Формирование экономических компетенций в рамках школьного курса экономической географии.
Формирование экономических компетенций в рамках школьного курса экономической географии.
Люди живут в мире, который им приходится все время поддерживать в определенном порядке. Этот порядок позволяет им справляться с неудобствами природной среды и обеспечивать себе возможность удовлетворять постоянно возникающие потребности. Название этого порядка - цивилизация. Один из блоков цивилизации - экономика, или, как ее иначе называют, хозяйственная жизнь. Экономика - очень широкое понятие - это торговля, производство, услуги всех видов и денежная система. И чем лучше люди понимают правила разумной организации экономической деятельности, тем быстрее, например, растет объем благ, которые они могут потребить, тем меньше людей умирает из-за недоедания или нехватки лекарств.
В современных социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.
В период становления рыночных отношений принципиальным признаком является свободная ориентация и приспособление обучающихся к экономическому механизму регулирования рынка. Сегодня уже никто не спорит, нужны нам ли экономические знания. Экономические знания по своей сущности универсальны и применимы в любой области. Тем более что каждый из нас выступает и как производитель, и как потребитель, и как гражданин.
Экономическое образование в школьном курсе географии необходимо для развития у обучающихся экономической культуры и грамотности, для способности правильно понимать происходящие социально-экономические процессы и активно участвовать в деятельности современного общества. Помимо этого экономическое образование является неотъемлемой частью гражданского воспитания школьников. Курс школьной экономической географии раскрывает основы некоторых экономических знаний, способствует формированию социальной позиции обучающихся, таких как: «я житель», «я работник», «я исследователь», при этом закладываются основы для воспитания сознательного члена общества, способного к активному труду.
В процессе формирования экономических компетенций главными для учителя географии являются те методы и приемы, которые дают возможность обучающимся узнать новое, сформируют интерес к дальнейшему совершенствованию, как знаний, так и практических умений в экономической сфере. Поэтому активизация познавательной деятельности у школьников рассматривается как наиболее оптимальный путь к формированию экономических компетенций.
Среди методов и приемов познавательной активности, в рамках курса экономической географии, можно выделить такие как: приемы сравнения, наглядность и иллюстративность, самостоятельная работа с различными источниками информации, эвристическая беседа, связывание изучаемого материала с жизненным опытом обучающихся, разработка и применение опорных схем, таблиц, использование проблемных ситуаций, исследовательская работа и многое другое.
Каждый педагог в силу характера и склонностей использует те или иные методы активизации познавательной активности на уроке. Для меня, как учителя географии,– это эвристическая беседа, связывание изучаемого материала с жизненным опытом обучающихся, работа с различными источниками информации (атласы, учебная и научная литература и т.п.)
Так, например, эвристическая беседа активизирует память и мышление обучающихся. Каждый вопрос заставляет их думать, припоминать, воспроизводить знания, имеющийся у них опыт (краеведческого характера, из бытовой жизни, межпредметные взаимосвязи). А припоминание помогает образованию устойчивых навыков в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизведении материала, требует от учеников постоянных мыслительных операций в ходе процесса обучения.
При этом, важны стимулирующие вопросы и инструкции учителя, которые заставляют обучающихся в поисках ответа на них активно оперировать учебным материалом, анализировать, осмысливать его, устанавливать различные соотношения и связи, обеспечивая тем самым, его прочное запоминание. К числу таких вопросов принадлежат следующие: «Почему?», «Откуда это вытекает?», «Как это проверить?», «Что является причиной?».
Вот один из примеров, на уроке в 9 классе, связанном с изучением темы «Природно-хозяйственный район Поволжье», можно вовлечь учеников в оживленную дискуссию по вопросу развития и инвестирования нашего региона. Проблема регионального развития, привлекательности регионов для инвестиций, в т. ч. иностранных весьма актуальна сегодня. Непременно подчеркнуть привлекательность Волгоградской области для инвестирования, в первую очередь в сфере туризма, сельского хозяйства и развитии перерабатывающих отраслей.
Необходимо в процесс обучения экономической географии в 10-11 классах включать анализ неадаптированных источников информации, то есть периодическую печать и материалы газет, журналов, Интернет - ресурсы. Зачастую интернет воспринимается учащимися или как источник развлечения, или как источник плагиата материалов. Чтобы разрушить данный стереотип отношения можно предлагать различные виды работы с материалами информационных сайтов Федеральной службы статистики, Правительства РФ, Президента страны, а также местными информационными порталами. Анализируя различные данные, предложить составить диаграммы, графики, иллюстрирующие изучаемый процесс. На уроках также следует использовать статьи, содержащие экономическую информацию, а обучающимся предлагать проанализировать их и сделать выводы, ответить на поставленные вопросы, самим разработать проблемные вопросы к тексту.
Широкое применение презентаций на уроках дает возможность изложить крупный блок или объемную тему в сжатые сроки. Таким объемным блоком в 9 классе, например, является «Хозяйство России». Использование презентаций, в том числе, подготовленных учащимися, делает этот материал более разнообразным. На своих уроках географии я предлагаю ученикам включать в презентации слайды об отраслях экономики собственного края – Волгоградской области, обозначать проблемы и перспективы развития для каждой из изучаемых отраслей экономики. Такой материал легче усваивается, надолго запоминается, так как он близок к жизненному опыту обучающихся.
Следовательно можно сделать вывод, экономическое образование в рамках школьного курса экономической географии не только приближает ученика к реальной жизни, обучая его ориентироваться в современном обществе, но и формирует деловые качества личности. Это своеобразная подготовка подрастающего человека к предстоящей жизнедеятельности. Разумное экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия обучающихся с окружающим миром.
В завершении хотелось бы отметить, что какой бы предмет ни преподавался, главное, чтобы процесс обучения был интересным и полезным для учеников, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решения, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.