ 2.
Документы предприятия
.Организационые документы ООО КЦ "Безопасность".
.Финансовая отчетность ООО КЦ "Безопасность".
.Документация по кадровому составу работников ООО КЦ "Безопасность"
Приложение
Анкета
1. Знание основных проблем организации и качеств сотрудников:
Какова степень вашей информированности о том, что происходит в вашей организации?
Каковы ваши источники информации?
Насколько обширны ваши контакты?
Что вам известно об отношении других людей (сотрудники вышестоящих организаций, ваши коллеги, сотрудники, которые ниже вас по рангу) к вашей организации?
Можете ли вы вспомнить последние случаи, когда ваша информированность не была достаточной?
Знакомы ли вы со средне- и долгосрочными планами вашей организации?
Что выделаете, чтобы быть информированным в этих областях?
. Наличие профессиональных знаний в зависимости от рода деятельности:
Что вы предпринимаете для того, чтобы быть в курсе последних достижений в области вашей деятельности?
Где вы получаете разъяснения по техническим или специальным аспектам своей работы?
Насколько хорошо вы информированы о возможных изменениях в законодательстве, составе правительства, о международных событиях и какое влияние они могут оказать на вашу организацию?
. Понимание ситуации и проявление соответствующей реакции на нее:
Что вы предпринимаете для того, чтобы быть уверенным в понимании происходящих событий?
Насколько хорошо развита в вас способность понимать чувства и реакцию других людей?
Что вы предпринимаете, чтобы развить в себе эту способность?
Насколько вы восприимчивы к происходящему?
Какого рода ситуации вам труднее всего оценивать?
. Умение анализировать, решать проблемы, принимать решения и выносить суждение:
Что является для вас серьезным препятствием в принятии решений?
Что вы ощущаете при необходимости выносить суждения в ситуациях, о которых не располагаете достаточной информацией?
Какие методы принятия решений характерны для вас?
Можете ли вы привести примеры своих недавних удачных и неудачных решения?
Насколько вы уверены в своем умении принимать решения?
. Искусство общения с людьми:
Испытываете ли вы трудности в общении с людьми?
Что вы предпринимаете при возникновении конфликтных ситуаций?
Хорошо ли вы информированы об отношении к вам других людей?
Как вы реагируете на гнев, враждебность, подозрительность?
Каким образом вы пытаетесь быть понятыми другими людьми? Пытаетесь ли вы сами понять других людей?
. Эмоциональная устойчивость:
Как вы избавляетесь от ощущения напряженности, волнения, усталости?
С кем вы обсуждаете свои проблемы?
Вспомните о недавней самой напряженной ситуации. Каковы были ваши действия?
Каковы ваши действия в неоднозначных, неопределенных ситуациях? Что вы предпринимаете, чтобы не стать равнодушным или, наоборот, чрезмерно эмоциональным?
. Целенаправленная деятельность:
Что вы предпринимаете, чтобы контролировать свое поведение и не позволят другим людям контролировать ваши поступки и оказывать на вас влияние?
В каких ситуациях вы, как правило, действуете независимо и целенаправленно?
Умеете ли вы проявлять инициативу?
Что более характерно для вас - активная деятельность или пассивность?
. Наличие творческого подхода к решению проблем:
Часто ли вы являетесь инициатором новых идей?
Каковы ваши ощущения, когда все предложенные вами решения проблемы оказываются неудачными?
Что вы предпринимаете для нахождения новых способов выполнения каких - либо действий?
Часто ли вы применяете новые методы в решении проблем?
. Гибкость ума:
Удается ли вам одновременно решать несколько проблем или задач?
Можете ли вспомнить несколько ситуаций, в которых необходимо было принимать очень быстрое решение? Каковы результаты этих решений?
Часто ли вы являетесь автором удачного решения проблемы?
Какие ощущения вызывает у вас необходимость принимать очень быстрое решение?
. Наличие сбалансированности в процессе приобретения навыков?
Насколько хорошо вам удается сочетать в своей деятельности теоретические и практические знания?
Приведите ситуации, когда вы могли бы сделать общие выводы на основании собственного практического опыта.
. Стремление к самопознанию:
Что вы предпринимаете для повышения уровня самопознания?
Можете ли вы привести примеры ситуаций, когда понимание своих ощущений повлияло на ваши действия?
В какой степени вы осознаете собственные цели, ценности, убеждения, чувства, поведение?
Часто ли вы анализируете свое поведение, его причины и следствие?