Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей 7-9 лет в процессе игровой деятельности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    77,68 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей 7-9 лет в процессе игровой деятельности

Содержание

Введение

. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей в процессе игровой деятельности

1.1 Развитие творческих способностей в процессе игровой деятельности у детей 7-9 лет как психолого-педагогическая проблема

1.2    Роль педагога в развитии творческих способностей у детей 7-9 лет в процессе игровой деятельности

2. Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогических условий развития творческих способностей детей в процессе игровой деятельности

.1 Цель, задачи опытно-экспериментальной работы. Диагностика уровня развития творческих способностей у детей 7-9 лет в процессе игровой деятельности

2.2 Ход и результаты опытно-экспериментального исследования по изучению влияния комплексной программы дидактических игр-«РТВ» на развитие творческих способностей детей 7-9 лет

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Преобразования, произошедшие в казахстанском обществе, приведшие к переориентации на гуманистические, личностно-ориентированные технологии изменили отношение к учащимся. Личность оценивается с позиции человеческого капитала, характеризующего вклад интеллектуального и творческого потенциала в развитие страны и общества.

У общества, состоящего из творческих личностей, несомненно, имеются наилучшие шансы быстро найти эффективные ответы. Для этого представляется необходимым, среди прочего, уделять большое внимание креативности в системе образования. В этом контексте проблема развития творческих способностей у детей 7-9 лет в процессе игровой деятельности приобретает особое значение.

Парадигма современной казахстанской школы провозгласила одним из приоритетов творчество, Приоритет «Творчество» предполагает, что в содержании образования будет взят курс на постепенный переход от овладения учащимися знаниями, умениями, навыками к развитию их способностей.

«Развить заложенные в человеке способности, не дать им погибнуть - это значит укрепить духовные силы человека, помочь ему найти самого себя. В настоящее время в казахстанском обществе существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Дальнейший прогресс общества невозможен без специалистов высокого класса, сочетающих профессиональную компетентность активным творческим потенциалом.

Поэтому развитие у детей 7-9 лет творческих способностей одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Все послания президента РК Н.А. Назарбаева к народу, свидетельствуют о ярком желании главы государства и правительства сделать Республику Казахстан политически совершенной, процветающей, духовно богатой.

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа».

В практике работы с детьми 7-9 лет учителя часто не знают, как развивать творческие способности ребенка в игре. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и не застрахованы от ошибки, что является проблемой школьного образования. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги: П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Н.Я. Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги - Г. Гилфорд, К. Торранс, В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская, М.А. Румер, Г.Л. Рошаль, Н.И. Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное «наращивание».

Всё сказанное позволило выявить следующие противоречия, которые определяют проблему исследования:

между уровнем реально функционирующей в обществе творческой активности и практической потребностью в таком его уровне, который способствовал бы дальнейшему прогрессу науки и культуры;

между реально функционирующим уровнем развития творческих качеств личности человека, с одной стороны, и степенью его теоретического осмысления, с другой;

между стремлением индивида проявить себя как свободная, творческая личность и недостаточным уровнем условий для развития креативных качеств человека.

между необходимостью развивать творческие способности и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогике начальной школы. Актуальность проблемы определила выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей 7-9 лет в процессе игровой деятельности».

Цель: определить психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей 7-9 лет в процессе игровой деятельности.

Объект: деятельность детей 7-9 лет в процессе игровой деятельности, направленная на развитие творческих способностей.

Предмет: психолого-педагогические условия, как средство развития творческих способностей детей 7-9 лет в процессе игровой деятельности

Гипотеза: Если создать психолого-педагогические условия: предметно-развивающую среду, руководство детской игрой, дифференцированный подход для развития творческих способностей у детей 7-9 лет в игровой деятельности то можно:

повысить уровень творческих способностей детей;

воспитать личность новой фармации, способную творчески и креативно подходить к решению проблем.

Задачи:

. Изучить психолого-педагогическую и научную литературу по проблеме развитие творческих способностей детей 7-9 лет в процессе игровой деятельности;

. Провести экспериментальную работу по определению условий развития творческих способностей детей 7-9 лет в процессе игровой деятельности;

. Разработать и обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей детей 7-9 лет;

. Составить комплекс игр и упражнений, базирующихся на психолого-педагогических условиях развития творческих способностей.

Методологической основой дипломного исследования явились положения:

Дошкольное детство - первая ступень в психическом развитии ребенка, его подготовка к участию в жизни общества. По утверждению казахстанских педагогов и психологов Буктугутова З.С., Досумова А.С., Сыдыгалиева Л.С. основным видом деятельности, в котором происходит всестороннее развитие дошкольников, является игра.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать заключение, что изучению творческих способностей детей посвящено значительное количество работ. Изучение креативности, роль игры в развитии креативности у дошкольников, школьников рассматривались в работах Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина др. Среди них казахстанские ученые Бенцион Я.С., Бесенбаева А.А. Мендигалиева Г.К.

С.Л. Рубинштейн, К. Дункер, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров исследовали методологические основы психологии творческих способностей, креативности, и ее основные закономерности и механизмы.

Дж. Гилфорд, Л.Б. Ермолаева-Томина, А.Н. Жук, Ю.Н. Кулюткин, Б. Олмо, Я.А. Пономарева, Н.В. Рождественская, Е. Торренс рассматривали креативность, как комплекс психических свойств, проявляющихся в определенной продуктивной или профессиональной деятельности.

В.В Давыдов, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.М. Матюшкин, В.В. Руьцов, Д.И Фельдштейн изучали психологические особенности творческих способностей в обучении и воспитании и механизмы творчества деятельности в педагогической психологий.

В трудах психологов творчество выступает как наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией. Идеи о творческом характере мышления разрабатывались в трудах Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской и многих других. Среди работ, посвященных вопросам развития продуктивного (творческого) мышления следует отметить работы А.В. Брушлинского, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, И.В.Серебровой, Л.Ф. Тихомировой, В.С. Шубинского, Л.М. Фридмана и др. Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития креативности ребенка (Р.И. Жуковская, Е.В. Зворыгина, Д.В. Менджерицкая, И.Я. Михайленко, Н.Н. Подьяков, Я.А. Пономарев и др.). Для этой цели в психолого-педагогической литературе разработаны методики Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, С.Л. Новоселовой и др.

Исследованиями по развитию и разработки диагностике развития творческих способностей занимались следующие зарубежные исследователи Дж. Гилфорд, С. Медник, В. Смит, К. Тейлор, Е.П. Торронс, Х. Трик, М. Уолдах, Д. Халпер и др.

Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития творческих способностей ребенка (Р.И. Жуковская, Е.В. Зворыгина, Д.В. Менджерицкая, И.Я. Михайленко, Н.Н. Поддьяков, Я.А. Пономарев и др.). Для этой цели в психолого-педагогической литературе разработаны методики Р.И. Жуковского, Д.В. Менджерицкого, С.Л. Новоселого и др.

База исследования: Исследование проводилась в ГУ «Приреченская средняя школа» с. Приречное, Карабалыкский район, Костанайская область

Методы исследования: анализ литературы; синтез; дедукция; индукция. Эмпирические: эксперимент; обобщение передового периодического опыта; наблюдение; беседа; анкетирование.

Практическая значимость исследования: Состоит в том, что выделены психолого-педагогические условия могут быть использованы в воспитательном и образовательном процессе, рекомендации педагогам по развитию творческих способностей у детей 7-9 лет в процессе игровой деятельности, разработан и подобран комплекс игр, направленных на развитие креативности.

Теоретическая значимость дипломного исследования: Уточнены понятия креативность, творческие способности, воображения, игровая деятельность. Определенны основные психолого-педагогические условия развития креативности.

1. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей в процессе игровой деятельности

1.1         Развитие творческих способностей в процессе игровой деятельности у детей 7-9 лет как психолого-педагогическая проблема

Сегодня разработано множество подходов к определению природы творческих способностей (креативности). Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворяло бы всех исследователей. В связи с этим мы посчитали необходимым определиться в отношении разных взглядов ученых на понятие творческие способности.

В педагогическом словаре Коджаспировой Г.М. под креативностью понимается (от английского слова «creativity») - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [1].

В словаре практического психолога Харвестовой С.Ю. креативность выступает как - творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации [2].

Мещерякова Б.Г. рассматривает креативность как творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания [3].

Креативность (от лат. Creation - созидание) - интегральное свойство личности, творческий потенциал, творческие возможности человека, которые проявляются в инновационных преобразованиях во всех сферах жизни - мышлении, чувствах, общении, познании отдельных видах деятельности [4; с.122].

Характеристики творчества связаны с комплексом психических свойств, проявляющихся в определенной продуктивной или профессиональной деятельности. Дж. Гилфорд, Е.Б. Ермолаева - Томина, Н.В. Рождественская, Е.П. Торронес выделяют различные способности в качестве элементов креативности. Основная способность, по их мнению, выражается в возможности проецирования и генерирования идеи [5].

Ч. Спирмен считал, что это - «сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей». Р. Арнгейм утверждал, что «о творчестве уже нельзя судить по тому объекту, который он производит… Творчество - это полное развертывание знаний действий и желаний».

У. Симпсон определял творчество как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления». По мнению Е. Торренса, творчество - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Творчество - это способность творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир. Детское творчество - это естественное поведение ребенка на фоне отсутствия стереотипов. Свежий взгляд ребенка на мир - от бедности его опыта и от наивного бесстрашия его мысли: «все действительно может быть» [6; 29].

Американский психолог Э. Фромм предложил такое определения понятия творчества: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Под творчеством (креативностью) понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Психологи, при характеристике творчества, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связано с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский Л.С., Давыдов В.В., Пономарев Я.А, Шмелев А.Г.) [7].

Таким образом, термин творчество в психологических исследованиях обозначается комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению.

Следовательно, в современных исследованиях подчеркивается тенденция рассмотрения креативности как процесса и комплекса интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих каждой личности. Это аргументирует разные подходы к проблеме творчества: она исследуется не только как креативный результат, к которому, естественно, приходит не каждая личность, но и как личностно значимое новое качество на основе рефлексии и субъективной самооценки.

Проведенный анализ взглядов различных исследователей на проблему креативности позволил нам выяснить, что во многих исследованиях творческий акцент падает на выявление психологических креативных механизмов и творческого потенциала, имеющихся у каждой личности, однако, в разных количествах и качествах. При этом возникает проблема лишь в различии их по уровню и степени развития и проявления. А так же что креативность - это способность к творчеству. В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся и соответственно с ним развивается креативность. Исследования психологов и педагогов позволяют нам связать творчество с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника.

Опираясь на исследования Л.С. Выготского, можно утверждать, что центральным компонентом творческих способностей у детей 7-9 лет является его способность к воображению. Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека, важна точка зрения, в которой утверждается, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения.

Основой становления новой, уникальной и неповторимой, творческой, креативной личности в современной науке признаны воображение и фантазия, так считали Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, В.Т. Кудрявцев их последователи [5].

В связи с этим мы рассмотрим воображения с различных сторон. В философском словаре под воображением понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

В психологическом словаре под воображение рассматривается - способность <#"790265.files/image001.gif">

Рисунок 1. Динамика результатов исследования уровня развития творческих способностей у детей 7-9 лет на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

В тестировании участвовали все дети из двух классов. Поэтому, можно было с уверенностью подводить итоги нашего тестирования. Диагностика проводилась по 3 методикам П. Торренса, которые были на первом этапе эксперимента.

Из диагностики видно, что 12 детей, а это 60% (от всего класса) в 1 «В» классе имеют высокий уровень творческих способностей. По сравнению с началом эксперимента это на 50% больше. Такая статистика указывает на рост развития творческих способностей детей 7-9 лет, на эффективность используемой игровой «РТВ» - методики .

В 1 «А» классе, где не применялся курс игр-«РТВ», количество учащихся с высоким уровнем творческих способностей возросло на 19 % - с 3-х до 7 школьников.

Анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей показывает, что эффективность формирования креативности в экспериментальном классе значительно выше, чем в контрольном; при этом если в экспериментальном 1-«В» классе количество учащихся с высоким уровнем творческих способностей возросло на 50 %, то в контрольном всего лишь на 19 %, т.е. на 31 % меньше по сравнению с экспериментальным классом.

Кроме того, дети в 1 «В» классе раскованнее, увереннее в себе , чем дети в 1 «А» классе. На итоговом тестировании они не волновались, вели себя свободно. Когда им предложили выполнить данное тестирование, они с удовольствием и интересом приступили к его выполнению.

Дети 1 «А» класса дольше думали над заданием. Задания вызвали затруднение.

Таким образом, результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что в условиях эксперимента значительно повысились показатели уровней развития творческих способностей детей 7-9 лет. Полученные результаты доказывают позитивное влияние и высокую эффективность специальной системы использования дидактических игр-«РТВ» - развития творческих способностей детей 7-9 лет.

Таким образом, гипотеза, поставленная перед данной дипломной работой, полностью подтвердилась.

Заключение

Одной из актуальных проблем казахстанского общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим на первый план выходят определенные требования к такой личности - творчество, активность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности.

Современное общество все больше нуждается в творчески мыслящих людях, но подготовка творчески мыслящих людей является чрезвычайно трудной задачей. Можно ли научить творчеству? И если можно, то как? Исследования, проведённые в нашем дипломном проекте, позволили нам дать утвердительный ответ на этот вопрос: да, учить творчеству можно и нужно; при этом эффективным средством развития творческих способностей ребёнка является инструментарий игр-«РТВ».

Известно, что учитель - ключевая фигура учебного процесса. Именно он может развивать у учащихся качества творческой личности. При этом, очевидно, что способность учителя творчески мыслить - решающий фактор изменения образовательного процесса, ибо только творческая личность может воспитать творческую личность в своих учениках.

Возраст детей от 7 до 9 лет, так называемый младший школьный возраст является сензитивным (наиболее благоприятным, «чувствительным») этапом развития творчества ребенка, его самореализации и роста его личностного достоинства.

Результаты опытно-экспериментальной работы по изучению влияния специальной комплексной программы дидактических игр-«РТВ» на эффективность развития творческих способностей детей 7-9 лет подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

Мы пришли к выводу, что успешному формированию и развитию творческих способностей детей 7-9 лет способствуют следующие педагогические условия:

педагогизация окружающей среды: создание среды, психологически, материально благоприятной для проявления и развития детского творчества;

личный пример взрослых: творчество учителя, творческая увлечённость интересным делом взрослых, родителей;

объединение усилий всех субъектов педагогического процесса с целью создания условий для личностного развития творческих способностей детей 7-9 лет: координация воспитательных воздействий, единство требований, слова и дела;

использование инструментария игр-«РТВ» (развития творческого воображения), создающих ситуации выбора, направленных на развитие творческих способностей;

организация сотворчества в детском коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого;

повышение у учащихся мотивации к самостоятельному поиску знаний, исследованию проблем;

систематическое осуществление диагностики и её анализ.

При отборе содержания методической деятельности по реализации поставленной цели особое внимание было уделено созданию творческой обстановки на уроке в начальной школе; проведению специальных уроков творческой деятельности «РТВ», разработке технологии уроков с целью развития творческих способностей детей.

Методическая деятельность включала и работу по совершенствованию творческой деятельности самого учителя: в процессе психологических тренингов отрабатывались приемы вербального и невербального поведения в общении, проблемы творческого развития учащихся, методы и пути корректировки процесса обучения с учетом поставленных задач. Например, влияние оценочной деятельности учителя на позицию школьника и развитие его индивидуальности, оценка результатов диагностики творческих способностей детей, участие семьи в развитии детского творчества, обсуждение данных анкетирования родителей.

Значительное место занимала теоретическая подготовка учителя по проблеме развития творческих способностей детей 7-9 лет.

Что касается выбора тем для творческих заданий, то опыт нашей работы показывает, что на первых порах они должны предлагаться руководителем. Учащимся первое время лучше находиться на положении ведомых. Затем, по мере свертывания навыков решения и наработки мыслительных операций учащимся можно постепенно предоставлять все большую и большую самостоятельность.

Анализ педагогических, методических источников, собственный опыт работы по использованию игр-«РТВ» позволяют нам сделать вывод, что данная технология обеспечивает высокую педагогическую эффективность в развитии творческих способностей детей. Она обеспечивает логику воспитательно-образовательного процесса, дает инструменты и операторы мышления, вооружает приемами активизации творческого процесса и способами разрешения различных противоречий.

Использование игр-«РТВ» формирует диалектическое, системное мышление, вырабатывает стратегию творческой личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу людям, планете, цивилизации.

Организация учебного процесса с использованием инструментария игр-«РТВ» направлена на удовлетворение потребности общества в образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

Результаты контрольного исследования доказали рост уровня творческих способностей по всем показателям: продуктивность, беглость, оригинальность. Контрольные показатели свидетельствуют о том, что постижение знания через творчество способствует повышению самореализации творческих способностей в ходе учебной деятельности школьников как субъектов деятельности.

В результате исследования мы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы: развитие творческих способностей учащихся будет успешным при условии организации специальных дидактических игр-«РТВ», направленных на развитие творческого воображения, продуктивности и оригинальности мышления младших школьников .

творчество игра креативность

Список использованной литературы

1.  Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. под web ред.: Мандрик Р.А. (Краткие словари )

.    Словарь практического психолога. М. : АСТ, Харвест. С.Ю. Головин. - 1998.

3.      Большой психологический словарь. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

.        Креативный ребенок диагностика и развитие творческих способностей - Ростов - На - Дану Феникс 2004г.

.        Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников М: Просвещение 1996.

.        Кубрявцев В. Феномен детской креативности, вопросы теории // Дошкольное воспитание. - 2008. - №5.

.        Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1998.

.        Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. 1983.

.        Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,2001.

.        Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10.

.        Зденек М. Развитие правого полушария: Углубленная программа высвобождения силы Вашего воображения. - М.: Попурри, 2004. - 352 с.

.        Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 2001.

.        Нельке М. Креативная педагогика и психология/ Нельке М. пер. с нем. М.Э. Реш - М: Омега - Л 2005. - 136 с.

.        Психология креативности: учебное пособие пер. с фр. / Любарт Т., Муширу К., Тарджнан С., Зенасисиф - М.: Ногито - центр 2009.

.        Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: к диагностике творческих способностей // Дошк. воспитание. - 1995. - №9.

.        Бос Э. Как развивать креативность? / Бос Э.; [пер. с нем. Петросян К.А.].Ростов - На - Дону: Феникс 2008.

.        Е.А. Флерена Игра и игрушки: пособие для воспитателей детского сада / под ред. Д.В. Менджерицкой - М. прсвешение. 1973. - 110с., ил.

.        Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1998. - С.432-433.

.        Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада Под ред.Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 2002. - 128 с., ил.

.        Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры.// Дошкольное воспитание. - 1995. - №10.

.        Дошкольная педагогика под ред. В.И. Ядэшко.

.        Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М.,2003.

.        Жуковская Р.И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкольное воспитание. - 2001. - №10.

.        Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - С-Пб.: Союз, 1997.

.        Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 1990, №9. - С.31.

.        Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.

.        Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1998.

.        Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. - 2003. - №4. - С.18-23.

.        Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.

.        Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979 - 99 с.

.        Ключ Н.В. Курс «РТВ». Программа годичных курсов.

.        Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. - М.,1996.

.        Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка - дошкольника // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. - М., 1999.

.        Эльконин Д.Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. - 1996. - №5.

35.    В.Г. Нечаева, Е.И. Корзакова. «Строительные игры в детском саду <http://www.detskiysad.ru/igra/stroitel.html>» Издательство «Просвещение», М., 1966 г.

.        Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) /Сост.Е.Н. Тверитина, Л.С. Барсукова; Под ред. М.А. Васильевой. -М.: Просвещение, 2004. - 112 с.

.        Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры./ В сб. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М., 1999.

.        Абраменкова, В. Во что играют наши дети? : Игрушка и АнтиИгрушка / В. Абраменкова. - М.: 2006. - 640 с. : ил. - ( В помощь родителям )

.        Игры и игрушки в жизни детей : пособие для педагогов ДОУ /Под ред. Т.И. Оверчук; сост. Р.А. Горб - М. : ГНОМ и Д, 2006. - 240 с.

.        Артаманова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4

.        Новоселова С.Л. Развивающаяся предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4

.        Банзалюк Е.Н. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6 - 9 лет / Банзалюк Е.Н. // Вопросы психологии 2008 №3 с 55 - 60.

.        Морозов А.В. креативная педагогика и психология: учебное пособие / Морозов А.В. М., 2006.

.        Досумова А.С. Креативность как элемент инновационного образования / Досумова А.С.// Каз УУ Хабармысы

.        Сындыгалиева Л.С. Методологические основы исследования мотивных аспектов креативности/ Сындыгалиева Л.С.// Вестник Академия педагогических наук Казахстана - 2008 № 1 с 38 - 41.

.        Рождественская Н.В. креативность: пути развития и тренинги / Рождественская Н.В., Толимин А.В. - спб: Речь 2006 г. 360 с.

.        Андреева Ю.И. Растим гения. Развиваем нестандартное мышление и воображения, улучшаем память, речь. / Андреева Ю.И. - Санкт-Петербург: вектор, 2009 214с.

.        Артюшина Л.И, Лойко В.А Моделирование сюжетно ролевой игры / Методические рекомендации / г. Костанай 2010 г.

.        Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» Астана 2010

.        Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетия, Новый экономический подъем, Новое совершенствования» Астана, 29 января 2010

.        Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971 - 415 с.

.        Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2000.

.        Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1991.

Похожие работы на - Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей 7-9 лет в процессе игровой деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!