мощи; в два три раза меньше контингент попадающих в санатории и профилактории, в 5 8 раз снизилась численность детей, выезжающих в оздоровительные лагеря[14 c. 92].
Из ряда причин существенного отставания в проведении реформ в системе социального страхования отмечу три.
Во-первых, реформирование этой системы проводится без должной увязки с государственной социальной политикой. В стране до сих пор не сформирована идеология перемен в области социального страхования. Разработчики соответствующих законопроектов видят свою задачу в решении лишь частных вопросов. В отличие от большинства развитых западных стран и ряда стран СНГ в России отсутствуют основы законодательства о социальном страховании.
Во-вторых, упускается из виду, что рассматриваемая система один из важнейших механизмов регулирования в социально-трудовой сфере, основанного на взаимодействии трех социальных субъектов (работодателей, работников и государства). Как свидетельствует мировой опыт, социальное страхование позволяет каждому из этих субъектов проявить в достаточно очевидной форме свою ответственность и реализовать широкую гамму обязанностей. У нас же на сегодня ни один из субъектов страхования не играет адекватной его природе роли и не обеспечивает выполнение присущих только ему функций. Так, работодатели и работники до сих пор не допускаются к управлению фондами. В конечном итоге это подрывает социальную защиту трудящихся, не удовлетворяет минимальные потребности в ней, хотя на работодателей и ложится непомерно тяжкое бремя совокупных платежей по страхованию. Для сравнения: в большинстве развитых стран с рыночной экономикой суммарный взнос работодателей по всем видам социального страхования составляет 20-25% от фонда оплаты труда, в России же 39%.
Что же касается государства, то оно уклоняется от ответственности за создание и регулирование правового поля социального страхования, проявляет себя как недисциплинированный и постоянно нарушающий «правила игры» партнер (хронический должник взносов в Пенсионный фонд, нерадивый распорядитель средств Фонда занятости и Фонда медицинского страхования). Такое поведение государства превращает систему социального страхования из механизма обеспечения согласия в обществе в механизм социального напряжения.
В-третьих, неупорядоченной и нескоординированной остается финансовая сфера социального страхования. Не обоснованы размеры страховых взносов по каждому его виду, не определены принципы распределения нагрузки страховых платежей между работодателями, работниками и государством. Страховые платежи сохраняют налоговый характер, но при этом отсутствуют действенные механизмы контроля за сбором и расходованием страховых средств. При ныне действующем порядке взимания страховых взносов, налицо значительный разрыв между их уплачиваемым страхователями размером и уровнем выплат застрахованным, что, понятно, вызывает нарекания, и вполне справедливые. Между тем в мировой практике такие проблемы давно решены. Обязательные страховые взносы начисляются на заработную плату, ограниченную верхним пределом. С той же ее суммы, которая превышает этот предел, взносы не взимаются.
Запада, и вдвое больше, чем были у нас же до 1990 г. Парадокс: при таком бурном росте страховых взносов уровень социальной защиты по большинству составляющих снизился в два-три раза[15 c. 31].
Расходованию средств из страховых фондов явно не хватает «прозрачности»; во многом это связывается с нежеланием государства проводить принцип их самоуправляемости, при котором основную роль призваны играть работодатели и работники.
Еще раз стоит отметить: названные здесь проблемы не исчерпывают причин, вызывающих серьезные недостатки в реформировании социального страхования, из всего комплекса причин здесь перечислены лишь основные.
.2 Роль социального страхования в условиях рыночной экономики
Двадцатый век ознаменовался колоссальными преобразованиями в социальной сфере. Развитие городов, промышленности привело к тому, что обычаи, характерные для сельской местности, когда семья брала на себя заботу о нетрудоспособных членах семьи, стали невозможными в силу частой оторванности детей от семьи. Риск потери доходов и средств к существованию увеличился также по мере освоения новых земель. Если раньше изменения на рынке труда, кризисные явления в экономике, совершенствование оборудования, которые вели к появлению «избыточной» массы работников, могли компенсироваться переездом на новые неосвоенные земли, то к концу XIX века это стало невозможно. Развитие экономики, появление новых технологий способствовало росту рисков потери трудоспособности в результате травм, заболеваний, безработицы. Одновременно с индивидуальными способами защиты от таких рисков на основе договоров личного страхования, индивидуальных накоплений и благотворительной деятельности религиозных организаций, государство постепенно начало брать на себя обязанность по гарантии компенсации последствий этих рисков для обеспечения стабильности в обществе. Этому также способствовало усиление роли общественных организаций (таких, как профессиональные союзы и другие общественные объединения), которые в свою очередь стали активно развиваться в условиях роста класса наемных работников.
Двадцатое столетие показало пример двух систем, первая из которых характеризуется постепенным развитием социального обеспечения и изменением роли государства в социальной сфере при сохранении рыночных основ, когда государство берет на себя смягчение всех негативных последствий рыночных отношений. Такая экономическая система получила название смешанной экономики. Второй тип системы, существовавший в СССР и других социалистических странах, характеризовался административно-плановыми началами в экономике, полной занятостью и одновременно социальным обеспечением нетрудоспособных за счет средств, сосредоточенных в государственном бюджете (включая бюджет социального страхования). При этом государство выступало одновременно и работодателем, и гарантом по обеспечению в случае частичной или полной утраты трудоспособности[19 c. 54].
Очевидно, было бы неверным считать, что развитие социального обеспечения (и социального страхования как одной из его сфер) в рамках этих систем происходило обособленно друг от друга. Представляется, что именно социальные потрясения и глубокие преобразования в бывшем СССР стали толчком расширения социальных гарантий трудящихся в государствах Западной Европы, США, Канады, Японии и др. Так, в США закон о социальном страховании 1935 г. подвергался беспощадной критике, инициатора его принятия президента Рузвельта окрестили «предателем интересов своего класса», после второй мировой войны, когда проявились результаты реализации этого закона, Рузвельта его противники приветствовали как спасителя капитализма и рыночной экономики.
Таким образом, в рамках социальной политики, проводимой государством в XX веке, можно выделить систему обязательных гарантий по обеспечению граждан по возрасту, в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, потери работы, а также малообеспеченных семей. Эта система гарантий, а также правовое регулирование взаимоотношений работодателей и работников, защита прав последних и составляют понятие социальной защиты. В свою очередь, система мер по непосредственно материальному обеспечению нетрудоспособных и малообеспеченных в рамках этой защиты составляет понятие социального обеспечения. В разных странах термин, переводимый на русский язык как «социальное обеспечение» (а иногда и как социальная защита) - social security , включает разные составные элементы. Так, в США его использование применяется к пенсионному обеспечению по возрасту, в Великобритании он связан со всей системой выплат пособий и помощи населению, а в остальной Европе в соответствии с требованиями Международной Организации Труда (МОТ) включает также медицинское обслуживание. На наш взгляд, учитывая сложившиеся традиции в нашей стране, в понятие «социальное обеспечение» следует включать обеспечение нетрудоспособных граждан, семей с малым доходом, в том числе в результате потери работы, их социальное обслуживание, включая медицинское обслуживание.
Понятие «социальное обеспечение» имеет и правовые, и общеэкономические, и моральные, и финансовые аспекты. Целью данной работы является рассмотрение в первую очередь его финансовых аспектов. Социальные гарантии могут обеспечиваться на основе бюджетного или страхового метода финансирования.
Бюджетный механизм социального обеспечения предусматривает выплаты за счет общих налоговых и неналоговых поступлений без закрепления, как правило, соответствующих источников доходов за данными видами расходов. В этом заключается определенный недостаток данного механизма, так как при ограниченности бюджетных доходов велика вероятность остаточного характера финансирования социальных гарантий. Страховой метод обеспечения социальных гарантий по защите малоимущих граждан предполагает создание страховых фондов на основе, как правило, обязательных для работников и/или работодателей страховых взносов. Собственно такое страхование и составляет понятие «социального страхования»[6 c. 39].
Страховой метод формирования финансовых ресурсов предполагает раскладку ущерба между участниками создания страхового фонда во времени и пространстве, достаточно полную эквивалентность поступивших в фонд взносов с его выплатами для всей группы участников страхования, зависимость страховых выплат от реально наступившего случая, последствия которого затрагивают имущественные интересы застрахованных.
Преимущества страхового метода социального обеспечения по сравнению с бюджетным состоят в следующем. Во-первых, преодолевается потенциальная возможность остаточного финансирования социальных расходов, характерная для бюджетного метода.
Во-вторых, в отличие от практически абсолютной безэквивалентности, которая лежит в основе налоговых платежей, страховые взносы являются основой возможных будущих выплат (существует даже термин «отложенных из заработной платы будущих выплат»), что, по мнению зарубежных экономистов, предполагает более охотную уплату страховых взносов по сравнению с налогами.
В-третьих, участие самих застрахованных в формировании фондов социального страхования способствует более высокой степени ответственности граждан за свое здоровье и материальное положение и должно способствовать вытеснению иждивенческих настроений, возможность которых очень высока при бюджетном финансировании социального обеспечения.
В-четвертых, используются преимущества территориальной раскладки ущерба при охвате большой территории.
В-пятых, единство базы расчета страховых взносов и страховых выплат обеспечивает индексацию пенсий и пособий в соответствии с изменением данной базы. Наконец, формирование обособленных страховых фондов дает возможность осуществлять капитализацию временно свободных денежных средств, которые должны направляться на защиту социальных выплат от последствий инфляции. Преимущества страхового метода формирования средств социального обеспечения определяют роль, которую должно играть социальное страхование в финансовой системе.
По мере развития социального страхования произошли существенные изменения в страховом механизме социального обеспечения: значительно расширился охват застрахованных - практически все работающие граждане, в формировании фондов социального страхования стали принимать активное участие работодатели и государство, тем самым, круг страхователей и круг застрахованных не совпадают. «Существенным элементом этого процесса эволюции была замена системы полной капитализации, финансируемой за счет индивидуальных взносов, системой с более универсальным механизмом финансирования, основанным на перераспределении и обязательном участии».
Вопрос о сущности социального страхования, его места в системе финансовых отношений, а также в системе мер по социальной защите населения остается, на наш взгляд, не вполне определенным в научной литературе. Этому способствует не только различия в подходах по определению места социального страхования в отношениях, связанных с социальным обеспечением населения, а также в финансовой системе, но и разные подходы в определении характерных черт и особенностей социального страхования.
Прежде всего, представляется спорным противопоставление социального страхования социальному обеспечению это особенно присуще работам, в которых происходит сравнение системы социального обеспечения, существовавшей в СССР в условиях централизованно планируемой экономики, и отдельных отраслей соцобеспечения в нашей стране в условиях создания рыночных основ экономики. Более объяснимо используемое отдельными авторами отождествление этих двух понятий, так как отдельные положения, проблемы, относящиеся к социальному страхованию, распространяются на все социальное обеспечение в целом[16 c. 38].
Представляется, что социальное страхование - это одна из сфер социального обеспечения наряду с социальной помощью. Такой точки зрения придерживаются и многие зарубежные авторы такие, как например, Р. Майер, среди российских экономистов - проф. Роик В.Д. Шведский ученый Эспринг-Андерсен в зависимости от той роли, которую играет социальное страхование в системе социального обеспечения различает три типа систем социального обеспечения. Первый тип, характерный для Германии - консервативный, в котором основу системы составляет классическая модель социального страхования, строящаяся на принципе проверки выполнения установленных обязательств (уплата страховых взносов или наличии c. е продолжительности трудовой деятельности). Второй тип системы социального обеспечения, где превалирует социальная помощь, ориентированная на лиц, не имеющих других достаточных доходов, широко распространен в англоговорящих странах. И, наконец, третий тип, при котором в создании страховых фондов большее по сравнению с самими работниками участие принимают работодатели и государство, а выплаты социального страхования и социальной помощи ориентированы на лиц, имеющий определенный статус (пенсионер, семья, имеющая детей, инвалид и т.д.), независимо от уровня семейных доходов. Такой тип системы социального обеспечения присущ североевропейским странам (так называемая, «шведская модель»).
3. Государственная система социальной защиты, рыночной экономики, реформы защиты
.1 Сущность и основные направления социальной политики
Государственная социальная политика - это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения.
Типы социальной политики государства. Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.
Вторая группа - институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал-демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.
Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства[29 c. 58].
Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.
Естественно, что практика гораздо разнообразнее любой типологии. Например, в Бельгии очень высок уровень социальных расходов государства, однако социальная политика пассивная, компенсационная. Скандинавские страны преимущественно социал-демократические, но их социальная сфера отнюдь не свободна от либеральных элементов. Также нет и либеральных режимов чистого типа. Все европейские государства с социальной рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социал-демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типов государственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспектив ее развития.
Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы:
Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.
Существует прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства - это, в частности, подтверждается многочисленными в последние годы исследованиями международных организаций (например, расчеты индекса развитая человеческого потенциала).
Общество всегда стоит перед выбором - рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части).
Идеология государственной политики в социальной сфере по отношению к центральному вопросу (степени вмешательства государства в социальную сферу) претерпевает циклические изменения не только в зависимости от экономических возможностей общества, но и в соответствии с реакцией избирателя на изменения в политике, затрагивающие его интересы.
Социальная роль государства. Для всех стран «золотым периодом» в развитии социальной деятельности государства были 60-70-е годы. В эти годы наиболее благоприятного развития доля расходов на социальные цели в валовом национальном продукте в США и развитых странах Европы удвоилась и достигла в начале 80-х годов: 21%-в США; 24%-в Англии; 30%-во Франции; 31,5%-в Германии; более трети-в Швеции и Дании. В 80-е годы маятник качнулся в другую сторону[29 c. 68].
Во всех развитых странах в эти годы происходил пересмотр масштабов, форм организации и финансирования социальных программ. Причины пересмотра, как правило, одинаковые - это необходимость увеличения гибкости предоставления выплат, усиления их способности соответствовать потребностям, расширения потребительского выбора, сокращения присутствия государства в экономике, усиления контроля над государственными расходами.
Циклическая смена приоритетов в социальной политике развитых государств привела к перераспределению средств между отдельными статьями социальных расходов, но, как правило, не затронула серьезных социальных достижений предшествующего развития, доля расходов на социальные нужды в ВВП также не претерпела существенных изменений. В большинстве стран финансовый кризис социальной сферы был так или иначе преодолен благодаря некоторому сокращению расходов, ряду протекционистских мер, усилению налоговой дисциплины и другим мерам.
В середине 90-х годов вновь можно говорить об обратном движении маятника, общественный выбор в большинстве стран диктует необходимость нового пересмотра социальной роли государства в сторону ее усиления.
Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в целом соответствовала принципам социального рыночного хозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики социальная роль государства была чрезмерно патерналистской, хотя и обеспечивающей удовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей, но сковывающей личную инициативу и подавляющей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния.
Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.
Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.
Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста, и если она не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивает стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Социальная политика осуществляется на разных условиях экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политике фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политике. Учитывая тесную взаимосвязь современного мира, можно говорить о государственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономического отставания групп стран и даже континентов)[36 c. 95].
Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными потребительскими товарами, продуктами питания, жилищем и т.д.). Для оценки уровня жизни используется такие показатели, как потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на семью (обычно используется показатель обеспеченность в расчете на 100 семей). Немаловажное значение для оценки уровня жизни имеют показатели структуры потребления (например, какова доля в структуре потребления продуктов питания наиболее биологически ценных продуктов).
Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой является «потребительская корзина», включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определённый уровень потребления. В этой связи выделяют «минимальный уровень потребления» и «рациональный уровень потребления». Под первым понимают такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Именно здесь проходит так называемая «черта бедности». При этом не следует путать «минимальный уровень потребления» с «физическим уровнем потребления», ниже которого человек просто не может существовать физически. Доля населения, находящегося за «чертой бедности», является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране.
«Рациональный уровень потребления» отражает количество и структуру потребления, наиболее благоприятную для индивида. Соответственное значение для оценки уровня жизни имеет статистика, приближенная к такому потребителю.
.2 Социальная защита населения и её механизм
Понятие «социальная защита» впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.
Данный термин органически вписался в понятийный аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения.
В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились, чему способствовала, в том числе и разработка конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате.
Широкое применение международным сообществом категории «социальная защита» во многом обусловлено кардинальными изменениями, произошедшими в социальной политике западных стран в 30-50-х годах.
У нас термин «социальная защита» стал употребляться относительно недавно, с началом рыночной трансформации: потребность в его использовании возникла, когда появилась настоятельная необходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить.
При этом зачастую используют производный термин от «социальной защиты», а именно - «социальная защищенность». Их различие состоит в соотнесении действия и состояния:
♦ для «социальной защиты» ключевым служит характер намерений (государства, общественных структур и личности) по реализации социальной политики или мер по самозащите;
♦ для «социальной защищенности» смысловая нагрузка воплощается в определении состояния, в котором находится защищаемая личность или социальная группа (инвалиды, безработные, пенсионеры и т.д.)
Сложилось три методологических подхода к трактовке данной категории: политэкономический, методологический и инструменталистский.
Так, по мнению Б. Ракитского, «социальная защищенность в широком смысле представляет собой такой общественный порядок, в рамках которого объекты могут отстаивать свои интересы».
К важнейшим характеристикам термина «социальная защита» относят: виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием. Данный методологический подход опирается на позиции МОТ (Международной Организации Труда), рассматривающие национальные системы социальной защиты как комбинацию различных институтов социального страхования и социальной помощи.
Методологически вопрос о формах и механизмах социальной защиты достаточно детально проработан западными учеными. Так, к формам социальной защиты относят: личные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий[26 c. 93].
Обобщив трактовки категории «социальная защита», можно дать следующее определение данного понятия: социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и трудовой)
В Конституции Российской Федерации сформулированы основные положения в области социальной защиты граждан.
В частности, в ст. 7 сказано: «В Российской федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Таким образом, конституционное, трудовое и социальное право представляют собой, по существу, национальную доктрину социальной защиты.
Подобной точки зрения придерживается и Ю. Хабермас, который считает, что: «развитая система социальной защиты становится политическим содержанием массовой демократии. Политическая система не в состоянии добиться беспредельной лояльности масс и поэтому для придания легитимности своим действиям должна предлагать государственные и социальные программы, выполнение которых подлежит контролю».
Анализ базовых положений международных документов, отечественной законодательной базы в рассматриваемой области позволяет выделить важнейшие принципы социальной защиты работников:
социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, реализацию его прав на свободный труд, выбор профессии, места работы и обучения;
обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности;
социальная справедливость в области трудовых отношений - равное вознаграждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда, сохранение здоровья, трудоспособности граждан, на социальные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенсации постоянной утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве;
всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества;
минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации, климат безопасности и достижение социального согласия в обществе по поводу установления уровней профессиональных и социальных рисков, социальных гарантий по их минимизации и компенсации;
государственные гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты.
Для современной рыночной экономики характерны средства социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвидимых последствий. Значительное количество социальных амортизаторов непосредственно вмонтировано в блоки и элементы системы управления. Отдельные меры по обеспечению социальной защищенности принимаются системой государственного регулирования или хозяйствующими субъектами по мере возникновения тяжелых ситуаций. Системы обеспечения социальной защиты в условиях рыночной экономики ориентированы, прежде всего, на борьбу с бедностью и безработицей.
Способы и средства социальной защиты весьма разнообразны, но в большинстве случаев они представлены двумя основными категориями.
Прежде всего это постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам достичь социально опасного уровня. Так, уменьшение зарплаты обычно ограничено снизу минимальным уровнем почасовой оплаты труда. Налоги ограничены сверху максимально допустимыми ставками налогообложения.
Наряду с ограничителями принимается разветвленная сеть социальных компенсаторов в виде льгот, субсидий, рассрочек, предоставления бесплатных товаров и услуг по сниженным ценам или даже бесплатно. Широко практикуются различные формы благотворительности и поддержки бедных.
Однако социальная защищенность в рыночной экономике поддерживается в рамках экономических возможностей государства на таком уровне, который не допускает социального иждивенчества и тем более - социального паразитирования.
3.3 Социальная защита населения г. Томска на 2012-2013 г.
Уже два года прошло с тех пор, как согласно закону РФ полномочия в сфере социальной защиты населения с муниципалитетов сняли и передали в ведение областных органов власти. В принципе городским властям можно было облегченно вздохнуть: одной проблемой стало меньше. Но «достучаться до небес» со своей бедой удастся не каждому томичу. И поэтому: городские власти и в дальнейшем продолжат оказывать помощь нуждающимся томичам.
Мы живём на Севере, который формирует особое, бережное отношение к людям. Вот почему в традициях Томска помогать тем, кто остро нуждается в поддержке. Только в минувшем году, когда с муниципалитета уже были сняты полномочия по социальной защите граждан, администрация Томска изыскала дополнительные деньги и смогла подставить плечо 78 тысячам томичам, нуждающихся в самой разной помощи. В этом году поддержку от городских властей получили свыше 85 тысяч человек.
Опыт Томска по поддержке незащищённых категорий населения признан один из лучших в России. В период острого роста цен на продукты питания томский опыт в качестве показательного попал даже на страницы серьёзных федеральных изданий. Недаром наши программы «Дешёвый хлеб», «Дешёвые овощи», «Дешёвая рыба», «Дешёвое молоко» решили подхватить и другие города Томской области, где стали реализовывать такие же социальные программы. Это значит, что наш опыт приносит пользу людям! Ведь только за четыре последних года благодаря этим программам томичи сэкономили на продуктах более 163 миллионов рублей. Томску удалось сохранить сеть муниципальных ветеранских магазинов, где продаётся не только недорогой хлеб, но с недавних пор и охлаждённая рыба по социальной цене.
Никогда не забывал город и про своих ветеранов. Особые ремонты для особых людей. Именно так обозначили задачу, когда приняли решение привести в порядок все квартиры наших уважаемых ветеранов. С 2009 года за счёт городского бюджета отремонтировано 402 ветеранские квартиры. Больше всего поражает, что люди, которым все мы обязаны жизнью, боятся получить что-то лишнее. Даже был один из случаев отремонтированной квартиры бывшего танкиста. Ванну, смесители и унитаз впору было в музей сантехнических раритетов отправлять. А хозяин квартиры, когда всё это старьё начали менять, сомневался сильно: вправе ли он претендовать на новую сантехнику и всё предлагал ремонтникам старую облупившую ванну не заменить, а просто покрасить.
Решение о предоставлении бесплатной юридической помощи пенсионерам и малоимущим городские власти приняли, когда участились случаи мошенничества с квартирами пожилых томичей. Сегодня этим видом помощи воспользовались около 1788 горожан г.Томска. И помощь юристов понадобилась людям не только для решения квартирных вопросов. В адвокатских конторах цена самой минимальной юридической консультации составляет 300-500 рублей, подготовка искового заявления - больше тысячи рублей. Для многих жителей Томска это существенные деньги, так что бесплатная юридическая консультация стала хорошей подмогой.
Власти Томска уже который год помогают семьям, где воспитываются дети - инвалиды. Например, организуют для этих семей отдых в санаториях на берегу Чёрного моря. Никакими деньгами нельзя оценить тот заряд бодрости и здоровья, который получают дети после такого отдыха.
Существенной поддержкой стала и материальная помощь, которую городская власть оказывает тысячам томичам, попавшим в сложную жизненную ситуацию.
Талоны на бесплатное питание, бани, услуги парикмахерских, изготовление очков по льготной цене для томских пенсионеров, помощь в приобретении жилья для молодых семей - вот далеко не полный перечень той поддержки, которую город предоставляет томичам.
Однако виды социальной помощи в Томске с каждым годом увеличиваются. Чтобы томичи, не обивая пороги различных инстанций, смогли быстро получить компетентные ответы на самые разнообразные вопросы по социальной помощи, выпущенный справочник «Томск: всё о социальной защите». Этот сборник уже снискал в народе славу путеводителя в сфере социальных услуг. Получить его можно бесплатно в отделах по социальной поддержке населения.
Считается, что Томск - это особый город. Город, который всегда помогал нуждающимся и подставлял им своё плечо. Думаю, что томичи и в будущем будут чувствовать себя защищёнными.
Заключение
Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.
Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей. Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.
Действующая в России система социального страхования сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% от фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и социальной помощи. Термины принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, эквивалентность страховых взносов и выплат увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы, и механизмы данных систем - все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной защиты населения.
Это во многом объясняет массовую незаинтересованность трудозанятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.
Приходится констатировать серьезное отставание в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение (статус) внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их, в основном, к финансовым учреждениям («сборщиков взносов» и «распределителей средств»). Мировой опыт свидетельствует, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве и т.д.), финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведение крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).
Недостатки, препятствующие институционализации социального страхования:
наличие высокой и все расширяющейся сферы теневого рынка труда и доходов - нерегистрируемые формы занятости, неофициальные и неучитываемые выплаты заработной платы, что в итоге снижает уровень социальных гарантий для занятых в этой сфере работников и существенно сужает (до 25-30%) экономические возможности для финансирования государственных внебюджетных социальных фондов;
сохранение архаичных положений социального законодательства, консервирующих нестраховые механизмы приобретения прав на пенсионное и другие виды социального страхования, что порождает нездоровые стимулы уклонения работниками работодателями от законодательно установленных процедур оформления трудовых отношений и уплаты в полном объеме налогов и страховых взносов;
наличие крайне высокой и неоправданной дифференциации в системе заработной платы и доходов населения в различных секторах экономики и регионах страны, которая при этом не увязана с системой страховых отчислений и всей системой социальной защиты, является тормозом развития системы социального страхования;
сохранение устарелых механизмов исчисления размеров пенсий и пособий на основе минимальной заработной платы, размеры которой лишают какой-либо смысловой нагрузки всю процедуру увязки уровня социальной защиты с объемом социальных выплат;
отсутствие концептуально выверенной системы управления социальным страхованием в форме демократических механизмов участия во всех важнейших процедурах принятия решений основных социальных субъектов - полномочных представителей работников и работодателей.
Список использованной литературы
1.Указ президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» от 27.09.2000 г. №1709 - ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000.№40. Ст.3936
.Федеральный закон « Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. №157 - ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999.№29. Ст.3686
.Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №167 - ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№51. Ст.4832
.Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №166 - ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№51. Ст.4831
.Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173 - ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№52. Ст.4920
.Федеральный закон «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 07.08.2000 г. №122 - ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№33. Ст.3348
.Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. №81 - ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№12. Ст.2148
.Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» от 08.12.2003 г. №166 - ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003.№50. Ст.4852
.Адаманчук В.В., Ромашев О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. Учебник. - М.:ЮНИТИ,1999.
.Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. - М.: МГТУ, 1999.
.Бабич А.М., Егоров Е.В. и др. Социальное страхование в России и за рубежом. - М.: РАГС,1998.
.Бугаев Ю.С. О некоторых проблемах и перспективах социального страхования в России. // Финансы - 2000. - № 3
.Верховцев А.В. Государственное и социальное страхование. М.: ИНФРА-М, 1999.
.Волгин Н.А., Ракитинский Б.В. Экономика труда и социальные отношения. - М.: РАГС, 1998.
.Воскресенская Н.М., Давлетина Н.В. Демократия: государство и общество. Пособие для учащихся общеобразовательных заведений. - М.:Дрофа,1997.
.Дегтярев Г.П., Аверчело Е.С., Трубин В.В. Развитие социального страхования в России и роль социального страхования в социальной защите граждан. М., 2001.
.Ильюхина Т.М. Виды пособий по обязательному социальному страхованию.// Вестник государственного социального страхования. Социальный мир.- 2003. - № 7
.Кадомцева С.В. Экономические основы системы социальной защиты. М., 1997.
.Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. - М.: Экзамен, 2003.
.Комарова В. Первые итоги реализации пенсионной реформы.// Финансы - 2003- № 3
.Корочкина И.Е. Социальный налог и социальное страхование.// Вестник социального государственного страхования. Социальный мир. - 2002. - №3
.Пикулькин А.В. Система государственного управления. М.: «Закон и право», 1997.
.Починок А.П. Быть или не быть социальному страхованию в России? // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир.- 2001. - № 1
.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Статистический сборник / Госкомстат России. - М., 2003.
.Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. Под общ. ред. Н.С. Слепцова. - М.: Издательство РАГС, 1998.
.Российский статистический ежегодник 2003: статистический сборник./ Госкомстат России. - М., 2003.
.Соловьев А.К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. - М.: Финансы и статистика, 2001.
.Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.
.Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика - 2002. - № 10-11
.Стафилова О.В. Накопительная составляющая доходов системы обязательного социального страхования.// Финансы - 2004. - № 2
.Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. Перевод с англ. - М.: МГУ, ИНФРА-М, 1997.
.Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. - М.: Экспертное бюро, 1997.
.Уколов Е.Ф. Социальная политика государства. Издательство М.: «Луч», 1997.
.Федорова Т.А. Основы страховой деятельности. Учебник - М.: Издательство БЕК, 2001
.Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России.// Финансы - 2003 - № 7
.Фильев В.И. Социальное страхование в России и зарубежных странах. Практическое пособие М., 1998
.Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов. Под общ. ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998
.Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие - М.: Инфра - М, 2001
.Якушев Л.П. Социальная защита. Учебное пособие - М., 1998