анализ влияния долговых обязательств на платежеспособность, ликвидность и финансовую устойчивость предприятия.
При анализе показателей, характеризующих долговые требования и обязательства, прежде всего, изучают их динамику, причины и давность возникновения, соответствие срокам исковой давности.
Кредиторскую задолженность анализируют по:
расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам;
товарам;
расчетам с бюджетом;
расчетам в порядке зачета взаимных требований;
неотфактурованным поставкам;
выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
просроченным оплатой векселям;
использованному кредиту.
Для более полного анализа можно рассчитать показатели оборачиваемости кредиторской задолженности, расчет показателей производится аналогично показателям дебиторской задолженности [12, стр. 405]:
Показатель оборачиваемости кредиторской задолженности
=(Выручка от реализации продукции / кредиторская задолженность)
Показатель периода погашения кредиторской задолженности
=(Продолжительность анализируемого периода в днях/ Показатель оборачиваемости кредиторской задолженности)
Продолжительность анализируемого периода в днях=360 дней
Для дальнейшего понимания финансового положения организации необходимо сравнить дебиторскую и кредиторскую задолженность.
Среди основных методов финансового анализа можно выделить следующие [7, с. 35]:
предварительное чтение бухгалтерской (финансовой) отчетности;
метод финансовых коэффициентов;
сравнительный анализ;
специфический анализ и т.д.
Предварительное ознакомление с отчетностью предприятия позволяет изучить абсолютные величины, сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложения, основных источниках полученной прибыли, применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и т.д. Информация, полученная в ходе предварительного чтения, дает общее представление о финансовом состоянии предприятия, однако для принятия управленческих решений ее недостаточно.
анализ устойчивого роста, который помогает определить способность предприятия расширять продажи без изменения доли заимствованных средств;
анализ чувствительности, который использует однотипные сценарии для выявления наиболее уязвимых мест предприятия;
отраслевой фактор, который учитывает непостоянство потоков наличности предприятия-заемщика в сравнении с движением средств других предприятий данной отрасли.
1.3 Кредиторская задолженность бюджетных учреждений
Хозяйственная деятельность бюджетных организаций может изучаться и анализироваться как в целом, так и в разрезе отдельных составляющих ее процессов. [4, с. 8].
Организациям финансируемым из бюджета, присущ целый ряд характерных особенностей, которые необходимо принимать во внимание при проведении анализа. Бюджетные организации расходуют государственные средства по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины. Основным документом, в котором отражаются объем, целевое направление выделяемых из бюджета средств на содержание учреждения является смета расходов, а с 2012 г. план финансово-хозяйственной деятельности. Расход сверх утвержденных сумм не допускается. [4, с. 8].
Финансирование большинства бюджетных организаций осуществляется путем распределения бюджетных ресурсов «сверху», а не в результате прямого «зарабатывания» у потребителя. Товарно-денежные отношения в непроизводственной сфере носят в основном односторонний характер. Бюджетные организации оказывают большой спектр разнообразных общественно значимых услуг. Формирование стоимости (цены) услуг бюджетных учреждений осуществляется в основном директивным методом, исходя не столько из реальной величины затрат, сколько из возможностей бюджета. Финансовое положение бюджетных организаций, состояние их расчетов с дебиторами и кредиторами в значительной степени зависят от своевременности и полноты выделения средств из бюджета. [4, с. 9].
Однако необходимо учитывать, что расширяется практика формирования и использования бюджетными учреждениями различные виды внебюджетных средств (спонсорство), которые выступают дополнительным источником доходов и позволяют увеличивать объемы услуг, улучшать качество оказания услуг и т.д. [4, с. 345].
Согласно Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета. утв. приказом Минфина России №38н (далее - Инструкция): «В целях осуществления учета принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) используются следующие термины и понятия:
обязательства участника бюджетного процесса - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени учреждения, предоставить в соответствующем финансовом году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
денежные обязательства - обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения» [8, c. 45].
Согласно пункту 320 Инструкции: «Аналитический учет принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в Журнале учета принятых обязательств, в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения».
Форма Журнала учета принятых обязательств (по ОКУД 0504064) и указания по ее применению установлены приказом Минфина России от 15.12.2010 №173н.
Согласно Методическим указаниям по применению формы 0504064 (Приложение №5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 №173н) Журнал регистрации обязательств применяется учреждением для учета обязательств (денежных обязательств) текущего финансового года.
По окончании текущего финансового года, при наличии неисполненных обязательств (денежных обязательств) в следующем финансовом году они должны быть приняты к учету (перерегистрированы) при открытии Журнала (ф. 0504064) на очередной финансовый год в объеме, запланированном к исполнению.
Таким образом, принятые и неисполненные в прошлом году обязательства, в том числе денежные, исполнение которых предусмотрено в текущем году (доведены лимиты бюджетных обязательств (ЛБО), согласовано с Учредителем, доведена субсидия), должны быть перерегистрированы датой текущего года.
Таким образом, видим, что анализ кредиторской задолженности для бюджетного учреждения имеет первостепенную роль.
2. Анализ кредиторской задолженности бюджетной организации
.1 Краткая характеристика учреждения
Полное названиебюджетное учреждение культуры Вологодской области «Вологодский областной театр юного зрителя».
Юридический адрес: Российская Федерация, 160001, Вологодская обл., Вологда г, ул. Октябрьская, д. 2,
Фактический адрес:Российская Федерация, 160001, Вологодская обл, Вологда г, ул. Октябрьская, д. 2.
БУК ВО «Вологодский областной ТЮЗ» известен также как Театр для детей и молодёжи. ТЮЗ расположен в здании бывшего Пушкинского народного дома. В 1932-74 годах в здании располагался Вологодский Драмтеатр. Первые четыре года театр не имел своего здания, много ездил по Вологодской области, играл спектакли в школах, домах культуры и на других неприспособленных площадках. Кредо театра - отказ от социальной и политической проблематики, художественное исследование психологии и мировосприятия человека, утверждение веры и добра в детской и юношеской аудитории. Театр стремится к разнообразию жанров, но отдает предпочтение игровой природе, откровенной театральности с ее яркой зрелищностью, пластической выразительностью и образной оригинальной сценографией. Почти все спектакли рождены в творческом союзе режиссера Б. Гранатова с художниками С. Заграбяном, О. Резниченко.
Особенностью системы менеджмента в театре является, прежде всего, то, что весь персонал разделен на административную и творческую составляющие, тесно связанные между собой. Эта особенность порождает очень сложную и запутанную систему управления. Общее руководство театром осуществляет художественный руководитель театра Б.А. Гранатов.
В начале 2012 года Вологодский ТЮЗ был преобразован из государственного учреждения в бюджетное учреждение культуры. Благодаря этому был увеличен объем прав по распоряжению имуществом, упростился порядок распоряжения бюджетными средствами и расширен объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников. Но, тем не менее, повысилась ответственность учреждения перед внешними партнерами. Таким образом, театр вправе по своему усмотрению осуществлять работы (услуги), относящиеся к его уставной деятельности, за плату. Доходы, поступают в самостоятельное распоряжение и используются для достижения целей деятельности театра.
Основное финансирование ТЮЗ, получает из областного бюджета. Также, стоит заметить, что театр нередко получает поддержку и в виде различных грантов и культурных проектов.
Основная статья финансовых расходов театра - это, прежде всего, зарплата сотрудников. Также деньги расходуются на новые постановки, а уже затем на закупку оборудования и ремонт помещений. Как правило, все выделяемые и получаемые от деятельности театра средства расходуются полностью, в течении подотчётного периода.
Стоит отметить, что иногда средств бывает недостаточно на проведение некоторых видов деятельности театра, как например, гастролей или постановку новых спектаклей.
Но, в целом, можно сказать, что финансовое обеспечение ТЮЗа находится на достаточном уровне и удовлетворяет потребности театра. Об этом можно судить, исходя из количества премьерных спектаклей в театре и высокого уровня самих постановок. Но, в некоторых случаях, нехватка ресурсов ограничивает некоторую творческую деятельность.
2.2 Анализ кредиторской задолженности БУК ВО «Вологодский областной театр юного зрителя»
По данным баланса исполнения бюджета формы 0503130 на 1 января 2012 г. года кредиторская задолженность составляла 846797 тыс. рублей., из которых 552189 тыс. рублей средства во временном распоряжении (финансовое обеспечение контракта), 294608 тыс. рублей приходятся на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность. Кредиторской задолженности по бюджету нет, кроме просроченной депонированной заработной платы в сумме 1797,56. На 1 января 2013 года - 323711 тыс. рублей из которых 300974,88 за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и 22736,12 из бюджета.
Анализ кредиторской задолженности за 2012 год показал, что кредиторская задолженность снизилась в целом на 523086 тыс. рубля или 61,8%. Снижение кредиторской задолженности произошло за счет заключения государственного контракта и возврата кредитору средств со счета во временном распоряжении.
У учреждения имеется на 1 января 2012 года просроченная кредиторская задолженность в сумме 1797,56 (депонированная заработная плата), появилась в 2007 г. и срок исковой давности которой истек.
Остальная кредиторская задолженность на 1 января 2012 года и 1 января 2013 года являлась текущей. Просроченной кредиторской задолженности на 1 января 2013 года не установлено.
Реальность кредиторской задолженности подтверждена актами сверки взаимных расчетов.
Случаев необоснованного списания кредиторской задолженности не установлено.
Таблица 2.1 - Анализ коэффициента соотношения кредиторской и дебиторской задолженности
ЗадолженностьсуммаотклонениеНач. годаКонец годаабсолютное, тыс. руб.относительное, %Дебиторская22860,9378618,7155757,78343,9Кредиторская401892,13882997,51481105,38219,7Из данных таблицы мы видим, что в исследуемом учреждении велика сумма кредиторской задолженности на конец года. Основную ее часть составляют авансы за услуги по проведению новогодних мероприятий, которые будут оказаны в следующем году. На начало года кредиторская задолженность по счету 205 «Расчеты по доходам» 400180 рублей, на конец года 803566 рублей. Несмотря на плохое финансирование БУК ВО «ТЮЗ» удалось к концу года перекрыть некоторые статьи кредиторской задолженности. Наблюдается рост дебиторской задолженности, в основном это налоги уплачиваемые в доход бюджета 78618,17.
По данным бюджетного учета составим таблицу 2.2, в которой раскроем динамику кредиторской задолженности учреждения.
Таблица 2.2 - Анализ структуры и динамики кредиторской задолженности
Дебиторская задолженность по счетам бюджетного учётасуммаотклонениеНач. годаКонец годаабсолютное, тыс. руб.Относительное, %030200000 «Расчёты по принятым обязательствам»212968,44282968,3869999,94132,9030300000 «Расчёты по платежам в бюджеты»79842,3440742,89-3909951,1в том числе:030301000 «Расчеты по НДФЛ»-1196,00-18789,00-17593,00-030302000 «Расчёты с ФСС»-0,012275,302275,29-030303000 «Расчеты по налогу на прибыль»65974,48-37070,52-103045,00-030304000 «Расчеты по НДС»19347,6966521,8847174,19-030305000 «Расчёты по прочим платежам в бюджет»-1387,2030146,5231533,72-030307000-030311000 «Расчёты по иным платежам в бюджет»-2896,62-2341,29555,33-030400000 «Прочие расчеты с кредиторами»553986,560,0-553986,56-в том числе:030401000 «Расчеты по средствам полученным во временное распоряжение»552189,000,0-552189,00-030402000 «Расчеты с депонентами»1797,560,0-1797,56-Всего846797,34323711,27-52308638,2
Из представленных в таблице 2.1-2.2 данных, видно, что валовая величина кредиторской задолженности рассматриваемого бюджетного учреждения за год снизилась более чем на 523 тыс. рублей. Существенное снижение связано главным образом с погашением обязательств по государственному контракту и перед бюджетом.
Из данных таблиц видно, что в рамках бюджетной деятельности превалировала кредиторская задолженность по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на начало года превышавшая дебиторскую на 379031 тыс. рублей, а на его конец уже на 804378 тыс. рублей.
По итогам года остаток кредиторской задолженности в целом по учреждению превысил остаток дебиторской задолженности, следовательно, в будущем театру придётся изыскивать другие средства для погашения своих обязательств. Каждый год у учреждения на расчетном счете остаются неиспользованные средства: в 2011 г. -937937,28; 2012 г. - 414583,24, что дает ему возможность уменьшать объем кредиторской задолженности.
Большая сумма задолженности перед следующими контрагентами:
«ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» - 87746 тыс. руб.
по авторским договорам - 129854 тыс. руб.
ГУЗ «Вологодский наркодиспансер», ИП Валеева Н.П., ООО «РАО» - за оплату услуг по распространению билетов, а также медосмотр и услуги рекламы - 232189 тыс. руб.
Вологодский филиал «Лукойл - Вологданефтепродукт» - 183774 тыс. руб. - оплата бензина, краски.
2.3 Совершенствование работы с кредиторской задолженностью
Несвоевременное списание невостребованной кредиторской задолженностей приводит к искажению данных бюджетной отчетности, а следовательно, к их недостоверности.
Прежде чем отразить в бюджетном учете списание указанных задолженностей, необходимо их «выявить», то есть определить, какую числящуюся в учете задолженность можно признать безнадежной (нереальной для взыскания) или невостребованной.
В части определения невостребованной кредиторской задолженностей необходимо ориентироваться на нормы гражданского законодательства.
Гражданский кодекс предусматривает следующие основания признания задолженности безнадежной:
истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
прекращение обязательства на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);
ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ) или смерть гражданина (ст. 418 ГК РФ).
Для целей налогообложения прибыли безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признают те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ).
Инструкция по бюджетному учету регулирует только порядок отражения в бюджетном учете операций по списанию дебиторской и кредиторской задолженностей с истекшим сроком исковой давности и других долгов, нереальных для взыскания (погашения).
Первое, что следует сделать, - определить и согласовать с главным распорядителем бюджетных средств:
критерии отнесения дебиторской задолженности к безнадежной, а кредиторской - к невостребованной;
перечень документов, на основании которых задолженность подлежит списанию.
Общий срок исковой давности устанавливается три года (ст. 196 ГК РФ).
По общему правилу (п. 1 ст. 200 ГК РФ) течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало (должно было узнать) о нарушении своего права. Трудностей не возникает, если срок исполнения обязательства обозначен в договоре. В этом случае течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Сложнее, если договор не предусматривает срока исполнения обязательства. В такой ситуации применим пункт 2 статьи 314 Гражданского кодекса: обязательство, которое не предусматривает срока исполнения и не содержит условий, позволяющих его определить, должно быть исполнено в разумный срок после возникновения (к примеру, 30 дней с даты фактической передачи товаров (работ, услуг), указанной в накладной).
До истечения срока исковой давности задолженность (как дебиторскую, так и кредиторскую) нельзя списать с бюджетного учета.
Следует отметить, что подписание акта сверки расчетов с контрагентом служит доказательством признания долга перед поставщиком или подрядчиком.
Возникновение безнадежной дебиторской задолженности является выведением части активов из хозяйственного оборота. Поэтому необходимо контролировать своевременность погашения дебиторской задолженности, вести работу по взысканию просроченной задолженности и не допускать по необъективным причинам истечения срока исковой давности.
Безнадежная дебиторская и невостребованная кредиторская задолженности выявляются по результатам инвентаризации. Инвентаризационная комиссия, проверяя документы о состоянии расчетов, должна установить (п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №49):
правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами;
правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Списание задолженности производятся по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя учреждения по результатам инвентаризации. Решение о списании задолженности с учета должно быть в обязательном порядке согласовано с главным распорядителем бюджетных средств.
На основании пункта 98 Корреспонденции счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении (приложение 1 к Инструкции) списание кредиторской задолженности поставщиков и подрядчиков, по которой истек срок исковой давности, отражается следующей записью:
Дебет 0 302 хх 830
Кредит 0 401 01 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами».
В аналогичном порядке оформляют списание невостребованной депонентской и иной кредиторской задолженности.
Также для совершенствования работы с невостребованной кредиторской задолженностью необходимо проводить более детальный анализ задолженности, для этого предлагаем воспользоваться таблицами, указанными в приложении 1. Данные формы помогут оперативно реагировать на срок задолженности. БУК ВО «ТЮЗ» ежеквартально не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в департамент отчет о просроченной кредиторской задолженности по форме согласно приложению с пояснительной запиской, в которой указываются причины образования просроченной кредиторской задолженности, намечаемые меры по ее ликвидации и сроки их реализации.
Установление норм ответственности руководителя за просроченную кредиторскую задолженность требует от него постоянного мониторинга финансового состояния бюджетного учреждения. Для чего рекомендуется проводить следующие действия:
. Установить в учетной политике период инвентаризации кредиторской задолженности (обязательств). В качестве периода инвентаризации лучше взять квартал (перед составлением квартальной отчетности). В этом случае шансы на своевременное урегулирование и погашение кредиторской задолженности возрастают.
. Издать приказ о наступлении даты, на которую должна быть проведена инвентаризация обязательства, в котором указан состав инвентаризационной комиссии.
. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:
а) правильность расчетов с налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями;
б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Результаты инвентаризации оформляются документально.
. Руководитель учреждения на основании представленных инвентаризационной комиссией результатов принимает меры по урегулированию (сокращению) кредиторской и дебиторской задолженности.
Заключение
В ходе написания курсовой работы мы выявили, что величина кредиторской задолженности рассматриваемого бюджетного учреждения за год снизилась более чем на 523 тыс. руб. Существенное снижение связано главным образом с погашением обязательств по государственному контракту и перед бюджетом.
Из данных таблиц видно, что в рамках бюджетной деятельности превалировала кредиторская задолженность по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на начало года превышавшая дебиторскую на 379031 тыс. рублей, а на его конец уже на 804378 тыс. рублей.
По итогам года остаток кредиторской задолженности в целом по учреждению превысил остаток дебиторской задолженности, следовательно, в будущем театру придётся изыскивать другие средства для погашения своих обязательств.
По данным баланса исполнения бюджета формы 0503130 на 1 января 2012 г. года кредиторская задолженность составляла 846797 тыс. рублей., из которых 552189 тыс. рублей средства во временном распоряжении (финансовое обеспечение контракта), 294608 тыс. рублей приходятся на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность. Кредиторской задолженности по бюджету нет, кроме просроченной депонированной заработной платы в сумме 1797,56. На 1 января 2013 года - 323711 тыс. рублей из которых 300974,88 за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и 22736,12 из бюджета.
Анализ кредиторской задолженности за 2012 год показал, что кредиторская задолженность снизилась в целом на 523086 тыс. рубля или 61,8%. Снижение кредиторской задолженности произошло за счет заключения государственного контракта и возврата кредитору средств со счета во временном распоряжении.
У учреждения имеется на 1 января 2012 года просроченная кредиторская задолженность в сумме 1797,56 (депонированная заработная плата), появилась в 2007 г. и срок исковой давности которой истек.
Остальная кредиторская задолженность на 1 января 2012 года и 1 января 2013 года являлась текущей. Просроченной кредиторской задолженности на 1 января 2013 года не установлено.
Реальность кредиторской задолженности подтверждена актами сверки взаимных расчетов.
Случаев необоснованного списания кредиторской задолженности не установлено.
Для совершенствования работы с невостребованной кредиторской задолженностью необходимо проводить более детальный анализ задолженности, для этого предлагаем воспользоваться таблицами, указанными в приложении 1. Данные формы помогут оперативно реагировать на срок задолженности. БУК ВО «ТЮЗ» ежеквартально не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в департамент отчет о кредиторской задолженности по форме согласно приложению с пояснительной запиской, в которой указываются причины образования кредиторской задолженности, намечаемые меры по ее ликвидации и сроки их реализации.
Список литературы
кредиторский задолженность отчетность финансовый
1.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.05.2010)
2.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2, гл. 25. Федеральный Закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (в ред. Федеральный закон от 30.04.2008 №55-ФЗ).
.Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
.Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие /Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панковацов, Е.А. Головкова - 2-е изд., испр. - М.: Новое издание, 2003 - 409 с.
.Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. для студентов / под ред. В.Д. Новодворского. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010. - 347 с.
.Галлеев М.Ш. Дебиторская и кредиторская задолженность. Острые вопросы учета и налогообложения. - М.: Вершина, 2010. - 280 с.
.Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. - 420 с.
.Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием: Учеб. - М.: Финпресс, 2011. - 294 с.
.Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 1024 с.
.Куашева Ю.М. Проблемы дебиторской и кредиторской задолженности // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2011. - №2.
.Кулик О.М. Некоторые аспекты управления дебиторской и кредиторской задолженностями российских предприятий // Финансовые исследования. - 2010. - №19.
.Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Учеб.пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 408 с.
.Селезнева Н.Н. Финансовый анализ: Учеб. пособие. -/ Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 305 с.
.Сироткин С.А., Кельчевская Н.Р. Финансовый менеджмент на предприятии. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 246 с.