Роль педагога и пути формирования ученического коллектива
Чтобы овладеть педагогическим мастерством, следует постоянно работать над собой, пропуская передовой педагогический опыт через себя, осваивая новые технологии обучения и воспитания, формируя четкую профессиональную позицию.
Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность, формируют авторитет учителя - признание учениками его интеллектуальной, моральной силы и превосходства. Авторитетный педагог должен быть эрудированным, справедливым, терпимым, принципиальным, человечным, с высоким чувством ответственности. Не менее существенное значение имеют его умение достойно вести себя, бодрость и жизнерадостность, внутренняя собранность, сдержанность, приветливость, привлекательность не только чувственная и интеллектуальная, но и внешняя [9; 48].
Личность учителя как специалиста характеризуется следующими качествами:
профессионализм;
педагогическая культура;
педагогическое мастерство;
профессионально-педагогическая компетентность;
педагогические способности;
профессионально-педагогический потенциал;
педагогическая техника;
педагогическое творчество.
Педагог - это прежде всего исследователь, которому присущи такие личностные качества: научное педагогическое мышление, определенная исследовательская смелость, критические анализ и подход к решению педагогических задач, развитая педагогическая интуиция, потребность в профессиональном самосовершенствовании, разумном использовании передового педагогического опыта и т.д..
Каждый учитель обладает творческим потенциалом, который необходимо развивать и совершенствовать. Основой творчества учителя является профессионально-педагогическое мышление, которое предусматривает целостное видение педагогической ситуации, ее системный анализ и творческую гибкую построение вариантов выхода из нее, нестандартный, поисковый и инновационный подход к организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, постоянное его совершенствование. Сочетание общих и специальных способностей с высоким уровнем развития творческого мышления учителя обеспечивает настоящую, а не сугубо внешнюю эффективность его деятельности [9; 52].
Педагог является определяющей фигурой системы образования. Уровнем развития его профессионализма, духовно-нравственной культуры и мастерства определяются любые успехи и в педагогической деятельности, и в развитии общества в целом.
Чтобы удачно сформировать личность в коллективе, прежде всего, педагогу необходимо научиться управлять ученическим коллективом - использовать коллектив как инструмент воспитания для развития индивидуальности каждого ученика. Для этого мы предлагаем выполнять поэтапно три основные функции педагога:
) сбор и анализ информации о ученический коллектив и отдельно взятых школьников, входящих в него;
) платування и организация адекватных состояния коллектива воздействий, целью которых является его усовершенствования и оптимальное влияние на личность;
) контроль и коррекция, направленных на более высокий уровень развития коллектива и каждого ученика [10; 276-284].
Педагог должен организовать такое взаимодействие, в которой персональные, партнерские и мотивационные отношения между членами коллектива сочетаются. Это требует специальной работы, направленной на воспитание терпеливого отношения к недостаткам других, сдержанности, толерантности, умение прощать нанесенные обиды, безрассудные поступки.
Исходя из выше сказанного, мы уверенно утверждаем, что плодотворное творческая деятельность каждого индивида возможна лишь в коллективе с гуманными нравственно - психологическими отношениями. Таким образом создаются условия для всестороннего развития способностей человека и применение их в различных сферах деятельности. Коллективизм создает реальные предпосылки для выявления потенциальных творческих возможностей личности, развитие ее социально значимой инициативы, целеустремленности, сознательного участия в управлении общественными процессами.
В. Сухомлинский подчеркивал мысль о том, что "личность - это винтик механизма, который должен подчиняться интересам коллектива. Он считал, что коллектив - это богатство индивидуальностей, и чем больше самодостаточных индивидуальностей будет в каждом коллективе, тем богаче он будет. Надо учитывать личность, если она что-то умеет, что-то знает и может этим поделиться. Чем больше будет таких детей, тем более деятельным будет коллектив [12; 192-197].
Если происходит объединение детей, интересующихся решением какой-то проблемы, это будет настоящий коллектив. Рано или поздно время безоговорочной индивидуальности пройдет. Итак, человек должен работать и учиться в группе. Уже сейчас наша школа и наша педагогика доходит до этой мысли и в дальнейшем она будет опираться на эти идеи [14; 26].
Коллектив как неотъемлемая составляющая целостного общественного организму не сводиться к совокупности индивидов, объединенных на основе формальной организации или по признакам психологической коммуникации. Единство его характеризуется главным образом отношениями людей, объединенных общей целью.
Важным следствием формирования убеждений является возникновение одного из стержневых качеств личности, а именно моральной стойкости. Под формированием устойчивости психологи понимают постепенное превращение ребенка из существа, покоренной внешним воздействием, у субъекта, способного действовать самостоятельно, на основе сложившихся убеждений. Значение этой черты личности трудно не заметить. Потому что она - источник принципиальности, условие, которое позволяет человека отстаивать свои взгляды и убеждения, качества, без которой невозможно формирование бойца. Человек сознательно или подсознательно, но постоянно сравнивает себя с реальными людьми или идеальными эталонами. Она постоянно сопоставляет себя, свои действия и поступки с определенным идеальным представлением о себе. Так возникает самооценка. Именно так происходит сопоставление реального поведения группы по определенным эталоном. Так рождается оценка человеком группы [14; 32].
Психологам хорошо известно, что эмоциональное благополучие как взрослого, так и подрастающего человека в значительной степени определяется сопоставлением ее самооценки и оценки его окружающими. Если совпадения нет и группа оценивает человека ниже, чем она себя, то человек чувствует разочарование, недовольство, стремление покинуть ту сообщество, в котором она не нашла на ее взгляд признание.
Само по себе эмоциональное благополучие, общительность, отсутствие униженных и изолированных детей, взаимная привязанность необходимые для формирования настоящего коллектива. Хотя же эмоциональное единство группы, взятая сама по себе, не является достаточным критерием развития группы. Трудно выяснить, на основе которых ориентаций и ценностей возникает это единство. Оказывается, что на начальных этапах формирования группы выбор товарищей характеризуется большей степени непосредственной эмоциональной оценкой. Выбирая товарищей, школьники определенным образом ориентируются на внешние качества, а не на личностные.
1.4 А. Макаренко и В. Сухомлинский о влиянии детского коллектива на личность
В. Сухомлинский внес весомый вклад в понимание механизма, психолого-педагогической сущности влияния школьного классного коллектива на личность ребенка. Как и А. Макаренко, он считал, что коллектив в духовной жизни, в воспитании школьников играет значительную и своеобразную роль. Педагог отмечал, что жизнь и работа в коллективе является школой становления буквально все черты личности [13; 150]. От того, какие идеи лежат в основе трудовых, духовных, морально-этических взаимоотношений между членами коллектива как человеческой союза, зависит становление понятий и представлений личности о добре и зле, о долге и справедливости, чести и достоинства.
Влияние коллектива на личность Василий Александрович рассматривал как серьезную проблему воспитательной работы, ведь, будучи очень сложным вообще, с духовным развитием личности он осложняется еще больше из-за многогранность и разнообразие отношений. Для характеристики этих отношений педагог впервые ввел понятие «прикосновения человека к человеку». Именно через эти «прикосновения» коллектив влияет на личность, а от их характера зависит, каким является это влияние: или он обогащает или обедняет, или разрушает личность [6; 311].
С позиции гуманизма большое теоретическое значение имеет мнение Сухомлинского, что личность и коллектив - это две стороны одной медали. Без воспитания личности не может существовать коллектив, а воспитание личности немыслимо без самовоспитания. В широком смысле понятие воспитания он представлял именно как гармонию воспитания коллектива и личности [12; 188-191].
В отличие от своих предшественников, которые в большей степени исследовали механизмы внешнего характера (общение, взаимоотношения, положение личности в коллективе), Василий Александрович Сухомлинский рассматривал преимущественно внутренние механизмы, которые связаны с психическим состоянием, реакцией личности, ее собственными потребностями и сознательным выбором. Он выступал за право личности как субъекта воспитательного процесса критиковать свой коллектив [7; 448].
Педагог в соответствии с потребностями времени и согласно объективным зако-номирностямы развития личности считает детский коллектив только одним из факторов влияния на нее, что обусловлено потребностью ее всестороннего развития. Итак, признавая возможность «мудрой власти» коллектива над личностью, В. Сухомлинский выступает против его полной власти.
Он решал сложные педагогические проблемы, которые волнуют нас и сейчас. Его разработки в педагогике не потеряли своего значения и сегодня.
Не утратила актуальности и в современных условиях макаренковская идея перспективных линий, как метода развития коллектива и личности.
Центральное место в его системе отводится сочетанию полноценного среднего образования с производительным трудом на технически хорошо оборудованной базе.
РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ коллектива в общеобразовательных учебных заведениях
.1 Опыт работы Стахановского специализированной школы № 3 I-III ступеней по проблеме формирования коллектива
Во время педагогической практики в общеобразоательной школе № 3 г. Стаханов, мы наблюдали за детьми, за их поведением и манерой общения.
С целью изучения межличностных отношений мы использовали различные методы. Самые распространенные из них, это методы наблюдения, анкетирования и опроса.
В наше время, к сожалению, не такая тяжелая сам ребенок, как труден ее положение в системе установленных отношений в классе. Тяжелыми становятся совсем не те дети, которые оказалась за пределами общения. К тяжелым детей относятся школьники самоизолювались в детском коллективе. Часть из них замкнулась в себе, ни с кем не дружит, часто вступает в конфликты со взрослыми. Многие дети этой группы, потеряв в школе личные связи и контакты, ищут их на стороне - в дворовых и уличных компаниях, которые порой отличаются по асоциальным направленностью. Этих детей не просто так потянуло к уличной среды, там они искали возможность удовлетворить потребность в эмоциональных контактах, в товарищеских связях, потребность в общении.
Что же происходит с теми детьми, которые пользуются наибольшим доверием и авторитетом в классе? - Ученики этой категории охотно посещают школу, испытывают удовольствие от окружающей внимания, им льстит завоеван авторитет и уважение товарищей. Хотя примерно одна пятая детей, подростков и юношей, характеризуется иначе. Это - эгоисты. Оказывается, иногда активная общественная деятельность вызвана только личными мотивами. Они терпеть не могут критики, чрезмерно заботятся о сохранении своего положения, не отвечают на симпатии товарищей, ищут товарищеских связей с взрослыми или более старшими детьми. Говоря одним словом, эта, казалось бы на первый взгляд благополучная категория, ставит не менее сложные педагогические проблемы.
Коллектив может способствовать не только становлению личности, но и ее деградации. Руководитель класса должно способствовать тому, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в коллективе, чтобы не возникали никакие споры и обиды. Если же они и возникают, необходимо немедленно их решать путем бесед, путем привлечения каждого ученика к активной деятельности. Необходимо проводить все возможные методы для улучшения как жизнь коллектива, так и становления личности в нем. Чтобы избежать ситуаций изолированности, учителю необходимо прежде всего быть психологом, знать тонкости детской души, понимать их состояние и чувства. Если ребенка что-то беспокоит, огорчает, угнетает, то сообразительный учитель сразу это заметит, и выступит в данном случае не школьным работником, НЕ строгим воспитателем, а прежде всего другом, человеком, который стремится помочь. В этом случае, учителю необходима изрядная педагогическое мастерство. Надо способствовать тому, чтобы коллектив постоянно развивался, а не деградировал. Необходимо создать такую атмосферу в коллективе, чтобы каждый ребенок чувствовал себя человеком, личностью, которая хочет и может развиваться.
В коллективе и под его влиянием происходит становление личности - состоит ее направленность, формируются общественная активность, воля, создаются условия для саморегуляции и развития способностей. В нашей работе мы предлагаем применять на практике методы анкетирования и тестирования, которые лучше смогут помочь учителю проникнуть во внутренний мир ребенка и способствовать становлению как личности, так и коллектива в целом.
Анкета для выявления отношений в коллективе
(По В. Козловым)
. Сколько тебе лет?
. Пол муж. / Жен.
. Ты любишь школу?
) не люблю;
) немножко люблю.
. Как ты себя чувствуешь в школе?
) спокойно;
) весело;
) скучно;
) страшно;
) комфортно;
) неспокойно;
) одиноко
. Нравится тебе кто-то из класса? ........ (Да / нет).
. Если "да", то что преобладает в ваших отношениях?
) взаимопонимание;
) взаимопомощь;
) сопереживание;
) уважение друг к другу;
) общее хобби
. Какие проблемы волнуют тебя во взаимоотношениях с одноклассниками? ........
. Какие отношения сложились в вашем классе?
) взаимопонимание;
) безразличия;
) уважения и доверия;
) сопереживание;
) преследования и высмеивание;
) взаимной
. Хотел бы ты пригласить к себе на день рождения кого-нибудь из учителей? ...... (Да / нет).
. Как бы ты охарактеризовал отношения между учениками вашего класса?
) дружеские: сотрудничаем, беспокоимся друг о друге и одновременно от ¬ бодрствуйте ответственность за собственные поступки перед коллективом;
) товарищеские, дружеские, но не очень прочные и длительные;
) совершенно равнодушны: никто никого не интересует;
) неискренние по согласием скрывается притеснения со стороны сильных;
) мы все подчиняемся одному "королю" или группе наглых опасного них муртадов;
) мы все время спорим и ссоримся друг с другом;
) отношения между нами бывают разные в зависимости от ситуации.
. Я предпочитаю со своими одноклассниками:
) учить уроки;
) гулять на природе;
) принимать участие в общественной работе;
) защищать их от опасности;
) держаться от них подальше;
) проводить свободное время;
) помогать тем, кто нуждается в этом;
) обсуждать личные проблемы;
) обращаться за помощью.
. Что больше соответствует твоей жизненной позиции?
) я чувствую потребность всегда бескорыстно помогать другим людям;
) я готов отказаться от собственных интересов ради других людей;
) я стараюсь сочетать собственные интересы с потребностями и интересами других людей;
) я помогаю другим людям, если это не противоречит моим интересам;
) я стараюсь не беспокоить других людей через свои личные проблемы;
) я могу сочувствовать другому человеку, однако тратить время на любую помощь не могу;
) я помогаю другим людям, если сам должен с этого какую-то выгоду
. Кто должен вмешаться и помочь ученику, если он стал на неправильный путь: плохо учится, нарушает законы, ссорится с одноклассниками и т.д.?
) никто;
) одноклассники;
) учителя;
) родители;
) психолог;
) социальный работник;
) лично я [18; 195].
Диагностика потребности в общении
(По Ю. Орловым)
Ответьте "да" или "нет" на представленные ниже вопросы.
. Я получаю удовольствие от участия в различного рода торжествах.
. Я могу приглушить свои желания, если они противоречат желанию участников.
. Мне приятно проявлять приверженность к кому-то.
. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.
. Я чувствую, что по отношению к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
. Когда я узнаю об успехах моего друга, у меня ухудшается настроение.
. Чтобы быть довольным собой, я должен кому-то в чем-то помочь.
. Мои товарищи мне порядком надоели.
. Когда я делаю плохо работу, присутствие людей меня раздражает.
. Прижатый к стене, я говорю оставлю ту часть правды, которая, по моему мнению, не принесет вреда моим друзьям.
. В трудной ситуации я думаю не столько о себе, как о близком мне человеке.
. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть.
. Мне приятно помогать друзьям, даже если это доставит мне значительные хлопоты.
. С уважения к товарищу, я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.
. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.
. Сцены насилия в кино мне противны.
. В состоянии одиночества чувствую тревогу и напряжение Бульны, чем нахожусь среди людей.
. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
. Мне жаль брошенных собак и кошек.
. Я предпочитаю иметь меньше друзей, но более близких.
. Я люблю бывать среди друзей.
. Я долго переживаю ссоры с близкими.
. У меня больше близких людей, чем во многих других.
. У меня большее влечение к достижениям, чем к дружбе.
. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению во взгляде на людей, чем суждениям других людей о них.
. Я предоставляю большее значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.
. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
. Что касается меня люди часто неблагодарны.
. Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе и любви.
. Ради друга я могу пожертвовать всем.
. В детстве я входил в одной "тесного" компании
. Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о дружбе.
Обработка результатов:
За каждый ответ, соответствующий ключу начисляется 1 балл.
Ключ "да" - 1,2,7,8,11,12,13,14,17,18,19,20,21,22,23,24,26,28,30,31,32,33.
"Нет" - 3,4,5.6,9,10,15,16,25,27,29.
Определяется общая сумма баллов. Чем выше оценка, тем больше потребность в общении [15; 189].
После проведения такой диагностики, учителю необходимо проанализировать результаты работы и выявить учеников, которым нужна поддержка и помощь в их становлении в коллективе. Для этого необходимо проводить индивидуальные и коллективные часа, применяя при этом тесты, анкеты, игры различного характера и т.д..
Для того чтобы узнать, комфортно чувствует себя ученик в коллективе, предлагаем провести такой опрос:
Нравишься ли ты людям?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, надо проявить свое отношение к каждому из двадцати суждений, содержащихся в тесте. Если вы согласны с определенным суждением, поставьте возле него знак "+", а если нет, то "-". Ответы вроде "не знаю", "не уверен" не применять.
. Я должен помнить, что меня в любой момент придирчиво оценивают те, с кем мне приходится общаться.
. У человека должно быть достаточно разовьет ¬ не чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, несмотря на то, разделяют ли они это увлечение или нет.
. Мудрое - это сохранять достоинство даже тогда, когда это представляется невозможным.
. Если человек замечает ошибки в речи других, она должна их исправлять.
. Когда ты встречаешься с незнакомыми людьми, ты должен быть настолько остроумным, контактным и привлекательным, чтобы произвести на них хорошее впечатление.
. Когда тебя знакомят с человеком и ты не услышал ее имя, ты попросить повторить это имя еще раз.
. Ты уверен, что тебя уважают за то, что ты никогда не позволял другим кэп ¬ ковать из себя.
. Ты должен всегда следить, чтобы те, кто окружает тебя, не начали смеяться и смеяться над тобой.
. Если ты общаешься с интересной и остроумным человеком, лучше не начинать соревноваться с ней, а отдать ей должное и уклониться от разговора.
. Человек всегда должен стремиться, чтобы ее поведение соответствовало настроению ком ¬ пании, в которой она находится.
. Ты должен всегда помогать своим друзьям, потому что может прийти время, когда тебе понадобится их помощь.
. Не стоит делать слишком много услуг другим, потому что в конце концов очень немногие оценит эти услуги как положено.
. Лучше, когда другие зависят от тебя, чем ты зависишь от других.
. Настоящий друг стремится к ¬ помогать своим товарищам.
. Человек должен демонстрировать свои лучшие качества, чтобы ее оценили как положено и похвалили.
. Если в обществе рассказывают анекдот, который ты слышал, ты должен остановить рассказчика.
. Если в обществе рассказывают анекдот, который ты слышал, ты должен быть настолько воспитанным, чтобы от всего сердца посмеяться из анекдота.
. Если тебя пригласили к другу, а тебе больше хочется пойти в кино, ты должен сказать, что у тебя болит голова, или придумать какое-то другое объяснение. Главное, чтобы твой друг не обиделся, если ты назовешь ему настоящую причину.
. Настоящий друг требует, чтобы его товарищи обращались с ним всегда лучше, даже когда они этого не хотят.
. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-то выскажет противоположное мнение.
За каждый ответ, который совпадает с верной, начисли себе 5 баллов.
Правильные ответы:
"+" Принадлежит к суждениям с номерами 6, 13, 14, 20;
"-" Принадлежит к суждениям с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 19.
Вычислите общую сумму баллов за все ответы, совпавшие с верными.
-100 баллов: превосходный результат.
Большинство людей тебя обожают.
-85 баллов: хороший результат.
Ты умеешь быть, любезным, обаятельным и симпатичным в общении, но иногда допускаешь ошибок. Надолго тебя не хватает.
-75 баллов: результат довольно неплохой.
Умение общаться с разными людьми и не терять чувство собственного достоинства ты сможешь продемонстрировать. А вот общаться так, чтобы сохранять достоинство собеседника, - в этом твои успехи намного скромнее.
-60 баллов: плохой результат.
Даже похвалить не за что. Но не стоит отчаиваться. Возможно, со временем ты научишься общаться с другими. Будь внимателен к людям, это - самое главное и самое трудное. Все остальное придет в процессе общения.
Методика незаконченных предложений Сакса и Сиднея
Инструкция: Прочитайте эти незаконченные предложения и дополните их первой мыслью, пришедшей в голову. Делайте это быстро. Если не сможете закончить предложение, оставьте его, займетесь им позже. Будьте правдивы.
. Если все против меня, то ...
. Я знаю, что зря, но боюсь ...
. Думаю, что настоящий друг ...
. Сделал бы все, чтобы забыть ...
. Я достаточно способен на то ...
. Я могу быть очень счастливым, если ...
. В школе мои учителя ...
. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь ...
. Не люблю людей, которые ...
. Люди, с которыми я учусь ...
. Моей самой большой ошибкой было ...
. Моя самая большая слабость заключается в том ...
. Моим сокровенными желанию есть ...
. Мои одноклассники ...
. Когда ко мне приближается мой учитель, то ...
. Хотелось бы перестать бояться ...
. Больше всего я люблю людей, которые ...
. Люблю учиться с людьми, которые ...
. Когда меня преследуют неудачи, то я ...
. Больше всего в жизни я хотел бы ...
. Люди, преимущество которых я над собой признаю ...
. Когда меня нет, мои друзья ...
. Школьники, обучающиеся со мной ... [15; 146]
Соответствия
Как отмечалось выше, большое влияние на становление личности в коллективе составляет его социально-психологический климат. Для этого мы предлагаем учителю использовать анонимные раздаточные материалы, ответив на которые, никто из ученического коллектива не будет знать, что же ответил его одноклассник. Такая методика анонимного письменного опроса отличается от других своей надежностью и искренностью ответов школьников.
Методика оценки социально-психологического климата в коллективе
(По А. Фидлером)
В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать климат в вашем классе. Чем ближе к правому или левому слова в каждой паре вы поставите знак +, тем более выражена эта признак в вашем коллективе.
Тестовый материал
12345678ДружелюбністьВорожістьЗлагодженістьНезлагодженістьЗадовільністьНезадовільністьПродуктивністьНепродуктивністьТеплотаХолодністьСпівпрацяНеузголженістьВзаємопідтримкаНедоброзичливістьЗахоплюваністьБайдужістьЗацікавленістьНудьгаУспішністьБезуспішність
Обработка и анализ результатов теста
Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак +, тем ниже балл, тем лучше психологическая атмосфера в классе, по мнению того, кто заполнял таблицу. Итоговый показатель может быть от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная оценка). Таким образом, исходя из результатов опроса создается средний профиль, который и характеризует психологический климат в коллективе [6; 190-191].
Использование таких задач помогут классным руководителям концентрировать внимание не только на ученический класс целом, но и на каждого ученика в отдельности как индивида.
Оценивая роль коллектива в воспитании личности следует иметь в виду, что никакие благородные цели никогда не были достигнуты без объединения людей на определенных принципах. Так что мы не можем отвергать все лучшее, что касалось коллективистского воспитания: выработка навыков взаимодействия и взаимопомощи, сознательной дисциплины как уважения к другим, к обществу, умение считаться с нормами жизни. Без этого невозможно воспитать сознательного гражданина, полноценного члена общества.
ВЫВОДЫ
Коллектив является звеном, соединяющим личность с обществом. Воспитание личности в коллективе является воплощением закономерностей развития общества, ведь в коллективных взаимоотношениях создаются условия для социально-психического ее развития. Отделившись от коллектива, человек оказывается в социально-психологическом вакууме, что значительно затрудняет ее развитие. Коллектив как человеческое сообщество, образующей систему коллективистских отношений, является основным фактором формирования общественного сущности личности, развития ее индивидуальности.
Каждый человек в большей или меньшей степени стремится самоутвердиться в коллективе, занять в нем удобное место. Однако процесс включения ее в систему коллективных взаимоотношений сложный, неоднозначный и глубоко индивидуален. Существенно зависит вхождение личности в коллектив от его индивидуального социального опыта, который определяет характер суждений ученика, систему его ценностных ориентаций, линию поведения. Этот опыт может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, которые сложились в коллективе. Там, где это соответствие имеет место, включение личности в систему отношений коллектива значительно облегчается. В случаях, когда у воспитанника опыт другой (уже, беднее или, наоборот, богаче, шире, чем опыт социальной жизни коллектива), ему труднее установить взаимоотношения с ровесниками. Особенно сложным оказывается его положение, когда индивидуальный социальный опыт противоречит ценностям, принятым в данном коллективе. Схватка противоположных линий поведения здесь неизбежна и приводит в основном к различным последствиям.
Характер взаимоотношений личности и коллектива обусловлен не только качествами личности, но и особенностями коллектива. Однообразие деятельности и узкий диапазон социальных ролей в коллективе, бедность содержания и однообразие организационных форм общения между членами коллектива, недостаточная взаемокультура восприятия, неумение видеть в другом то интересное и ценное, что заслуживает внимания, - все это негативно влияет на установление нормальных отношений с теми , кто в него входит.
Оценивая роль коллектива в воспитании личности значение коллективизма как черты личности, следует иметь в виду, что никакие благородные цели никогда не были достигнуты без объединения людей на определенных принципах. Так что мы не можем отвергать все лучшее, что касалось коллективистского воспитания: выработка навыков взаимодействия и взаимопомощи, сознательной дисциплины как уважения к другим, к обществу, умение считаться с нормами жизни. Без этого невозможно воспитать сознательного гражданина, полноценного члена общества.
В результате теоретической работы и практического исследования мы выявили определенные методы воздействия коллектива на личность:
Человек непосредственно взрослеет не только физически, но и духовно, когда коллектив ее воспринимает, когда она чувствует себя комфортно и может свободно выражать свои мысли в коллективе;
Человек деградирует, самоизолируется, когда коллектив ее не воспринимает и все попытки стать его членом - бесполезны.
С целью проверки теоретических положений нашей работы, во время педагогической практики были выявлены определенные положительные и отрицательные моменты влияния коллектива на личность. К положительным относятся: совершенствование человека, становления чувство товарищества и коллективизма, развитие ответственности, формирования лучших достоинств, среди них коммуникативность, умение выражать свои мысли и отстаивать интересы всего коллектива. Среди негативных следует отметить: чувство незащищенности, беспомощности, обреченность на одиночество, замкнутость, неуверенность. Отрицательные качества проявляются тогда, когда коллектив не воспринимает личность.
В нашей работе мы осветили некоторые факты из собственных наблюдений во время прохождения педагогической практики, привели примеры и рассмотрели позитивные и негативные моменты влияния коллектива на личность и пришли к выводу, что если рассматривать личность не изолированно, а как члена коллектива, то оказывается, что окружение существенно влияет на ее развитие. А значит, учителям следует воспринимать детей не только как просто учеников, а как членов коллектива, где происходит их формирование и развитие.
Как видим, человек не может существовать изолированно от общества, все ее лучшие качества, умения и черты характера проявляются именно в нем. Коллектив помогает человеку найти свое предназначение в жизни, стать тем, кем она хочет стать. Коллектив меняет и исправляет личность. Эгоистических и надминних людей делает вежливыми и доброжелательными, а закомплексованным людям, которые не верят в свои силы, помогает проявить себя, показать все свои возможности и способности. Коллектив, несомненно, является одним из факторов развития и становления личности.
Список литературы
1. Бучкивська Б. В. Сухомлинский о влиянии детского коллектива на личность / Б. В. Бучкивська / / Педагогика и психология. - 1999. - № 4. - С. 142-149.
. Гончаренко С. В. Украинский педагогический словарь / С. В. Гончаренко. - М.: Просвещение, 1997. - 374 с.
. Зайченко И.В. Педагогика: [учеб. пособие для высш. учеб. закл.] / И. В. Зайченко. - М.: Просвещение Украины, 2008. - 528 c.
. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива / В. М. Коротов. - М.: Педагогика, 1974. - 326с.
. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников: [книга для учителей и классных руководителей] / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 235с.
. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1972. - 345с.
. Максимюк С. П. Педагогика: [учеб. пособие] / С. П. Максимюк. - К.: Кондор, 2005. - 667 с.
. Мануйлов Г.М., Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп / Г. М. Мануйлов, В. В. Козлов, Н. П. Фетискин. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с.
. Мешко Г. Введение в педагогической профессии: [учеб. пособие] / Г. Мешко. - М.: ТДПУ, 2003. - 100 с.
. Мойсеюк Н.Е. Педагогика: [учеб. пособие] / Н. Е. Мойсенюк. - 2-изд. - 1999. - 350 с.
. Матвиенко А. В. Личность в системе коллективных отношений / В. Матвиенко / / Воспитание школьников. - К., 2005. - C. 104-123.
. Красовицкий М. Ю. Практическая педагогика воспитания: [руководство по теории и методики воспитания] / М. Ю. Красовицкий. - К.: ПЛАЙ, 2000. - 218 с.
. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. / В. А. Сухомлинский. - М.: Сов. шк., 1976-1977. - Т.1. - 654 с.
. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. - М.: Сов. шк., 1971. - 310с.
. Фридман Л.М. Психологическая наука - учителю / Л. М. Фридман, К. Н. Волков. - М.: Просвещение, 1985. - 224с.
. Коллектив и его роль в воспитании школьников. Признаки коллектива [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Http://knowledge.allbest.ru/pedagogics
. Http://www.refine.org.ua/pageid
. Http://ped.sumy.ua
. Http://horting.org.ua