Техническое обслуживание и ремонт лесозаготовительных машин
Министерство
образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО
«Сибирский государственный технологический университет»
Лесосибирский филиал
Кафедра информационных и технических
систем
Контрольная работа
по дисциплине: “Технология ремонта”
Разработал: Студент гр. 73-4
М. А. Горчханов
Руководитель:
А.П. Мохирев
Лесосибирск 2011
Содержание
Введение
Часть
1. Техническое обслуживание и ремонт лесозаготовительных машин
Тема 1 Вопрос
17. Влияние переменных режимов на изменение состояния в условиях эксплуатации
Тема 3 Вопрос
1. Основные виды топлив и их применение
Тема 5 вопрос
8. Определение трудозатрат на ТО и текущий ремонт
Тема 6 Вопрос
12. Восстановление деталей сваркой и наплавкой. Классификация способов сварки,
оборудование и технология восстановления
Часть 2.
Задачи. Определение нормированного расхода нефтепродуктов и горюче-смазочных
материалов
Задача 1
Расчет топлива трелевочного трактора ТБ-1М
Задача 2
Расчет топлива челюстного погрузчика ПЛ-1В
Задача 3
Расчет горюче-смазочных материалов для переносных моторных инструментов МП-5
Заключение
Библиографический
список
Введение
Значительным резервом повышения производительности труда на
лесозаготовительных работах является повышение технической готовности машин,
где немалую роль играет система технического обслуживания и диагностирование
лесозаготовительных машин в процессе эксплуатации, текущего ремонта и после
капитального ремонта техники.
Эффективное управление техническим состоянием лесозаготовительных машин
определяется характером формирования системы «человек-машина-среда».
Техническое обслуживание - основное профилактическое мероприятие, связанное с
управлением надежностью, увеличения срока службы машин, сокращением их простоев
по техническим причинам и уменьшением расхода запчастей, материалов и горюче-смазочных
материалов. Определение и сравнение его с первоначальным можно рассматривать
как проверку качества некоторых выполненных работ по техническому обслуживанию
и ремонту механизмов.
Часть 1. Техническое обслуживание и ремонт лесозаготовительных
маши
Тема 1 Вопрос 17. Влияние переменных режимов на изменение
состояния в условиях эксплуатации
Основная причина ухудшения технического состояния автомобиля - износ
деталей, узлов, механизмов, приборов и агрегатов.
Большое влияние на интенсивность износа деталей оказывают режим движения
и нагрузка на автомобиль, дорожные и климатические условия, качество топлива,
смазки, технического обслуживания и мастерство вождения.
Режим движения автомобиля складывается из скорости движения, числа
разгонов, торможений и остановок. На износ автомобиля сильно влияет переменный
режим его движения (большое число ускорений, замедлений и остановок), что
обусловлено ездой на малые расстояния с частыми остановками и маневрированием,
например работой в городах с интенсивным движением.
При этом частое и резкое изменение числа оборотов коленчатого вала
приводит к усиленному износу деталей двигателя и особенно подшипников
коленчатого вала вследствие нарушения подачи масла и ухудшения смазки. Этот же
переменный режим значительно ускоряет износ силовой передачи, ходовой части и
механизмов управления. К значительному износу приводит также длительное
движение автомобиля на низших передачах и повышенном числе оборотов коленчатого
вала.
Резкое трогание автомобиля с места и трогание на повышенных передачах,
особенно груженого, приводит к усиленному износу силовой передачи и ходовой
части. Резкое и частое торможение, а также крутые повороты на высоких скоростях
повышают износ тормозной системы, механизмов силовой передачи и шин. Так же отрицательно
влияет движение с высокой скоростью по плохим дорогам, поскольку ходовая часть
подвергается ударным нагрузкам.
Загрузка автомобиля экскаватором, тракторным или автомобильным
погрузчиком или из бункера, при которой в кузов подают большие массы грузов,
вызывает возрастание напряжений в деталях, выжимание смазки из узлов трения
ходовой части, которые интенсивнее изнашиваются. Отрицательно влияет на износ и
значительная перегрузка автомобиля против установленной грузоподъемности.
Дорожные условия, или состояние дороги, также влияют на интенсивность
износа. Неровности приводят к большим переменным ударным нагрузкам, плохие
дороги вызывают продолжительное движение автомобиля на низших передачах, в
результате двигатель и другие механизмы работают с перегрузкой. При движении по
пыльным дорогам мельчайшие твердые частицы, попадая на трущиеся поверхности
деталей, вызывают их абразивный износ и преждевременный выход из строя.
При пониженных температурах окружающего воздуха повышается вязкость
смазочных материалов, вследствие чего увеличиваются потери на трение во всех
механизмах, ухудшается накат автомобиля, повышается расход топлива и возрастает
износ деталей.
При высоких температурах окружающего воздуха двигатель перегревается,
ухудшается наполнение цилиндров горючей смесью, снижается мощность двигателя и
он перегружается.
Кроме того, при повышении температуры уменьшается вязкость масла,
масляная пленка легко разрывается, что приводит к усилению трения и износа
трущихся поверхностей.
Тема 3 Вопрос 1 Основные виды топлив и их применение
Развитие современного общества связано с использованием энергии. В связи
с ускорением научно-технического прогресса исключительно важная роль отводится
топливно-энергетическим ресурсам. При складывающейся структуре современного
производства большую роль составляют жидкие и газообразные виды топлива - газ,
дизельное топливо, бензин, мазут и различные масла.
Жидкое топливо: а) естественное - нефть; б) искусственное - бензин,
керосин, мазут, смола.
Газообразное топливо: а) естественное - природный газ; б) искусственное -
генераторный газ, получаемый при газификации различных видов твердого топлива
(торфа, дров, каменного угля и др.), коксовальный, доменный, светильный и
другие газы.
Все виды топлива состоят из одних и тех же элементов. Разница между
видами топлива заключается в том, что эти элементы содержатся в топливе в
различных количествах. Элементы, из которых состоит топливо, делятся на две
группы. К первой группе относятся те элементы, которые горят сами или
поддерживают горение. К таким элементам относятся углерод, водород и кислород.
Ко второй группе элементов принадлежат те, которые сами не горят и не
способствуют горению; к ним относятся азот и вода.
Основными областями применения дизельного топлива являются быстроходные и
газотурбинные двигатели наземной или судовой техники. Огромным преимуществом
дизельных двигателей перед карбюраторными является возможность высокой степени
сжатия, что положительно сказывается на экономичности двигателя. Эта экономия
составляет около 30 %. Минусом дизельного двигателя является его большие
габариты и сложность изготовления. Во всех остальных показателях карбюраторные
двигатели и дизельные очень схожи и одинаково полезны для человека.
Рассмотрим некоторые государственные стандарты дизельного топлива.
Дизтопливо (ГОСТ 305-82) благодаря прямогонным и гидроочищенным фракциям
содержание серы в этом топливе соответствует необходимому количеству.
Содержание серы зависит от нефти, из которой производится топливо. Дизельное
топливо стандарта ТУ 38.401-58-110-94 производится в основном на экспорт.
Содержание серы в нем всего 0.2 %, что подходит для иностранных требований к
топливу. Для экспорта топлива существуют небольшие отличия в определения
стандартов. Вместо цетанового числа качество топлива оценивается в дизельном
индексе. Дизельное топливо зимнее (ЗДп) имеет ТУ 38.101889-81. В такое топливо
добавляют депрессорные присадки и производят из обычного летнего топлива.
Несколько грамм присадки из летнего дизельного топлива делает зимнее, которое
можно применять при температуре до -15°С.
Дизтопливо ТУ 38.401-58-36-92 предназначено для особых районов,
температура воздуха в которых опускается до -45 °С. Это дизельное топливо
разделяют на две марки: ДЗп-15/-25 (стандартное зимнее дизельное топливо,
которое сохраняет свои функции при температуре до минус 15 °С и товарное, с
температурой до минус 25°С) и арктическое ДАп-35/-45 (это топливо способно
сохранять свои качества и функции при температуре до минус 45 °С). Топливо
стандарта ТУ 38.1011348-89 относится к экологическим дизельным топливам и
бывает трех марок. Летнее экологической дизтопливо (ДЛЭЧ-В или ДЛЭЧ) содержит в
себе не более 20% ароматических углеводородов. Для экологического зимнего
топлива, которое имеет обозначение ДЗЭЧ, эта характеристика имеет значение до
10%. Для него так же характерно содержание серы до 0,05% или до 0,1 %, в
зависимости от подвида.
Для использования в черте города предназначено дизельное топливо
стандарта ТУ 38.401-58-170-96. От экологического топлива оно отличается
наличием присадок, которые меняют свойства топлива.
В городское дизтопливо летом добавляют антидымные присадки, а зимой еще и
депрессорные. Антидымные присадки способны снизить дымность отработанных газов
топлива до 50%. Депрессорные присадки добавляются в зимнее топливо, что бы
повысить его морозостойкость при пониженных температурах воздуха. С 1996 года в
странах Европейского экономического союза действует дизельное топливо
европейского стандарта. Оно имеет обозначение EN590. Это топливо предусмотрено
для различных регионов с индивидуальными климатическими условиями. Для всех
разновидностей этого стандарта общими являются следующие нормы: косуемости 10 %
-ного остатка - не более 0,30 %, зольности - не более 0,01 %, содержанию воды -
не более 200 ррm, механических примесей - не более 24 ррm, коррозии медной
пластинки - класс 1, устойчивости к окислению - не более 25 г осадка/м3. Так
же, решением комиссии было введено ограничение на содержание в дизельном
топливе серы. Этот показатель не должен превышать 0.05%. Всем этим требованием
соответствует отечественное дизельное топливо стандарта ТУ 38. 1011348-89.
Основные потребители дизельного топлива - железнодорожный транспорт,
грузовой автотранспорт, водный транспорт, военная техника и
сельскохозяйственная техника, а также в последнее время и легковой дизельный
автотранспорт. Кроме дизельных двигателей, остаточное дизельное топливо
(соляровое масло) зачастую используется в качестве котельного топлива, для
пропитывания кож, в смазочно-охлаждающих средствах и закалочных жидкостях, при
механической и термической обработке металлов.
Бензин - горючая смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от 30
до 200 °C. Плотность около 0,75 г/см³. Теплотворная способность примерно
10500 ккал/кг (46 МДж/кг, 34,5 МДж/литр). Температура замерзания ниже -60 °C.
В России автомобильные бензины выпускаются по ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р
51105-97 и ГОСТ Р 51313-99.
Автомобильные бензины подразделяются на летние и зимние. В зимних
бензинах содержится большое количество низкокипящих углеводородов.
Основные марки автомобильных бензинов ГОСТ 2084-77:
А-72 - с октановым числом по моторному методу не менее 72;
А-76 - с октановым числом по моторному методу не менее 76;
АИ-91 - с октановым числом по исследовательскому методу не менее 91;
АИ-93 - с октановым числом по исследовательскому методу не менее 93;
АИ-95 - с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95.
Бензин применяется:
топливо для карбюраторных и инжекторных двигателей
высокоимпусльсное ракетное топливо (синит)
при производстве парафина
растворитель
горючий материал
сырье для нефтехимии
прямой перегонный бензин
бензин газовый стабильный (БГС)
Тема 5 вопрос 8 Определение трудозатрат на ТО и текущий
ремонт
Значительный рост автомобильного парка нашей страны вызывает увеличение
объема работ по ТО и ТР. Выполнение этих работ требует больших трудозатрат и
привлечение большого числа квалифицированных рабочих. В связи с этим требуется
значительно повысить производительность труда при проведении всех видов ТО и
ремонта автомобилей. Вновь подготовленные кадры для работы в автохозяйствах и
на авторемонтных предприятиях должны основательно изучить процессы ТО и ремонта
автомобилей с использованием современного оборудования.
На предприятиях по ТО автомобилей все шире применяются методы диагностики
технического состояния агрегатов автомобилей с применением электронной
аппаратуры. Диагностика позволяет своевременно выявлять неисправности агрегатов
и систем автомобилей, что дает возможность устранить эти неисправности до того,
как они приведут к серьезным нарушениям в работе автомобиля.
Своевременное устранение неполадок в работе агрегатов и систем автомобиля
позволяет предупреждать причины, способные вызвать аварийную ситуацию, ведущую
к дорожно-транспортным происшествиям.
Механизация работ по ТО и ремонту автомобилей с использованием более
современного оборудования облегчает и ускоряет многие технологические процессы,
но при этом от обслуживающего персонала требуется хорошее усвоение определенных
приемов и навыков, знание устройства автомобиля и умение пользоваться
современными приспособлениями, инструментами, приборами.
Однако применение современного оборудования при проведении ТО и ремонта
автомобилей не исключает выполнения общих слесарных операций, навыками которых
должен хорошо владеть каждый рабочий, занимающийся обслуживанием и ремонтом
автомобильной техники.
Для определения трудоемкости на СО используем формулу:
Тсо = Ncг • tсо, чел•ч(1.10)
Для определения трудоемкости на ТО-3, ТО-2, ТО-1 используем формулу:
Т3 =N3г • t3, чел•ч
Расчет трудозатрат по ТР автомобилей производиться по норме трудоемкости
на каждые 1000 км пробега.
Для автомобилей определяется по формуле:
, чел·ч
Тема 6 Вопрос 12 Восстановление деталей сваркой и наплавкой.
Классификация способов сварки, оборудование и технология восстановления
При ремонте оборудования сварку применяют: для получения неразъемных
соединений при восстановлении разрушенных и поврежденных деталей, для
восстановления размеров изношенных деталей и повышения их износостойкости путем
наплавки более стойких металлов.
Автоматизированные процессы сварки и наплавки являются более совершенными
и экономически эффективными по сравнению с ручными способами. Наибольшее
распространение в ремонтной практике получила автоматическая и
полуавтоматическая дуговая сварка и наплавка под слоем флюса. Ручные способы
сварки и наплавки менее совершенны, но являются незаменимыми при ремонте
деталей машин в неспециализированных ремонтных предприятиях благодаря
маневренности, универсальности и простоте процесса.
Газовую сварку применяют для восстановления деталей из серого чугуна.
Детали малого размера и веса сваривают без предварительного подогрева, а
крупные детали предварительно нагревают.
Электродуговая сварка более экономична и создает более надежное сварное соединение
по сравнению с газовой сваркой. Правильная подготовка детали к сварке
обеспечивает высокое качество наплавленного слоя и прочное сцепление его с
основным металлом. Перед сваркой детали очищают и разделывают их кромки.
Поверхность деталей очищают стальной щеткой, напильником, наждачным полотном,
абразивным кругом, пескоструйным аппаратом, затем промывают бензином или
керосином, а также подвергают щелочному травлению. Кромки листов свариваемых
встык разделывают (скашивают) под углом (60-70°), а края изломов и пробоин
выравнивают.
Наплавка является одним из основных методов восстановления деталей. Она широко
применяется в тех случаях, когда трущимся поверхностям необходимо придать
большую износоустойчивость. Наплавляют два, три и более слоев часто твердыми
сплавами, позволяющими увеличить срок службы деталей в несколько раз. Качество
наплавки в значительной степени зависит от состояния восстанавливаемой
поверхности. Чугунные и стальные детали из малоуглеродистой стали перед
наплавкой обезжиривают с целью удаления масла из пор и трещин. Для этого
поверхность детали обжигают газовой горелкой, паяльной лампой или в
нагревательных печах. Копоть налет окислов после обжига удаляют с поверхности
детали наждачным полотном или ветошью, смоченной керосином или бензином.
Участок детали под наплавку обрабатывают стальными щетками или абразивными
кругами.
Часть 2. Задачи. Определение нормированного расхода
нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов
Задача 1 Расчет топлива трелевочного трактора ТБ-1М
Нормы расхода топлива на трелевке леса учитывают расстояние и способ
трелевке, грунтовые условия и средний объем хлыста.
Расход дизельного топлива по норме на трелевку деревьев в равнинных условиях для
трелевочных тракторов ТБ-1М.
Исходные данные:
Количество машин N, шт.
|
Производительность в смену
|
Ср. расстояния Трелевки км,
|
Способ трелевке
|
Кол. смен в году см/ч
|
Сезон эксплуатации
|
17
|
70
|
0,8
|
за вершину
|
150
|
Зимний, снежный волок
|
Решение:
- расход дизельного топлива
- коэффициент изменения топлива
- коэффициент корректирования для зимы
- коэффициент корректирования для лета
- расход дизельного топлива
л/
л/
- объем расхода работы за год
Количество смен по месяцам:
,5 - количество зимой смен
- количество летом смен
Объем работы в зимний и летний период:
Потребность в топливе на зимний и летний периоды:
кг
кг
Потребность в топливе на все машины:
кг
Норма расхода автомобильного бензина на работу пусковых двигателей:
Моторное масло для двигателя кг
|
Моторное масло гидравлическое кг
|
Трансмиссионное Масло кг
|
Пластичная смазка кг
|
3
|
2
|
0,9
|
0,2
|
- норма расхода масла
5984,2 кг - моторного масла для дизеля
= 3989,5 кг - моторное масло гидравлическ.
= 1795,2кг - расход масла трансмиссион.
= 399 кг - расход пластичной смазки
Задача 2 Расчет топлива челюстного погрузчика ПЛ-1В
лесозаготовительный машина сварка топливо
При определении норм расхода топлива и смазок челюстными лесопогрузчиками
используется данные, полученные в задачи 1 (количество рейсов в смену, средняя
рейсовая нагрузка, количество зимних и летних смен в году)
Исходные данные:
Количество машин N, шт
|
Сезон эксплуатации
|
8
|
0,49
|
Летний, средний, северный район
|
- Расход дизельного топлива
- норма расхода дизельного топлива на 1000
- коэффициент корректировки для лета
кг
Расход бензина:
) N
Бензин g
|
Зима V,
|
Лето V,
|
лето
|
Зима
|
|
|
0,642 кг/ч
|
0,962 кг/ч
|
1,1
|
1,5
|
- расход масла и смазки
Моторное масло
Трансмиссионное масло
Пластичная смазка
Задача 3 Расчет горюче-смазочных материалов для переносных
моторных инструментов МП-5+КГМ-1А
Норма расхода, кг, топлива, масел и смазок для переносных моторных
инструментов определяется по формуле:
Объем работы пил соответствует годовому объему работы на трелевке.
Исходные данные:
Количество машин, шт
|
Средний объем хлыста ,
|
18
|
|
МП-5
|
КГМ-1А
|
Зима 78, лето 60
|
Масло моторное 0,4
|
Масло моторное 15
|
|
Пластичная смазка 0,2
|
Масло гидравлическое 1
|
- годовой объем
Расход бензина А80 на все машины для зимы:
= 78 кг
Расход бензина А80 на все машины для лета:
= 60 = 630000 кг
Норма расхода масла:
Расход моторного масла:
= 157500 кг
Расход пластичной смазки:
= 2100 кг
Расход гидравлического масла:
= 10500 кг
= 78 кг на 1000 расход бензина А80 для зимы
= 60 = 66 кг на 1000 расход бензина А80 для лета
- норма расхода масла
= 11766 = 7722 кг на все машины
%
= 7,722 кг - расход моторного масла
= 1,544 кг - расход пластичной смазки
= 0,772 кг - расход гидравлического масла
Заключение
В результате изучения дисциплины мы получили необходимые знания и навыки
в следующих направления:
Структура планово-предупредительной системы, её содержания и ее рациональное
использование;
Механизация такелажных и трудоемких процессов технического обслуживания и
текущего ремонта;
Диагностика технического состояния;
Эффективность работы машин в зависимости от эксплуатационных качеств
топлива, масел и смазок.
Уметь учитывать требования рациональной организаций технического
обслуживания и ремонта при разработки общей технологии лесозаготовок.
Библиографический список
1. Серов,
А.В. Техническая эксплуатация лесозаготовительного оборудования: учеб. Для
вузов / А.В. Серов, В.В. Милякав, А.С. Назаренко. - М.: Лесн. пром - сть, 1987.
- 272с.
. Воскобойников,
И.В. Техническая диагностирования лесозаготовительных машин / И.В.
Воскобойников. - М.: Лесн. пром-сть, 1987. - 192с.
. Мохерев,
А.П. Техническое обслуживание и ремонт оборудования отрасли: методические
указания / А.П. Мохирев. - К.: Лесн. пром-ть, 2006. - 72с.