Контентные изображения должны быть точного размера в пикселях (без полупрозрачных крайних пикселей, они, как правило, образуются вследствие уменьшения размеров изображения)[21].
Выводы по Главе №1
В данной главе были рассмотрены вопросы, касающиеся языка HTML. В ней рассматривались следующие моменты: история создания HTML, его основные понятия и определения. Так же рассматривались основные требования к созданию и оформлению сайта.
Web - конструирование в настоящие время является очень важным элементом в нашем информационном обществе. Создание web-сайтов играет очень важную роль не только в информационной среде, но и в образовании. В общеобразовательных школах, в программу по информатике и ИКТ, включена тема по Web-конструированию. Этому моменту, в школьной программе, уделяется большое влияние. Так как, основную базу знаний, по этой теме и не только, которую они получают, в дальнейшем учащимся очень широко используют. Web-конструирование, в школе в основном построено на языке HTML.
В данной главе все важные моменты этого языка были приведены. Но школьная программа имеет свои некоторые специфические черты. Web-конструирование в школьном курсе информатики и ИКТ носит иной характер. Теперь рассмотрим эти особенности web-конструирования в школьном курсе информатики и ИКТ, которые приведены в Главе №2[5].
2. Практические основы изучения "WEB конструирования"
.1 Особенности изучения "Web конструирования" школьном курсе информатики и ИКТ
В настоящее время, в Российском образовании, большое внимание уделяется процессу обучения Информатики и ИКТ. В школьном курсе информатики и ИКТ содержится много разделов, которые в свою очередь носят индивидуальный характер. Каждый раздел раскрывает учащимся свою область знаний, которую он содержит. Так, большое внимание в школьном курсе уделяется программированию. В свою очередь, программирование включает в себя много способов и типов создание программ. В старших классах, в учебники информатики содержит раздел программирования. Они содержат в себе такие вопросы касающиеся темы: "Web конструирования"[4].
В учебнике по информатики и информационных технологий, автор Угринович затрагивает вопрос "Основы языка гипертекстовой разметки". В этой главе рассматриваются такие вопросы как: Web сайт и Web страницы, форматирование текста и размещение графики, гиперссылки на web страницах, инструментальные средства создания web сайтов. Эта глава по №13,содержит большое количество аспектов касающихся web конструированию. Автор в данном учебнике собрал всю основную базу знаний касающихся web сайтов и их создания, которая играет большое значение в процессе обучения информатики. Изучив данный учебник, учащийся уже способен к созданию и оформлению Web сайтов на языке HTML и владеет достаточной большим запасом знаний по данной теме. Что в дальнейшем, учащимся применяется на практике[16].
Публикации во Всемирной паутине реализуются в форме Web-сайтов. Web-сайт по своей структуре напоминает журнал, который содержит информацию, посвященную какой-либо теме или проблеме. Как журнал состоит из печатных страниц, так и Web-сайт состоит из компьютерных Web-страниц.
Сайт является интерактивным средством представления информации. Интерактивность сайта обеспечивают различные формы, с помощью которых посетитель сайта может зарегистрироваться на сайте, заполнить анкету и так далее.
Обычно сайт имеет титульную страницу (страницу с оглавлением), на которой имеются гиперссылки на его основные разделы (Web-страницы). Гиперссылки также имеются на других Web-страницах сайта, что обеспечивает возможность пользователю свободно перемещаться по сайту.
Web-сайты обычно являются мультимедийными, так как кроме текста могут содержать иллюстрации, анимацию, звуковую- и видеоинформацию.
Web-страницы сайта могут содержать динамические объекты (исполнимые модули), созданные с использованием сценариев на языках JavaScript и VBScript или элементов управления ActiveX. Расположенные на сайте управляющие элементы (например, кнопки) позволяют пользователю запускать те или иные динамические объекты.сайт состоит из Web-страниц, объединенных гиперссылками. Web-страницы могут быть интерактивными и могут содержать мультимедийные и динамические объекты.
Создание Web-сайтов реализуется с использованием языка разметки гипертекстовых документов HTML. Технология HTML состоит в том, что в обычный текстовый документ вставляются управляющие символы (тэги) и в результате мы получаем Web-страницу. Браузер при загрузке Web-страницы представляет ее на экране в том виде, который задается тэгами[22].
Основными достоинствами HTML-документов являются:
- малый информационный объем;
- возможность просмотра на персональных компьютерах, оснащенных различными операционными системами.
Для создания Web-страниц используются простейшие текстовые редакторы, которые не включают в создаваемый документ управляющие символы форматирования текста. В качестве такого редактора в Windows можно использовать стандартное приложение Блокнот.
Глава учебника, также содержит параграфы с практической деятельностью. В которых пошагово разъясняется работа по созданию и изменению компонентов Web сайта.
Каждый параграф этой главы содержит практические домашние задания, которые в свою очередь помогают учителю проанализировать уровень знаний учащихся. А учащиеся в свою очередь могут проверить свои знания и закрепить ранее пройденный материал.
Таким образом, проанализировав учебники информатики и информационных технологий в школьном курсе информатики, можно сказать, что учебная программа, включает в себя много очень важных моментов. Учебная программа в области информатики довольно таки широка. Исходя из всего этого, нетрудно понять, что особенности изучения Web конструирования в школьном курсе информатики и ИКТ, построены таким образом, чтобы учащиеся могли легко воспринимать данный материал, уметь его применять на практике[18].
.2 Методические разработки по изучению "Web конструирования" в школьном курсе информатики и ИКТ
Одна из задач школы - содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию в доступных источниках, анализировать ее, выявлять проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовой и мультимедийной форме, использовать её для решения учебных и жизненных задач[8].
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, имеющими доступ к общему информационному пространству - одно из условий образовательной компетентности старшеклассника.
В последнее время популярным и доступным средством представления информации, приспособленном для восприятия пользователями сети Интернет, является представление этой информации в виде Web-страниц или Web-сайтов. Web конструирование изучается в старших классах школы, по разработанной учебной программе. Но учебная программа предоставляет учащимся не полный комплект знаний, а только основную базу знаний, которую они должны знать.
Для решения этой проблемы, преподаватели, профессоры создают собственные элективные курсы. Которые выступают, как предмет по выборы. Они предоставляют учащимся, углубленное изучение в конкретном разделе информатики. На примере возьмем разработанный элективный курс кандидата физико-математических наук Орешко Анатолия Петровича[7]. Суть которого в следующем.
Элективный курс "Технология создания сайтов" является предметом по выбору для учащихся 10 или 11 классов старшей профильной школы. Курс включает в себя практическое освоение техники создания отдельных web-страниц, тематических сайтов, web-квестов, информационно-справочных и иных сайтов. Курс служит средством внутри профильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся технологического профиля.
Данный курс построен на продуктивной деятельностной основе. Общепедагогическая направленность занятий - сопряжение социализации и индивидуализации обучения по отношению к сетевым информационным технологиям.
Одна из целей обучения информатике - предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий, каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является web-сайт[6].
Продуктивная ориентация курса означает, что изучение и освоение учащимися технологий разработки web-сайта является не самоцелью, а средством для создания, размещения и поддержания ими собственных сайтов на те темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Такой подход обеспечивает максимальную мотивацию и результативность занятий, которые проводятся с использованием проектных методик обучения.
Знания, умения, и способы конструирования web-сайтов являются элементами информационной компетенции - одной из ключевых компетенций старшей профильной школы. Умение находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию в html-формате и других интернет - совместимых форматах, необходимое условие подготовки выпускников технологического профиля.
Таким образом, освоенный инструментарий - способы web-конструирования, выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с разработанными ими сайтами. Осознание и присвоение учащимися данного типа продукции происходит с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий.
Цели курса:
Научиться ориентироваться и продуктивно действовать в информационном Интернет - пространстве, использовать его ресурсы для достижения своих целей.
Сформировать целостное представление об информационной картине мира средствами "Всемирной паутины". Научиться способам представления информации в сети Интернет.
Изучить способы научно-технического мышления и деятельности, направленные на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части сетевого пространства.
Реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности в ходе проектирования и конструирования сайтов.
Овладеть элементами информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования web-сайтов.
Задачи курса:
Познакомиться с видами web-сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями.
Освоить способы проектирования, конструирования, размещения и сопровождения web-сайта.
Получить первичные навыки программирования на языках HTML, Dynamic HTML, CSS; познакомиться с основами web-дизайна.
Научиться основам работы с программами Dreamweaver и Flash (или аналогичными программами).
Овладеть навыками работы в коллективе с комплексными web-проектами.
Создать и разместить в сети Интернет собственный web-сайт по выбранной тематике.
Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию сайтов.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа.
В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности - авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией[11].
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:
социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь создавать, размещать и поддерживать сайты);
личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области сайтостроительства);
перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (web-страница, сайт, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.);
знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
способы деятельности по отношению данным объектам;
минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
индикаторы - учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика.
Методические рекомендации по организации индивидуальных и групповых форм занятий, использованию тех или иных методов обучения содержатся в пособии для учителя по данному курсу.
Доминирующий тип занятий - практикум. Минимальной единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части.
В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем, темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.
Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствует устранению весьма распространенного недостатка - формализма в знаниях учащихся, так как формирует научное мировоззрение учеников[13].
Первым элементом блока уроков является вводное повторение или актуализация новой темы. Форма урока при этом - интерактивный информационный режим в виде беседы или дискуссии. Затем проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме.
После этого начинается изучение нового материала. Форма занятий на первом этапе - беседа, рассказ. Лекции применяются не чаще одного раза на 10 занятий. Их рекомендуется проводить в виде Интернет - презентаций, комментированных демонстраций слайдов, мультимедийных роликов, web-экскурсий.
На следующем этапе начинается тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта - графического файла, эскиза web-страницы, элемента сайта и т.п.
Затем происходит развивающее дифференцированное закрепление изученного. Форма урока - семинар-практикум с мониторингом успешности учащихся. В завершающей стадии блока - выполнение индивидуальных и групповых проектов по изученным темам.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-10 минут) контрольные работы на проверку освоении изученных способов действий. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими предметными и универсальными знаниями, мыслительными навыками, практическими умениями и способами деятельности:
Знают принципы и структуру устройства "Всемирной паутины", формы представления и управления информацией в сети Интернет;
Умеют найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию из сети с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения; владеют браузерами IE, NN, Opera.
Формулируют собственную позицию по отношению к структуре, содержанию, дизайну и функциональности анализируемых сайтов;
Умеют спроектировать и изготовить простейший web-сайт объемом 5-10 страниц на заданную тему;
Имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных web-сайтов.
Знают виды web-сайтов, специфику их структуры и содержания, технологические особенности;
Владеют необходимыми способами проектирования, создания, размещения и обновления web-сайта.
Умеют программировать на языках HTML, Dynamic HTML, CSS на уровне создания не менее 3-5 простейших элементов сайта;
Знают и умеют применять при создании web-страницы основные принципы webдизайна;
Умеют работать с программами Dreamweaver и Flash (или аналогичными программами) для создания вweb-сайтов;
Владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению сайта;
Способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать цели и ход своей деятельности по сайтостроительству[9].
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты проверки его деятельности и полученной продукции. Оценка имеет различные способы выражения - устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.
Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
. взаимооценка учащимися работ друг друга, или работ, выполненных в группах;
. публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
. текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
. итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу;
. итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.
Результаты занятий по курсу имеют две стороны - внешнюю (материализованная образовательная продукция - сайты) и внутреннюю (личностные качества, освоенные способы деятельности, знания). Предметом контроля и оценки являются не только внешние образовательные продукты учеников, но и их внутренние качества.
Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
по количеству творческих элементов в сайте;
по степени его оригинальности;
по относительной новизне сайта для ученика или его одноклассников;
по ёмкости и лаконичности созданного сайта, его интерактивности;
по практической пользе сайта и удобству его использования[8].
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета по освоенным знаниям и умениям, а также форму защиты творческой работы. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.
Информатика играет особую роль в старшей профильной школе как фундаментальная наука о способах обработки и использования знаний в общественной практике. Техническими и программно-методическими средствами информационных технологий учащиеся пользуются каждодневно соответственно своему возрасту и имеющимся условиям. Повседневно пользуясь современным инструментарием интеллектуального труда, учащийся не только конструирует свое видение мира, но и учится эффективному использования информационных услуг в собственной жизни и учебной деятельности.
Элективный курс "Технология создания сайтов" вносит свою лепту в общеобразовательную подготовку учащихся технологического профиля. Универсальность большинства изучаемых в данном курсе знаний и способов деятельности превращает его в дисциплину, интегрирующую различные предметы школьного курса, поскольку помогает ученикам справляться с обработкой и представлением многопредметного информационного потока.
Успех данного курса в профильной школе обусловлен его продуктивной личностной ориентацией, высокой социальной обусловленностью, деятельностным подходом, а также профессионализмом авторов курса, которые разработали его с опорой на свой многолетний педагогический опыт обучения школьников и педагогов основам сайтостроительства[14].
Выводы по главе №2
В данной главе были рассмотрены особенности изучения Web-конструирования в школьном курсе информатики и ИКТ. В этой главе описывалось, каким образом изучается данная тема в школьной программе информатики. На примере автора учебника 10-11 класса информатики, конкретно рассматривались аспекты преподавания темы "WEB-конструирования" в школьном курсе. Ведь WEB-конструирование в школьном курсе информатики носит особенный характер. Оно отличается способами преподавания материала, изложения сути сложных моментов. Так же здесь имеются способы проверки и закрепления учащимся знаний. Все эти компоненты носят особенно важный характер в web-конструировании, ведь они входят в учебную программу средне образовательных школ.
Эта глава, кроме особенностей изучения Web-конструирования в школьном курсе информатики содержит методические разработки Web-конструирования, на примере элективного курса. Элективный курс выполнен как дисциплина: Курсы по выбору. Он включает в себя углубленное изучение конкретных тем, в данном случае Web-конструирование. После изучения элективного курса, учащиеся будут обладать достаточно внушительной базой знаний по данной теме и сами в состоянии создавать web-сайты.
Данный элективный курс имеет важное значение в обучении информатики в школе. Его могут брать за основу, опираться на него молодые преподаватели, студенты, а также преподаватели с большим опытом[22].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, касающиеся Web-конструирования, а именно создание web-сайтов на языке HTML. В ней описываются важные моменты из истории языка HTML, его понятия. На сегодняшний день, web-конструирование является неотъемлемой частью информационного общества в целом, так и отдельных частей, например в образование. В школьной программе по информатики, данной теме уделяется большое значение, и в связи с этим изучение учащимся web-конструирования идет на высшем уровне[1].
WEB-конструирование в школьном курсе информатики и ИКТ играет большую роль в подготовленности учеников к дальнейшему обучению. При изучении в школе основной базы знаний по данной теме, учащийся владеют необходимым запасом знаний и умений, что в дальнейшем применяется ими на практике. В курсовую работу были включены методические рекомендации, в виде элективного курса, который направлен на углубленное изучение темы. Данный элективный курс играет неотъемлемую роль в обучении информатики.
Перспективой данной курсовой работы является, разработка методических рекомендаций, уроков в школьном курсе информатики и ИКТ на тему "WEB-конструирование". Методически рекомендации могут быть в дальнейшем использованы студентами при проведении практики, а так же учителями, при проведения уроков информатики в старших классах на тему "WEB-конструирование"[21].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Богомолова О. Б. Web- конструирование на HTML: практикум- М. : БИНОМ. Лаборатория занятий, 2008.- 192 с. : ил.
.Микрюков В.Ю. Компьютерная графика : учебное пособие / В. Ю. Микрюков. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 240 с. : ил.
3.Танебаум Э. Компьютерные сети [Текст] / Э. Таненбаум ; пер. с англ. В. Шрага. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 992 с. : ил.
4.Информатика: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.З. Шауцукова. - М.: Просвещение, 2008.
5.Соловьева, Л. Ф. Сетевые технологии. Учебник- практикум.- СПб.: БХВ-Петербург,2004.- 416с.: ил.
.Макарова, Н.В. Информатика 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Н.В. Макарова. - СПб.: Питер, 2002. - 288с.: ил.
.Моисеева, М.В. Компьютеры в системах передачи информации, программно-методический комплекс / М.В. Моисеева. - Москва.: 1993.
.Программы общеобразовательных учреждений. Информатика / Сост. А.А. Кузнецов, Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 1992.
.Семакин, И.Г. Информатика 10 класс/ Н.Г. Семакин, Е.К. Хеннер - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002. - 144с.: ил.
.И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003. - 384 с.: ил.
.Семакин, И.Г. Информатика 11 класс/ Н.Г. Семакин, Е.К. Хеннер - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002. - 144с.: ил.
.Угринович, Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразоват. учреждений/
.Свердлов С.З. Языки программирования и методы трансляции : учебное пособие / С. З. Свердлов. - СПб. : Питер, 2007. - 640 с. : ил.
.Попов В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Сетевые информационные технологии : учебное пособие / В. Б. Попов. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 224 с. : ил.
.Попов В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Системы управления базами данных [Текст] : учебное пособие / В. Б. Попов. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 112 с. : ил.
.TeachPro WEB-дизайн+CD/ под ред. Ю. Ф. Катхановой. - М. : Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение, 2007. - 560 с. : ил.
.Языки программирования. - М. : Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006.
18.Компьютерная грамотность. WEB дизайн: полное руководство пользователя. - М. : ИД РАВНОВЕСИЕ, 2007.
19.Воронина О.В. Основы программирования на языке Visual Basic 6.0: учебное пособие / О. В. Воронина. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. - 220 с.
.Информационные технологии в науке и образовании. Международная научно-практическая интернет-конференция (октябрь 2008г.-март 2009г.) III Всероссийский семинар "Применение MOODLE в сетевом обучении" (Железноводск, 1-3 апреля 2009г.)
.Информатика и ИКТ. В 2-х т: задачник-практикум. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний. Том 2 / Л. Залогова ; под ред.: И. Семакина, Е. Хеннера. - 2009. - 296 с. : рис., табл. - Библиогр.: с.: 294.
22.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. - 2-е изд., испр. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.