которые в значительной мере определяют их работоспособность и утомляемость. Добиться улучшения условий труда можно внедрением средств механизации тяжелых и трудоемких работ, улучшением санитарно-гигиенических, бытовых и эстетических условий труда, обеспечением охраны труда и строгим соблюдением техники безопасности.
Улучшению условий труда работников магазина во многом способствует широкое применение тары-оборудования для доставки товаров, внедрение средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и внутри магазинного перемещения товаров, механизация операций, связанных с подготовкой товаров к продаже и их отпуском, а также учетно-вычислителъных операций.
Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и отопления. В торговом зале и других помещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха. В магазине «Кали Ласка» температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года составляет 12-17°С, это достаточно холодная температура, однако работники вынуждены работать в таких условиях. В теплый период около 25°С. Превышение этих норм приводит к возникновению простудных заболеваний работников магазина. Система вентиляции и отопления должна предусматривать равномерное распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная влажность воздуха в холодный и переходный периоды года не превышает 75%, в теплый период она может быть в пределах от 55% (при 28°С) до 75% (при 24°С).
Особые требования предъявляются к освещению магазинов. Оно должно быть равномерным, достаточно интенсивным, но не ослепляющим. Освещение не искажает фактический цвет товаров. Рабочие места фасовщиков, продавцов гастрономических товаров, контролеров-кассиров должны освещатся в 2 раза интенсивнее, чем остальная часть торгового зала.
Неблагоприятное воздействие на организм человека оказывает шум. Он приводит к переутомлению работников, развитию различных заболеваний. Основными источниками шума в магазинах являются транспортеры, холодильные и вентиляционные установки, а также некоторые другие виды торгово-технологического оборудования. Шум оказывает отрицательное воздействие не только на работников магазина, но и на покупателей и жильцов дома.
На работников розничных торговых предприятий возлагается материальная ответственность, т.е. обязанность возместить имущественный ущерб, причиненный предприятию по их вине.
Письменный договор о полной материальной ответственности заключается только с работниками, достигшими 18-летнего возраста и занимающими должности, непосредственно связанные с хранением, обработкой, перевозкой и продажей товаров. При этом нельзя принимать на работу, лиц ранее судимых за растраты и хищения, не трудоспособных лиц и т.д.
В соответствии с заключенным договором работник магазина принимает на себя полную материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему материальных ценностей и обязуется: бережно относиться к переданным ему ценностям и принимать меры к предотвращению ущерба; своевременно сообщать администрации магазина обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенных ему материальных ценностей; вести учет и отчетность в установленном порядке; участвовать в инвентаризации материальных ценностей. Договор подписывается руководителем предприятия (организации) и лицом, принявшим на себя материальную ответственность. Если в магазине обнаруживается недостача или порча товара, тогда выясняется в смену какого работника (продавца, заведующего), это произошло и этот работник несет полную материальную ответственность в размере заработной платы, премии или стоимости товара, в зависимости от величины недостачи или порчи товара.
Повременная заработная плата имеет две системы: простую повременную и повременно-премиальную. В магазине «Кали Ласка» применяются обе системы.
Заработная плата в магазине «Кали Ласка» начисляется работникам за затраты его труда создания наилучших оптимальных условий для покупателей и в процессе реализации товаров и обслуживания покупателей. Заработная плата это вознаграждение работникам за результаты их труда, в соответствии с его количеством и качеством, получаемая в виде суммы денег от работодателей. Размер заработной платы определяется количеством и качеством труда и его результативностью, а также договором о найме, законами спроса и предложения. Заработную плату на предприятии магазин «Кали Ласка» устанавливает директор предприятия, а начисления производит главный бухгалтер.
Заработная плата выплачивается в виде премий, гонораров, месячных окладов и социальных выплат, вознаграждение рабочим, управляющим, служащим.
Организация оплаты труда состоит из следующих последовательных действий:
определение систем оплаты труда и способа учета при оплате в соответствии с результатами труда;
определение трудовых обязанностей, норм трудовых затрат;
определение условий оплаты труда, то есть оплату за норму труда;
определение порядка изменений всех вышеназванных элементов и условий труда.
Премии обычно начисляют при перевыполнении плана работником, то есть при условии максимальной трудовой отдаче работника.
Размер премий устанавливают заранее. Это необходимо для того, чтобы работник еще перед началом трудовой операции знал, что при более качественном ее выполнении его ждет гарантированная сумма определенных размеров. Премии в магазине выплачиваются в виде 30 - 40% непосредственно от оклада. Размер премий так же устанавливает руководитель предприятия. Директор предприятия каждый месяц анализирует книгу отзывов и предложений, и в зависимости от этого назначает премии. Если имеются какие-либо жалобы на работников, тогда директор принимает решения лишить работника премии в размере до 100% на этот месяц. А если положительные отзывы о каком-либо работнике, тогда ему назначают дополнительные проценты к назначенной премии. Выплачивание премий дает стимул работникам для наилучшего выполнения торгово-технологического процесса в магазине, для повышения культуры обслуживания покупателей и наиболее качественного выполнения своих обязанностей.
3. Организационно-хозяйственная деятельность заведующего магазином
Заведующий (управляющий) магазином отвечает за всю торгово-хозяйственную деятельность магазина. Заведующий (управляющий) магазином несет личную ответственность за соблюдение всех требований, предъявляемых действующим законодательством к деятельности магазина, а также - полную материальную ответственность за обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей.
Заведующий (управляющий) магазином обязан являться на работу до открытия магазина, а также присутствовать при закрытии магазина.
Перед открытием магазина заведующий (управляющий) обязан проверить в целости ли замки, засовы и пломбы. Если последние не повреждены, торговое помещение открывается. При обнаружении поломки замков, засовов, отсутствии пломб или при наличии других признаков повреждения заведующий (управляющий) магазином обязан немедленно сообщить об этом милиции, а также директору и действовать по их указанию.
Заведующий магазином несет персональную ответственность за правильную организацию работы магазина, за внедрение прогрессивных форм и повышение культуры торговли, надлежащее оформление витрин и санитарное состояние магазина.
Свой рабочий день заведующий (управляющий) магазином обязан начинать с подготовки магазина к открытию. Перед началом рабочего дня он должен лично осмотреть и проверить исправность вывески и наружных объявлений, чистоту витринных стекол, входных дверей, поручней, качество оформления оконных витрин, чистоту помещений, оборудования и инвентаря, достаточность запасов товаров, качество их выкладки, наличие ярлыков цен на товарах, выставленных в витринах и на рабочих местах продавцов, наличие и надлежащую подготовку упаковочных материалов, исправность и правильность действия, кассовых аппаратов и другого оборудования, внешний вид персонала.
Большую часть своего рабочего времени заведующий (управляющий) обязан находиться в торговом зале, обеспечивая правильную организацию торгового процесса, наличие на рабочих местах продавцов всех товаров, имеющихся в подсобных помещениях, порядок в торговом зале и устранение недостатков в обслуживании покупателей.
В целях обеспечения процесса розничной торговли в магазине и бесперебойного и культурного обслуживания покупателей заведующий (управляющий) магазином обязан:
а) обеспечивать наличие в магазине товарных запасов в соответствии установленными нормативами и ассортиментным минимумом и принимать меры к всемерному расширению ассортимента товаров;
б) следить за своевременным завозом товаров в магазин, принимая меры к расширению централизованной доставки товаров с баз и складов поставщиков и торгующей организации;
в) организовать повседневное изучение работниками магазина покупательского спроса на товары, которыми торгует магазин;
г) повышать культуру торговли, совершенствуя формы и методы работы магазина на основе ознакомления с опытом передовых торговых предприятий, всемерного использования положительного опыта, развития инициативы работников магазина;
д) разработать должностные обязанности всех работников магазина, ознакомить с ними работников под роспись и обеспечить их исполнение.
В области организации труда в магазине и сохранности товарно-материальных ценностей заведующий (управляющий) обязан:
а) обеспечить соблюдение трудового законодательства, правил внутреннего распорядка и защиту прав потребителей;
б) обеспечить правильную расстановку работников, разрабатывать месячные графики выхода работников магазина на работу, их перерывов в работе и окончания работы с таким расчетом, чтобы в часы наибольшего наплыва покупателей в магазине находился достаточный штат продавцов; доводить эти графики до сведения каждого работника не позднее чем за три дня до начала месяца; в необходимых случаях переводить работников из одного отдела в другой для лучшего обслуживания покупателей;
в) обеспечивать повышение производительности труда продавцов и постоянно воспитывать в них чувство ответственности за состояние культуры торговли, отличное обслуживание покупателей и сохранность товарно-материальных ценностей;
г) обеспечить систематическое повышение квалификации работников магазина; проявлять особую заботу о молодых кадрах, впервые начинающих работать в торговле, оказывая им всемерную помощь в освоении торгового дела и навыков правильного обслуживания покупателей; осуществлять контроль за обучением учеников в магазине;
д) в период скопления большого количества покупателей в целях необходимости обеспечения бесперебойной работы магазина - выполнять обязанности продавца;
е) обеспечивать соблюдение противопожарных мероприятий, санитарно-эпидемиологических и других обязательных правил;
ж) регулярно проводить проверку товарно-материальных ценностей в магазине и обеспечивать их сохранность;
з) производить подсчет чеков контрольно-кассовых машин и сверку денежной наличности с показаниями счетчиков ККМ;
и) еженедельно представлять в бухгалтерию товарные отчеты с приложением всех оправдательных документов, а директору ООО «Образец» - оперативные сведения об остатках товаров по ассортименту, поступлению и продаже товаров и материалов, о результатах изучения покупательского спроса;
к) обеспечить ежедневную инкассацию денежных средств с представлением директору соответствующих отчетов;
л) обеспечить приемку по количеству и качеству поступающих в магазин товарно-материальных ценностей и подписывать лично все приходные документы.
С заведующим (управляющим) магазином заключается договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.
4. Формирование ассортимента, потребительские свойства и качество товаров
Известно, что ресурсы предприятия и требования рентабельной работы в определенной степени ограничивают маневрирование как ассортиментом товаров, так и ценами на них. Но именно ориентация на спрос покупателей и его активное формирование должны определять использование имеющихся ресурсов. Успешная реализация товаров обеспечивает эффективность работы предприятия.
Для анализа ассортимента магазина «Кали Ласка» сгруппируем его в таблицу.
Таблица 1. Анализ ассортимента продукции магазина «Кали Ласка»
Широта ассортиментаНасыщенность ассортиментаГлубина ассортиментаАлкогольные напиткиВодка Коньяк Шампанское Вино на разлив«Воронецкая» «Липовка» «Столичная» «Немирофф» «Смирнофф» «Арарат - 3» «Армянский - 3» «Арарат - 4» «Арарат - 5» «Советское» пл. сл. «Советское» пл. сух. «Лидия» кр. пл. сух. «Мерло» кр. крепл. «Лидия» кр. крепл.Безалкогольные напиткиГазированная вода в банках 0,33 л Газированная вода в бутылках 1 л Минеральная вода Соки Молочные коктейли«Coca-cola» «Pepsi» «Fanta» «Coca-cola» «Pepsi» «Fanta» «Аквалей» «Мастер» «Липецкая» «Нарзан» «Липецкая Light» «Фруктовый сад» «Я» «Данон» (персик) «Данон» (клубника) «Данон» (мультифрукт)ШоколадПлитки Конфеты Батончики «Аленка» «Сударушка» «Ромео» «Mars» «Rafaello» «Ferrero» «Bounty» «Picnic» «Snickers» «Nuts» «Twix» «Mars»
Проведем анализ представленного ассортимента. Результаты занесем в таблицу.
Таблица 2. Оценка ассортимента магазина «Кали Ласка» с точки зрения его соответствия запросам выделенных сегментов рынка
Наименование товарных группОценка соответствия ассортимента запросам сегментов«Взыскательные потребители»«Потребители, ориентирующиеся на качество товара»Алкогольные напиткиАссортимент практически соответствует запросам потребителей. Большой выбор алкогольных напитков. Каждая товарная подгруппа очень глубоко представлена в ассортименте.Ассортимент практически соответствует запросам потребителей, которые предпочитают качественную продукцию. Для потребителей представлен большой выбор продукции, в самых разных ценовых категориях. Каждая товарная подгруппа очень глубоко представлена в ассортименте магазина.Безалкогольные напиткиСоответствие среднее. Представлен очень широкий ассортимент различных безалкогольных напитков, которые способны удовлетворить самый взыскательный вкус.Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. В магазине представлен широкий ассортимент безалкогольных напитков от различных производителей по различным ценам.ШоколадАссортимент практически соответствует запросам потребителей. Большой выбор как импортной, так и отечественной продукции. Ассортимент представлен широко распространёнными марками.Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. Качество товаров высокое. Популярные модели представлены глубоким ассортиментом на любой вкус.
Таблица 3 Анализ динамики реализации товаров по ассортименту
С помощью метода ABC распределяем товары в порядке убывания объёма продаж. Данные по отчётному периоду представлены в таблице 4.
Таблица 4 Разделение товаров (товарных групп) на подгруппы А, В и С в отчетном периоде
Наименование товара (товарной группыОбъем продаж, тыс. руб. Дол вклада, %Группа и ее вклады в результатБезалкогольные напитки872055027,03В 27,03% объёма продажШоколад361500014,73С 14,73% объёма продажАлкогольные напитки850644058,24А 58,24% объёма продаж
Выводы:
) По результатам анализа ассортимента его можно оценить по:
местонахождению - торговый ассортимент;
широте охвата товаров - развернутый ассортимент;
степени удовлетворения потребителей - оптимальный ассортимент;
характеру потребностей - реальный ассортимент.
) В результате анализа таблицы 3 ассортимент магазина «Кали Ласка» в среднем соответствует запросам выделенных сегментов рынка.
) Анализируя динамику реализации товара по ассортименту (таблица 4) объем продаж растет по всем наименованиям приведенных товаров.
Политика продвижения:
Розничная торговля представляет собой производственную деятельность по продаже товаров или услуг конечному потребителю для их личного использования.
Продвижение товара - это все виды усилий фирмы, которые она тратит с целью заявить о себе на рынке и сделать себя и свой товар узнаваемым.
Цели продвижения:
формирование имиджа организации;
привлечение внимания к товару-новинке;
увеличение объёма продаж;
формирование потребностей покупателей.
Продвижение товаров в магазине «Кали Ласка» осуществляется с помощью наружной рекламы (щиты на стенах с ценами на товары, щиты с демонстрацией товаров-новинок);
5. Организация товароснабжения торгового объекта
Товароснабжение в магазине производится двумя способами: централизованным и децентрализованным.
Децентрализованный - это доставка товаров средствами и транспортом розничных торговых предприятий.
Централизованный - это доставка товаров средствами и транспортом оптовых предприятий.
Линейный способ - размер заявки должен быть равен грузоподъёмности транспортного средства
Кольцевой - размер заявки должен быть меньше грузоподъёмности транспортного средства, причём загружается несколько заявок и транспортное средство проходит несколько маршрутов
Приемка. Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест фактически поступивших товаров, с показателями счет-фактур, товарной накладной и другими сопроводительными документами. Если товар поступил без сопроводительных документов, то составляют акт по фактически поступившему количеству товаров. В нем так же указывают отсутствующие документы. Количество поступивших товаров определяется в тех же единицах, которые указаны в сопроводительных документах. Товары принимаются на ответственное хранение. Претензии к поставщику о недостачах и излишках предъявляются в течение 10 дней с момента составления акта.
Приемка товаров по качеству заключается в проверке тары, упаковки, маркировки. В конце всей проверки в товаросопроводительных документах (накладной, счет-фактуре) продавец ставит свою подпись и пишет свои Ф.И.О..
Вывод. В магазине «Кали Ласка» соблюдены все правила организации товароснабжения. Приемка проводится в соответствии с нормативными документами.
6. Технологические процессы на розничных торговых объектах
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.
Торгово-технологический процесс в магазине «Кали Ласка» можно разделить на три основные части:
операции с товарами до предложения их покупателям;
операции непосредственного обслуживания покупателей;
дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
Первой операцией торгово-технологического процесса в магазине является разгрузка товаров с транспортных средств
Технология разгрузки товаров с автомобильного транспорта определяется: физическими свойствами товаров (штучные, навалочные, легковесные, тяжеловесные, в транспортной таре). Разгрузка автомобилей в магазине осуществляется вручную бригадой грузчиков с использованием средств малой механизации (ручной тележки). При разгрузке транспорта соблюдаются общие правила выполнения погрузочно-разгрузочных работ, работники обращают внимание на маркировку «Осторожно», «Не кантовать», «Не бросать», что имеет большое значение для сохранности товаров.
Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Она обеспечивает контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и предотвращает проникновение в магазин недоброкачественных товаров. Все товары, поступающие в магазин «Кали Ласка», принимаются по количеству и качеству.
Приемка товаров по количеству и качеству в магазине осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкциях. Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Товары, поступающие в магазин, принимают товароведы, работники, на которых возложена материальная ответственность. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.
Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Проводится в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. При их отсутствии приемка производится путем составления акта о фактическом наличии товара и делается отметка об отсутствии документа, а товар принимается на ответственное хранение.
Приемка товаров, поступивших в закрытой таре, не имеющей повреждений, обычно проводится в два этапа. На первом этапе товар принимают предварительно на месте получения их от поставщика или от транспортных органов. Окончательную приемку товаров по количеству проводят в магазине, проверяя количество единиц товара в каждом тарном месте и массу нетто.
Приемка товаров по количеству включает в себя проверку состояния тары, упаковки, целостности пломб и соответствия массы тары маркировке. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара.
Не допускается определять массу нетто путем вычитания массы тары из массы брутто по данным, указанным в сопроводительных и транспортных документах, без проверки их фактической массы.
Расхождения, обнаруженные при приемке товаров по количеству, отражают в соответствующем акте, который составляется в день окончания приемки. Акт составляют по установленной форме в четырех экземплярах. Акт подписывается всеми лицами, участвовавшими в приемке.
Не позднее, чем на следующий день после составления акта он утверждается руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя.
Приемка товаров по качеству в магазине производится одновременно с приемкой по количеству: при одногородней поставке - не позднее 10 дней после поступления товаров в магазин, при иногородней поставке - не позднее 20 дней.
В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям.
На складе создаются такие условия для правильной и своевременной приемки товаров по качеству, при которых обеспечивалась бы сохранность товаров и предотвращалась их порча. Своевременно проверяют средства испытания и измерения, которыми определяется качество товаров, и следят за их исправностью.
Если при приемке обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт, который передают в правление кооперативной организации для формирования комиссии и организации окончательной приемки товаров по качеству. Одновременно создаются необходимые условия для сохранения поступивших товаров.
После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Хранение товаров в магазине является составной частью торгово-технологического процесса. Задача работников магазина заключается в доведении до покупателей всех товаров, поступивших в магазин, без снижения их качества с наименьшими потерями.
Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения обеспечивают материально-ответственные лица.
В магазине «Кали Ласка» хранение товаров организовано в специальных складских помещениях, товары размещены с учетом физико-химических свойств, соблюдены правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования, сгруппированы по признаку однородного режима хранения. Вместе с тем товары, одинаковые между собой по режиму хранения, размещены по ассортиментному признаку, например: мука-крупа, сахар - кондитерские изделия. Это создает удобства при отборке товаров для продажи.
Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.
Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы от товаров, обладающих острыми запахами. Гигроскопические товары нельзя хранить совместно с товарами, выделяющими влагу.
При хранении соблюдаются оптимальные режимы хранения продовольственных товаров.
За каждой группой товаров на складе закреплено постоянное место хранения. Для правильного хранения в магазине используются различные способы укладки товаров. В магазине применяется штабельная укладка для таких товаров, как мука, сахар, крупа; стеллажная - для товаров, упакованных в картонные коробки, пачки.
Таблица 5. Оптимальные режимы хранения отдельных видов продовольственных товаров
Наименование товараТемпература воздуха, СОтносительная влажность, %Бакалейные товары, кондитерские изделияНе выше 1860-70Мясо и мясопродукты охлажденные0-285Рыба копченая0-275-80МолокоНе выше 880Кисломолочные продуктыНе выше 880Сыры2-1080-87Фрукты и овощи свежие0-380-90Вина8-1685Хлеб и хлебобулочные изделия20-25Не более 75
Для размещения гастрономических товаров используют холодильные камеры или шкафы, при этом копчености и колбасные изделия хранят в подвешенном состоянии.
Диетические яйца хранят при температуре от 0 до 20°С - 7 дней, столовые - при температуре не выше 20°С - 25 суток, при температуре от 0 до -2°С - не более 120 суток.
Мороженое хранят при температуре не выше -12°С.
Майонез хранят в затемненных помещениях при температуре от 3 до 18°С и относительной влажности воздуха не более 75% в соответствии с установленными сроками хранения для каждого вида продуктов.
Охлажденная рыба хранится в таре, в которой она поступила от поставщика. Температура ее хранения -2°С. Срок хранения - 48 часов. Мороженая рыба хранится в ящиках, уложенных в штабеля с прокладкой реек между ними в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Хранение сыпучих продуктов производится в сухом, чистом, хорошо проветриваемом помещении, не зараженном амбарными вредителями, при относительной влажности воздуха не более 75%. Не расфасованные продукты хранят в мешках штабелями на поддонах, на расстоянии 50 см от стен, с разрывом между штабелями не менее 75%.
Поваренная пищевая соль хранится изолированно от других продуктов. Йодированная соль имеет гарантийный срок хранения 6 месяцев с момента выработки, по истечении которого она реализуется как обычная пищевая.
В холодильных камерах и шкафах при температуре 6°С хранят мясо и мясные продукты, уложенные на подтоварники или подвешенные на крюках.
Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют. При повышенной влажности воздуха помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства, при пониженной - воздух в помещениях увлажняют (разбрызгивают воду и т.д.).