Экологический мониторинг леса
Введение
Леса Беларуси, занимая 38,5 процента ее
территории, являются наиболее крупной и функционально значимой частью
природного ландшафта, необходимым фактором экологического равновесия и
устойчивого развития страны. Управление лесами и лесным хозяйством весьма
специфично. Лес - это, прежде всего, природный объект со свойственными ему
механизмами жизнедеятельности, экологическими свойствами, биологическим
разнообразием, долговременными циклами роста и развития и многими другими
особенностями.
Становятся все более актуальными такие проблемы,
как лес во взаимосвязи с климатом, развитием биоэнергетики, защитой земель от
деградации, сохранением водных ресурсов, сохранением биоразнообразия.
Одновременно растут потребности республики в различных лесных товарах и
услугах. Учитывая глобальную роль лесов во всех регионах мира, характерным
стало развитие процессов устойчивого лесоуправления, совершенствования
правоприменения и усиления государственного регулирования в лесном секторе,
направленного, прежде всего, на предотвращение нелегальных лесозаготовок и
торговли лесными товарами, незаконного захвата лесных земель, поджогов лесов,
браконьерства, коррупции в лесном секторе. Большое значение в этом процессе
отводится инициативам общественных организаций, частного сектора и населения,
повышению роли местных органов самоуправления, сертификации лесов,
межсекторальному и международному сотрудничеству.
Леса в Республике Беларусь в соответствии с
Конституцией Республики Беларусь являются исключительной собственностью государства.
Объектами лесных отношений в соответствии с Лесным кодексом Республики Беларусь
являются лесной фонд, отдельные участки лесного фонда, права пользования ими.
Лесной фонд образуют леса и покрытые ими земли, а также не покрытые лесом, но
предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, погибшие насаждения и
другие) и нелесные земли, представленные просеками, дорогами, объектами
противопожарного устройства, мелиоративной сетью, болотами, водоемами и иными
подобными землями, расположенными среди лесов.
Общая площадь лесного фонда по данным
Государственного лесного кадастра Республики Беларусь на 1 января 2010 года
составила 9416,7 тыс. гектаров. В лесной фонд не входит древесно-кустарниковая
растительность в виде единичных деревьев или их групп, а также полезащитные
лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения,
древесно-кустарниковая растительность в пределах полос отвода железных и
автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов, на
землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских
лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения
коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного
хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов. Площадь перечисленной
растительности, не относящейся к лесному фонду и лесам, по данным
Государственного земельного кадастра Республики Беларусь на 1 января 2010 года
составила 526,1 тыс. гектаров.
Целью курсовой работы является выявление проблем
и перспектив экологического мониторинга леса на территории Республики Беларусь.
Задачами данной курсовой работы являются:
. Изучение целей и задач экологического
мониторинга леса;
. Анализ структуры экологического
мониторинга леса;
. Изучение специфики методологии
экологического мониторинга леса;
. Выяснение проблем и перспектив
экологического мониторинга леса на территории Республики Беларусь.
Исходными данными к выполнению проекта будут
являться литературные и электронные ресурсы.
1. Экологический мониторинг леса
Мониторинг окружающей среды - система проводимых
по определенной программе длительных регулярных наблюдений за окружающей
средой, оценки состояния, анализа и прогноза изменений окружающей среды под
воздействием природных и антропогенных факторов.
Мониторинг окружающей среды проводится в рамках
Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь
(сокращенно НСМОС), образованной в 1993 году[1].
В настоящее время НСМОС включает 11
организационно-самостоятельных видов мониторинга, окружающей среды, проводимых
на общих принципах:
. Мониторинг земель;
. Мониторинг поверхностных вод;
. Мониторинг подземных вод;
. Мониторинг атмосферного воздуха;
. Мониторинг озонового слоя;
. Мониторинг растительного мира;
. Мониторинг лесов;
. Мониторинг животного мира;
. Мадиационный мониторинг;
. Геофизический мониторинг;
. Локальный мониторинг окружающей среды.
НСМОС - сложная, развивающаяся во времени и
меняющихся условиях система. Мероприятия по совершенствованию НСМОС
предусмотрены ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ развития Национальной системы
мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы (Указ
Президента Республики Беларусь от 18.04.2006 г. № 251). В рамках НСМОС
действует Информационная система НСМОС, которая обеспечивает информационный
обмен между видами мониторинга, анализ и обобщение информации о состоянии
окружающей среды и прогнозе ее изменения под воздействием природных и
антропогенных факторов, а также ее предоставление государственным органам,
юридическим лицам и гражданам, а также международным организациям в
соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
Аналитический контроль в области охраны
окружающей среды проводится в целях оценки количественных и качественных
характеристик выбросов в атмосферный воздух и сбросов в поверхностные и
подземные воды загрязняющих веществ, а также определения загрязнения земель
(включая почвы) и состава отходов.
Государственный аналитический
контроль осуществляется государственным учреждением «Республиканский центр
аналитического контроля в области охраны окружающей среды» (далее -
Республиканский центр аналитического контроля) и входящими в его состав
лабораториями аналитического контроля
<#"665536.files/image001.gif">
Рисунок 1- Лесовосстановление и
лесоразведение по областям Беларуси, га (по данным Министерства статистики и
анализа) [7]
В составе созданных в 2007 г. лесных культур
преобладают сосна обыкновенная (65,3% от общей площади созданных культур), ель
европейская (21,8), дуб черешчатый (6,3), береза повислая (2,2), ясень
обыкновенный (1,6) и клен остролистный (1,5%). Большая часть культур создана
двумя и более породами, что обеспечит их большую продуктивность и устойчивость.
По берегам рек, озер и водохранилищ создано 2498
га лесных культур (112,5% от объема 2006 г.). Заложено плантаций для
выращивания новогодних елей на 84 га (111,4%), где высажено 417,5 тыс. сеянцев.
В 2007 г. реализовано населению 172,4 тыс. штук новогодних елей (в 2006 г. -
150,6 тыс.шт.), в том числе c
плантаций - 90,8 тыс. штук. В 2007 г. в категорию ценных древесных насаждений
переведены молодняки общей площадью 37474 га, из них 30253 га лесных культур.
Реконструкция малоценных и низкополнотных
насаждений произведена на площади 5339 га. По этому методу создано культур
сосны - 2429 га, ели обыкновенной - 2125, лиственницы европейской - 6, дуба -
442, березы - 60, клена - 112, ясеня - 138, ольхи черной - 27 га. Для обеспечения
топливной древесиной теплоэнергетических установок, работающих на местном
топливе, создано 233 га плантаций быстрорастущих древесно-кустарниковых пород.
На неиспользуемых землях (оврагах, балках, песках и т.п.) сельскохозяйственных
предприятий создано 25 га лесных культур (в 2006 г. - 8 га), из них 14 га - на
песках (в 2006 г. - 6 га). Площадь посева семян древесно-кустарниковых пород в
питомниках составила в 2007 г. 192 га (на 16 га больше, чем в 2006 г.) .
В 2007 г. заложено 60 га лесосеменных плантаций,
из них сосны обыкновенной - 9 га, ели обыкновенной - 22, дуба черешчатого - 15
га.
Таблица 6- Площадь
лесовосстановления и лесоразведения, га. (по данным Министерства статистики и
анализа)[7]
Показатель
|
Площадь,
га
|
Лесовосстановление,
всего
|
38902
|
в
т.ч.: посадка и посев леса
|
31983
|
содействие
естественному возобновлению леса и сохранение подроста
|
6468
|
сохранение
подроста
|
451
|
Лесоразведение,
всего
|
16086
|
в
т.ч.: на землях, загрязненных радионуклидами
|
5616
|
4.4 Деятельность на радиоактивно
загрязненных территориях
В 2007 г. цезием-137 оставалось загрязнено 1935
тыс.га или 20,8% земель лесного фонда. Наибольшая площадь загрязненных земель
приходится на Гомельскую область (таблица 7)[21].
В 2007 г. лесовосстановление и лесоразведение на
землях, подвергшихся загрязнению цезием-137, проведено на общей площади 12760
га, что на 1005 га меньше, чем в прошлом году (в 2006 г. - 13765 га). Посадка и
посев леса на землях, исключенных из сельскохозяйственного оборота, составила
5616 га (меньше чем в 2006 г. на 212 га).
Таблица 7 - Загрязнение
государственного лесного фонда Республики Беларусь цезием-137 по состоянию на
2007 г. (по данным Министерства статистики и анализа) [7]
Область
|
Загрязнено
|
В
т.ч. с уровнем загрязнения, тыс.га
|
|
всего,
тыс.га
|
в
% к общей площади лесного фонда
|
От 1 до5 Ku/км2
|
от
5 до 15 Ku/км2
|
от
15 до 40 Ku/км2
|
от
40 Ku/км2 и выше
|
Брестская
|
127,6
|
8,7
|
124,0
|
3,6
|
-
|
-
|
0,7
|
<
0,1
|
0,7
|
-
|
-
|
-
|
Гомельская
|
1197,1
|
53,1
|
753,1
|
215,3
|
157,7
|
71,0
|
Гродненская
|
59,6
|
6,2
|
59,2
|
0,4
|
-
|
-
|
Минская
|
72,0
|
4,4
|
70,9
|
1,1
|
-
|
-
|
Могилевская
|
477,6
|
37,0
|
323,7
|
92,7
|
54,3
|
6,9
|
Всего
|
1934,6
|
20,8
|
1331,6
|
313,1
|
212,0
|
77,9
|
4.5 Другие направления деятельности
в леса
Строительство новых и реконструкция существующих
гидролесомелиоративных систем в 2007 г. не планировалось и не производилось.
Ремонт и содержание осушительной сети выполнены на 2956 км. Это составило
100,3% плана и 99,2% объема 2006 г[22].
В рамках реализации Программы транспортного
освоения лесного фонда и строительства лесохозяйственных дорог в лесах Республики
Беларусь на период до 2010 г. (Постановление Совета Министров Республики
Беларусь от 11.09.2006 №1172) в 2007 г. Минлесхозом построено и введено в
эксплуатацию 19 лесохозяйственных автодорог общей протяженностью 102,8 км. Это
вдвое больше, чем в 2006 г. (50,3 км).
В 2007 г. на землях лесного фонда силами лесной
охраны ликвидировано 2980 несанкционированных свалок мусора общим объемом 5121
м3 (в 2006 г. - 2517 м3). Составлено 99 административных
протоколов за засорение лесов [7].
Заключение
Государственный контроль в области
использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов - важная составная часть
системы государственного управления и регулирования. Порядок его осуществления
установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2007 г.
№ 1851 в соответствии со статьей 90 Лесного кодекса Республики Беларусь.
Определены соответствующие органы и их должностные лица, функции и права
поведению государственного контроля в лесном секторе. К ним относятся
Министерство лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов и охраны
окружающей среды, Государственная инспекция охраны животного и растительного
мира при Президенте Республики Беларусь и их территориальные органы, а также
организации, ведущие лесное хозяйство, находящиеся в подчинении других
министерств.
В случаях выявления нарушений лесного
законодательства и (или) законодательства об охране окружающей среды
должностными лицами составляются протоколы об административном правонарушении.
Деятельность лесопользователей, допустивших нарушения требований
законодательства может быть ограничена (приостановлена) до устранения выданных
предписаний или прекращена.
В 2009 году в лесном фонде республики было
выявлено 1639 нарушений лесного и природоохранного законодательства. Вынесено
постановлений о привлечении к ответственности в 95% случаев правонарушений. В
лесных районах с радиационным загрязнением ежегодно ведется радиационный
контроль земель лесного фонда и заготовленной лесопродукции, а также выполнение
организациями, ведущими лесное хозяйство и лесопользователями установленных
регламентов.
В целях информирования населения о радиационной
обстановке по данным контроля, в лесах установлено около 3 тысяч
предупреждающих знаков, 937 стендов и плакатов. Координацию радиационного
контроля в лесном фонде осуществляет специализированное подразделение - РУП
«Беллесрад» Минлесхоза. На загрязненной радионуклидами территории организована
особая система ведения лесного хозяйства, обеспечивающая в течение длительного
времени эффективное проведение лесохозяйственных мероприятий, безопасные
условия труда и получение нормативно чистой лесной продукции. Для осуществления
контроля радиоактивного загрязнения в лесах создана система радиационного
контроля, которая включает две подсистемы: радиационный контроль и радиационный
мониторинг.
Лесная продукция, заготовка которой
осуществляется в зонах радиоактивного загрязнения, подвергается радиационному
контролю и подлежит реализации при соответствии установленным допустимым
уровням. Поставка лесной продукции потребителю сопровождается документами,
подтверждающими ее радиационную безопасность- штампом или паспортом
радиационной безопасности. Сведения о радиационной обстановке в лесах имеют
большое значение не только для работников лесного хозяйства, но и для других заинтересованных,
для населения.
Она содержит информацию о мощности дозы гамма
излучения и плотности загрязнения почвы цезием-137 по квартально на территории
55 лесхозов, 494 лесничеств. Ценность для специалистов состоит также в наличии
таксационных описаний и тематических карт лесничеств, окрашенных по зонам
радиоактивного загрязнения, которые необходимы для работы и представляют
большой интерес для населения.
В ходе курсовой работы я изучил цели и задачи
экологического мониторинга леса; проанализировал структуру экологического
мониторинга леса; изучил специфики методологии экологического мониторинга леса;
выяснил проблемы и перспективы экологического мониторинга леса на территории
Республики Беларусь.
Список использованных источников
1. <http://www.mlh.by/ru/guide/?l=%CC>
. <http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=HK0000420#&Article=89>
3. Степановских
А. С. Экология: учебное пособие для вузов/А. С. Степановских. - Москва:
Юнити-Дана, 2001. - 420с.
4. <http://www.levonevski.net/pravo/razdel5/num6/5d6259.html>
5. Одум,
Ю. Основы экологии /Ю. Одум.- М.: Мир.-741 с.
6. http://www.energia.ru/energia/convert/ecology/ecology.shtml
7. Акимова
Т. А. Экология: учебное пособие для вузов/ Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. - М.:
Юнити, 2000. -127с.
8. <http://www.belwood.by/Obzor_dlya_interneta.pdf>
9. Коробкин
В. И. Экология: учебное пособие для вузов/ В. И. Коробкин, Л. В. Передельский.
- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. -246с.
10. http://ekolog.na.by/files/7.htm
11. Банников
А. Г. Охрана природы: научное издание/ А. Г. Банников, А. К. Рустамов, А. А.
Вакулин. - М.: Агропромиздат, 1987.-287с.
12. http://www.cci.glasnet.ru/books
13. <http://www.ekologia-v-vuz.ru>
. <http://www.college.ru/biology>
. <http://any-book.org/download/6946.html>
. <http://www.zooeco.com/eco-zabi-16.html>
18. www.ecologysite.ru
. www.ecocentr.ru
<http://www.ecocentr.ru>
. <http://virlib.eunnet.net/conferences/phbm/win/049.html>
. <http://www.v-zool.kiev.ua/tocs/ab38-6.htm>