Плагиат в авторском праве
Содержание
Введение
. Определение понятия плагиат
. Основные виды плагиата в авторском праве
. Самые выдающиеся случаи плагиата в истории
Заключение
Список литературы
Введение
Тема плагиата в последнее время приобретает все большую популярность,
поскольку развитие современного общества и его инноваций привлекает большое
количество желающих поживиться за чужой счет. Авторское право в данном случае
является одной из наиболее уязвимых отраслей права в этом отношении. Поскольку
именно творения и произведения первоначальных создателей, то есть авторов,
подвергаются опасности быть использованными полностью или частично без ведома и
разрешения изобретателя.
Потому актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, тем, что
современное развитие общественных и всех остальных отношений позволяют
развиваться авторству с довольно высокой скоростью, а вместе с ним и плагиату.
Интерес к данной теме конечно во многом определен настоящим временем и
новообразующимися явлениями в обществе.
Целью этой работы является изучение плагиата в авторском праве на
современном этапе развития.
Для это необходимо выполнить следующие задачи:
. Определить понятие плагиата, дать историческую справку
возникновения;
. Рассмотреть основные виды плагиата в авторском праве;
. Описать самые выдающие случаи плагиата в истории.
Теоретической основой при написании работы стали учебные пособия
отечественных авторов и исследователей - Стексова Т.И., Ройфе А., Дягилев В.В.
и другие.
Методология, применявшаяся в данной работе, легла основу исследования
посредством аналитического, исторического и сравнительно - конкретного анализа.
Структура работы обусловлена поставленными задачами. Первая часть
посвящена определению понятия плагиат, вторая рассматривает основные виды
плагиата в авторском праве и третья описывает самые выдающиеся случаи плагиата
в истории.
1. Определение понятия плагиат
Согласно Большому энциклопедическому словарю плагиат - это умышленное
завладение авторством на чужие произведения литературного и научного жанра, а
также трудов искусства и изобретений (частично или полностью). Нарушение
авторского права в настоящее время преследуется уголовным и гражданским
законодательством. Выделяется при этом понятие авторства - т.е. принадлежности
произведения какому либо автору, и сам автор - т. е. создатель произведений.
А поскольку плагиат не отстает в своей изобретательности, а вполне
развивается «в ногу со временем», то естественно появляются его новые и
изощренные формы. Как следствие защита авторских прав и преследование плагиата
становится задачей архисложной. Еще и потому, что привлечение к ответственности
за незаконное использование авторских прав представляется практически
невозможным, поскольку существует большая сложность в установлении отсутствия или
присутствия умышленного присвоения чужого авторства.
При этом отношение к проблеме плагиата имеет довольно древнюю историю и
разный подход, со временем менявшийся. Так, например, в древнем мире очень
широко было распространено заимствование чужих трудов - греческий историк
Геродот, можно сказать, черпал свои идеи у Гекатея, или эпоха Возрождения знает
такие примеры - венецианский философ и политик Альционо полностью присвоил себе
произведение Цицерона. Словом сказать в прошлом в плагиате, как таковом, авторы
не видели ничего плохого, и охотно компенсировали недостатки своих творческих
способностей частичной заменой чужими творениями. Уже позже в XVIII- XX веках отношение к незаконному использованию авторства во
многом изменилось, большое количество замечательных писателей нередко
обвинялись в плагиате. Особенно широко известен случай с авторством
Дюма-старшего, при котором он был уличен в использовании большого количества
текста таких авторов как Вальтер Скотт, Шиллер и др.
Таким образом, видно, что такое явление как плагиат не возникло внезапно,
но возникнув еще задолго до нашей эры, существует и по сей день видоизменяясь и
приспосабливаясь к новым условиям современности.
2. Основные виды плагиата в авторском праве
плагиат авторский право
В настоящее время существует большое количество официально наказуемого
умышленного плагиата. Тем не менее, необходимо учитывать и неумышленную и
завуалированную формы заимствования авторства. Однако сложность состоит в том,
что отличить эти формы друг от друга не всегда просто, а порой даже и
невозможно.
Согласно
классификации профессора, кандидата экономических наук Фокина Н.И., выделяются
следующие виды плагиата:
· Умышленный - представляет собой не только авторский плагиат
осознанно присвоенного авторства, но и рекламный и диверсионный,
распространяющиеся по большей части в Интернете:
Рекламный
- умышленное использование популярных названий, имен, не имея при этом ничего с
ними общего, с целью привлечения клиентов;
Диверсионный
- преследуя одни цели с рекламным плагиатом, представляют неверную,
противоположную информацию.
· Неумышленный
- основан на случайном подражании или совпадении идеи или открытии, избежать
которого практически невозможно, поскольку каждое новое изобретение появляется
с помощью использования предыдущего опыта. Данный вид плагиата в свою очередь
подразделяется на свои подтипы:
Подсознательный
- характерен естественными и логичными умозаключениями в результате
исследования множества ранее изданных работ;
Случайный
- самостоятельное определение каких либо выводов в результате своей
деятельности, к которым также могут прийти в тоже, либо совершенно другое время
абсолютно не связанные друг с другом люди;
Тиражируемый
- ссылка информации не на первоисточник, а на более популярный и чаще всего
используемый материал, которые первоисточником совсем может и не являться;
· Завуалированный - один из наиболее распространенных видов
плагиата, заключающийся в умышленном или неумышленном использовании авторства
без соответствующих на него ссылок.
Таким образом, необходимо отметить высокую степень видоизменяемости
возникающих видов плагиата в авторском праве. Особенно в эру электронной
информации, поскольку распространение ее происходит с такой скоростью,
отследить которую просто не представляется возможности. Упор необходимо в
данном случае лишь делать на правосознание о ответственность будущих и
настоящих авторов.
3. Самые выдающиеся случаи плагиата в истории
Для того чтобы описать даже известные случаи плагиата, потребуется целая
энциклопедия в несколько томов. В современном мире незаконное использование
чужого авторства распространено буквально во всех сферах жизнедеятельности
человека - это и литература, и музыкальные произведения, и художественное
искусство, и автомобильная промышленность и мир моды - да буквально все что
окружает человека, во всем присутствует частичный или полный плагиат. Напомним
лишь несколько самых выдающихся случаев:
ü Китайская автомобильная компания Great Wall буквально
перекопировала за последнее десятилетие большинство моделей иностранных авто -
Toyota Yaris, Scion xB, Fiat Panda, Daewoo Matiz и другие. Сюда же впрочем,
можно отнести и копирование отечественным автопромом зарубежных коллег - Fiat
124 и Lada-2107, NSU Prinz IV и ЗАЗ-966, Standard Vanguard и «Победа», Opel
Kadett и Москвич-400-420;
ü Эмблема Минобороны России имеет поразительное сходство с
символикой Вьетнамской и Американской армии;
ü Стихи Ольги Белявской «Присказка» практически в слово
скопировал Михаил Матусовский в фильме «И снова Анискин»;
ü И многое многое другое!
Заключение
Таким образом, следует обратить особое внимание современного общества на
данное явление и степень его распространения. Поскольку каждый человек и все
люди в целом должны нести ответственность за свою деятельность и поступки, не
забывая об окружающих. Уважение чужого права является при этом очень важным
элементом всей системы общественных отношений. Добросовестное соблюдение
установленных норм авторского права во многом поможет избегать неприятных и
казусных случаев, образуемых незаконной деятельностью присвоения чужого
авторства.
В процессе данной работы было изучено явление плагиата в авторском праве
на современном этапе его развития, определено понятие плагиата, дана краткая
историческая справка возникновения этого явления, рассмотрены основные виды
плагиата в авторском праве и описаны самые выдающиеся случаи плагиата в
истории.
Список литературы
1. Аушра А. Научная электронная библиотека, как средство
борьбы с плагиатом (рус.) // Международный форум Educational Technology &
Society 9(3). - 2006.
. Александр Ройфе. У нас это невозможно? Плагиат в
фантастике //Мир фантастики, № 11(51), ноябрь 2007
. Дягилев В.В., Цхай А.А., Бутаков С.В. Архитектура
сервиса определения плагиата, исключающая возможность нарушения авторских прав
(рус.) // Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии.. - 2011.
. Ёлшин П. Грехи автопрома: всемирная история плагиата
[Электронный ресурс] URL:
auto.mail.ru/article.html?id=40228
. Мезиер А. В. Словарный указатель по книговедению. -
Ч. 2. - М.-Л., 1933.
6. Порало, Иван.
Интеллектуальный капитал Украины в плену плагиата [Электронный ресурс] //
[сайт]. - Режим доступа: <http://autor-com.narod.ru>
. Статья в Живом
Журнале [Электронный ресурс], URL: http://deja-vu-global.livejournal.com/
. Стексова Т.И.
Юрислингвистика-6: Инвективное и манипулятивное функционирование языка / под
ред. Н.Д. Голева. - Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2005.
. Фокин Н.И Экономический
этимологический словарь: опыт словаря основных экономических терминов с кратким
этимологическим анализом. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1994.