Технология и организация перевозки массовых грузов на судах смешанного плавания
Введение
Целью курсового проекта является практическое применение
теоретических основ учебного курса «Организация и технология перевозки», умение
самостоятельно ориентироваться в ситуациях, приближенных к реальным,
возникающим в практической деятельности транспортных организаций, занимающихся
вопросами перевозки груза в речных и морских условиях перевозки.
При выполнении курсового проекта применяются знания,
полученные при изучении таких дисциплин, как «Устройство судна», «Экономическая
география транспорта», «Грузоведение», «Организация и технология перегрузочных
процессов», «Коммерческая работа на водном транспорте», на которых базируется
дисциплина «Организация и технология перевозки».
Организация перевозки груза предполагает выбор конкретной
технологии перевозки, включающей: прием груза к перевозке, размещение и укладка
груза в грузовых помещениях или на палубе с учетом особенностей предстоящего
рейса, при необходимости обеспечение надлежащего крепления, расчет элементов
остойчивости судна и контроль за грузом в течение всего грузового рейса для
обеспечения безопасности перевозки, применение определенных мероприятий по
технологическому режиму перевозки для обеспечения сохранности груза и выдача
груза грузополучателю или лицу, его представляющему.
Основная цель курсового проекта - это самостоятельный выбор
транспортно-технологической схемы перевозки массового груза на основе исходных
данных и обоснование оптимального варианта перевозки груза.
К отдельным задачам курсового проекта относятся: определение
количества (массы) груза, которое необходимо погрузить на заданное судно в
заданном направлении перевозки, установление необходимого дифферента судна для
принятия оптимального количества груза, выбор способа размещения и крепления
груза в трюмах и на люковых крышках, определение количества сепарационных и
прокладочных материалов и средств крепления, проверка элементов остойчивости и
местной прочности судна после погрузки, разработка предварительного грузового
плана, описание технологического режима его перевозки, уточнение состава
необходимой документации по технологии перевозки груза, определение
эксплуатационных и экономических показателей расчетного рейса, необходимых для
выбора оптимального варианта перевозки груза.
На заключительном этапе курсового проекта определяется
оптимальный вариант транспортно-технологической схемы перевозки массового
груза.
1. Выбор и описание направлений перевозки
Перевозка осуществляется по направлению Волгодонск -
Равенна (Италия).
Волгодонск.
Часовой пояс - Гринвичский меридиан + 3 часа.
Портовая администрация: АО «Волгодонский речной
порт», 347340, Ростовская область, г. Волгодонск.
Речной порт Волгодонск расположен на реке ДОН, на
левом берегу Цимлянского водохранилища, в районе плотины гидроузла. Причалы
порта расположены вдоль искусственной дамбы в аванпорту, огражденном защитными
молами.
Город Волгодонск Ростовской области (население около 180 тыс.
человек) находится в 190 км к востоку от Ростов-на-Дону, возник как поселок
гидростроителей Цимлянского гидроузла на Дону. На базе ГЭС началось
промышленное развитие и освоение района, в транспортном обслуживании которого
большая роль принадлежит речному порту.
АО «Волгодонский речной порт», как показано на схеме,
осуществляет эксплуатационную деятельность в пределах тарифных пунктов Кривская
на Цимлянском водохранилище - Николаевская на Дону протяженностью 116 км. К
числу наиболее крупных тарифных пунктов относятся пристани Николаевская,
Мариинская, Камышевская, Романовская, Жуковская, Кривская, ГЭС.
Продолжительность навигации 245 суток.
В Волгодонске находится Цимлянский район гидросооружений ГП
«Волго-Донской судоходный канал».
Ежегодно порт способен обрабатывать около 1,2 млн. т. грузов.
Ближайшая железнодорожная станция - Волгодонская находится
на линии Морозовск-Куберле.
Ближайший аэропорт - Ростов-на-Дону.
Рейды: На акватории порта предусмотрены рейды для
сухогрузных и нефтеналивных судов. В границах порта на Цимлянском водохранилище
оборудованы ряд укрытий-убежищ для отстоя судов в случае непогоды: Жуковское,
Кривское, Нагавское и рейд Новосоленовский на реке Дон у правого берега (ниже
подходного канала шлюза №15).
Буксиры предоставляются по заявке.
Портофлот: В составе порта для перевозок грузов и
пассажиров имеются 5 барж суммарной грузоподъемностью 9900т, 5 буксирных и рейдовых
судов общей мощностью 5100 кВт, 3 служебно-вспомогательных судна общей
мощностью 330 кВт, один пассажирский теплоход на 100 пассажиромест.
Грузовые районы и пассажирские причалы: В состав грузового
порта входят грузовой район, включающий благоустроенные механизированные
причалы, и грузовой участок, имеющий плавучую механизацию. Железнодорожная
станция перевалки грузов: 6739, ст. Волгодонск Северокавказской железной
дороги.
Причалы №1-8 грузового района специализированы на переработке
контейнеров, угля, леса, тарно-штучных и минерально-строительных грузов.
Грузовой участок, имеющий земснаряд, гидроперегружатель и 3
плавкрана г/п 5 и 16 т, обеспечивают добычу и перевозку МСМ.
Причалы №№13,11 - пассажирские, обслуживают транзитные,
туристические и скоростные суда. С 1953 г. действует стационарный речной
вокзал, где предусмотрены все удобства для обслуживания пассажиров.
Южнее пассажирского причала расположены причалы элеватора,
холодильника рыбкомбината и акватория Волго-Донского лесоперевалочного комбината,
огражденная бонами. Причал тяжеловесов находится на юго-востоке от основных
причалов. Для подхода судов к нему прорыт специальный канал с глубиной не менее
4 м.
Все причалы имеют развитые внутрипортовые пути, связанные с
железнодорожной станцией «Волгодонска».
Характеристики грузовых причалов общего пользования речного
порта Волгодонск
№ пр.
|
Специализация
причала
|
Глубина, м
|
Длина, м
|
Количество
кранов на кордоне/в тылу, г/п до:
|
Перегр. компл.
|
Емкость складов
|
Внутрипорт. ж/д
пути
|
|
|
|
|
Всего
|
6 т
|
10 т
|
15-16 т
|
32-40 т
|
Деррик 100 т
|
|
Кр. Тыс. т
|
Откр. Тыс.т.
|
Всего
|
На кордоне
|
Грузовой район
|
1
|
Тарно-шт., ЖБИ
|
4,35
|
90
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
МСМ
|
4,35
|
75
|
2
|
-
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
55
|
2
|
2
|
3
|
Уголь
|
4,35
|
145
|
4
|
-/2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
24
|
4
|
2
|
4
|
Лес
|
4,35
|
80
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
14
|
4
|
2
|
5
|
Песок
|
4,35
|
164
|
2
|
-/1
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
168
|
2
|
2
|
6
|
Песок
|
4,35
|
50
|
3
|
-
|
2/1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
70
|
2
|
2
|
7
|
Песчано-грав.
смесь
|
4,35
|
1
|
-
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
28
|
1
|
1
|
8
|
ЖБИ
|
4,35
|
191
|
2
|
-
|
1/1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
20
|
1
|
1
|
Характеристики основных причалов необщего пользования речного
порта Волгодонск
Причалы, их
принадлежность
|
Характеристика
причалов
|
Перегрузочное
оборудование
|
Производительность,
т/сут
|
Склады
|
Подъездные пути
|
|
Тип прич.
|
Длина, м
|
Глубина, м
|
Род груза
|
Тип перегр.
машин
|
Кол.ед.
|
г/п, т
|
|
Тип склада
|
Емк., тыс. т.
|
|
Волгодонский
элеватор
|
ж/б стенка
|
80
|
4,0
|
зерно
|
транспортер
|
1
|
-
|
2000
|
Крыт.
|
68
|
Автотр. ж/д
|
Романовский ХПП
|
эстак.
|
15
|
4,0
|
зерно
|
транспортер
|
1
|
-
|
500
|
Крыт.
|
5
|
Автотр.
|
Николавеский
ХПП
|
эстак., баржа
|
60
|
3,0
|
транспортер
|
4
|
-
|
800
|
Крыт.
|
2
|
Автотр.
|
Волгодонский
лесоперерабатывающий комбинат
|
ж/б стенка
|
218
|
4,0
|
лес
|
Порт.краны
|
2
|
5
|
1500
|
Откр.
|
5
|
Автотр., ж/д
|
Пресная вода: Снабжение судов питьевой водой
производится с берегового причала.
Судоремонт: Мелкие ремонтные работы выполняются
плавстанцией технической помощи; в порту также производится ремонт судового
оборудования.
Услуги по комплексному обслуживанию флота:
- перевозка экипажа судна служебно-разъездным катером (по
вызову);
прием (сбор) подсланевых вод и отработанных масел,
хозяйственно-фекальных стоков (вод), пищевых отходов и сухого мусора;
подача плавмагазина к борту судна;
предоставление причала для стоянки или снабжения;
осмотр технического состояния судна специалистами порта (по
заявке капитана);
оформление прихода и отхода судов.
Равенна (Италия)
Часовой пояс - Гринвичский меридиан + 1 час.
Порт расположен на Адриатическом побережье Италии,
приблизительно в 50 милях южнее Венеции. Равенна вместе с гаванью Порто-Корсини
представляет собой большой портовый комплекс, включающий:
1. Стальную платформу Agip (Терминал 1);
2. Стальную платформу ENEL.
. Океанский буй №5 Agip (Терминал 3)
. Вращающуюся платформу Agip (Терминал 4);
. 9 км причалов во Внутренней Гавани с 27 частными
терминалами.
. Вход в порт: заход судов во Внутреннюю Гавань
ограничен осадкой 5,2 м.; в бассейне San Vitale максимальная осадка 8,5
м.
Нефтяной причал №2 ENEL - длина судна не ограничена, максимальная осадка
11,3 м.
Терминал Agip №3 - длина судна не ограничена, максимальная
осадка 13,7 м.
Нефтяная платформа Agip №4 - длина судна не ограничена, максимальная
осадка 21,3 м.
Ближайшая железнодорожная станция в городе Равенна (150
тыс. человек)
Ближайший аэропорт Форли - 25 км.
Якорная стоянка: якорная стоянка
запрещена вблизи подводных трубопроводов и кабелей. В ожидании причала суда
могут стоять на якоре на расстоянии не ближе 1,5 мили от внешней оконечности
волнолома с учетом своей осадки и погодных условий.
Стивидорные услуги могут быть заказаны до
10-30 для работы после полудня, и до 16-30 для работы с утра следующего дня.
Лоцманская проводка обязательна. Лоцман
поднимается на борт судна не ближе одной мили от оконечности волнолома. Суда,
направляющиеся к морским терминалам, принимают лоцмана по крайней мере в 0,5
мили от причалов.
Буксировка: имеется 7 буксиров, базирующихся в
Равенне, мощностью от 900 до 2600 л.с., 4 буксира с оборудованием для
пожаротушения. Портовые власти определяют количество буксиров, необходимых для
швартовных операций судна, в зависимости от размеров судна и предполагаемого
маневрирования.
Причалы
Наименование
причала
|
Длина, м
|
Глубина, м
|
Кран, кол.,
г/п, т.
|
Примечание
|
Pir
|
380,0
|
9,4
|
|
Нефть и
химикаты
|
Magazzini
General
|
170,0
|
9,4
|
|
|
Enel
|
285,0
|
9,4
|
|
Нефть
|
Cerelo
Italia
|
300,0
|
9,4
|
|
Элеваторы 200
тыс. куб. м.
|
Alma
Petroli
|
9,4
|
|
Нефть
|
Lloyd
Ravenna
|
270,0
|
9,4
|
2Х400*
|
|
Marcegaglia
|
355,0
|
9,4
|
2х35
|
|
Rosetti
|
320,0
|
5,8
|
|
|
Eurodocks
|
545,0
|
9,4
|
|
|
Docks
Cereali
|
572,0
|
9,4
|
2х750*
|
Элеваторы 90
тыс. куб. м.
|
Na.
Dep
|
400,0
|
7,0
|
1х25/30
(портальный) 1х250*
|
1 причал Ро-Ро
|
Cantieri
Ravenna
|
180,0
|
6,4
|
|
|
Nuovo
Cap
|
198,0
|
9,4
|
|
Элеваторы 35 тыс. Куб.м.
|
Setramar
|
615,0
|
9,4
|
2х15/30
(портальные) и 3х350*
|
2 причала Ро-Ро
+ элеваторы 13,6 тыс. куб. м.
|
Sapir
|
1910,0
|
9,4
|
6х30; 3х25/40
(портальные)
|
3 причала
Ро-Ро, химикаты
|
Frigoterminal
|
240,0
|
9,4
|
|
|
Enichem
Anic
|
845,0
|
9,4
|
|
Элеватор 10
тыс. куб. м, нефть и химикаты.
|
Agip
|
660,0
|
9,4
|
|
Нефть
|
Decora
|
90,0
|
5,5
|
|
Нефть
|
Atriatank
|
100,0
|
5,5
|
|
Химикаты
|
Cap
Ravenna
|
60,0
|
5,5
|
|
Элеватор 5,1
тыс. куб. м.
|
Silos
|
400,0
|
4,5
|
|
Элеватор 7,45
тыс. куб. м.
|
150,0
|
5,5
|
|
|
Fentimare
|
150,0
|
5,5
|
|
Элеватор 8,5
тыс. куб. м.
|
Base
Saipem
|
300,0
|
6,4
|
|
|
Base
Agip
|
700,0
|
5,5
|
|
|
Nuova
Nadep
|
240,0
|
7,0
|
|
|
*) грейферная производительность (т/час)
Специализированные комплексы по обработке и
хранению грузов:
Старый порт: зернохранилища, элеваторы, склады для
хранения нефтепродуктов и химикатов, склад растительных масел и неопасных
химических продуктов, причалы для переработки различных генеральных грузов,
склад для цемента навалочного и в мешках, склад для других навалочных грузов и
в мешках.
Новый порт: зерновые элеваторы, имеющие оборудование
для загрузки мешков; портальные краны, мобильные краны расположены на причалах Nuovo Cap, Eurodocks, Nuova Nadep, Lloyd Ravenna. Склады по обработке
грузов - на государственных причалах бассейна S. Vitale. Обработка контейнеров -
на государственном терминале SAPIR, оборудованном кранами «Paceco».
Все причалы и терминалы имеют краны и транспортеры.
Наливные грузы обрабатываются как на морских стоянках, так и
на причалах, расположенных во Внутренней гавани.
Морские стоянки: Стальная платформа ENEL; Океанский буй Agip - Терминал №34
Вращающаяся платформа Agip - терминал №4.
Нефтяные причалы Внутренней Гавани: Darsena ENEL, «PIR», ANIC «Lato Mare», ENEL.
Бункеровка производится с барж - бункеровщиков 3х1000 т и
автозаправщиками 20т.
Пресная вода подается с причала в районе SanVitale и на причалах
внутреннего порта. Для доставки воды на зерновые и нефтяные причалы имеется
баржа-заправщик.
Медицинское обслуживание предоставляется.
Судоремонт производится.
Развитие:
расширение подходного канала и углубление его до 10,6 м;
установка рефрижераторного оборудования для обработки и
хранения скоропортящихся продуктов, а также для замораживания пищевых продуктов;
строительство терминала для обработки генеральных и
навалочных грузов пропускной способностью 2 тыс. тонн грузов в год;
строительство других терминалов, оборудованных специальными
средствами для обработки и хранения сельскохозяйственных продуктов и навалочных
грузов.
2. Определение названия груза и его транспортных
характеристик
Грузовой контейнер (container - англ. «вместилище,
сосуд») представляет собой стандартную емкость для бестарной перевозки грузов
разными видами транспорта и одновременно является тарой, местом хранения груза
и единицей транспортного оборудования многократного использования.
Универсальные контейнеры. Термин «универсальный»
применим для контейнеров любого типа, не использующихся для перевозки воздушным
транспортом и не предназначенных первоначально для перевозки особых видов
грузов, например грузов, требующих регулируемого температурного режима,
жидкостей или газов, сухих сыпучих материалов.
Описание:
Стандарт ИСО 830-1981 под грузовым подразумевает контейнер:
достаточно прочный, для того чтобы его можно было многократно
использовать;
специальной конструкции, чтобы без промежуточной разгрузки
было удобно перевозить груз одним или несколькими видами транспорта;
снабжен приспособлениями для его быстрой перегрузки, в
частности передачи с одного вида транспорта на другой;
изготовленный таким образом, чтобы его легко было
загружать-разгружать;
имеющий внутренний объем 1 м3(35,3 куб. футов) или
более.
Универсальный контейнер общего назначения представляет собой
полностью закрытый, пылеводонепроницаемый стальной «ящик» сварной конструкции.
Он состоит из несущего каркаса, связанного по всем углам фитингами, и обшивки и
предназначен для перевозки и хранения грузов широкой номенклатуры. Контейнер
оснащен крышей, боковыми и торцовыми стенками из гофрированного железа,
достаточно жесткими, чтобы выдержать возможные нагрузки и удары. По крайней
мере в одной торцовой стенке находятся двери. Элементы каркаса - угловые стойки
торцовой и дверной рам, поперечная и продольная балки - выполнены из профилей с
толщиной полок 3…6 мм. Двустворчатая дверь универсального контейнера
раскрывается по всей ширине и высоте контейнера. Ее створки оборудованы
штанговыми кулачковыми запорными устройствами прижимной конструкции, благодаря
чему створки открываются на 270. В полностью открытом состоянии створки плотно
прилегают к наружным боковым стенкам контейнера, что исключает возможность их
повреждения в процессе погрузки-выгрузки. Для герметизации дверных створок
используются уплотнения лабиринтного типа, предотвращающие попадание влаги
внутрь. Конструкция запорных устройств исключает возможность самопроизвольного
открытия двери под действием вибраций и других нагрузок, возникающих в процессе
эксплуатации.
Таблица 1. Характеристика груза
Генеральный
груз (груз в упаковке)
|
Р1п (масса
одного пакета или одного места), тонн
|
Габаритные
размеры груза (l*b*h), мм
|
УПО, м3/т
|
ОГ
|
Контейнеры
универсальные 24’, тип IC
|
12,5
|
6058*2438*2591
|
нет
|
нет
|
Опасность:
Транспортными опасностями не обладает.
Контейнеры массой брутто 10 т и выше должны соответствовать
требованиям Российского морского регистра судоходства или другого
классификационного общества, Международной конвенции по безопасным контейнерам
(КБК), 1972 г., с поправками 1981 и 1983 гг., Таможенной конвенции, касающейся
контейнеров (КТК), 1972 г., а также рекомендациям Международной организации по
стандартизации (ИСО).
а) ТАБЛИЧКА О ДОПУЩЕНИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С
МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИЕЙ ПО БЕЗОПАСНЫМ КОНТЕЙНЕРАМ, 1972 г. (табличка КБК)
б) ДОПУЩЕНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С КБК
Примечания.
1.