Иоганн Вольфганг Гёте. Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся
Иоганн Вольфганг Гёте. Годы странствий Вильгельма
Мейстера, или Отрекающиеся
Роман
является продолжением «Годов учения Вильгельма Мейстера». Герой, ставший в
конце предыдущей книги членом Общества башни (или Отрекающихся, как они себя
именуют), получает от своих товарищей задание отправиться в странствия. При
этом ему ставится условие не задерживаться под одним кровом более трех дней и
удаляться всякий раз от прежнего пристанища не менее чем на милю — чтобы избежать
«соблазна оседлости». В странствиях Вильгельм должен лучше постичь мир, найти
свое окончательное жизненное призвание и по мере возможности способствовать
установлению благородных, нравственных отношений между людьми. Его сопровождает
сын Феликс. С Наталией герой временно разлучен, но он «принадлежит ей навечно»
и поверяет свои переживания в регулярных письмах.
Роман
начинается с того, что на пути Вильгельму встречается совершенно необычная
семья — муж, жена и дети. Мужчина вел на поводу осла, а в седле «ехала тихая
миловидная женщина, окутанная голубым плащом, под ним она прижимала к груди
новорожденного младенца и глядела на него с несказанной нежностью». Эта легко
угадываемая картина святого семейства сразу обозначает универсальный, глубоко
обобщенный характер материала, составляющего суть романа. Если в «Годах
учения…» сюжет развивался вокруг судьбы Мейстера, персонажи были живыми и
полнокровными, а действие происходило в современной Гете Германии с её
конкретными приметами, то на сей раз все повествование значительно более
условно. Роман лишен единого сюжета и представляет собой ряд новелл, почти не
связанных между собой.
Такая
свободная форма — которая представляется поначалу небрежной и почти сырой —
дала писателю возможность вложить в роман свои самые дорогие, глубокие и
сложные размышления о том, что волновало его на протяжении всей жизни. Вольная
композиция, перемежающая прозу, стихи, страницы прямых афоризмов, открытый
финал — книга кончается ремаркой «Продолжение следует» — это не столько недоработанность,
сколько предвестье нового типа романа XX в.
Мировосприятие
главного героя лишено теперь того трагизма и гамлетовского эгоцентризма,
которое отличало юного Вильгельма. Узнавший личное счастье, обретший сына и
друзей-единомышленников, Мейстер в «Годах странствий…» предстает как человек,
умудренный опытом и принимающий действительность во всей её бесконечной полноте
и разнообразии. Теперь он не борец со всем миром, а борец за этот мир, за его
разумное и человеческое устройство. Он различает элементы глубокой разумности в
самих основах бытия, и это важнейшая идея книги, придающая ей глубокий
оптимизм. Вот, например, какие размышления навевает Вильгельму встреча с
астрономом, который из своей обсерватории показывал герою звездное небо. «Что я
такое по сравнению со Вселенной? — говорил себе Вильгельм. — Как я могу
противопоставлять себя ей или ставить себя в её средоточие?.. Может ли человек
противопоставлять себя бесконечному, иначе как собрав в глубочайших глубинах
своего существа все духовные силы, обычно рассеянные по всем направлениям…»
Далее он развивает эту мысль, замечая, что главное чудо — в самом человеке, его
способности переживать впечатления жизни и переплавлять их в деяния, полезные
людям.
Персонажи
романа, рассказанные в нем истории, прослеженные судьбы — это образное
выражение того, как, в понимании Гете, следует вести бережное строительство
более совершенного жизненного уклада. Через все повествование проходит образ
ясновидицы Макарии — женщины, благотворно действующей на окружающих, передающей
им свою духовную силу и альтруизм. Так же, как друзья Мейстера по Обществу
башни, она отреклась от себялюбия и корысти. Целью и смыслом жизни любимых
героев Гете становится служение человечеству, помощь людям и утверждение
нравственных начал.
Некоторые
рассказы вызывают в памяти «новых людей» Чернышевского — персонажи свободны от
эгоизма, способны подняться над сиюминутными страстями и преодолеть рамки,
казалось бы, безвыходных ситуаций. Таковы герои новеллы «Пятидесятилетний
мужчина». Суть её в том, что Гилария, которая с детства была предназначена в
невесты двоюродному брату Флавио, поняла, что в действительности она любит
совсем не жениха, а его отца, своего дядю, майора-вдовца. Возможно, на девушку
подействовало то, что её мать всегда с восторгом относилась к брату. И вот дядя
при очередной встрече тоже почувствовал к Гиларии пылкую любовь. Когда отец
отправился в смущении объясниться с сыном, то оказалось, что сын в свою очередь
влюблен в некую молодую вдову и совсем не стремится к женитьбе на Гиларии.
Однако, познакомившись с майором, эта молодая вдова начинает, как и Гилария,
испытывать к нему весьма нежные чувства. Майор также впечатлен встречей с этой
очаровательной женщиной. После ссоры с ней смятенный Флавио приходит в дом
Гиларии, где сильно заболевает. Девушка начинает ухаживать за ним. И именно
теперь в ней просыпается истинная любовь, которая встречает взаимность… Важно,
что при этих непредсказуемых хитросплетениях чувств персонажи не дают власти
злобе или ревности, сохраняют благородство и глубокую деликатность по отношению
друг к другу, словно бросая вызов стандартным подходам к сложностям жизни.
Другая
новелла — «Новая Мелузина» — рассказывает о фантастической или сказочной
истории. Однажды рассказчику этой новеллы встретилась прекрасная незнакомка в
богатой карете. Она попросила его об одной услуге — чтобы он возил с собой её
ларец. За это дама ссудила юношу деньгами и отдала свой экипаж. Через некоторое
время рассказчик истратил все деньги и загрустил. Незнакомка вновь внезапно явилась
перед ним и снова дала ему кошелек с золотом, предупредив о том, чтобы он был
бережлив. Наконец юноша уговорил прекрасную даму не покидать его. Она
фактически стала его женой. И однажды он узнал её тайну — оказывается,
красавица была принцессой эльфов, она принадлежала к племени крошечных
человечков, жизнь её проходила в ларце, и лишь иногда она принимала обычный
человеческий вид. Дама нуждалась в рыцаре, верном и любящем, чтобы спасти свой
вымирающий народ. Рассказчик сначала в пылу чувств согласился тоже стать
крошечным эльфом. Однако вскоре он не выдержал испытания и бежал из волшебного
леса… Сам он вспоминает в романе об этом с чувством глубокого раскаяния, и
ясно, что прошедшее изменило всю его жизнь и отношение к миру.
Вообще
образ волшебного ларца, закрытого на какое-то время от посторонних глаз, и
ключа, способного открывать этот ларец, присутствует на протяжении всего
романа. Это выразительный символ мудрости, жизни, человеческой души и природы,
которые открываются лишь при умелом обращении и соответственной подготовке.
Один
из афоризмов ясновидящей Макарии, подборкой которых заканчивается роман, таков:
«Что такое трагедии, как не переложенные в стихи страсти тех, кто из внешних
обстоятельств делает бог весть что?»
Особое
место в книге занимает тема воспитания. Феликса определяют на учебу в особую
школу, точнее, в Педагогическую провинцию. Это сочиненная Гете социальная
утопия. Педагогическая провинция представляет идеальный пример благотворного
воздействия на юную личность. Принципом здешних учителей является стремление
содействовать воспитанию общественного человека, с прочным чувством
собственного достоинства и уважением к окружающему миру. «Мудрые наставники
незаметно наталкивают мальчиков на то, что отвечает их натуре, и сокращают
кружные пути, на которых человеку так легко заблудиться и отклониться от своего
призвания».
Таким
образом, в романе постоянно взаимодействуют и перекликаются две темы, составляя
гармоничное единство, — тема нравственного самосовершенствования отдельного
человека и идея воспитания коллективного сознания, развития общественных
навыков и чувства общечеловеческого единства.
«Нет
ничего драгоценней, чем один день» — это также важный афоризм из «Архива
Макарии». Персонажи романа стремятся как можно полнее реализовать свое предназначение,
деятельно и вместе с тем бережно, мудро вторгаться в жизнь. Пример такого
решительного действия — намерение нескольких товарищей Вильгельма эмигрировать
в Америку во главе группы ткачей, которым новые промышленные отношения несут
угрозу разорения. Сначала Вильгельм тоже собирается покинуть страну. Однако
затем он остается на родине, чтобы создать здесь для рабочих что-то вроде
образцовой трудовой колонии. Перед нами опять утопия, знаменующая упорные
искания Гете в сфере общественного мироустройства.
И
конечно, как закономерность мы воспринимаем тот факт, что главный герой романа
после долгих поисков призвания остановился на профессии хирурга — чтобы творить
«чудо без чудес», опираясь на опыт и знание природы человека.
Позже
он рассказывает, что большую роль в его овладении мастерством сыграл один
скульптор. Вильгельму трудно было препарировать человеческие ткани и органы,
изучая анатомию, но «чувство это вступало в противоречие с требованьем, которое
ставит себе всякий стремящийся к знанию человек…». Подружившись со скульптором,
он услышал от него глубокие суждения о том, что «большему можно научиться,
строя, нежели расчленяя, соединяя, нежели разъединяя, оживляя умершее, нежели
дальше его умерщвляя». Эти принципы стали важнейшими для Вильгельма, символизируя
его отношение к природе, в том числе природе человека.
В
последних главах описан волнующий эпизод — Феликс упал с кручи в реку вместе с
конем. Подоспевшие гребцы на лодке вытащили юношу и перенесли его на берег,
однако Феликс не подавал признаков жизни. «Вильгельм немедленно схватил ланцет,
чтобы отворить жилу на руке, кровь брызнула обильным током <…>. Жизнь
вернулась к юноше, и едва успел участливый хирург закончить перевязку, как тот
бодро встал на ноги, бросил на Вильгельма пронзительный взгляд и воскликнул: —
Если жить, так с тобою!»
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/