Ливий и этрусские женщины
Ливий и этрусские женщины
И. МакДоугэлл
На
основе доступных нам данных источников существует общее убеждение, что женщины
в этрусском обществе имели более привилегированный статус, чем традиционный в
мире Греции и Рима. Их художественное изображение на саркофагах и погребальных
урнах и в росписях гробниц показывает, что они принимали участие в пирах,
располагаясь на ложах с мужчинами, и посещали публичные представления, такие
как атлетические соревнования и танцы. На некоторых изображениях мы находим
трогательные проявления любовной интимности с их мужьями, как на известном
саркофаге на Вилла Юлия в Риме и в Бостонском Музее Изящных Искусств, хотя
иногда утверждают, что эти примеры представляют скорее идеальные, чем реальные
отношения. Однако при любых отношениях между этрусскими мужьями и женами
достаточно ясно, что женщины в Этрурии пользовались большей степенью социальной
свободы, чем это было возможно в Греции и Риме; отсюда искаженное и
отрицательное изображение их как пьющих и развратничающих у Феопомпа1,
который никогда не был особенно хорош в описании того, что производило
культурное потрясение в лучшие времена. Различные погребальные надписи также
обнаруживают более высокий статус. В отличие от римских обычаев этрусская
женщина идентифицировалась своим собственным именем в дополнение к имени своей
семьи, в то же время материнское имя и родовое зачастую фигурируют наряду с
отцовскими, что стало привычным в Риме только в императорскую эпоху. Что не ясно,
однако, так это то, насколько такая социальная свобода могла сочетаться с
политической свободой и авторитетом.
С
тех пор как Й.Й.Бахофен в 19 в. предложил свою теорию этрусского матриархата2,
часто утверждают, что изображения Ливием женщин в истории дома Тарквиниев,
особенно Танаквиль и Туллии, показывает, что римская историческая традиция
сохранила следы политического авторитета этрусских женщин. Несмотря на то
обстоятельство, что большинство теорий Бахофена в отношении этрусков отвергнуто
или существенно модифицировано, представление, что Ливий изображал этих женщин
в качестве этрусских, сохранилось, в частности во влиятельной работе об
этрусском обществе Жака Ергона и трех современных и столь же полезных статьях
об этрусских женщинах Лариссы Бонфанте3. В своей работе я утверждаю,
что те кто склонен следовать этому пути, попадают в одну из печально известных
ловушек этрускологии и в своей увлеченности найти литературные свидетельства,
которые подтверждают свидетельства археологических и эпиграфических источников4,
выжимают из Ливия гораздо больше, чем допускает его рассказ, в то же время
игнорируя другие изобразительные характеристики Ливия как историка Августовой
эпохи. Такой подход мы найдем у Ергона, который основывает свое исследование на
первой книге Ливия, говоря:
"В гражданской жизни . . . они играли значительную роль, на
которую римские матроны не могли претендовать"5.
Похожие работы на - Ливий и этрусские женщины
|