Формирование познавательной активности учащихся через исследовательскую деятельность
Формирование
познавательной активности учащихся через исследовательскую деятельность
Гарифуллина
Фируза Фатхиевна,
Учитель
биологии высшей квалификационной категории
МОУ
«СОШ№24» г.Набережные Челны РТ
Научно-исследовательская
работа дает возможность развивать познавательную активность, творческие
способности у учащихся, помогает формировать интерес к научному познанию,
развивает мышление. Исследовательской работой учащиеся могут заниматься во внеурочное
время.
Сначала с
учащимися старших классов пытаюсь сформировать элементы методики
исследовательских работ, которые разрабатывались учащимися в течение нескольких
месяцев во внеурочное время, другие были частью летней работы экологического
отряда, т.е. проводились в группах.
Эксперименты и
опыты должны быть систематическими, планомерными, а как цель работы - четко
сформулированными, при проведении работ необходимо вести дневники наблюдений,
четко и аккуратно записывать полученные данные, потом на основании этих данных
делать выводы.
Главные задачи:
1. выбор темы;
2. формулирование цели;
3. составление плана;
4. проведение эксперимента;
5. анализ работы.
При подборе
тематики исследования важно, чтобы работа соответствовала интересам учащихся и
их возможностям. Название темы исследования должно быть четким и ясным.
Например:
ученикам 6-го класса была предложена тема: «Распространение дикорастущих
растений семейства крестоцветных».
Цель: изучить
распространение дикорастущих растений семейства крестоцветных и способы
приспособления к выживанию.
Группа
учеников 6-го класса должна была выявить причины: почему дикорастущие растения
быстро занимают все доступные места, несмотря на то, что с ними ведется
борьба? При помощи определенных карточек находим дикорастущие растения этого
семейства и указываем все приспособительные признаки этих растений к выживанию.
С итогами работы выступали на научно-исследовательской конференции проходившей
в нашей школе.
Ученица 10 класса
Чернова Валентина проводила исследовательскую работу по теме «Методы выработки
условных рефлексов на примере собак разных пород (лайка, болонка)».
Цель была
сформулирована следующим образом: изучение образования условных рефлексов
разных пород собак за определенное время. Она наблюдала за образованием
условных рефлексов у разных пород собак, для этого были составлены таблица и
диаграмма. В конце эксперимента было выявлено, что у лайки образование условных
рефлексов осуществляется быстрее, чем у болонки. С итогами работы она выступала
на научно-практической конференции, проводимой эколого-биологическим центром
города.
Цель была
сформулирована следующим образом: изучение образования условных рефлексов
разных пород кошек за определенное время. В конце эксперимента было выявлено,
что у сиамской кошки образование условных рефлексов осуществляется быстрее, чем
у ангорской. С итогами работы она выступала на научно-практической конференции,
проводимой эколого-биологическим центром города.
В настоящее время
распространение близорукости обусловлено не только генетической склонностью, а
особенностями сегодняшнего образа жизни.
Специалисты
указывают, например Ян Морган из Австралийского национального университета
сделал выводы, что в распространении расстройств зрения виновато влияние среды
– в первую очередь неправильный образ жизни.
У нас в школе
многие ученики страдают близорукостью, это вызвано большой зрительной нагрузкой
и недостаточной двигательной активностью. Поэтому выбрана
научно-исследовательская работа по этой теме.
Ведется
научно-исследовательская работа с учеником 6-го класса по выявлению комплекса
мер на улучшение зрения учащихся в среднем звене. Тема работы: «Влияние
применения профилактических мер на улучшение зрения учащихся».
Цель: изучение
влияния профилактических мер на улучшение зрения учащихся. Эксперимент
проводится с учащимися с нарушенным зрением (близорукостью). I группа – учащиеся выполняют
упражнения рекомендуемые в школе на 3 уроке. II группа – учащиеся кроме этих упражнений выполняют
дополнительные упражнения на улице, дома, а также принимают препарат черники.
Для каждого
ребенка составляется таблица и диаграмма, где указаны количество месяцев и
состояние зрения в дптр.
Всего существует
3 степени миопии (близорукости):
1. слабая – до 3.0 дптр
2. средняя – до 6.0 дптр
3. высокая – свыше 6.0 дптр.
Ведется
статистика, проводятся исследования с помощью медработника школы состояние
зрения учащихся каждые 3 месяца, и в конце будет подведен итог работы.
Ученица 10-го
класса Ибрагимова Алсу проводила научно-исследовательские работы во внеурочное
время на следующие темы: «Санитарно-бактериологическое исследование молока».
Она является победителем Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей
среды в номинации «Зоотехника и ветеринария».
Галимова Алина
проводила научно-исследовательскую работу на тему « Влияние магнитных бурь на
состояние людей 40-55 лет». С итогами работы она выступала на региональной
научно-практической конференции школьников «Экология, город и мы» и стала
лауреатом.