Обзорный раздел (резюме). Резюме - один из наиболее важных разделов бизнес-плана, так как в нем кратко отражается суть проекта. От того, как написано резюме, зависит, возникнет ли интерес у потенциальных инвесторов к предприятию. Резюме должно содержать:
- цель проекта;
краткое описание компании;
краткое изложение наиболее привлекательных моментов из всех остальных разделов с акцентом на положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи;
объем привлекаемых инвестиций и/или кредитных ресурсов;
основные финансовые показатели, характеризующие эффективность проекта;
предполагаемый срок и порядок возврата заемных средств;
номера и даты получения патентов и сертификатов;
факты, подтверждающие надежность деятельности предприятия, юридические и экономические гарантии.
. Описание предприятия. В этом разделе должно быть:
основные виды деятельности и характер компании;
профиль компании (производство, торговля или сфера услуг);
стадия развития данного бизнеса;
цели предприятия и его организационно-правовая форма;
что и как компания намерена предлагать своим клиентам;
основные технико-экономические показатели предприятия за прошлые пять лет;
нынешние и перспективные географические рамки деятельности компании;
показатели конкурентоспособности товаров и предприятий по конкретным рынкам и периодам;
отличия данного предприятия от других компаний.
. Описание продукции или услуг.
физическое описание продукции или услуг;
описание возможностей их использования;
привлекательные стороны предлагаемой продукции или услуг, их новизна;
степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок;
список экспертов или потребителей, которые знакомы с товаром или услугами и могут дать о них благоприятный отзыв (при наличии такой информации).
. Анализ рынка и маркетинговая стратегия.Цель анализа рынка - разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара. Анализ рынка содержит:
определение спроса и емкости рынка;
анализ конкуренции и других факторов воздействия на развитие данного бизнеса;
результаты исследования рынка;
прогнозы объемов продаж;
описание маркетинговой стратегии данной компании (стратегии сбыта, рекламы и продвижения товара, ценообразования, стимулирования продаж и т.д.).
Маркетинговая стратегия включает:
технологии и результаты сегментации рынка;
стратегию ценообразования, прогнозы цен на товары предприятия;
стратегии охвата рынка;
стратегии разработки новых товаров;
выбор ресурсной стратегии;
выбор методов и способов распространения товаров;
стратегию стимулирования быта продукции;
выбор стратегии рекламы товара;
выбор стратегии развития предприятия на перспективу.
. Производственный план. Основной производственный план содержит:
общий подход к организации производства;
необходимое сырье и материалы, их источники и условия поставки;
технологические процессы на производстве;
необходимое оборудование и его мощность;
требования в отношении трудовых ресурсов (производственный, инженерно-технический и административный персонал, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).
План обновления выпускаемой продукции должен содержать:
описание научных подходов, систем, принципов, методов и технологии, которые были применены при разработке стратегии обновления выпускаемой продукции;
технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов;
показатели конкурентоспособности, качества и ресурсоёмкости продукции предприятия и основных конкурентов;
план НИОКР.
План производства и реализации продукции должен включать следующие вопросы:
расчет производственной мощности подразделений предприятия;
оперативно-календарные планы;
план реализации продукции;
анализ использования производственной мощности предприятия;
План развития производства содержит планы:
повышения технического уровня производства;
повышения организационного уровня производства;
социального развития коллектива;
мероприятий по охране окружающей среды;
. График выполнения работ. График выполнения (календарный план) работ в рамках проекта должен включать перечень основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для их реализации, а также отражать планируемые временные рамки работ на каждом из этапов.
. Управление и организация. Управление предприятием включает: - описание основных участников предприятия (предприниматель и его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.);
организационная схема компании, показывающая внутренние связи и разделение ответственности в рамках организации;
порядок подбора, подготовки и оплаты труда сотрудников.
. Заключение
В заключительной части необходимо доказать, что инвестиционный проект перспективен и несёт определённые выгоды.
Приложения к бизнес-плану
В приложение входит документация, на основе которой происходило бизнес-планирование. Благодаря данному разделу вся дополнительная и справочная литература вынесена отдельно.
В приложении собраны такие материалы, как:
·копии регистрационной документации, материалов, характеризующих работу компании (отзывы в СМИ, дипломы и т.д.);
·материалы, которые связаны с новым товаром, услугами (схемы, фото, рисунки);
·данные, указывающие на значимость продукции (опросы, исследования);
·расчеты, сметы, калькуляции;
·характеристики конкурирующих фирм и их продукции;
·прайс-листы, каталоги, контракты;
·резюме руководства;
·заключение экспертизы и т.п.
Помимо перечисленного, в приложении могут быть страховые документы, поручительства, которые являются подтверждением минимальности рисков при вложении в проект денежных средств.
6. Финансовый контроль. Элементы финансового контроля
Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих действий на управляемый объект.
Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.
Финансовый контроль - это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.
Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.
Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.
Основными задачами финансового контроля являются:
обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;
повышение эффективности финансовой политики государства.
В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.
В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).
Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.
Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.
. Система государственного финансового контроля
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации представляет собой совокупность действий и операций по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств. Финансовый контроль - стоимостный контроль, поэтому он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию оценки финансовых результатов (эффективности). Таким образом, объект финансового контроля - это денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции управления; он призван обеспечивать интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.
Сегодня в Российской Федерации действуют 66 разного рода федеральных контролирующих органов различной ведомственной подчиненности, имеющих свои территориальные подразделения и в субъектах РФ; кроме того, субъекты РФ создают свои контролирующие органы, работающие в основном самостоятельно, без координации, без системной проверки их деятельности.
В Российской Федерации существует президентский, парламентский, правительственный, прокурорский и независимый (аудиторский) контроль. Цель президентского контроля определяется конституционным статусом Президента РФ. Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства. Президент РФ - гарант Конституции, права и свобод человека и гражданина, он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президентский контроль охватывает следующие объекты: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, их должностных лиц, а также организации. Предметами президентского контроля являются: исполнение конкретных указов, законов, федеральных программ, деятельность министерств и ведомств по реализации указов Президента РФ, федеральных программ, государственных концепций, а также директивных документов Правительства РФ.
Первый - высший уровень президентского контроля, который представлен Главным контрольным управлением Президента РФ, Государственной военной инспекцией Президента РФ и Советом безопасности.
Второй уровень - окружной в лице полномочных представителей Президента РФ, третий - региональный в лице федеральных инспекторов. Указом Президента РФ от 16 марта 1996 г. № 383 «О Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации» утверждено Положение «О Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации».
Основными функциями ГКУ являются: - контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;
контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ. Деятельность Счетной палаты РФ регламентируется Федеральным законом от 11 мая 1995 г. № 4- ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
Счетная палата РФ является постоянно действующим органом независимого парламентского контроля. Основной задачей палаты является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Аудиторами Счетной палаты РФ контролируются определенные направления ее деятельности, охватывающие группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею.
Счетная палата РФ имеет право давать администрации проверяемых субъектов обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении предписаний палата по согласованию с Госдумой может принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам нарушителей.
Прокуратура РФ выполняет, в том числе и функцию одного из элементов системы «сдержек и противовесов». От имени Российской Федерации Генеральная прокуратура производит надзор за исполнением действующих законов, устанавливает и производит действия по устранению любых правонарушений. Генеральная прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ.
Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики касается лишь выполнения денежных обязательств перед государством, включая уплату налогов и других обязательных платежей, соблюдение законности и целесообразности при расходовании бюджетных ассигнований и использовании кредитов, выполнение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Непосредственным предметом финансового контроля являются все стоимостные показатели. К сфере финансового контроля относятся практически все операции, совершаемые с использованием денег.
Финансовый контроль способствует:
сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;
обеспечению своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
выявлению внутренних резервов и возможностей роста финансовых ресурсов;
обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);
эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов государственных предприятий и организаций, бюджетных учреждений;
максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней (налоговый контроль).
Список литературы
1.Сковородкина Л.В. Финансовый менеджмент. - Учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины. Ч.2. - Симферополь, 2011. - 137 с.
.«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 24.07.2008).
.Журнал «Планово-экономический отдел» №8 2012 / Управление финансами. - Разработка финансового плана. - А.Н. Трошин, эксперт.