Основы ценообразования
Негосударственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
Кузбасский
институт экономики и права
Экономический
факультет
Кафедра
экономика и организация предприятия
Контрольная
работа
по
дисциплине: Ценообразование
Кемерово,
2013
1. Виды цен
Цена - денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные
функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены
отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции,
оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая функция
используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности
производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д.
Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные
группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм
централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и
т.д. [1, с. 17].
В зависимости от ряда экономических признаков в
переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям:
В соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения:
1. Оптовые цены на продукцию
промышленности - цены, по которым реализуется и закупается продукция
предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности
в порядке оптового оборота.
Оптовые цены на продукцию промышленности в свою
очередь подразделяются на два подвида:
· оптовая цена предприятия (отпускная
цена)- цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует
произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям.
Реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны
возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер
прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Прибыль является
важнейшим элементом цены.
Необходимый размер прибыли для предприятия (фирмы)
определяется потребностями его развития и не может быть меньше минимально
допустимого уровня, обеспечивающего нормальный процесс воспроизводства. В
противном случае в условиях жесткой конкуренции предприятие может разориться и
стать банкротом.
В условиях рынка, в отличие от плановой экономики,
никаких нормативов прибыли, рентабельности «сверху» не устанавливается, за исключением
продукции отраслей и предприятий-монополистов, по которой осуществляется
регулирование цен государством.
Норма прибыли формируется на рынке в результате
конкуренции товаропроизводителей, и она может меняться и фактически меняется
под воздействием множества конъюнктурных факторов. Предприятия стремятся
максимизировать размер прибыли. Они производят оценку спроса, качества товаров,
издержек производства и реализации применительно к разным условиям цен и
выбирают такую цену, которая может обеспечить возмещение затрат и максимально
возможную прибыль.
На основе оптовых цен предприятия (отпускных цен)
производится планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы
предприятия (фирмы). Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из
себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по
подакцизным товарам) и НДС.
Цена изготовителя продукции обращена к производству,
тесно связана с ним. цена потребительский
спрос экономический
Трансфертная цена применяется при совершении
коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или
предприятия. Она может использоваться как в отношении готовых изделий,
полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих
платежей и процентов за кредит.
· оптовая цена промышленности - цены,
по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию
снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям.
Оптовая цена промышленности помимо оптовой
(отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или
скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка - это цена на
услугу по снабжению и сбыту; как любая цена она должна компенсировать издержки
снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.
Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к
производству, то оптовые цены промышленности теснее связаны со сферой обращения
(оптовой торговлей).
Разновидностью оптовой цены промышленности является
цена биржевого товара (или биржевых сделок). Эта цена формируется на базе
биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества
товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым
контрактом.
2. Цены на строительную продукцию
Продукция строительства оценивается по трем видам цен:
· сметная стоимость - предельный размер
затрат на строительство каждого объекта;
· прейскурантная цена - усредненная
сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за
1 кв.м жилой площади, 1 кв.м полезной площади, 1 кв.м малярных работ и др.);
· договорная цена, устанавливаемая по
договоренности между заказчиками и подрядчиками; сфера действия этой цены все
более расширяется с развитием рыночных отношений, соответственно сужается сфера
действия других видов цен на строительную продукцию.
3. Закупочные цены на
сельскохозяйственную продукцию - это цены (оптовые), по которым
реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями,
фермерами и населением. На практике закупочные цены для отдельных хозяйств
трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и
количество продукции, проданной по различным каналам реализации
(заготовительным организациям, по прямым связям с розничной торговлей, на
колхозном рынке и др.). Закупочные цены - договорные (свободные) цены, они
устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.
По своему составу закупочная цена состоит из:
· себестоимости,
· размера прибыли, необходимого для
продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных
отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства, и,
в-третьих, НДС.
4. Тарифы грузового и пассажирского
транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными
организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа -
издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.
Особенностью формирования издержек в этой отрасли
является то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей: ставки за
начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за движенческую
операцию (транспортировка грузов).
5. Розничные цены - цены, по которым
товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям,
они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и
потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.
Состав розничной цены характеризуется следующими
экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и
торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая
надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения
их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной
торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).
Схематично весь процесс ценообразования можно
представить следующим образом [1, с. 50]:
Следует
подчеркнуть, что на каждой стадии реализации (оборота) товара в цену
дополнительно включается налог на добавленную стоимость, а также акциз (по
подакцизным товарам), который уплачивается в бюджет предприятием -
изготовителем товара.
Следует
отметить, что, являясь косвенным налогом, НДС образуется в каждом звене
товародвижения и аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается конечным
потребителем, т.е. населением или государством. Этот налог, как правило,
составляет 20%, но имеются льготные ставки его по отдельным группам товаров
(некоторые продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и
некоторые другие).
Доля
косвенных налогов в цене достигает от 90% по алкогольной продукции до 10% по
основным продуктам питания.
НДС
и акцизы наряду с налогом на прибыль и таможенной пошлиной являются основными
доходными статьями бюджетов.
Для
правильного понимания категории цены следует различать понятия состав цены и
структура цены. Состав цены характеризуется ее экономическими элементами
(себестоимость, прибыль и т.д.), выраженными их абсолютными значениями,
например в рублях. В отличие от состава цены, структура цены есть соотношение
отдельных элементов цены, выраженное в процентах, или удельный вес этих
элементов в цене товара. Так, если цену взять за 100%, то себестоимость по
отношению к цене составит, например, 70%, а прибыль - 20% и т.д.
Разновидностью
розничной цены является аукционная цена.
Аукционная
цена - цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно
отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает
уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени
зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.
6. Тарифы на коммунальные и бытовые
услуги, оказываемые населению;
Цены на бытовые и коммунальные услуги - это плата за
различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными
службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток,
цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр.
Цены на эти услуги включают в себя себестоимость,
прибыль и НДС.
7. Цены, обслуживающие внешнеторговый
оборот (экспортные и импортные цены).
В зависимости от территории действия:
1. Цены единые или поясные;
Единые или поясные цены устанавливаются и регулируются
государственными органами. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как,
например, газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и некоторые другие
[2, с. 103].
1. Цены региональные и местные.
Региональные и местные цены регулируются региональными
органами власти и управления. В процессе формирования эти цены ориентируются на
издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе.
Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и
бытовых услуг, оказываемых населению.
Региональными являются закупочные цены на
продукцию сельского хозяйства.
В зависимости от порядка возмещения потребителем
транспортных расходов по доставке грузов:
Помимо издержек производства цена включает в себя
издержки обращения, и в частности, расходы по транспортировке товаров до
покупателя. Таким образом, географический фактор играет значительную роль в
формировании цены.
1. Цена в месте производства продукции. По этой цене
товар передается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми
правами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает сверх
цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения.
Пусть V - это объем второй партии, тогда
Задача 2
Дано:
|
известно, что при цене 20
рублей объем спроса на товар 600 ед., а при цене 30 рублей - 400 ед.
|
Определить:
|
1. дуговой коэффициент эластичности спроса по цене; 2. к какой
группе следует отнести данный товар? 3. если вы стремитесь к увеличению
выручки от продаж данного товара, то вам следует повысить или снизить цены?
|
Решение:
1. Коэффициент прямой
эластичности спроса по цене характеризует отношение относительного изменения
объема спроса к относительному изменению цены и показывает, на сколько
процентов изменяется объем спроса на товар при изменении его цены на 1%.
Следовательно, его можно записать как
где Q - объем спроса на товар;
P - цена товара.
Изобразим данную функцию графически:
Где ;
;
Получаем
- спрос неэластичен [2, с.33].
2.
Если коэффициент прямой эластичности спроса по цене е
< 0, то товар считается "низшего качества", так как объем спроса
на него и доход обратно пропорциональны [5].
3. Продавец заинтересован повышать цену, если спрос негибкий
[2, с.33].
1. «Цены и ценообразование» под ред. И.К. Салимжанова, Москва, ЗАО «Финстатинформ», 2010.- 162с.
2. «Цены и ценообразование» учебник для вузов, изд. 3, под
ред. д. э. н., проф. В. Е. Есипова, Санкт-Петербург, 2009.- 319с.
3. Автономов В. Модель человека в экономической науке. -
СПб.: Экономическая школа, 2011. - 341 с.
4. Беккер Г. Человеческое
поведение: экономический подход. - М.: Финансы, 2010. - 321 с.
5. сайт «Все о ценах с нуля»
(http://price0.ru)