3М (стратегический бомбардировщик)
3М (стратегический бомбардировщик)
К
концу 40-х годов с появлением ядерного оружия возникла необходимость в
средствах его доставки. В. Мясищев, будучи профессором в МАИ, подал в
правительство научно-обоснованное предложение о создании стратегического
самолета с дальностью полета 11-12 тыс. км. 24 марта 1951 года Совет Министров
СССР по указанию Сталина назначил В.Мясищева главным конструктором в
воссозданное после закрытия ОКБ-23 МАП. В июне главком ВВС утвердил ТТХ к
самолету “М”: максимальная дальность полета с бомбовой нагрузкой в 5 т должна
составлять не менее 11-12 тыс. км, а скорость на высоте 9000 м - 900 км/ч.
Разработка бомбардировщика под шифром “25″ потребовала от ОКБ-23 широкой
кооперации с НИИ, КБ, заводами МАП и других отраслей.
За
первые полгода в аэродинамической трубе ЦАГИ продули большое число моделей. В
результате удалось создать относительно легкое с гибкими концевыми частями
крыло кессонной конструкции, хорошо противостоящее влиянию флаттера. В его
корневой части разместили двигатели, каждый из которых имел свой
воздухозаборник, исключавший взаимное влияние при работе на различных режимах,
включая остановку и запуск. Для отвода горячей газовой струи сопел от фюзеляжа
и хвостового оперения их развернули в горизонтальной и вертикальной плоскостях
на 4°.
Силовая
установка бомбардировщика состояла их четырех самых мощных на то время ТРД
АМ-3А конструкции А. Микулина с тягой по 8700 кгс. Следует отметить, что по
проекту “26″ она должна была состоять из двух двигателей ВД-5 (расчетная
взлетная тяга - 13000 кгс). Но ОКБ В. Добрынина не смогло в короткие сроки
подготовить опытные образцы.
Особый
интерес представляет принятый вариант шасси бомбардировщика “М”. Была выбрана
велосипедная схема с передней “вздыбливающейся” тележкой и боковыми стойками на
концах крыла. Поворот осуществлялся посредством управления головной парой колес
передней четырехколесной тележки. Поворотом пары изменялось направление
движения тележки, а за ней - и всего самолета. На режиме “вздыбливания”
управление парой автоматически отключалось. В конце разбега нос машины
приподнимался, и угол атаки увеличивался. Взлет происходил практически без
вмешательства летчика. Данная схема отрабатывалась на летающей лаборатории
Ту-4ЛЛ, у которой трехопорное шасси заменили велосипедным.
Максимальная
бомбовая нагрузка составила 24 т, а наибольший калибр бомб - 9000 кг.
Прицельное бомбометание обеспечивал радиолокационный прицел РПБ-4.
Бомбардировщик имел мощное оборонительное вооружение - шесть автоматических
23-мм пушек, размещенных попарно в трех поворотных установках на фюзеляже
сверху, снизу и в хвосте. В двух гермокабинах размещался экипаж из восьми
человек. Катапультируемые сиденья выбрасывались через люки вниз.
К
декабрю 1952 года опытный экземпляр был построен. 20 января 1953 года экипаж во
главе с Ф. Опадчим совершил первый полет. С этого дня начались заводские
испытания, которые закончились лишь 15 апреля 1954 года. Затяжка объяснялась их
сложностью и объемностью. К этому времени бомбардировщик получил официальное
название “М-4″, а на заводе он проходил как изделие “103″.
Максимальный
взлетный вес воздушного корабля составил 181,5 т, скорость на высоте 6700 м
достигала 947 км/ч, практический потолок при взлетной массе 138 т - 12500 м.
Конструкторы сумели разместить на самолете огромное по тем временам количество
топлива - 132390 л, но реальную максимальную заправку ограничили до 123600 л.
На
госиспытания М-4 был принят 15 апреля 1954 года, но фактически они начались 4
мая. Перед этим, 1 мая, опытная машина в сопровождении четырех истребителей
МиГ-17 приняла участие в воздушном параде над Красной площадью. Ее фотографии
облетели весь мир.
После
ряда доработок М-4 решили принять на вооружение, хотя по главному параметру -
максимальной дальности с 5 т бомб на борту - он не удовлетворял. С целью
исправления этого недостатка в 1955-1957 годы на самолет установили более
мощные и экономичные двигатели РД-3М, а за тем РД-3М-500А. Созданные в ОКБ под
руководством П. Зубца, они представляли собой модификацию двигателя АМ-3А.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.snariad.ru/