Зенитный ракетно-пушечный комплекс 2К22 “ТУНГУСКА”
Зенитный ракетно-пушечный комплекс 2К22 “ТУНГУСКА”
Предназначен
для противовоздушной обороны мотострелковых и танковых частей и подразделений
на марше и во всех видах боя, обеспечивает поражение низколетящих воздушных
целей, в том числе “зависших” вертолетов. Принят на вооружение в середине
восьмидесятых годов. Боевая машина имеет башенную установку с двумя
двухствольными 30-мм автоматическими пушками и восемью пусковыми установками с
зенитными управляемыми ракетами. По оценкам зарубежных специалистов комплекс
“Тунгуска” не имеет аналогов в мире и является на сегодняшний день наиболее
мощной зенитной системой такого класса.
Боевая работа
Функционирование
боевой машины 2С6 осуществлялось в основном автономно, но не исключалась и
работа в системе управления средствами ПВО СВ.
При
автономной работе обеспечивались:
поиск
цели (круговой - с применением станции обнаружения, секторный - с помощью
станции сопровождения или оптического прицела);
опознание
государственной принадлежности обнаруженных самолетов и вертолетов с помощью
встроенного запросчика;
сопровождение
цели по угловым координатам (автоматическое с помощью станции сопровождения,
полуавтоматическое - с использованием оптического прицела, инерционное - по
данным цифровой вычислительной системы);
сопровождение
цели по дальности (автоматическое или ручное - с применением станции
сопровождения, автоматическое - с помощью станции обнаружения, инерционное - с
использованием цифровой вычислительной системы, по установленной скорости,
которая определялась командиром визуально по типу выбранной для обстрела цели).
Сочетание
различных способов сопровождения цели по угловым координатам и по дальности
обеспечивало следующие режимы работы боевой машины:
-
по трем координатам цели, полученным от радиолокационной системы;
-
по дальности до цели, полученной от радиолокационной системы, и по ее угловым
координатам, полученным от оптического прицела;
-
инерционное сопровождение цели по трем координатам, полученным от
вычислительной системы;
-
по угловым координатам, полученным от оптического прицела и установленной
командиром скорости цели.
При
стрельбе по наземным движущимся целям применялся режим полуавтоматического или
ручного наведения вооружения в упрежденную точку по дистанционной сетке
прицела. После поиска, обнаружения и опознавания цели станция сопровождения
переходила на ее автосопровождение по всем координатам.
При
стрельбе зенитными пушками цифровая вычислительная система решала задачу
встречи снаряда с целью и определяла зону поражения по данным, поступающим с
выходных валов антенны станции сопровождения, из блока выделения сигналов
ошибок по угловым координатам и с дальномера, а также из системы измерения
углов качек и курса боевой машины. В случае постановки противником интенсивных
помех станции сопровождения по каналу измерения дальности (автодальномера)
осуществлялся переход на ручное сопровождение цели по дальности, а при
невозможности даже ручного сопровождения - на сопровождение цели по дальности
от станции обнаружения или на ее инерционное сопровождении. При постановке
интенсивных помех станции сопровождения по угловым координатам сопровождение
цели по азимуту и углу места осуществлялось оптическим прицелом, а при
отсутствии видимости - инерционно (от цифровой вычислительной системы).
При
стрельбе ракетами применялось сопровождение цели по угловым координатам с
помощью оптического прицела. После пуска ЗУР попадала в поле зрения оптического
пеленгатора аппаратуры выделения координат ракеты. По световому сигналу от
трассера ракеты в аппаратуре вырабатывались угловые координаты ЗУР относительно
линии визирования цели, которые поступали в вычислительную систему. Она
вырабатывала команды управления ЗУР, поступающие в шифратор, где они
кодировались в импульсные посылки и через передатчик станции сопровождения
передавались на ракету. Движение ракеты практически на всей траектории
происходило с отклонением от линии визирования цели на 1,5 д. у. для снижения
вероятности попадания отстреливаемой целью оптической (тепловой) помехи-ловушки
в поле зрения пеленгатора. Ввод ракеты на линию визирования цели начинался за
2-3 с до встречи с целью и заканчивался вблизи от нее. При приближении ЗУР к
цели на расстояние 1000 м на ракету передавалась радиокоманда на взведение
неконтактного датчика. По истечении времени, соответствующего пролету ракетой
1000 м от цели, боевая машина автоматически переводилась в готовность к пуску
следующей ЗУР по цели.
При
отсутствии в вычислительной системе информации о дальности до цели от станций
сопровождения или обнаружения использовался дополнительный режим наведения ЗУР,
при котором ракета сразу выводилась на линию визирования цели, неконтактный
датчик взводился через 3,2 с после старта ЗУР, а приведение боевой машины в
готовность к пуску следующей ракеты осуществлялось по истечении времени полета
ракеты на максимальную дальность.
Организационно
4 боевых машины комплекса “Тунгуска” сводились в зенитный
ракетно-артиллерийский взвод зенитной ракетно-артиллерийской батареи, состоящей
из взвода ЗРК “Стрела-10СВ” и взвода комплексов “Тунгуска”. Батарея входит в
состав зенитного дивизиона мотострелкового (танкового) полка. В качестве
батарейного командирского пункта используется пункт управления ПУ-12М, который
был связан с командным пунктом командира зенитного дивизиона - начальника ПВО
полка. В качестве последнего использовался пункт управления подразделениями ПВО
полка “Овод-М-СВ” (подвижной пункт разведки и управления ППРУ-1) или его
модернизированный вариант - “Сборка” (ППРУ-1М). В дальнейшем боевые машины
комплекса “Тунгуска” должны были сопрягаться с унифицированным батарейным
командирским пунктом 9С737 “Ранжир”. При сопряжении с комплекса “Тунгуска” с
ПУ-12М команды управления и ЦУ с последнего на боевые машины должны были
передаваться голосом с помощью штатных радиостанций, а при сопряжении с
командирским пунктом 9С737 - с помощью кодограмм, формируемых аппаратурой
передачи данных, которой должны были быть оборудованы эти средства. В случае
управления комплексами “Тунгуска” от батарейного командирского пункта анализ
воздушной обстановки и выбор целей для обстрела каждым комплексом должны были
производится на этом пункте. В этом случае на боевые машины должны были
передаваться распоряжения и целеуказания, а с комплексов на батарейным пункт -
данные о состоянии и результатах боевой работы комплекса.
Предполагалось
в дальнейшем обеспечить прямое сопряжение зенитного пушечно-ракетного комплекса
и с КП начальника ПВО полка с помощью телекодовой линии передачи данных.
Огонь
из 30-мм пушек 2А38 может вестись с ходу или с места, а пуск ЗУР только с
остановки. Система управления огнем - радиолокационно-оптическая. Обзорная РЛС
с дальностью обнаружения целей 18 км расположена в задней части башни. Перед
башней находится РЛС сопровождения целей с дальностью действия 13 км. Кроме РЛС
в состав системы управления огнем входят цифровая ЭВМ, стабилизированный
оптический прицел и углоизмерительные приборы. Время реакции комплекса 6-8 сек.
Боевая машина имеет систему навигации, топопривязки и ориентирования для
определения координат. Перезаряжание установки производится из специальной
транспортно-заряжающей машины на шасси автомобиля КамАЗ-43101 контейнерным
способом. Время перезаряжания ЗСУ ракетами и снарядами - 16 мин. Корпус и башня
машины изготовлены из цельносварной брони и обеспечивают защиту экипажа от пуль
и осколков. Механик- водитель размещается в передней части корпуса машины.
Оператор РЛС, командир и стрелок располагаются в башне.
ЗСУ
2С6 смонтирована на шасси многоцелевого гусеничного тяжелого транспортера МТ-Т.
Гидромеханическая трансмиссия и гидропневматическая подвеска с изменяемым
клиренсом обеспечивают высокую проходимость и плавность хода по пересеченной
местности.
Функционирование
боевых машин комплекса “Тунгуска” обеспечивалось с применением
транспортно-заряжающих машин 2Ф77М (на КамАЗ-43101, с 2 боекомплектами патронов
и 8 ЗУР), машин ремонта и техобслуживания 2Ф55-1 (на Урал-43203 с прицепом) и
1Р10-1М (на Урал-43203, по радиоэлектронной аппаратуре), машин техобслуживания
2В110-1 (на Урал-43203, по артиллерийской части), автоматизированных
контрольно-испытательных подвижных станций 9В921 (на ГАЗ-66), мастерских
техобслуживания МТО-АТГ-М1 (на ЗиЛ-131).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.snariad.ru/