Поп-арт
Введение
В современном мире искусства часто можно
услышать понятие «поп-арт», над значением которого мало кто задумывается. При
этом значение его на сегодняшней день изменилось. Поп-арт воспринимается как
нечто вызывающее, плохо сделанное, некачественное. В то время как первоначально
поп-арт - это искусство, которое направлено на массовость, но при этом
сделанное для всех на высоком уровне.
Поп-арт оказал огромное влияние на развитие
современного искусства, его традиции сохраняются и в настоящее время. Он убрал
границы между искусством и жизнью, доказал, что вещь, выставленная в музее,
будет восприниматься зрителями подсознательно иначе. Человек невольно начинает
по-другому относиться к предмету из обыденной жизни, он ощущает желание понять
идею выставленной оппозиции.
Поп-арт появился в то время, когда необходимо
было обществу показать неординарность мышления, уйти от традиций, канон,
классицизма.
Представители поп-арта в лице Р. Раушенберга
предложили зрителю искусство, оперирующее привычными предметами, которые,
будучи вырваны из обычных связей с окружающими объектами, предстали в
случайных, парадоксальных сочетаниях.
Поп-арт имеет свои идеи, технику,
представителей, характерные особенности и черты, которые позволяют его отличить
от других видов направлений.
Таким образом, в этой работе рассмотрена общая
характеристика поп-арта, его идеи и техника, так как и в современном мире
искусства он актуален, востребован. Неслучайно, сегодня поп-арт встречается в
архитектуре, живописи, интерьерах и другом.
Общая характеристика поп-арта
Поп-арт («массовое искусство», от англ, popular
- народный, популярный; ретроспективно связанное с «pop» - неожиданно
появиться, взорваться) - направление художественного модернизма, фундированное
презумпцией преодоления дистанции между элитарной и массовой культурой. Термин
«поп-арт» введен художественным критиком и хранителем музея Гуггенхейма Л.
Элоуэем в 1956 г. [6, с. 369]
Поп-арт выступает своего рода альтернативой
«классике» абстракционизма, эпатирующей обыденное массовое сознание и
ориентированной на концептуализацию оснований художественного творчества,
искушенность в которой выступала необходимым условием понимания зрителем
художественного произведения (ежегодные теоретические «Папки» в
экспрессионизме, гносеологические штудии кубизма, концептуальные
футуристические манифесты и т.п.). Между тем, когнитивная доступность и
привлекательность произведения искусства для его потенциального субъекта
восприятия объективно выступает атрибутивной характеристикой произведения
искусства: по мысли Умберто Эко, произведение искусства, среди прочего, «должно
развлекать», - и если оно развлекает, «публика его одобряет». Между тем,
отличительной чертой искусства модерна первой волны была именно его
элитарность: чтобы получить удовольствие от работ Кандинского, зритель, как
минимум, должен был прочесть «О духовном в искусстве» (В. Кандинский). «Если в
модернизме кто-то не понимает игры, ему только и остается, что отрицать ее», -
почему «обычная публика» и «не принимала» произведения раннего модерна: П.
Пикассо, Х. Гриса, Ж. Брака и др. [3, с. 15]
Художественный язык поп-арта
адекватен реалиям и мифологемам общества потребления с его культом
индивидуального успеха и процветания, пронизан технологической и
урбанистической символикой. Он отмечен новой фигуративностью, гипер- и
фотореалистичностью, фактурностью. Для поп-арта характерен коллажный принцип
создания артефакта, введение в произведение «сырой реальности», что позволяет
говорить о его неодадаистской направленности (Р. Раушенберг и Д. Джонс называют
себя неодадаистами), а также тяготении к эстетике неонатурализма. Поп-арт
направлен на максимальное сближение искусства с жизнью, стирание граней между
ними: институциональным путем, конвенционально любой бытовой предмет может быть
введен в «мир искусства» и наделен статусом худож
<#"662239.files/image001.gif"> <#"662239.files/image002.gif"> <#"662239.files/image003.gif"> <http://art666.ru/?p=34>
Рис. 3 - Роберт Раушенберг
<http://art666.ru/?p=346>