Социальная и экономическая ответственность бизнеса
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московская государственная юридическая академия
имени О.Е. Кутафина»
Кафедра предпринимательского права
социальная экономическая ответственность бизнес
Эссе на тему: «Социальная и экономическая ответственность бизнеса»
(Экономическая теория)
Выполнила: студентка 1 группы,
курса, Института магистратуры,
очной формы обучения,
Минимулина Е.В.
Проверил: доцент, кандидат экономических наук
Березкина Т.Е.
Москва, 2012
Понятие «социальной ответственности организаций» документально закреплено в двух основных стандартах. Это международный стандарт IC CSR-08260008000 «Социальная ответственность организации. Требования», введенный в 2011 г. Международным комитетом по корпоративной социальной ответственности, и международный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности», опубликованный в 2010 г. и разработанный экспертами более чем из 90 стран, и 40 международных или региональных организаций с широким охватом, вовлеченных в различные аспекты социальной ответственности. Первый стандарт служит для сертификации в области социальной ответственности, второй же - предназначен для добровольного применения, и он не предназначен и для целей сертификации, обязательного или контрактного применения.
Согласно данным стандартам социальная ответственность (social responsibility) - ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:
·содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;
·учитывает ожидания заинтересованных сторон;
·соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;
Деятельность организации в области социальной ответственности должна быть направлена на достижение следующих целей:
·соблюдение трудовых и социальных прав персонала;
·исключение несчастных случаев в производстве;
·защита жизни, здоровья и имущества потребителей продукции или услуг организации;
·снижение вредных воздействий на окружающую среду;
·экономное расходование невосполнимых ресурсов;
·оказание помощи малоимущим группам населения.
Таким образом, стандарты призывают не ограничиваться соблюдением законодательства и вносить добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах. Сейчас на сайтах крупных компании очень часто можно увидеть вкладку «Социальные проекты», «Социальная политика» или «Социальные инициативы».
Например, ОАО «Северсталь»- один из крупнейших интегрированных заводов по производству стали в мире. Компания стала первой металлургической компанией России, которая разработала, внедрила, и сертифицировала систему экологического менеджмента, соответствующую международным требованиям и требованиям российского законодательства по охране окружающей среды.
Вручение сертификата ISO 14001 - это итог многолетней экологической политики компании. В 1999 году был создан благотворительный фонд «Благо». Фонд оказывает помощь свыше 21 тысячи ветеранов-металлургов. Настоящей гордостью ОАО «Северсталь» является одноименный хоккейный клуб, единственным спонсором которого является металлургический комбинат.
Другой пример - сеть продуктовых супермаркетов «Азбука Вкуса». Она была одной из первых российских розничных сетей, которая стала предлагать покупателям бумажные пакеты как альтернативу пластиковым. В 2011 году компания полностью перешла на биоразлагаемые пакеты, которые, в отличие от традиционных пакетов, полностью разрушаются под воздействием воздуха, влаги и солнца всего за 1,5-2 года.
Также хотелось бы отметить крупнейшую юридическую компанию «Пепеляев Групп», которая ежегодно вносит вклад в науку права, занимаясь научными исследованиями и издавая монографии и диссертационные работы по различным проблемам законодательства и классической теории права. При их поддержке вышли в свет более 60 книг.
Примеров можно привести множество, хотя мне кажется, что ни один бизнес нельзя назвать социально ответственным в полном смысле этого слова.
Во-первых, невозможно просчитать все последствия одного решения в бизнесе. Во- вторых, социальная ответственность бизнеса может вступать в противоречие с его целью и природой.
Существует точка зрения, что цель любой бизнес - компании сводится к максимизации доходов акционеров и поэтому только люди могут нести социальную ответственность, компании же отвечают только перед своими акционерами, а не перед обществом в целом. Компании должны подчиняться законодательству стран, но не имеют обязательств перед обществом.
С другой стороны, такая бизнес- политика может восприниматься как противоположность благосостоянию общества и вмешательство в свободу человека, риск снижения охраны труда и других прав человека. Будучи социально-ответственными, бизнес - компании создают основу для потенциальных преимуществ, таких как репутация торговой марки и вовлеченность работника. Поэтому социальная ответственность должна восприниматься не как правило, а как этический <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0> принцип, который должен быть задействован в бизнес процессе. Долженствование здесь является внутренним, прежде всего перед собственниками бизнеса, и основывается на моральных нормах и ценностях, приобретенных в процессе социализации.
Также хотелось бы осветить другую проблему, связанную с приобретением определенной выгоды компаниями от реализации социальной политики. Например, компания McDonalds, очень часто проводит <http://ru.wikipedia.org/wiki/McDonald%E2%80%99s>всевозможные программы корпоративной социальной ответственности, связанные с персоналом, экологией и другими вопросами. Тем самым она повышает свою репутацию в глазах общественности, и сознательно уводит людей от мысли, что, «если человек часто питается в McDonalds, его рацион имеет большое содержание жиров и других веществ, что существенно повышает риск сердечных заболеваний».
Таким образом, нельзя признавать все компании искренними и добросовестными, когда они провозглашают себя социально ответственными. И если мы хотим, чтобы на практике любой бизнес-процесс был социально ответственным, и в его социальной деятельности не было лицемерия, необходимо соответствующее закрепление данного положения нормативно-правовых актах на государственном и международном уровне. На сегодняшний день, социальная ответственность бизнеса основывается в большинстве случаев на добровольных мерах компании и исключает государственное регулирование. Но есть и исключения. Например, в России в особо экономических зонах компании, занимающиеся благотворительностью, могут получать существенные налоговые льготы, в том числе на налог на добавленную стоимость.