Недостаточное развитие малого бизнеса в стране.
В условиях рыночной экономики ресурсное обеспечение процессов модернизации невозможно без привлечения частных капиталов. Следовательно, одной из задач государства становится формирование системы мер, стимулирующих предпринимателей к активному участию в инвестировании всех высокотехнологичных проектов.
.3 Место Инвестиционного фонда РФ в реализации инвестиционной политики на федеральном уровне
Инвестиционный фонд Российской Федерации - государственный финансовый фонд Российской Федерации <#"justify">Инвестиционный фонд РФ вложил в 2013 году в инвестпроекты на территории страны 25 миллиардов рублей, в то же время эти проекты собрали 57 миллиардов рублей частных инвестиций, В 2013 году была продолжена реализация 40 проектов, из которых десять - федерального значения, 30 - регионального. В целом с момента создания в 2006 году Инвестфонда господдержку получили 55 проектов, из которых 16 имеют общероссийское значение. На 2014 год запланирована реализация 20 проектов с участием Инвестфонда. Среди проектов 2013 года - организация скоростного движения пассажирских поездов на прилегающем к Петербургу участке Октябрьской железной дороги; строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения в Ростове и Ростовской области; программа развития АПК Тамбовской области; создание комплекса по переработке газа Северного Каспия в этилен, полиэтилен и полипропилен. В 2013 году завершена реализация четырех региональных инвестпроектов: построены Курганская ТЭЦ-2, металлургический завод по производству сортового проката в Тюменской области, завод по производству твердых сыров в Мордовии, инженерные сети и сооружения на улице Хмельницкого в Чебоксарах. В 2014 году запланирована реализация нового инструмента деятельности Инвестфонда - механизма отложенных платежей (Tах Increment Financing). Он предполагает оплату затрат частного инвестора на создание инфраструктуры из бюджетных средств за счет налоговых поступлений, генерируемых после окончания строительства и ввода объектов инфраструктуры в эксплуатацию.
.4 Возможности использования зарубежного опыта инвестиционной политики в России
Для того чтобы иметь возможность определения параметров механизма инвестирования, наиболее приемлемого в условиях российской экономики, необходимо, в первую очередь, проанализировать аналогичные механизмы, существующие и активно используемые за рубежом.
Анализ будет проведен на примере Германии, США и Великобритании.
Инвестиционная сфера экономики Германии отличается высокой специфичностью, обусловленной особой ролью в ней банков.
Основой для функционирования инвестиционных фондов в Германии служит Закон об инвестиционных компаниях (KAGG). В соответствии с ним инвестиционные компании являются кредитными учреждениями, следовательно на них распространяются нормы более строгого "Закона о кредитных учреждениях".
Таким образом, инвестиционные компании контролируются германским Федеральным ведомством по надзору за кредитными учреждениями. Еще одна отличительная черта - специфика немецких депозитариев (структур, занимающихся хранением ценных бумаг), которыми могут быть только банки.
Результатом вышеописанной специфичности является низкая доля капиталовложений. Удельный вес капитализации в ВВП составляет порядка 20-25%, что в 2 раза ниже, чем в США и в 5 раз ниже, чем в Великобритании.
Влияние банков и банковского законодательства стало причиной того, что регулирование немецких инвестиционных компаний является одним из наиболее жестких в части охраны интересов инвесторов.
Для того, чтобы проводить операции по инвестированию, компании необходимо получить разрешение, выдача которого сопровождается рядом требований:
) жесткие требования к размеру основного или учредительского капитала компании;
) жесткие требования к квалификации управляющих инвестиционной компанией;
) сфера деятельности компании, определенная учредительным договором, может касаться только операций инвестиционного фонда.
Существует также система раскрытия информации о ПИФах, которая призвана защитить пайщиков от работы с сомнительными компаниями. В рамках этой системы инвестиционная компания обязана предоставить потенциальному вкладчику полную информацию об условиях инвестирования, публиковать свои годовые и полугодовые отчеты, которые, в свою очередь, проверяются федеральными надзорными органами.
Деятельность американских инвестиционных компаний регулируется Законом об инвестиционных компаниях 1940 г.
Среди инвестиционных компаний США наиболее популярны управленческие компании, подразделяющиеся на открытие и закрытые, представляющие собой акционерные общества, вложение денег в которые производится посредством покупки их акций. Доходом вкладчика в этом случае являются дивиденды и возможный рост стоимости акций.
Такие компании получили наиболее широкое распространение и популярность в США из-за открытости информации и возможности быстро продать акции, которые обязана выкупить сама компания.
Закрытые компании (трасты закрытого типа) отличаются тем, что не обязаны выкупать свои акции у акционеров, однако эти акции котируются на фондовом рынке, следовательно, их стоимость определяется балансом спроса и предложения на них.
Во времена "Великой депрессии" инвесторы закрытых компаний понесли огромные потери, в результате чего количество этих компаний резко сократилось и начало расти только в 80-е годы ХХ века, когда из-за роста рынка они начали приносить инвесторам высокие прибыли.
Существует причина, по которой закрытые компании не обязаны выкупать у инвесторов свои акции - это связано с вложением средств в ценные бумаги какой-либо страны. Поскольку уровень риска прямо пропорционален уровню доходности, наиболее привлекательны инвестиции в экономики развивающихся стран, однако в данной ситуации велик риск невозврата вложений.
Кроме того, в США существуют юниттрасты - фонды, при создании которых фиксируется структура их вложений.
Инвестирование таких фондов, как правило, осуществляется гражданами с небольшими объемами накоплений, которые, кооперируясь, приобретают пакеты ценных бумаг.
В Великобритании существует три типа инвестиционных компаний: юнит-трасты, инвестиционные трасты и открытые инвестиционные компании.
Особенность юнит-траста является приобретение инвестором пая, стоимость которого определяется стоимостью ценных бумаг, находящихся в портфеле фонда, разделенной на общее количество паев.
Подтверждением участия в юнит-трасте является свидетельство о внесении пая. Главной особенностью таких организаций является возможность передачи средств инвесторов в доверительное управление третьему лицу.
Данные компании освобождаются от уплаты налогов на прибыль. Но обязаны, после выплаты вознаграждения управляющему, распределить всю прибыль между инвесторами.
Инвестиционный траст во многом схож с американскими инвестиционными компаниями закрытого типа, но инвесторы не являются его акционерами, а только держателями паев и, следовательно, не принимают участия в управлении компанией.
Существует также третий тип инвестиционных компаний Великобритании - открытые инвестиционные компании, которые, однако, имеют только одно отличие от традиционных для этой страны юнит-трастов - они действуют в соответствии с Директивой Европейского Союза "О предприятиях коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги" от 1985 года и, соответственно, их ценные бумаги имеют хождение за пределами Соединенного Королевства.
В Великобритании также существует законодательно утвержденная схема компенсации инвесторам, участниками которой являются все лицензированные компании, которая работает для повышения доверия инвесторов.
Глава 3. Региональная инвестиционная политика
.1 Инвестиционная привлекательность регионов и варианты региональной инвестиционной политики
Россия, являясь страной с большим ресурсным и интеллектуальным потенциалами, не входит в число ведущих стран по инвестиционной привлекательности, хотя в последнее время ощущается прогресс в доверии по отношению к России со стороны зарубежных и российских инвесторов. Это происходит из-за того, что в России существует множество рисков, которые являются препятствием для российских и зарубежных инвесторов.
В то же время международный имидж России сильно влияет на возможности регионов по привлечению инвестиций. В нашей стране есть определенное число благополучных регионов, где риск инвесторов потерять свои вложенные средства сводится к минимуму, а ресурсный потенциал высок. Именно поэтому актуально стоит вопрос об оценке инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и каждого региона в отдельности. Эффективная инвестиционная политика призвана создать благоприятный инвестиционный климат не только для государства, но и для частных инвесторов. Без инвестиций невозможно повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках. Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном уровне. Именно на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций.
Во все большем числе регионов местные администрации проводят активную работу по стимулированию и поддержке инвестиционной деятельности. Постепенно складывается группа регионов - лидеров в области формирования инвестиционной культуры и организации инвестиционного процесса.
Повышение роли регионов в активизации инвестиций осуществляется по нескольким направлениям.
К числу основных относятся следующие направления:
. Развитие регионального инвестиционного законодательства. Выделяются в этом отношении Республики Татарстан и Коми, Ярославская область. Выделяются в этом отношении Республики Татарстан и Коми, Ярославская область.
. Поддержка инвестиций со стороны местных властей путем предоставления льгот.
. Формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа, в том числе посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т.п. Здесь также выделяются Республики Татарстан, Коми, Ярославская область.
. Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций. Характерно, что при еще малой привлекательности страны в целом для иностранных инвесторов, есть регионы, в которых эта привлекательность сопоставима со странами Европы. Сюда можно отнести к лидерам в этом отношении Нижний Новгород и Нижегородскую область, Оренбургскую область, Республику Коми. Активно и результативно ведется работа по привлечению иностранных инвестиций в Новгородской области. Следующими идут регионы Центрального Черноземья и Поволжья, где с государственной поддержкой можно в короткие сроки повысить инвестиционную привлекательность для иностранного капитала.
. Формирование инвестиционной инфраструктуры. Так, в пяти регионах созданы залоговые фонды, деятельность которых открывает возможность предоставления государственных гарантий со стороны субъектов федерации. В Республике Коми действует перестраховочная компания. Получают развитие бизнес-центры, совершенствуется система связи и т.д. Особое значение приобретает повышение уровня экономического обоснования инвестиционных проектов на основе стандартов, заложенных в современные общепринятые в мире методики, а также выбор критериев отбора этих проектов с учетом приоритетных задач развития регионов. Для повышения уровня проработанности программ важно вовлечение в эту деятельность банков. Перспективно также составление так называемого инвестиционного паспорта региона, содержащего информацию, необходимую для потенциальных инвесторов.
Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного риска и инвестиционного потенциала.
Выделим характерные типы регионов.
) Инвестиционный потенциал умеренный, но риск минимальный. Подобное характерно для Белгородской области и Татарстана. Это структурно сбалансированные регионы. В этой группе оказались обе российские столицы - они сулят инвесторам огромные возможности при минимальном риске. Москва и Санкт-Петербург очень сильно (в несколько раз) оторвались от остальных регионов, как по большинству видов риска, так и почти по всем видам потенциала (за исключением разве что ресурсно-сырьевого). Регионов с минимальным риском и низким потенциалом (типа Монако или Багам) в России нет вообще.
) Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов - Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада.
) Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Их оказалось всего три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без исключения составляющим. Соответственно инвестирование сюда сопряжено со значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т.п.), а также с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности).
) Группа еще с более низким потенциалом представлена преимущественно автономиями и наиболее слабо развитыми республиками, а также отдельными территориально и экономически изолированными регионами Дальнего Востока (Сахалинская и Камчатская области).
) Очень высокий риск при низком потенциале. Неблагоприятная этнополитическая ситуация, сложившаяся в Чечне, Дагестане и Ингушетии, делает эти районы пока мало привлекательными для инвесторов.
При анализе инвестиционного потенциала региона следует отметить, что он отличается значительной "консервативностью". В последние годы его относительно быстрое наращивание происходило лишь в узкоспециализированных регионах нефтегазодобычи.
Вообще роль российских крупных компаний в отраслях экономики регионов России в целом довольно значительна, и она определяется теми активами, которыми бизнес-группы владеют сейчас в различных регионах. Приход крупного бизнеса в те или иные отрасли региона привел, как правило, к увеличению роли этих отраслей в экономике регионов (иначе говоря, к росту зависимости экономики субъектов РФ от отраслей их специализации). Это можно проследить на ряде ключевых отраслей - нефтяной, угольной и других.
Инвесторы продолжают игнорировать потенциально благоприятный инвестиционный климат, созданный в ряде регионов страны. Их активность не соответствует ни достаточно весомому местному инвестиционному потенциалу, ни относительно низкому риску.
Так, отечественные инвесторы недостаточно учитывают довольно благоприятное сочетание инвестиционного климата и потенциала в Центральной России (в Ивановской, Владимирской, Ярославской, Тамбовской, Смоленской и Орловской областях, а также в Псковской, Мурманской областях и в Республике Мордовия). Иностранные инвесторы уделяют недостаточно внимания Оренбургской, Астраханской, Курской, Пензенской, Костромской областям, Чувашии, Адыгее, Мордовии, Ненецкому АО
Выявленные межрегиональные инвестиционные диспропорции во многом обусловлены общим дефицитом как отечественных, так и иностранных инвестиционных ресурсов, привлекаемых в Россию вследствие ее общей высокой (а с 2007 года и сверхвысокой) инвестиционной рисковостью на фоне других стран мира. Существенным фактором недоинвестирования является также и слабая информированность об инвестиционном климате того или иного региона.
Постепенное создание более благоприятных условий для инвестирования существенно повышает роль регионов в развитии инвестиционной деятельности. Слабость государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне тем более усиливает потребность перенесения центра тяжести формирования многих аспектов благоприятного инвестиционного климата в регионы. Одним из методов поддержки регионов России, является реализация Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), которая включает финансирование Федеральных целевых программ (ФЦП), часть из которых напрямую относится к регионам. Как правило, ФЦП направлены на социально-экономическое развитие каких-то конкретных округов.
Наибольшим инвестиционным потенциалом обладают Москва и Санкт-Петербург, а также регионы, обладающие мощным ресурсно-сырьевым потенциалом, то есть большинство регионов-доноров.
Хотелось бы обратить внимание на укоренение в современной региональной проблематике такого понятия, как "имидж региона". Имидж региона - это некоторый набор признаков и характеристик, которые на эмоционально-психологическом уровне ассоциируются у широкой общественности с конкретной территорией.
Необходимость формирования собственного имиджа каждого региона и усиление моментов узнаваемости российских территорий очевидна. Потому что, в конечном итоге, это способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит. Более того, продвижение имиджа регионов - перспективный путь преодоления трудностей в формировании имиджа России в целом. И об этом нельзя забывать.
Кузбасс в настоящее время - один из лидеров по объему инвестиций среди регионов Сибирского федерального округа и России в целом.
По итогам 2012 года Кемеровская область занимает 10-е место в РФ и 2-е место в Сибирском федеральном округе.
В области проводится активная политика, направленная на привлечение инвестиций
По итогам 2012 года в экономику региона привлечено 264,4 млрд руб. инвестиций, что на 14% больше, чем в 2011 году. В 2012 году на каждый рубль государственной поддержки приходилось 72,8 рубля частных инвестиций в экономику области.
За 2012 год в область поступило 1,3 млрд долларов США иностранных инвестиций.
В Кемеровской области в настоящее время завершается внедрение стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанного Агентством стратегических инициатив РФ.
Наиболее актуальные положения стандарта инвестиционной привлекательности, реализованные в Кемеровской области:
региональная стратегия привлечения инвестиций;
инвестиционный меморандум;
совет по инвестиционной и инновационной политике при губернаторе области;
двуязычный интернет-портал keminvest.ru, специализирующийся на предоставлении полной информации инвесторам;
оценка регулирующего воздействия.
В 2012 году на уровне заместителя губернатора по экономике и региональному развитию введена должность инвестиционного уполномоченного в Кемеровской области.
ноября 2012 года международное рейтинговое агентство FitchRatings присвоило Кемеровской области долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне "BB", краткосрочный рейтинг в иностранной валюте "B" и национальный долгосрочный рейтинг "AA- (rus)". Прогноз по долгосрочным рейтингам - "Стабильный".
Инструменты по привлечению инвестиций в регион
В Кемеровской области действует комплексная система региональных законов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области.
Например, для проектов, которые являются приоритетными для Кузбасса, то есть имеют инновационную направленность и социальную значимость, предусмотрено предоставление льгот по региональным налогам. Преференции получают субъекты инвестиционной, инновационной и производственной деятельности.
Государственная поддержка предоставляется инвесторам различных категорий: субъектам собственно инвестиционной деятельности, участникам зон экономического благоприятствования (ЗЭБ), инноваторам, товаропроизводителям. Всего в 2012 году перечисленным категориям предоставлено 205 млн руб. государственной поддержки, в том числе налоговые льготы - 202,8 млн руб., субсидии на возмещение части процентов по банковским кредитам по закону Кемеровской области "О господдержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области" - 2,3 млн руб.
Основные законы Кемеровской области о государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности:
Закон Кемеровской области № 102-ОЗ от 26.11.2008 "О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области";
Закон Кемеровской области № 55-ОЗ от 02.07.2008 "О технопарках в Кемеровской области";
Закон Кемеровской области № 66-ОЗ от 02.07.2008 "Об инновационной политике Кемеровской области";
Закон Кемеровской области № 101-ОЗ от 26.11.2008 "О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков";
Закон Кемеровской области № 99-ОЗ от 26.11.2008 "О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения";
Закон Кемеровской области от № 5-ОЗ от 28.01.2010 "О налоговых льготах резидентам технопарков и субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим деятельность по добыче природного газа (метана) из угольных месторождений на территории Кемеровской области";
Закон Кемеровской области № 87-ОЗ от 08.07.2010 "О зонах экономического благоприятствования";
Закон Кемеровской области № 90-ОЗ от 23.07.2013 "Об Инвестиционном фонде Кемеровской области"
В Кемеровской области инвесторам предоставляется возможность развивать свой бизнес на земельных участках, обеспеченных инженерной инфраструктурой, или с возможностью подключения к ним. Речь идет о ЗЭБ.
Механизм работы ЗЭБ достаточно прост: предприниматель получает участок, максимально комфортный для ведения бизнеса, в зоне, где действуют четкие правила, пользуется налоговыми льготами и преференциями, организационной и информационной поддержкой со стороны управляющих компаний ЗЭБ.
В настоящее время в Кузбассе уже создано четыре зоны экономического благоприятствования. В 2010 году появились зоны в Таштагольском районе (специализация - туризм и рекреация), в Юргинском (специализация - индустриальное домостроение и производство строительных материалов) и Ленинск-Кузнецком (специализация - конвейерные системы, переработка промышленных отходов) городских округах. В конце 2012 года одобрен проект создания ЗЭБ в городе Прокопьевске (специализация - машиностроение).
На 2012 год общее количество резидентов в четырех зонах экономического благоприятствования достигло 12 (2 - в ЗЭБ г. Ленинск-Кузнецкий, 8 - в ЗЭБ "Горная Шория", 2 - в ЗЭБ г. Юрга). На территории зон уже реализуются крупные инвестиционные проекты общей стоимостью более 7,5 млрд рублей. Все эти проекты были включены в комплексные инвестиционные планы модернизации моногородов. В результате для площадок были созданы объекты инфраструктуры: электросети, подстанции, водопроводы, дороги. И это позволило начать реализацию ряда крупных проектов, в том числе с иностранным участием.
Приоритетные инвестиционные направления развития - "точки роста" региональной экономики
Инвестиции в Кемеровской области в основном сосредоточены по 6 приоритетным направлениям - "точкам роста", которые способны изменить структуру региональной экономики и обеспечить уход от монозависимости:
1. Развитие метано-угольной отрасли - в Кемеровской области создается новая метано-угольная отрасль, развитие которой обеспечивает получение нового ценного энергоносителя и безопасность шахтерского труда. Запасы метана в Кемеровской области составляют 13 трлн кубометров. Это соответствует 9% общемировых и 26% российских разведанных запасов газа.
Компания ООО "Газпром добыча Кузнецк", которая является резидентом ОАО "Кузбасский технопарк", реализует проект по организации промышленной добычи метана.
К 2025 году угольный газ должен полностью заменить поставки в Кемеровскую область природного газа с месторождений северо-запада Сибири. Из Кемеровской области газ будет поставляться в субъекты Российской Федерации юга Западной Сибири.
За период с 2008 по настоящее время вложено более 4,5 млрд рублей инвестиций, добыто свыше 20 млн кубометров газа.
В 2010 г. запущены две модульные электростанции, работающие на метане. В этом году запущены еще две. Проектируется еще три. Развитие промысла позволит обеспечить предприятия и население области новым видом топлива и дешевой местной электроэнергией. А главное - повысит безопасность шахтерского труда.
Общий объем инвестиций в проект с годовой производственной мощностью к 2030 году 4-4,5 млрд. кубометров газа составит 85 млрд рублей. Это на 30% дешевле, чем аналогичные проекты на севере страны, и на 50% выгоднее, чем газовые проекты на северном шельфе.
2. Развитие нефтеперерабатывающей отрасли - на севере области (Яйский муниципальный район, Анжеро-Судженский городской округ) ведется строительство трех нефтеперерабатывающих заводов.
В 2009 году ЗАО "НефтеХимСервис" приступило к реализации инвестиционного проекта - крупнейшего в Кемеровской области и одного из крупнейших в Сибири - строительству Яйского нефтеперерабатывающего завода с объемом переработки 6 млн тонн в год и глубиной переработки до 93%. В 2012 году запущена первая очередь завода мощностью 3 млн тонн. Окончание строительства завода планируется на 2017 год.
С 2006 года реализуется проект строительства нефтеперерабатывающего завода мощностью 500 тысяч тонн в год в Анжеро-Судженском городском округе. В 2010 году запущена первая установка первичной перегонки нефти годовой производительностью 150 тысяч тонн. В 2013 году планируется завершение строительства Анжерского НПЗ. В дальнейшем мощность переработки будет доведена до 1 млн тонн.
Еще один нефтеперерабатывающий завод в Анжеро-Судженском городском округе - "Северный Кузбасс" - при выходе на проектную мощность обеспечит мощность переработки в объеме 2 млн тонн в год. Первая очередь завода введена в эксплуатацию в 2007 году, в 2018 году планируется окончательное завершение строительства.
3. Производство транспортных средств - в зоне экономического благоприятствования "Северная промзона" (Ленинск-Кузнецкий городской округ) развивается кластер предприятий по производству конвейерного оборудования.
В Новокузнецком городском округе и в Новокузнецком муниципальном районе реализуются проекты по производству универсальных полувагонов, строительству и эксплуатации вагоноремонтного депо.
В сентябре 2012 года ОАО "Новокузнецкий вагоностроительный завод" получил сертификат на инновационный полувагон модели 12-9850 на тележке модели 18-9800. Это четырехосный полувагон повышенной грузоподъемности с разгрузочными люками и осевой нагрузкой 25 тонн сил (у старых моделей - 23,5), имеющий определенные конструктивные особенности и преимущества, а именно: увеличенный срок службы до 32 лет, пробег до деповского ремонта 500 тыс. км, увеличенный объем кузова до 90 куб. м. В России это первый вагон с таким объемом кузова. Интересен он прежде всего угольщикам потому, что его использование позволит значительно повысить экономическую эффективность перевозок при той же протяженности железных дорог.
В октябре 2012 года Новокузнецкий вагоностроительный завод прошел процедуру сертификации на соответствие требованиям международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS. ОАО "НКВЗ" стал первым в России вагоностроительным заводом, получившим сертификат IRIS.
Качество продукции Новокузнецкого вагоностроительного завода неоднократно было отмечено на различных конкурсах. В 2012 году ОАО "НКВЗ" стал победителем конкурса "100 лучших товаров России".
ООО "Сибирская вагоноремонтная компания" (дочерняя организация ООО "ЗапСиб-Транссервис") завершает проект "Строительство и эксплуатация вагоноремонтного депо мощностью 4800 ремонтов в год в г. Новокузнецке Кемеровской области". Главная цель строительства - создание собственных ремонтных мощностей для обслуживания эксплуатационного парка головной компании - ООО "ЗапСиб-Транссервис".
Одновременно компания налаживает партнерские отношения с другими вагоностроительными и эксплуатирующими российскими организациями для обслуживания их вагонов, включая создание специализированных центров.
Депо построено в Новокузнецке - одном из крупнейших грузовых узлов страны. Открыто депо в феврале 2013 г. На проектную мощность планируется выйти уже к концу текущего года.
Мощности нового современного депо позволяют ремонтировать до 4,8 тыс. вагонов и до 25 тыс. колесных пар в год.
ООО "КузбассБелАвто" (г. Прокопьевск) в рамках совместного проекта с заводом ОАО "Белкоммунмаш" (Республика Беларусь) осуществляет сборку трамваев. В 2012 году было выпущено 15 трамваев.
4. Формирование углехимического кластера - в Кемеровской области развивается инновационный кластер комплексной переработки угля и техногенных отходов, который направлен на создание принципиально нового вида экономической деятельности на стыке органической химии, химического материаловедения, коксохимии, в котором каменный и бурый угли являются первой (исходной) стадией в цепочке по формированию добавленной стоимости.
Россия может сохранить свое технологическое лидерство в сфере глубокой переработки углей, обладая большим перечнем готовых к внедрению технологий, которые локализованы на предприятиях и в научно-исследовательских организациях Кузбасса. Якорными предприятиями данного кластера являются ОАО "Кокс" и ОАО "Азот". Их дополняют два десятка малых инновационных предприятий (которые производят углеродные материалы, перерабатывают отходы и т.д.), единственные в России академические институты угля и углехимии (например, Институт углехимиии и химического материаловедения СО РАН), профильные высшие учебные заведения, несколько специализированных проектных организаций.
Всего на предприятиях действующего углехимического кластера занято 26 тысяч человек (2% от экономически активного населения в Кемеровской области).
Современные технологии позволяют производить из угля более 130 видов химических полупродуктов, которые в дальнейшем используются для производства свыше 5 тысяч видов продукции.
В результате глубокой переработки угля и техногенных отходов в рамках кластера планируется получать более 100 различных продуктов углехимии, среди которых: кокс, полукокс и коксовый газ; химические продукты (бензолы, фенолы, крезолы); углеродные материалы (сорбенты, волокна, пеки, нанотрубки); бензин, строительные и углеродные материалы.
В 2012 году по итогам конкурса программ по развитию пилотных региональных кластеров в Министерстве экономического развития РФ распоряжением Правительства РФ кузбасский кластер "Комплексная переработка угля и техногенных отходов" включен в число 25 лучших проектов страны.
5. Развитие туристического кластера - в Таштагольском муниципальном районе создана зона экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа "Горная Шория", развивается международный курорт круглогодичного функционирования. Реализуются крупные инвестиционные проекты по созданию горнолыжного комплекса и развитию туристической инфраструктуры.
С 2000 года в развитие курорта вложено более 10 млрд рублей, построено 48 гостиниц на 2,5 тысячи мест, 57 кафе и ресторанов, 17 подъемников, 4 культурно-развлекательных центра,19 горнолыжных трасс мирового уровня общей протяженностью 42 км (сертифицированы по международным стандартам FIS).
С 2012-го по 2020 год в развитие курорта планируется вложить еще более 3 млрд рублей.
Крупнейшие инвестпроекты:
строительство гостиничного комплекса круглогодичного функционирования на 300 мест (инвестор - ООО "Альпен-Клаб"). Объем инвестиций - 1,1 млрд рублей;
строительство гостиничного комплекса "Каскад" (инвестор - ООО "Каскад-Финанс"). Объем инвестиций - 1,6 млрд рублей;
развитие горнолыжного комплекса в секторе "Е" (инвестрор - ХК "Кем-Ойл"). Объем инвестиций - 500 млн рублей.
6. Развитие инноваций - в рамках ОАО "Кузбасский технопарк" (г. Кемерово) 26 резидентов реализуют инновационные проекты в сфере производства углеродных материалов, производства средств безопасности ведения горношахтных работ, информационных технологий и другие проекты. Также в рамках технопарка развивается биомедицинский кластер по производству биоматериалов и биопротезов для сердечно-сосудистой хирургии (якорное предприятие - ЗАО "НеоКор"). В 2012 году Кемеровская область заняла 1-е место в СФО по показателю привлечения иностранных инвестиций в регион. Кемеровской область прежде всего интересна тем иностранным инвесторам, которым регион интересен как рынок - это производители горношахтного оборудования. Так, в Кемеровской области реализуются проекты крупных известных мировых компаний. Например, построены центры технической поддержки Komatsu (Япония, представитель - ООО "Комацу СНГ"), БелАЗ (Белоруссия, представитель - ООО "КузбассБелАвто"), продолжается создание сервисных центров компаний Joy (США, представитель - ООО "Джой Глобал", срок ввода в эксплуатацию - июль 2013 года), Hitachi (Япония, Hitachi Ltd) и Liebherr (Германия, планируемая дата ввода в эксплуатацию - 2014 год).
Также на территории области реализуются проекты с иностранным участием и в других отраслях:
ЗАО "АФК" - создание предприятия по производству широкоформатной фанеры мощностью 60 тыс. куб. м (совместно с Польшей).
Привлечение инвестиций в экономику региона и развитие предпринимательского климата являются стратегическими приоритетами региональной политики, в соответствии с которыми инвесторам для реализации проектов на территории Кемеровской области предоставляются все необходимые условия.
Инвестиции - это совокупность затрат, реализуемых в форме досрочных вложений, капитала, денег, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли.
Инвестиционная политика государства - это система мер, направленная на стимулирование инвестиционной активности, включая формирование благоприятного инвестиционного климата, привлечение дополнительных источников инвестирования и создание единых стандартов, обоснование эффективности инвестиций.
Условно экономисты выделяют три модели инвестиционной политики, первую модель называют "американской", вторую - "японской" и третью - "тайваньской". Приводимая классификация представляет собой попытку систематизировать опыт стран с рыночной экономикой.
Сейчас, в начале XXI века, выделяют следующие проблемы инвестиционной политики РФ:
. Высокое налоговое бремя;
. Коррупция;
. Высокие проценты по банковским кредитам;
. Недостаточное развитие малого бизнеса в стране;
Для решения проблем экономического роста, внедрения новых технологий, обеспечения производства конкурентоспособной продукции необходима комплексная государственная инвестиционная политика, направленная на создание благоприятной инвестиционной обстановки на территории России, в регионах и отраслях промышленного производства, существенно увеличит приток инвестиционных ресурсов в экономику и позволит обеспечить реализацию имеющихся в стране возможностей экономического роста.
Список литературы
1.Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики. [текст] - Питер. - 2010.
2.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. [текст] - М.: ИНФРА - М. - 2011.
.Алексеев А.В. Современные инвестиционные приоритеты в российской промышленности [текст] / А.В. Алексеев, Н.Н. Кузнецова // ЭКО. - 2012. - №4. С.2-19.
.Васильев А. Инвестиции и кризис [текст] / А. Васильев // Бюджет. - 2012. - № 3. С.68-70.
.Кадырова Г.М. Инвестиционный потенциал российской экономики: показатели и степень использования [текст] / Г.М. Кадырова // Страховое дело. - 2013. - № 2. - С.4-19.
.Кадырова Г. Инвестиции в России: международные сопоставления [текст] / Г. Кадырова // Страховое дело. - 2013. - №1. - С.12-29.
.Котляров М.А. Влияние мер государственной поддержки на инвестиционную активность в России [текст] / М.А. Котляров // Финансы и кредит. - 2013. - № 27. - С.2-5.
.Кочетков И. О государственной поддержке инвестиционной деятельности [текст] / И. Кочетков // Экономист. - 2009. - № 12. - С.79-83
.Круглов В.Н. Особенности процесса реализации приоритетных национальных проектов в регионах Российской Федерации [текст] / В.Н. Круглов // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - №2. - С.439-456
.Литвиненко В.А. Направления и механизмы государственной инвестиционной политики стабилизации и экономического роста [текст] / В.А. Литвиненко // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - №2. - С.234-243.
.Попов М. Зарубежный опыт развития нанотехнологий [текст] / М. Попов // Рынок ценных бумаг. - 2013. - №7/8. С.24-28.
.Дмитриев М. Факторы спроса на иностранные капитальные блага в России [текст] / М. Дмитриев // Экономическая политика. - 2010. - № 3. - С.115-138.
.Бирюков Д. Эффективность инвестиций на макроэкономическом и региональном уровнях [Анализ системы показателей эффективности инвестиций] [текст] / Д. Бирюков // Российское предпринимательство. - 2010. - № 1. Ч.2. - С.4-10.
.Юзвович Л.И. Экономическая природа и роль инвестиций в национальной экономической системе [текст] / Л.И. Юзвович // Финансы и кредит. - 2010. - № 9. - С.48-52.
.Хмыз О.В. Институциональные инвесторы и инвестиционный потенциал России в посткризисный период [текст] / О.В. Хмыз // Финансы и кредит. - 2011. - № 7. - С.34-39.
.Кондратьева З.А. Роль и значение индивидуального инвестирования в решение задач экономического роста [текст] / З.А. Кондратьева // Финансы и кредит. - 2011. - № 8. - С.62-69.
.Шамхалов Ф.И. Инвестиционно-инновационная деятельность крупнейших государственных компаний в посткризисный период [текст] / Ф.И. Шамхалов // Финансы и кредит. - 2011. - № 12. - С.32-35.