путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи [1].
Метод с точки зрения экологического образования, отмечает С.Н. Николаева, способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру [11].
Форма «есть внутренняя организация содержания» [2]. Это есть способ организации воспитательного процесса.
Слово forma в переводе с латинского означает наружный вид, внешнее очертание. Организация эффективного обучения и воспитания возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса [34].
Таким образом, понятие «метод» характеризует содержательную, или внутреннюю, сторону учебного процесса. Форма обозначает внешнюю сторону организации воспитательного процесса и отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса [11].
Одна и та же форма может применяться в различных методах обучения, и наоборот.
Методы экологического образования и воспитания бывают: наглядные, практические, словесные. Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы - имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.
Основным методом в экологическом образовании детей является наблюдение. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др.), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).
Наблюдения способствуют формированию осознанно-правильного отношения к природе. Многообразие явлений природы, окружающей дошкольников, создает для воспитателя условия для организации наблюдений. Общая педагогическая цель при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир. При таком подходе наблюдение становится целостным педагогическим процессом и совместной деятельностью педагога и детей. При этом действия педагога направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно - образовательной задачи, а умственные усилия детей - на полноценное восприятие объекта, на получение нужной информации. При такой деятельности наблюдение становится методом экологического воспитания, посредством которого формируются конкретные экологические знания об объектах и отношение к ним. Наблюдение развивает у детей разные оттенки отношения к природе: познавательный интерес, эстетические переживания, сочувствие [19].
Для формирования осознанно - правильного отношения к природе посредством наблюдения имеет значение деятельность моделирования - ведение календаря природы и отражение в них результатов наблюдений. Педагог учит дошкольников самостоятельно заполнять страницы календаря, правильно пользоваться символикой. Большое значение имеет то, что эта деятельность протекает в течение всего учебного года. Отношение, возникающее у старших дошкольников к наблюдению и моделированию его результатов - это познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности, а это очень важно для развития личности ребенка.
Важный метод экологического образования - словесный, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Наибольшее значение имеет беседа - это последовательная цепочка вопросов помогающих понять причинно - следственные связи, сделать обобщения, выводы. Использование словесного метода обусловлено сущностью общения желанной для детей деятельностью. Учебный диалог способствует выработке осознанно - правильного отношения к природе, если педагог правильно подбирает слова, выстраивает высказывания, объясняет. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.
Особое место в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста отводится развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными объектами. На природе следует продолжать воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. В старшем дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о том, что животные, растения в детском саду, дома, т.е. вне природных условий, не могут жить без помощи человека; формировать ответственное и бережное отношение к окружающему, организуя конкретные действия (подкармливать птиц зимой, поливать, рыхлить землю у растений, убирать мусор на участке т.д.), выполнять индивидуальные и коллективные поручения; воспитывать самостоятельность в случае необходимости ухаживать за растениями (поливать), животными (кормить, поить). Особое значение приобретает оценка деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей. Задача воспитателя - направить детей, прежде всего на положительную оценку, хотя необходимо подчеркнуть и недостатки, если они имелись в работе [28].
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Важно, чтоб они понимали, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных и что каждый организм живет, растет, развивается, если для него имеются соответствующие условия. Общение с живыми существами способно пробуждать в детях душевность, бескорыстие, доброту, гуманность, т.е. духовность нравственного порядка.
Огромное значение в работе с детьми играет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно - ролевой игры.
Игровая деятельность, приносящая детям большое удовольствие, легко и быстро вызывает положительное отношение к ее содержанию. И.А. Комарова и С.Н. Николаева разработали различные игровые обучающие ситуации (ИОС) - специальные формы сюжетно - ролевой игры, насыщенные экологическим содержанием. Они специально создаются педагогом для решения конкретной задачи на экологических занятиях, экскурсиях Хороший результат дают такие типы ИОС:
ИОС с привлечением игрушек - аналогов (игрушек изображающих объекты природы - растений, животных);
ИОС с использованием кукол - персонажей сказок, сюжет которых связан с природой: различные варианты игры в путешествие («туристический поход», «экскурсия на Северный полюс» и т. д.).
Игра, специально организованная воспитателем для процесса познания природы с успехом выполняет функцию метода экологического образования, которая облегчает детям усвоение экологических знаний и формирует осознанно - правильное отношение к природе и, к их содержанию [19].
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста, предполагает использование не только разнообразных методов, но и форм работы. В педагогической деятельности используются следующие формы: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Основная роль в формировании системы первоначальных естественно - научных представлений, понятий и знаний отводится занятиям. В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы. Однако они будут успешными и эффективными только в том случае, если у детей сформирована познавательная мотивация на основе интереса к природе.
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому, нам педагогам, необходимо построить занятие таким образом, чтобы, с одной стороны ответить на интересующие детей вопросы, а с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний, приобщить детей к систематической и творческой деятельности.
Николаева С.Н. выделяет основные типы экологических занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, - занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов.
Занятия первично-ознакомительного типа. Занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.
Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя.
Занятия первично-ознакомительного типа со старшими дошкольниками значительно сложнее, чем занятия в другой возрастной группе. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющихся у них круг представлений.
На занятиях первично-ознакомительного типа с детьми можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго.
Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание занятий направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов. Очень результативны разнообразные виды опытнических работ, имеющих целью формирование представлений о маскировочной окраске животных.
Занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.
Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе.
В старшем дошкольном возрасте все конкретные занятия могут быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.
Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.
Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку [19].
Большое значение в экологическом развитии детей придается экскурсиям, где происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности.
Как отмечает Маханева М.Д, особое внимание при проведении экскурсии важно уделить организации деятельности детей: «Следует приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. Главнейшая из них - соблюдение тишины» (Л.П. Симонова). Следующая немаловажная заповедь - терпеливость (умение длительное время наблюдать за растениями и животными). Третья заповедь - это внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей) [15].
В старшем дошкольном возрасте дети с интересом занимаются опытнической деятельностью. Опыт способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, они могут быть связаны с трудом в уголке природы и на огороде, могут включаться в занятия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети рассуждают, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Опыты повышают интерес к предметам и явлениям, создают эмоциональную обстановку, вызывают чувство радости, восторга.
Природоохранные акции - это общественно - значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы [15]. Они направлены, прежде всего, для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Это могут быть такие акции, как: «Голубой патруль», «Птичья столовая» и т.д.
Огромный вклад в работу по экологическому образованию вносят праздники. Очень важным фактором является возрождение народных традиций (обычаев, обрядов), а также решается целый ряд задач: нравственных, эмоциональных, эстетических. Это такие праздники, как «ОСЕНИНЫ», праздник «РУССКОЙ БЕРЕЗКИ».
В работе по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста можно использовать в детском саду кружки. В кружках дети могут ставить опыты, собирать наглядный материал, который может использоваться на занятиях, рисовать, мастерить, делать поделки из природного материала т. д.
Следовательно, все вышеперечисленные методы и формы работы по экологическому образованию способствуют всестороннему развитию детей, расширению кругозора, развитию наблюдательности и сенсорики, установлению причинно-следственных связей, развитию разных форм речи - диалогу, описанию, объяснению, рассказу [20]. В результате дети начинают понимать, что:
объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одной из перспективных технологий, способствующих решению этой проблемы, является «метод проектов». Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует развитию познавательного интереса к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под «проектом» понимается самостоятельная или коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
«Метод проекта» деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний.
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны: игровые, творческие, познавательные.
Используя «метод проектов» в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.
К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе [19].
Чтобы полноценно осуществлять экологическое образование детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Ведь именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. При общении с родителями нужно донести до них мысль о том, формирование основ экологического образования необходимо начинать с себя. Важно быть образцом для подражания, авторитетом.
Одной из самых современных моделей работы образовательного учреждения с семьей является организация деятельности семейных клубов, занятия в которых построены на основе уважения к чувствам, желаниям и взглядом каждого. Процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в детском саду, но и от реальной жизненной обстановки. Поэтому важно на занятиях семейных клубов не давать рецептов поведения в природе, а постепенно, посредством заданий и вопросов подводить ребенка к собственным выводам и заключениям [15].
Таким образом, мы пришли к выводу:
существование целого ряда экологических проблем в нашей стране, да и во всем мире диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям;
формы и методы организации детей по экологическому образованию самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.
в основе содержания экологического образования лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
.3 Характеристика активных методов и форм экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников в процессе освоения учебного материала. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта детей, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Суть активных методов обучения состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность.
Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться значительной активизации учебно-воспитательного процесса, роста его эффективности.
В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как в совместно детско-взрослой деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
Сегодня дети хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных занятиях и запоминать огромную массу информации. Что нужно сделать для изменения этой ситуации? Необходимо превратить скучное принудительное занятие в увлекательную игру. Цель, содержание занятия оставить прежними, но изменить мотивацию, эффективность и качество работы! Внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение образовательной программы.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как в непосредственно образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности.
Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности детей. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Иногда понятия активных методов обучения расширяют, относя к ним, например, такие современные формы организации обучения, как проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры, детское экспериментирование, метод экологических проектов.
С помощью активных методов можно эффективно решать проблемы. К непосредственно активным методам относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа образовательной деятельности используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Таким образом, мы пришли к выводу:
существование целого ряда экологических проблем в нашей стране, да и во всем мире диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям;
формы и методы организации детей по экологическому образования самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.
в основе содержания экологического образования лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение.
Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности детей. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Суть активных методов обучения состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность.
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Иногда понятия активных методов обучения расширяют, относя к ним, например, такие современные формы организации обучения, как проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры, детское экспериментирование, метод экологических проектов.
экологический культура обучение
Глава II. Методика организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста с применением активных методов и форм
Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 247 г. Ярославля с детьми подготовительной к школе группы и длилось с октября 2013 года по апрель 2014 года.
База исследования представляет двухэтажное здание постройки, характерной для детских дошкольных учреждений, имеет сравнительно небольшую площадь. В связи с этим некоторые помещения многофункциональны (игровые комнаты выполняют роль учебных помещений и столовых; актовый зал является залом для музыкальных и физкультурных занятий). На первом этаже располагаются административные и хозяйственные помещения, на втором располагаются группы. В каждой группе - игровая (она же учебная) комната, спальня, санитарно-бытовые помещения.
Специально организованных экологических пространств типа комнаты природы, зимнего сада в здании нет, но элементы их встречаются во всех помещениях.
В здании много комнатных растений, расположенных на стенах и специальных подставках. Все растения подобраны с учётом реальных условий их содержания (светло - и тенелюбивые, цветущие и не цветущие).
Исключены растения, способные нанести вред здоровью детей (ядовитые, способные вызвать аллергические реакции, слишком массивные).
Здание окружено зоной, которая включает в себя игровую площадку, зелёную зону, беседки. Основная часть прилегающей к садику территории расположена за зданием, т.е. частично загорожена от улицы и дороги.
На территории садика произрастают как деревья, кустарники, так и травянистые растения.
По периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. При этом присутствуют различные породы деревьев, обладающих разными качествами.
Много разбито клумб-цветников и грядок. Таким образом, на имеющемся участке есть все условия для обучения детей уходу за растениями, наблюдению за их развитием.
В исследовании участвовало 20 человек подготовительной к школе группы, из них 10 мальчиков и 10 девочек:
1.Алеша Т. - 5 лет 9 мес.
2.Алина Б. - 5 лет 11 мес.
3.Артем М.- 5 лет 8 мес.
4.Гриша А. - 5 лет 7 мес.
5.Гульсаба Р. - 5 лет 9 мес.
6.Дана С. -5 лет 8 мес.
7.Даниил Г. - 5 лет 11 мес.
8.Денис З. - 6 лет
9.Женя Ж. - 5 лет 7 мес.
10.Илья З. - 5 лет 11 мес.
11.Катя Л. -5 лет 8 мес.
12.Ксюша Д. - 5 лет 9 мес.
13.Лев П. - 5 лет 11 мес.
14.Максим А. - 6 лет
.Настя В. - 6 лет 2 мес.
.Настя К. - 6 лет 2 мес.
17.Настя Т. - 5 лет 11 мес.
18.Соня Х. - 5 лет 8 мес.
.Ульяна Г. - 6 лет 1 мес.
.Федор З.- 6 лет 4 мес.
2.1 Определение уровня экологической культуры детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап исследования)
Целью констатирующего этапа было определение уровня экологической культуры старших дошкольников.
Для изучения уровня экологической культуры старших дошкольников, мы взяли за основу диагностическую методику автора Афонькиной Ю.А. к комплексной оценке результатов освоения программы «От рождения до школы» [13, с. 98].
Это авторская методика диагностики, разработанная на основе ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Диагностика имеет универсальный характер и может быть применена к любой образовательной программе, так как в её основу положены интегративные качества, отражающие ведущие сферы развития дошкольника.
Уровень экологической культуры детей подготовительной к школе группы мы исследовали по следующим показателям:
Побуждения:
.Уважение к труду сельских жителей
Знания и представления:
3.Условия жизни комнатных растений
.Связи между растениями и условиями окружающей среды
.Лекарственные растения
.Домашние, зимующие и перелетные птицы
.Домашние животные
.Обитатели уголка природы
.Дикие животные
.Особенности приспособления животных к окружающей среде
.Млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся
.Насекомые
.Переход веществ из твердого состояния в жидкое
.Сезонные изменения
.Термометр
.Как высаживают и обрезают кустарники
.Народные приметы
.Жизнь человека на земле зависит от окружающей среды
Умения и навыки:
.Различать по внешнему виду и правильно называть жуков и бабочек
.Обобщать и систематизировать представления о временах года
.Наблюдать явления природы
.Определять свойства снега
.Устанавливать причинно - следственные связи
.Правильно вести себя в природе
.Участвовать в выращивании растений
.Собирать природный материал
.Пересаживать комнатные растения
.Выполнять обязанности дежурных в уголке природы
.Участвовать в сборе семян, пересаживании растений
.Участвовать в сгребании снега к стволам деревьев и кустарников
.Участвовать в рыхлении почвы, поливке растений
Для изучения уровня знаний детей о животных, растениях нами была проведена серия бесед.
Для этого мы подготовили картинки с изображением животных разных групп, стадий и развития щенка, кошки, попугайчика, лягушки; обобщённые модели понятий: «звери», «птицы», «насекомые», «рыбы» и т.д.
По картинкам мы провели с детьми беседу (см. приложение 1).
Затем мы провели беседу с детьми по картинкам с изображениями растений цветника, огорода, луга, леса, комнатных растений; стадий роста и развития одуванчика; модели понятий: «травы», «кустарники», «деревья», «живая природа», «неживая природа»; картинки с частями растений - цветок, стебель, лист, корень.
В ходе бесед мы задавали детям вопросы, предлагали разложить картинки по группам, просили дать объяснение, почему они это сделали, просили подобрать к этим картинкам соответствующие модели (см. приложение 1).
С целью изучения уровня сформированности у детей умений и навыков взаимодействия с растениями, мы организовали трудовую деятельность детей в уголке природы.
Для этого мы подготовили комнатные растения, нуждающиеся в уходе; набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений, игрушки, оборудование для труда в уголке природы. Давали детям задания (см. приложение 1).
Уровни экологической культуры у дошкольников, мы определяли следующим образом:
1. Побуждения:
устойчивые - 3 балла;
неустойчивые - 2 балла;
ситуативные - 1 балла;
не проявляет - 0 баллов.
. Знания, представления:
четкие, содержательные, системные 3 балла;
четкие, краткие - 2 балла;
отрывочные, фрагментарные - 1 балл;
не оформлены - 0 баллов.
. Умения, навыки:
выполняет самостоятельно - 3 балла;
выполняет с помощью взрослого - 2 балла;
выполняет в общей со взрослым деятельности - 1 балл;
не выполняет - 0 баллов.
Высокий уровень: 69 - 93 баллов;
Средний уровень: 45 - 68 баллов;
Уровень ниже среднего: 20-44 баллов;
Низкий уровень: 0 - 19 баллов.
Результаты исследования уровня экологической культуры детей старшего дошкольного возраста мы занесли в таблицу 1 (приложение 2).
В результате диагностического исследования мы пришли к следующему выводу: дети редко самостоятельно проявляют заботу об объектах уголка природы, чаще всего это они делают по напоминанию взрослого, что приводит к тому, что в деятельности по уходу за растениями не прослеживается интерес у детей, они выполняют это не осознанно, не проявляя инициативы, что говорит о нейтральном отношении к объектам природы, находящимся в непосредственном окружении.
В целом это говорит, что у детей низкий уровень экологического образования, хотя у большинства из них есть знания, как делать, но нет осознания необходимости данных действий.
Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы: из 20 детей только у 4 детей (20 %) высокий уровень экологической культуры, у 8 детей (40 %) - средний уровень, у 4 детей (20 %) - ниже среднего уровень и у 4 детей - низкий уровень (приложение 3).
.2 Организация экологического образования детей старшего дошкольного возраста с применением активных форм и методов
Специфику осуществления нашей работы на формирующем этапе исследования определяет включение детей совместно с родителями и воспитателями в процесс коллективного проектирования. Экологический проект является активным методом экологического образования и в свою очередь может включать в себя активные формы и методы работы с детьми, такие как моделирование, экспериментирование и др.
Целью формирующего этапа исследования было повысить уровень экологической культуры детей старшего дошкольного возраста путём применения активных форм и методов экологического образования.
Проект называется «Будь природе другом!» и эта тема обусловлена актуальностью проблемы проекта.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
В современных условиях, проблема экологического образования дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.
Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
Участниками проекта являются дети подготовительной группы детского сада, воспитатели и родители.
Вид проекта: долгосрочный, с 1 июня по 1 декабря 2013 года (6 месяцев)
Цель проекта: Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно - правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Цель проекта подразумевает решение следующих задач:
. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.
Продуктами проекта могут быть макеты в зале краеведения, стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, карты экологических тропинок, скворечники, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группах, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе.
Проект включает три основных этапа:
-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Мы предположили получение следующих результатов:
. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края - Ярославской области.
. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
. У дошкольников сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
. Дошкольники узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
. Дети узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
. Дети исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
. Дети узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
. Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.
. Дети научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, что все живые организмы имеют равное право на жизнь, в природе все взаимосвязано, в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
. Дошкольники гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Ресурсы проекта:
. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
. Уголок природы в подготовительной к школе группе.
. Общий цветник для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.
. Природное окружение для организации экскурсий и наблюдений: поля, луг, водоем, хоздворы населения с домашними животными и птицей, зоомагазин.
. Опытнические зоны в подготовительной группе. Огород на окне.
. Высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований. Связь со школой по взаимопрезентациям исследовательских проектов первоклассников и дошкольников. Возможность участия в региональном конкурсе детей - исследователей.
. Детская библиотека.
. Видеотека с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.
Далее мы разработали план реализации проекта:
этап - Подготовительный. На нем осуществлялась постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Сроки: июнь 2013
этап. Собственно исследовательский. На нем происходил поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Сроки: июль - октябрь 2013. Данный этап включал ряд мероприятий:
1.Организация в группе познавательно - экологической среды.
2.Создание экологической развивающей среды в ДОУ.
.Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.
.Детские исследовательские проекты, исследовательские работы по различным экологическим направлениям. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.
.Посадка цветника, уход за цветами.
.Посадка аллеи берез. Уход за саженцами.
.Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.
.Экскурсии на водоёмы, наблюдение за состоянием воды, берега, растениями, оценка экологического состояния. Учить детей не засорять природу.
.Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.
.Операция «Помоги природе». Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.
.Операция «Подарок птицам». Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.
.Познавательное развлечение «Птичьи заботы».
.Викторина «Знаем ли мы растения нашего края».
.Экскурсии в парки. Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.
.Экскурсии на берег реки Волги. Цель: комплектование коллекций камней, интересных сучков, видов почв, гербарий в уголок природы группы. Выставка природных коллекций.
.Ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление макетов экологического содержания.
.«Напиши письмо сове». Поиск проблемных вопросов и ответов с детьми старшего возраста по теме «Природа»
.Конкурс детских работ из природного и бросового материалов «Вторая жизнь упаковки»
.Оборудование в саду уголка «Детская лаборатория» для опытов и экологических исследований.
.Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) по экологической проблеме нашего города.
.Фотовыставка «Природа просит помощи» с описанием содержания фотографий. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.
.Организация в ДОУ видеотеки с помощью родителей «Это интересно. Из жизни природы.» (О насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т.д.)
этап. Обобщающий. Он включал в себя обобщение результатов работы по экологическому проекту «будь природе другом». Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Защита детских исследовательских проектов. Педагогический Совет по итогам проекта. До 30 ноября 2013 г.
Обобщение результатов работы по экологическому проекту «Будь природе другом» включало в себя:
1.Диагностирование уровня экологической культуры дошкольников с заполнением диагностических карт на каждого ребенка.
3.Обобщение уровня обогащения предеметно-развивающей среды в группе.
.Педагогический Совет по обобщению результатов работы по проекту, составление рекомендаций по дальнейшей работе по экологическому воспитанию дошкольников.
Так же предусмотрели возможные риски и их предупреждение (см. таблицу 2):
Таблица 2 - Риски и их предупреждение в ходе реализации проекта «Будь природе другом»
РискиПредупреждение рисковНизкое познавательное развитие детей.Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах родительские собрания по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту «Будь природе другом», привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.Низкая заинтересованность родителей.Не высокая профессиональная компетентность воспитателей по экологическому образованию дошкольников.Организовать методическую помощь воспитателям по организации детских исследовательских проектов. Провести цикл консультаций для воспитателей в целях повышения профессиональной компетентности по экологическому образованию дошкольников.Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объема изучаемого материала.Распределить среди воспитателей познавательного развития ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана действий проекта по своему направлению.
.3 Анализ результатов исследования
На заключительном, контрольном этапе исследования целью, являлось выявить изменения уровня экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы провели диагностику, используя методики, описанные на констатирующем этапе исследования.
Результаты диагностики мы занесли в таблицу 3 (приложение 4)
Таким образом, из 20 опрошенных детей, в группе с низким уровнем экологической культуры - 0 человек (0 %), в группе с уровнем ниже среднего - 4 человека (20 %), в группе со средним уровнем - 8 человека (40 %), а в группе с высоким уровнем - 8 человек (40 %) (приложение 5).
После проведенного наблюдения за деятельностью детей можно сказать о том, что они стали принимать активное участие в уходе за обитателями уголка природы в группе и дома.
Дошкольники самостоятельно наблюдают за ростом и развитием объектов природы «зеленого» уголка группы, в ходе чего пытаются установить причину того или иного явления.
Сравнительный анализ полученных данных с данными констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы: 4 человека, у которых был низкий уровень экологической культуры, переместились в группу детей с уровнем ниже среднего, 4 ребёнка с уровнем ниже среднего перешли в группу со средним уровнем и 4 ребёнка из среднего уровня переместились в группу с высоким уровнем экологической культуры (приложение 6).
Вывод
Таким образом, в целом у детей произошло повышение уровня экологической культуры на уровень, согласно их возрастным и индивидуальным возможностям. Включение старших дошкольников в проектную деятельность, которая содержала детское экспериментирование, природоохранительные акции, экскурсии, наблюдения позволило нам создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны и тем самым повысить уровень экологической культуры детей, участвующих в исследовании. Следовательно, используемые нами активные методы и формы в экологическом образовании старших дошкольников являются эффективными.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать нам следующие выводы о том, что существование целого ряда экологических проблем в нашей стране диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. В экологическом образовании дошкольников применяются самые разнообразные формы и методы организации, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.
Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Суть активных методов обучения состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность. Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Иногда понятия активных методов обучения расширяют, относя к ним, например, такие современные формы организации обучения, как проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры, детское экспериментирование, метод экологических проектов.
Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 247 г. Ярославля с детьми подготовительной к школе группы и длилось с октября 2013 года по апрель 2014 года.
Целью констатирующего этапа было определение уровня экологической культуры старших дошкольников.
Для изучения уровня экологической культуры старших дошкольников, мы взяли за основу диагностическую методику автора Афонькиной Ю.А. к комплексной оценке результатов освоения программы «От рождения до школы» [13, с. 98].
Это авторская методика диагностики, разработанная на основе ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Диагностика имеет универсальный характер и может быть применена к любой образовательной программе, так как в её основу положены интегративные качества, отражающие ведущие сферы развития дошкольника.
Уровень экологической культуры детей подготовительной к школе группы мы исследовали по следующим показателям: побуждения, знания и представления и умения и навыки.
В результате диагностического исследования мы пришли к следующему выводу: дети редко самостоятельно проявляют заботу об объектах уголка природы, чаще всего это они делают по напоминанию взрослого, что приводит к тому, что в деятельности по уходу за растениями не прослеживается интерес у детей, они выполняют это не осознанно, не проявляя инициативы, что говорит о нейтральном отношении к объектам природы, находящимся в непосредственном окружении.
В целом это говорит, что у детей низкий уровень экологического образования, хотя у большинства из них есть знания, как делать, но нет осознания необходимости данных действий.
Специфику осуществления нашей работы на формирующем этапе исследования определяет включение детей совместно с родителями и воспитателями в процесс коллективного проектирования. Экологический проект является активным методом экологического образования и в свою очередь может включать в себя активные формы и методы работы с детьми, такие как моделирование, экспериментирование и др.
Целью формирующего этапа исследования было повысить уровень экологической культуры детей старшего дошкольного возраста путём применения активных форм и методов экологического образования.
Проект называется «Будь природе другом!» и эта тема обусловлена актуальностью проблемы реализуемого нами проекта.
На заключительном, контрольном этапе исследования целью, являлось выявить изменения уровня экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы провели диагностику, используя методики, описанные на констатирующем этапе исследования.
Сравнительный анализ полученных данных с данными констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы: 4 человека, у которых был низкий уровень экологической культуры, переместились в группу детей с уровнем ниже среднего, 4 ребёнка с уровнем ниже среднего перешли в группу со средним уровнем и 4 ребёнка из среднего уровня переместились в группу с высоким уровнем экологической культуры.
Мы отметили, что в целом у детей произошло повышение уровня экологической культуры на уровень, согласно их возрастным и индивидуальным возможностям. Это говорит о том, что реализуемая нами методика организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста с применением активных форм и методов является эффективной, значимой и ценной.
В качестве основных педагогических рекомендаций для воспитателей ДОУ по использованию активных методов и форм в экологическом образовании можно выделить следующее:
-выбор активных форм и методов воспитателем должен осуществляться в соответствии с дидактическими целями и задачами экологического образования дошкольников;
-организация экологического образования с применением активных методов и форм должна осуществляться с учётом общепедагогических принципов: доступности, наглядности, связью с жизнью, системности и др.;
включение родителей в совместную с детьми и воспитателями деятельность обеспечивает наибольшую эффективность в решении задач экологического образования дошкольников.
Таким образом, все задачи нашего исследования были решены, а цель теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования активных методов и форм в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста достигнута.
Список использованных источников
1.Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2007. № 3. С.66.
2.Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. М.: Просвещение, 2009. с.306.
.Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 528 с.
.Долгова Т.Л., Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы. Практическое пособие, методические указания. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 208 с.
.Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под ред. Н.В. Микляевой. М.: Форум, 2012. - 256 с.
.Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008. № 5. С.30.
7.Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 288 с.
8.Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2007. - № 9. С.22-24.
9.Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ «Сфера», 2011. - 320 с.
.Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2008. с.277.
11.Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: диагностический журнал. Подготовительная группа / Авт-сост. Ю.А. Афонькина. - М.: Учитель, 2012. - 119 с.
.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под. Редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа / авт.-сост. Н.В. Лободина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 415 с.
.Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 496 с.
.Лихачев Б.Т. Экология личности//Педагогика.-1993.-№2.
.Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - М.: Учитель, 2012. - 333 с.
.Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - М.: Учитель, 2011. - 232 с.
.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 184 с.
18.Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу.// Начальная школа.-2003.-№ 9.-С.6-11
19.Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. - М.: Новая школа, 2009.-32с.
.Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры.// Дошкольное воспитание.-2006.-№ 7.-с.36
21.Ола Ф. Занимательные эксперименты и опыты. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 128 с.
22.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
23.Реймар Н.Ф., Яблоков А.В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной природы. - М.: Наука, 2002.
24.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000
25.Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2008. - 208 с.
.Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса // Начальная школа: до и после. - № 10, 2011. - с. 3
.Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / В.И. Турченко. - М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. - 256 с.
.Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Науч. рук. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н.В. Федина. - М.: Просвещение, 2010. - 303 с.
.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования от 23.11.2009 г. № 655
.Федеральные государственные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования от 20.07.2011 № 2151
.Ясвин В.А. Формирование экологической культуры. - М.: Акрополь, 2013. с.234.