Нахи на Северном Кавказе
Нахи на Северном Кавказе
Население, проживавшее на территории нынешней
Чечни и Ингушетии, входило в ареал распространения так называемых кобанской и
каякентско-харачойской археологических культур. Уже в начале I
тысячелетия до нашей эры там умели плавить и ковать железо. Это население сыграло определяющую роль в дальнейшем
развитии этногенетических процессов, в возникновении собственно
чеченского и ингушского народов как носителей единой материальной и духовной
культуры. В это время на Центральном Кавказе окончательно сформировался
антропологический тип чеченцев и ингушей, как представителей европеоидной
расы. Осевшие на северных
склонах Большого Кавказского хребта чеченские и ингушские племена входили в
контакты со скифами и другими кочевыми племенами. Археологические находки
свидетельствуют о прочных торгово-экономических и военно-политических связях
вайнахов того времени с соседними народами и государствами: античным миром,
древнегрузинским, древнеармянским и персидским царствами. Однако не всегда эти
контакты были дружелюбными. Стычки со степняками, набеги кочевников не
позволяли предкам вайнахов широко расселяться на равнине, и в начале
нашей эры вайнахи жили в горах, превращая свои поселения в недоступные
каменные крепости.
Уход в горы чередовался с выходом на
равнину. Свидетельство тому - поселения и могильники у селений Сержень-Юрт,
Аллерой, Майртуп, Зандак, Бамут, в которых археологами обнаружены свидетельства
развитых кузнечного и гончарного промыслов, различных ремесел, а также
земледельческие орудия.
Алания
В ранее средневековье в равнинных
районах Предкавказья начал оформляться многоплеменный и многоязычный союз,
который стал называться Аланией. Этот союз включал в себя, как свидетельствуют
археологи, лингвисты, антропологи, и кочевников, и оседлых жителей этих
мест, главным образом, нахоязычных. Это были равнинные нахи, описанные еще
греческим географом Страбоном под названием гаргареи, что на языке нахов
означает «близкие», «родственники».
Кочевники-степняки, составлявшие часть племенного
союза Алании, переняли у нахов оседлый образ жизни и вскоре их укрепленные
поселки (городища) появились по берегам Терека и Сунжи. Поселений было много.
Путешественники тех лет отмечали, что аланские поселения так тесно
располагались друг к другу, что в одном поселке было слышно, как поют
петухи и лают собаки в другом.
Вокруг поселков возвышались громадные
курганные могильники, некоторые из которых сохранились до наших дней.
Сохранились также следы аланских городищ, одним из которых является
Алхан-Калинское городище на территории Грозненского района, в 16 км. к
западу от Грозного, на левом берегу Сунжи. Скорее всего, как предполагают
ученые-кавказоведы, здесь находилась одно время столица Алании город Магас
(Маас), что на языке вайнахов означает «город солнца».
Средневековые
нахские племена и царства
Чеченцы и ингуши первой половины первого
тысячелетия новой эры, проживавшие на северных склонах большого Кавказского
хребта, были известны под рядом названий, в том числе - «мелхи», «хамекиты»,
«садики». Эти слова дошли до наших дней с родовыми фамилиями:
Садой, Хамхоевы, Мелхи, свидетельствующими о древности этих родов.
Полторы тысячи лет назад население
Чечни и Ингушетии, проживавшее в приграничных районах с Грузией и в самой
Грузии, исповедовало христианство. Руины христианских церквей сохранило время.
Таков, например, храм Тхаба-Ерда близ селения Таргим в Ассиновском ущелье.
Специалисты датируют этот храм периодом раннего средневековья.
К этому же периоду относится установление связей
горцев с соседними и дальними развитыми странами и государствами.
Интенсивными были связи с Византией и с Хазарией. В борьбе Киевского князя
Святослава с Хазарией и князя Игоря с половцами чеченцы и ингуши
выступали на стороне своих славянских
друзей. Об этом
свидетельствуют, в частности, строки из "Слова о полку Игореве", где
плененному половцами Игорю предлагают бежать в горы. Там чеченцы, народ Овлура,
спасут и защитят русского князя.
В VIII-XI веках по территории Чечни проходили
крупные караванные пути от хазарского города Семендера, который располагался
предположительно в Северном Дагестане, к Черному морю, к Таманскому
полуострову и дальше до европейских стран.
Другим важным путем, связывавшим нахов с внешним
миром, был Дарьяльский проход. Он соединял чеченцев с Грузией и со всем
переднеазиатским миром.
К эпохе раннего средневековья
относится расцвет каменного строительства в стране нахов. В горных
ущельях были построены сотни сложных архитектурных сооружений - боевые и
жилые башни, замки, склепы, храмы, святилища. Позже появились целые поселения —
крепости и замковые комплексы, которые до сих пор поражают своим великолепием и
мастерством зодчих. Многие боевые башни возводились на пиках скал и были
абсолютно недоступны неприятелю. Древние архитектурные сооружения вайнахов
свидетельствуют о высоком уровне развития производства и культуры.
Татаро-монгольское
нашествие
В период татаро-монгольского нашествия
царство Алания подверглось почти полному уничтожению кочевыми ордами двух
полководцев Чингис-Хана - Джебе и Субедея. Татаро-монголы не жалели
никого. Мирное население либо убивали, либо уводили в рабство. Скот и имущество
были разграблены. Сотни сел и городищ были превращены в пепел. Еще один
удар по предгорьям Кавказа был нанесен полчищами Батыя в 1238-1240 гг.
Экономическое, политическое, социальное и духовное развитие чеченцев было
отброшено назад на века.
Населению удавалось спасаться
только бегством в горы. Здесь, в горах, вайнахи, понимая, что
татаро-монгольское нашествие грозит им истреблением или ассимиляцией,
оказывали врагу поистине героическое сопротивление. Благодаря тому, что
часть нахов ушла в горы, народ сумел сохранить язык, обычаи,
культуру. Поэтому чеченцы из поколения в поколение передавали предания и
легенды о том, как их предки в неравной борьбе сохранили свободу и самобытность
своего народа.