Экономика на железнодорожном транспорте
СОДЕРЖАНИЕ
1. Расчет
объемных и качественных показатели работы вагонов
.1 Объемные
показатели работы грузовых вагонов
1.2 Качественные
показатели использования вагонов
.3 Определение
рабочего парка вагонов
2. Расчет
объемных и качественных показатели работы локомотивов
.1 Определение
объемных показателей работы локомотивов
2.2 Качественные
показатели работы локомотивов
.3 Определение
эксплуатируемого парка локомотивов
Список
использованной литературы
1. РАСЧЕТ ОБЪЕМНЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
РАБОТЫ ВАГОНОВ
1.1 Объемные показатели
работы грузовых вагонов
Объемными показателями работы вагонов является:
пробег грузовых вагонов - груженных, порожних и их общий пробег; среднесуточная
погрузка вагонов; сдача груженных вагонов; среднесуточная работа отделения
дороги.
Пробег вагонов в груженном состоянии
определяется:
, (1)
Пробег порожних вагонов рассчитывается по
формуле
, (2)
Общий пробег вагонов
(3)
Среднесуточная погрузка вагонов определяется:
(4)
где, -
среднесуточная погрузка вагонов, ваг./сут.; -
объем отправления грузов, т; - средняя
статистическая нагрузка вагона, т/ваг.
Работа отделения дороги (U)
определяется как сумма погруженных ()
и принятых груженных вагонов () или как сумма
выгруженных () и сданных
груженных вагонов (). Она определяется
в среднесуточном размере.
, (5)
, (6)
Сдача груженных вагонов в сутки определяется
, (7)
Показатели
|
Значения
показателя
|
1.Грузооборот,
млрд.ткм ()
|
30,5
|
2.Динамическая
нагрузка груженного вагона, т/ваг ()
|
55
|
3.Процент
порожнего пробега вагонов к груженому, % ()
|
27
|
4.Отправление
грузов, млн.т./год ()
|
31,5
|
5.Прием
груженных вагонов, тыс.ваг/сут. ()
|
6,2
|
6.Выгрузка
вагонов, тыс.ваг/сут ()
|
2,7
|
ваг.км. (или 554,5
млн.ваг.км)
ваг.км. (или 149,7
млн.ваг.км)
ваг.км (или 704,2
млн.ваг.км)
ваг./сут
ваг./сут
ваг./сут.
1.2 Качественные
показатели использования вагонов
К качественным показателям относятся: средняя
статистическая нагрузка вагона; динамическая нагрузка груженного и рабочего
вагона; оборот вагона; среднесуточный пробег и производительность грузового
вагона.
Средняя статистическая нагрузка вагона
определяется:
, (8)
где, -
средняя норма загрузки вагонов i-рода
грузом; -
удельный вес (структура) i-рода
груза в общем отправлении грузов.
Динамическая нагрузка рабочего вагона
рассчитывается
, (9)
Оборот вагона характеризует время, затрачиваемое
на выполнение законченного цикла его работы - от погрузки до погрузки или от
выгрузки до выгрузки вагона. Задачей железнодорожного транспорта является
ускорение оборота вагона, так как это ведет к сокращению потребности в рабочем
парке вагонов для выполнения заданного объема перевозок.
Оборот вагона определяется
, (10)
где, -
оборот вагона, час.; - полный рейс
вагона, км; - число
технических станций по переработке вагонов; -
средний простой на технической станции, час; -
коэффициент местной работы; - средний простой
вгонов под одной грузовой операцией, час.
Полный рейс вагона характеризует расстояние,
пройденное вагоном за оборот.
, (11)
Груженный рейс вагона определяется расстояние,
пройденное вагоном за оборот в груженном состоянии.
, (12)
Порожний рейс вагона определяется
, (13)
, (14)
Число технических станций, проходящих вагонов за
оборот рассчитывается как отношение полного рейса вагона к вагонному плече - .
, (15)
Средний простой транзитного вагона на
технической станции рассчитывается по формуле
, (16)
где, ,
-
время простоя транзитного вагона без переработки и с переработкой на
технических станциях, час; , -
удельный вес транзитных вагонов без переработки и с переработкой в общем
количестве.
, (17)
Среднесуточный пробег вагона характеризует
расстояние, которое вагон проходит за сутки. Показатель определяется:
, (18)
Производительность грузового вагона является
комплексным показателем оценки качества его использования. На формирование
показателя влияют факторы: использование грузоподъемности вагона в движении -
динамическая нагрузка на груженный вагон; использование вагона во времени -
среднесуточный пробег вагона и влияние вспомогательной работы вагона -
коэффициент порожнего пробега вагона.
, (19)
Этот показатель характеризует объем работы,
выполненной вагоном в единицу времени. Обычно определяется среднесуточная
производительность вагона. Показатель также может быть рассчитан по формуле
, (20)
где, -
рабочий парк вагонов; - плановый период
(год) в сутках.
Показатели
|
Значения
показателя
|
1.Структура
отправляемых грузов, % () - уголь - нефть
- черные металлы - лесные - остальные
|
30
20 10 15 25
|
2.Средняя
норма загрузки вагона, т/ваг () - уголь - нефть
- черные металлы - лесные - остальные
|
65
58 55 62 40
|
3.Техническая
скорость движения, км/час ()
|
54
|
4.Участковая
скорость движения, км/час ()
|
43
|
5.Вагоное
плечо, км ()
|
280
|
6.Простой
транзитных вагонов, час () - без
переработки - с переработкой
|
1,1
6
|
7.Уд.вес
транзитных вагонов в их общем количестве, % ()
- без переработки - с переработкой
|
47 53
|
8.Простой
вагонов под одной грузовой операцией, час ()
|
16,5
|
т/ваг
т/ваг.
км.
км.
км
км.
час.
час.
км.
т.км./ваг
т.км./ваг
1.3 Определение
рабочего парка вагонов
Рабочий парк вагонов может быть определен
различными способами
, (21)
ваг.
Показатели работы вагонов
Показатели
|
Значения
показателя
|
1.Грузооборот,
млрд.ткм
|
30,5
|
2.Отправление
грузов, млн.т.
|
31,5
|
3.Среднесуточная
погрузка, ваг/сут
|
1543,9
|
4.Работа
отделения дороги, ваг/сут.
|
7743,9
|
5.Общий
пробег вагонов, млн.вагкм
|
704,2
|
6.Средняя
статистическая нагрузка вагона, т/ваг
|
55,9
|
7.Динамическая
нагрузка гружененого вагона, т/ваг
|
43,3
|
8.Оборот
вагона, сут
|
0,76
|
9.Среднесуточный
пробег вагона, км/сут
|
328
|
10.Производительность
грузового вагона, тыс.ткм/ваг
|
14,202
|
11.Рабочий
парк вагонов, ваг
|
5884
|
2. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ЛОКОМОТИВОВ
2.1 Определение
объемных показателей работы локомотива
Объем работы локомотивов в тонно-киллометрах
брутто определяется в зависимости от объема грузооборота и объема работы
вагонов.
, (22)
где, -
средний вес тары вагона, т.
Пробег локомотивов во главе поездов определяется
, (23)
где, -
средняя масса грузового поезда брутто, т. Показывает количество тонн,
приходящихся на каждый провезенный по участкам отделения дороги составов.
, (24)
где, -
средний состав поезда в вагонах.
Линейный пробег локомотивов включает:
пробег локомотивов во главе поездов;
пробег в одиночном следовании непарностью
движения поездов в четном и нечетном направлениях;
работу локомотивов в двойной или иной кратной
тяге;
пробег при подталкивании составов.
Линейный пробег локомотивов определяется:
, (25)
где, -
коэффициент вспомогательного линейного пробега локомотивов. Определяется
отношением всех перечисленных видов вспомогательной работы локомотивов (кроме
пробега в подталкивании в данном случае) к пробегу во главе поездов.
Общий пробег локомотивов
Показатели
|
Значения
показателя
|
1.Вес
тары вагона, т ()
|
21
|
2.Состав
поезда в ваг. ()
|
55
|
3.Коэффициент
вспомогательного линейного пробега ()
|
0,08
|
т.км (или 45,29
млрд.т.км)
т.
лок-км.
лок-км.
2.2 Качественные
показатели работы локомотивов
Оборот локомотива характеризует время от момента
выхода локомотива с контрольного пункта локомотивного депо до момента его
возвращения на контрольный пункт. Показатель учитывает время нахождения
локомотива в движении, на станционных путях основного депо и пункта оборота, в
пунктах смены локомотивных бригад.
, (26)
где, ,
,
-
средний простоя локомотива на путях основного депо, пункта оборота и пунктов
смены локомотивных бригад; - число пунктов
смены локомотивных бригад, принять равным 20.
Среднесуточный пробег локомотива показывает
среднее расстояние, которое проходит локомотив за сутки.
, (27)
Коэффициент вспомогательного пробега
определяется двух видов - коэффициент общего вспомогательного пробега ()
и вспомогательного пробега к пробегу во главе поездов ().
Каждый из коэффициентов определяется как отношение вспомогательного пробега
локомотива.
, (28)
, (29)
где, -
вспомогательный пробег локомотива, лок-км, определяется
, (30)
Производительность локомотива характеризует
среднесуточный объем работы, выполняемый одним локомотивом и является
комплексным показателем качества его использования. Комплексность данного
показателя выражается в том, что его уровень зависит от всех групп качественных
показателей использования локомотивов - оценки использования мощности
локомотива (); использование
его во времени () и на
вспомогательной работе ().
(31)
Показатели
|
Значения
показателя
|
1.Дли
тягового плеча, км ()
|
850
|
2.Простой
локомотивов на путях, час: - основного депо ()
- оборотного депо () - пункта
смены локомотивных бригад ()
|
3,0 1,0 0,4
|
час.
лок-км.
лок-км.
т.км.бр./лок.
т.км.бр./лок.
2.3 Определение
эксплуатационного парка локомотивов
Эксплуатируемый парк локомотивов, необходимый
для выполнения определен по двум формулам
, (32)
, (33)
лок.
лок.
Показатели работы локомотивов
Показатели
|
Значения
показателя
|
1.Объем
работы в тонно-км брутто
|
45289727288
|
2.Локомотиво-км
общие в том числе: -пробег локомотивов во главе поездов; - линейный пробег
локомотивов; - вспомогательный пробег локомотивов.
|
13500000 12804560 13828925 695440
|
3.Средняя
масса поезда брутто, т.
|
4.Оборот
локомотива, сут.
|
51,5
|
5.Среднесуточный
пробег локомотива, км/сут
|
792,2
|
6.Коэффициент
вспомогательного пробега: - к общему пробегу; - к пробегу во главе поездов.
|
0,052 0,054
|
7.Среднесуточная
производительность локомотива, ткмбр./лок.
|
2593800
|
8.Экплуатируемый
парк локомотивов, ед.
|
48
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Экономика железнодорожного транспорта /Под ред. В.А. Дмитриева-Москва:
Транспорт, 1998.
2.
Экономика железнодорожного транспорта Под ред.Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса,
М.Ф. Трихункова. - Москва, 2001
.
Гусарова Е.В. Экономика и управление в ОАО «Российские железные дороги»: учеб.
Пособие/Е.В. Гусарова, Е.В. Котлярова.- ДВГУПС, 2005.