Что есть человек: древесная лирика Хельги Ольшванг
Что есть человек: древесная лирика Хельги Ольшванг
Ольга Чернорицкая
Тема
прикованности человека к своей земле раскрывается в литературе чаще всего
посредством развертывания метафоры "человек-растение". Скитание же,
как правило, обозначается метафорой "человек-птица" или
"человек-животное". Мы видим тему прикованности к земле своей и
своему делу земному в Книге Судей, в притче Иофама о терновнике: "Пошли
некогда дерева помазать над собою царя, и сказали маслине: царствуй над нами.
Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей, и
пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй
над нами. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой,
пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева виноградной лозе: иди ты,
царствуй над нами. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который
веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам?" (Суд.9 8-13).
Не
удивительно также, что странствовать на Ноевом ковчеге отправились звери -
насчет растительного мира распоряжений Ной не получил, и это обстоятельство
дает нам основания предполагать, что представление о передвигающемся в
пространстве растении мыслилось в древности как абсурдное. Не было на ковчеге и
человеческого существа женского пола...
И
это не случайно, ведь женщина, существо в человеческом социуме более статичное,
чаще всего в мифах сопоставима с растением (цветок, деревце), мужчина, существо
динамичное, - с птицей или зверем (сокол, волк). То же самое и в поэзии.
Женщина
(деревце) приковывает мужчину к себе, "сводит в дол":
Нет, никогда не нарождались очи
Прекрасней - ни теперь, ни в
оны годы, -
Чем те, кем я палим, как
солнцем снег:
И вот слезами наполняю дол,
И мчит любовь их ток к подножью
лавра
С листвой алмазной, с золотом
волос.
Топазы лавра, кинутые в снег,
Не так горят, как блеск волос и
очи,
Что жизнь мою до срока сводят в
дол.
Похожие работы на - Что есть человек: древесная лирика Хельги Ольшванг
|