По широте влияния и степени управляемости факторы условно можно объединить в три группы: общеэкономические, организационные и связанные с техническим прогрессом.
К общеэкономическим факторам относятся: изменение величины товарооборота и его структуры; размещение производительных сил; динамика производительности общественного труда, занятого в сфере товарного обращения и в отраслях, ее обслуживающих; развитие хозяйственного расчета.
На эффективность использования оборотных средств и ускорение их оборачиваемости влияют факторы, как повышающие их величину, так и снижающие.
К факторам, повышающим величину оборотных средств, относятся: повышение качества торгового обслуживания, расширение сети магазинов в районах новостроек, изменение структуры товарооборота в сторону увеличения удельного веса товаров, имеющих замедленную оборачиваемость, и др. Снижению оборотных средств способствуют: экономия материальных и финансовых ресурсов; широкое внедрение принципов хозяйственного расчета в деятельность торговых организаций.
Факторы, определяющие величину оборотных средств, могут быть объективными, т.е. не зависящими от деятельности данного предприятия, и субъективными. К числу субъективных можно отнести, например, рациональность использования оборотных средств, выполнение плана товарооборота, применяемые формы обслуживания, соблюдение кредитной и финансовой дисциплины.
Оборачиваемость оборотных средств - это их движение в процессе воспроизводства, последовательный их переход из одной формы в другую. Характеризуется временем, в течение которого средства, авансированные в оборотные фонды, и средства обращения совершают полный оборот, или скоростью, которая выражается числом полных оборотов за установленное время (год, квартал, месяц).
Под оборачиваемостью оборотных средств понимается длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств в денежной форме в производственные запасы и до выхода готовой продукции и ее реализации. Кругооборот средств завершается зачислением выручки на счет предприятия.
Система обобщающих и частных показателей оборачиваемости оборотных средств основывается на двух взаимосвязанных финансовых коэффициентах: коэффициенте оборачиваемости и длительности одного оборота, характеризующих эффективность использования оборотного капитала, а в частности оборачиваемость и длительность оборота материально-производственных запасов, оборачиваемость и срок погашения дебиторской задолженности и т.д.
По своему содержанию показатели оборачиваемости являются прямыми показателями эффективности ресурсного типа, т.е. характеризующими отношение эффекта к затратам. В качестве эффекта применяется исходный финансовый показатель - выручка от продаж. Количественно затраты выражаются через показатели авансированных ресурсов, что дает основание относить показатели оборачиваемости к ресурсному типу. [45, C. 98]
На длительность нахождения средств в обороте влияют факторы внешнего и внутреннего характера.
К внешним факторам относятся: сфера деятельности организации; отраслевая принадлежность; масштабы организации; экономическая ситуация в стране и связанные с ней условия хозяйствования.
Внутренние факторы - ценовая политика организации, структура активов, методика оценки запасов. [39, C. 242]
Резервы и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств в обобщенном виде зависят от двух факторов: объема производства, сбыта и размера оборотных средств. Чтобы ускорить оборачиваемость, необходимо:
· совершенствовать производство и сбыт, нормализовать размещение оборотных средств;
· полностью и ритмично выполнять планы хозяйственной деятельности;
· совершенствовать организацию производства и сбыта, внедрять прогрессивные формы и методы;
· совершенствовать расчеты с поставщиками и покупателями;
· улучшать претензионную работу;
· ускорять оборот денежных средств за счет улучшения инкассации выручки, строгого лимитирования остатков денежных средств в кассах предприятия, в пути, на расчетном счете в банке;
· свести к минимуму запасы хозяйственных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, инвентаря, спецодежды на складе, сократить подотчетные суммы, расходы будущих периодов;
· не допускать роста дебиторской задолженности.
Эффективность использования оборотных средств предприятий, следовательно, зависит прежде всего от умения управлять ими, улучшать организацию производства и сбыта, повышать уровень коммерческой и финансовой работы.
Особое внимание уделяется изучению причин выявленных отклонений по отдельным видам оборотных активов и разработке мер по их оптимизации. Рост товарных запасов может быть результатом недостатков в организации торговли, рекламе, изучении спроса покупателей, другой маркетинговой деятельности, наличия невостребованных и неходовых производств. Большие остатки денежных средств в кассе и в пути возникают в связи с неритмичным развитием сбыта, несвоевременной сдачей выручки в банк, неиспользуемых денежных средств и другими нарушениями кассовой дисциплины. Снизить запасы товаров, материалов, сырья, топлива до оптимальных размеров можно путем их оптовой реализации или бартерных сделок, равномерного и частого завоза. Нормализации остатков товаров и денежных средств в кассе и в пути способствует ритмичное развитие товарооборота.
На счетах в банке должны храниться минимально необходимые суммы денежных средств, а все свободные их остатки следует перечислять в досрочное погашение полученных кредитов, вкладывать в ценные бумаги, предоставлять кредит юридическим и физическим лицам. При перерасходе средств фондов специального назначения и резервов основное внимание уделяется разработке мер по его погашению и предупреждению.
Глава 3. Анализ оборотных активов ООО Торговый Дом «Омскопторг»
.1 Краткая характеристика хозяйственной деятельности ООО Торговый Дом «Омскопторг»
Общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом «Омскопторг», учреждено в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г.Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Место нахождения Общества: Россия, Омская область, Омск, Район/округ: ул.: ЛИНИЯ 5-Я, д.: 157, Комната/офис: 309
Общество является коммерческой организацией. Общество является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, круглую печать со своим наименованием, штампы и бланки, собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке знак (знак обслуживания) и другие средства индивидуализации товарный.
Общество является собственником принадлежащего ему на праве собственности имущества и денежных средств. Общество отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении.
Целью деятельности ООО Торговый Дом «Омскопторг» является привлечение прибыли.
Предметом деятельности Общества являются:торгово-закупочная деятельность, оптовая и розничная торговля;сдача и наем помещений в аренду;
Хозяйственная деятельность ООО Торговый Дом «Омскопторг»» заключается в покупке, а затем перепродаже отделочных материалов. Товар хранится на складах на территории оптовой базы. В основном данная организация занимается именно оптовой продажей. Продажи товаров в розницу практически не происходит.
Вывод: в данном пункте рассмотрена структура ООО Торговый Дом «Омскопторг»» описана хозяйственная деятельность. Данные приведены на основании устава анализируемого предприятия.
Торговый Дом «Омскопторг» - крупнейший дистрибьютор товаров народного потребления в Омском регионе. Компания была основана в 1997 году. За 12 лет работы ТД «Омскопторг» стал обладателем самого большого портфеля известнейших мировых и отечественных брэндов (на начало 2009 г. - более 100 контрактов), что позволило обеспечить максимальное покрытие омского розничного рынка и создать устойчивые партнерские отношения с региональными клиентами.
Приоритетным направлением деятельности фирмы является дальнейшее расширение ассортимента, более полное развитие существующих товарных групп, а также развитие более тесных взаимоотношений с поставщиками, заинтересованными в представлении своих товаров в нашем регионе.
Для постоянных клиентов Торгового дома "Омскопторг" существует ряд преимуществ:
Поступления новейших коллекций популярных торговых марок, которые окажутся на Ваших прилавках быстрее, чем у Ваших конкурентов
Постоянное наличие широкого ассортимента позволит Вам оперативно реагировать на изменения покупательского спроса
Продажа товара по ценам производителя
Предоставление товарных кредитов и отсрочки платежа
Гибкая система скидок
Бесплатная доставка товаров по г.Омску
Обеспечение наших клиентов торговым оборудованием и рекламными материалами
Услуги профессиональных торговых представителей
Консультации и помощь в формировании заказов
Возможность участия в промо-акциях
Бесплатная рекламная продукция
Полный пакет документов
Предоставление торгового оборудования
Регулярное проведение рекламных акций с дополнительными скидками или бонусами.
.2 Состав и структура оборотных активов ООО Торгового Дома «Омскопторг»
В данном пункте рассмотрим состав и структуру оборотных активов ООО Торгового Дома «Омскопторг» Под составом оборотных средств понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства. Соотношение между отдельными элементами оборотных средств, выраженное в процентах, называется структурой оборотных средств.
Классификация оборотных средств по степени их ликвидности и степени финансового риска характеризует качество средств предприятия, находящихся в обороте. Задача такой классификации - выявление тех текущих активов, возможность реализации которых представляется маловероятной. Эффективное управление оборотным капиталом предприятия предполагает как поиск и привлечение дополнительных источников финансирования, так и рациональное размещение их в активах предприятия, особенно в текущих.
Таблица 2 Состав оборотных средств по степени ликвидности
Группа оборотных средствОстатки на конец отчетного периода по статьям актива баланса1. Абсолютно ликвидные активы1.1. Денежные средства (17375 тыс. руб.)2. Наиболее ликвидные активы2.1. Краткосрочные финансовые вложения (3334 тыс. руб.)3. Быстро ликвидные активы3.1. Дебиторская задолженность (50190 тыс. руб.)4. Медленно ликвидные активы4.1. Запасы - строка 210 и 220 раздела II актива баланса за вычетом расходов будущих периодов (53670 тыс. руб. + 789 тыс. руб. = 54459 тыс. руб.)Общая сумма оборотных средств125358 тыс. руб.
Анализ активов организации по данным бухгалтерского баланса целесообразно проводить в соответствии со структурой таблица 3, представляющей собой аналитический баланс, который позволяет выявить главные тенденции в динамике и структуре ее статей.
Таблица 3. Состав активов ООО Торгового Дома «Омскопторг»
Показатель (код строки баланса Сумма, тыс. руб. Удельный вес, %На начало годаНа конец годаНа начало годаНа конец года1.Внеоборотные активы (190)432034433925,2126,092.Оборотные активы (290)12819412560674,7973,91Итого активов (300)171397169945100100
Удельный вес оборотных активов в общем объеме активов составил на конец года 73,91%, что на 0,88% ниже, чем на начало года. Из таблицы 3 видим, что наибольший удельный вес и абсолютное значение в денежном выражении занимают запасы. Их величина на отчетную дату составила 53670 тыс. руб., что на 3170 тыс. руб. больше, чем на начало года (темп роста - 106,28%). Удельный вес запасов в общей величине оборотных активов увеличился за отчетный год на 3,34% и составил 42,73%. Данные о составе запасов показывают, что основную часть составляет готовая продукция и товары, сумма которых на отчетную дату - 53530 тыс. руб., что на 3175 тыс. руб. больше, чем на начало года. Наблюдается рост расходов будущих периодов на 3 тыс. руб. и уменьшение материалов на 5 тыс. руб.
Дебиторская задолженность в целом возросла в связи с увеличением краткосрочной задолженности соответственно на 598 тыс. руб., или на 1,21%. Наблюдается значительное уменьшение на 6182 тыс. руб. краткосрочных финансовых вложений.
Сами денежные средства возросли незначительно - на 10 тыс. руб. их остаток на конец года составил 17375 тыс. руб. Также увеличился удельный вес денежных средств в общей величине оборотных активов на 0,29% и составил на конец года 13,83%.
.3 Анализ и оценка эффективности использования оборотных средств ООО Торгового Дома «Омскопторг»
При оценке экономической эффективности показателей делаем ряд расчетов. Расчеты оформлены в таблице 3.
Таблица 3 Расчеты оценки эффективности использования оборотных активов
№ п/п ПоказателиУсловные обозначенияОстаток на начало годаОстаток на конец годаОтклонение (+,-)Темп роста (%)Темп прироста (%)1 Выручка от реализации товаров, тыс. руб.N - стр.010 ф.2990171069697952108,0318,0312 Средняя величина оборотных средств, тыс. руб.E = 0,5*стр.2906409762803-129497,981-2,0193 Количество оборотов оборотных средств=N/E1,5451,7030,158110,22610,226 4. Коэффициент закрепления=E/N0,6470,587-0,0690,726-9,2745 Оборачиваемость в дняхLE=(E*T)/N233,039211,361-21,67890,697-9,303
По данным таблицы 5 определим коэффициент соотношения темпов прироста оборотных средств (-2,019%) и продукции / товаров (8,031%):
,019/8,031= -0,251. Это означает, что на каждый процент уменьшения товара оборотные средства уменьшались на 0,251%. Далее определяем относительное отклонение в оборотных средствах (). = 62803 - 64097*1,08031= - 6441,63 тыс. руб. В итоге, на основании полученного результата, можем сделать вывод, что произошла экономия оборотных средств (-6441,63 тыс. руб.), за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств во 2-м году по сравнению с 1-м годом. Далее определим влияние интенсивности и экстенсивности в использовании оборотных средств на приращении товара. Расчет выполняем индексным методом на основании вышеприведенной таблицы.. Влияние изменения величины оборотных средств (экстенсивный фактор), :. Влияние изменения коэффициента оборачиваемости (интенсивный фактор), :
Сумма влияния факторов равна приросту товара за два года.
Как видно из расчетов, влияние интенсивности использования оборотных средств значительно превышает влияние экстенсивности, что явилось причиной экономии оборотных средств.
Нами рассмотрен состав оборотных активов, под которым понимается совокупность элементов, образующих оборотные средства. В таблице представлен состав активов по степени ликвидности. В общем объеме активов большая часть 73,91% принадлежит оборотным активам организации. На основании данных пункта, можем говорить о том, что оборотные активы по сравнению с началом отчетного периода уменьшились на 2,02%. Дебиторская задолженность в свою очередь увеличилась в связи с увеличением краткосрочной задолженности. Увеличение денежных средств за отчетный период было незначительным.
Типичными ошибками, допускаемыми в процессе внедрения системы нормирования, являются некорректное распределение ответственности за выполнение принятых нормативов и отсутствие системы бонусов. Наиболее распространенная схема распределения ответственности за выполнение принятых нормативов может быть представлена следующим образом. За выполнение норматива:
· по запасам товаров на складе отвечает руководитель отдела продаж;
· по дебиторской задолженности отвечает менеджер по продажам.
После того как распределена ответственность среди должностных лиц компании, создается система мотивации, призванная обеспечить соблюдение нормативов. Одним из вариантов является механизм, когда сотрудникам выплачивается фиксированный размер вознаграждения, если отклонение фактического значения величины оборотных активов (например, товаров на складе) от нормативного находится в пределах установленного процента.
Наибольшие трудности при внедрении системы нормирования возникают с сотрудниками, которые раньше распоряжались средствами бесконтрольно. Так, менеджеры отдела закупок раньше могли держать товар на складе в излишке на всякий случай. Аналогичная ситуация была в отделах продаж: чтобы выполнить план продаж, можно было «простить» просрочки клиенту и не требовать немедленного погашения задолженности. Для предотвращения подобных проблем нужно определить ответственных, мотивировать их на достижение установленных нормативов и контролировать исполнение.
Основная идея данной главы состоит в том, что для эффективной деятельности предприятию целесообразно нормировать статьи оборотных активов, в отношении которых соблюдаются условия. Также необходима автоматизация всех процессов и мотивация персонала, для выполнения поставленных задач.
.4 Рекомендации по оптимизации использования оборотных активов ООО Торгового Дома «Омскопторг»
На основании проведенного исследования на данном предприятии нами было выявлено ряд проблем, которые тем не менее вполне решаемы
Начнем с того, что выявлена такая проблема как недостаточная скорость оборачиваемости оборотных средств.
Можно выделить следующие основные пути ускорения оборачиваемости оборотных средств:
· на стадии подготовки к производству - расчет научно-обоснованных норм и нормативов оборотных средств;
· на стадии производства - сокращение длительности производственного цикла посредством автоматизации, комплексной механизации, применения новейших научных открытий и технических изобретений, замена дорогостоящих материалов более дешевыми, повторное использование тары, инструмента, ритмичность выпуска продукции и т.д.;
· на стадии обращения - увеличение объема и обеспечение ритмичности продажи продукции, что способствует бесперебойной отгрузке покупателям и своевременному поступлению денежных средств за нее на расчетный счет;
· развитие системы расчетов в народном хозяйстве, своевременное оформление документов и строгое соблюдение платежной дисциплины.
Кроме того плохо организовано разделение труда, т.е. нет всех необходимых документов четко определяющих обязанности каждого отдельного работника предприятия. Не ведется работа по унификации и анализу должностных инструкций. Вследствие этого возникают различного рода накладки, связанные с несвоевременной подготовкой документов, получением информации, необходимой главному бухгалтеру, с опозданием и т.д.
Таким образом будет целесообразным разработать перечень, четко определяющий обязанности работников предприятия, а также номенклатуру дел бухгалтерской службы.
Также на рассматриваемом предприятии отсутствует график документооборота. Это является значительным упущением, так как точное соблюдение графиков документооборота способствует своевременному и полному отражению в учетных регистрах совершаемых хозяйственных операций. Поэтому считаем целесообразным порекомендовать главному бухгалтеру составить схему или перечень работ по созданию и обработке документов, выполняемых инженерно-техническими, коммерческими, бухгалтерскими службами с указанием сроков исполнения.
В целях недопущения подделки документации целесообразно создать документ с образцами подписей сотрудников, наделенных правом подписывать финансовые документы.
В учете товарно-материальных ценностей нами также были выявлены недостатки:
Оприходование товарно-материальных ценностей часто следует с опозданием, имеют место случаи отсутствия счетов-фактур. Следует проводить проверки наличия документов на предприятии не реже одного раза в полгода.
На предприятии инвентаризация проводится один раз в год, а инвентаризация МБП раз в три года. Рекомендуется проводить инвентаризацию каждые полгода, а инвентаризацию материальных оборотных активов каждые два месяца, т.к. на предприятии были случаи выявления недостачи.
Устранение этих недостатков на наш взгляд позволит предприятию в дальнейшем более эффективно вести учет материальных оборотных активов, что приведет к повышению эффективности деятельности предприятия в целом.
Одна из основных проблем данного предприятия - дефицит денежных средств, вызванный стремительным ростом дебиторской задолженности или неоправданным увеличением запасов сырья и готовой продукции. Избежать подобных проблем компания может, внедрив систему нормирования оборотных активов. Для этого потребуется рассчитать нормативы оборотных средств, протестировать правильность полученных результатов и автоматизировать процедуры корректировки и контроля установленных норм. Создание нормативов для всех оборотных активов неоправданно. Целесообразно нормировать только те статьи оборотных активов, в отношении которых соблюдаются следующие условия:
хозяйственные операции с той или иной группой оборотных активов носят регулярный характер.
· оборотные активы, для которых планируется разработать норматив, -- существенны и однородны по своему составу.
· компания может управлять данным видом оборотного актива.
Система управления оборотными активами на предприятии должна быть комплексной, поэтому нормированию подлежит каждый элемент оборотных активов. Но начинать все, же следует с наиболее проблемных элементов существующих оборотных активов. Только расчет нормативов не позволяет создать полноценную работающую систему нормирования (включая алгоритмы и механизмы нормирования), и в итоге от ее использования компания отказывается.
Для того чтобы избежать подобных проблем, необходимо последовательно выполнить следующие этапы.
. Построение модели операционного цикла. Операционный цикл - период, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота предприятия. Он начинается с момента выдачи авансов поставщикам и заканчивается на дату получения денежных средств за продукцию, реализованную на условиях отсрочки платежа. Для того чтобы определить продолжительность операционного цикла, потребуется установить среднее время выполнения следующих бизнес-процессов:
· транспортировка товаров от поставщика, приемка, контроль качества, хранение, производство, оформление транспортных документов, транспортировка товара до конечного покупателя -- цикл запасов;
· предоплата, отсрочка платежа, инкассация, банковские операции, связанные с переводом денежных средств от покупателя к продавцу, -- цикл расчетов.
От времени выполнения перечисленных бизнес-процессов будут зависеть нормативы оборотных средств.
. Разработка внутрифирменного положения по нормированию. Этот документ представляет собой методические рекомендации по нормированию оборотных средств, которые содержат нормативы, определенные для различных оборотных активов компании, способы их расчета и необходимые для этого источники данных и список ответственных за выполнение нормативов.
.Тестирование разработанной модели нормирования. Тестирование необходимо для того, чтобы понять, позволяет ли существующая система управленческого учета получить данные, необходимые для нормирования, оценить трудоемкость работ, связанных с этим процессом.
.Корректировка разработанной методики. После того как проведено тестирование, необходимо учесть замечания пользователей системы нормирования и скорректировать положение по нормированию. Изменения могут касаться разработанных нормативов, подходов к расчету, принципов получения данных и т. д.
На первом этапе необходимо определиться, какие статьи оборотных активов нужно нормировать в первую очередь. Далее по таким статьям проводится выборка за последние три года, и определяются тенденции изменения оборачиваемости актива - увеличение или уменьшение. После этого сведения о динамике изменения оборотных активов сравниваются с изменениями в компании за аналогичный период (например, рост продаж на 30% при увеличении оборотных активов на 100%). Это позволяет определить те участки, где оборотные активы используются неэффективно, к примеру, произошло затоваривание складов запасами товаров или необоснованно увеличилась дебиторская задолженность. Для выявления резервов усовершенствования структуры и величины активов ежеквартально проводится анализ оборотных активов.
Следует отметить, что типичными ошибками, допускаемыми в процессе внедрения системы нормирования, являются некорректное распределение ответственности за выполнение принятых нормативов и отсутствие системы бонусов. Наиболее распространенная схема распределения ответственности за выполнение принятых нормативов может быть представлена следующим образом. За выполнение норматива:
· по запасам товаров на складе отвечает руководитель отдела продаж;
· по дебиторской задолженности отвечает менеджер по продажам.
После того как распределена ответственность среди должностных лиц компании, создается система мотивации, призванная обеспечить соблюдение нормативов. Одним из вариантов является механизм, когда сотрудникам выплачивается фиксированный размер вознаграждения, если отклонение фактического значения величины оборотных активов от нормативного находится в пределах установленного процента.
Организации также рекомендуется сосредоточить внимание на трех основных направлениях:
. Информационное сопровождение управленческой деятельности в области формирования ресурсов.
. Надлежащий внутренний контроль целевого использования средств, полученных по факторинговой схеме, результативности работы каждого подразделения по обеспечению эффективного использования оборотных средств.
При этом наибольшую важность, имеет конкретизация ответственности и полномочий. Любая хозяйственная и финансовая операция или их комплекс должны быть в конечном счете ориентированы на общие стратегические цели деятельности торговой организации, особенно, если в ней налажен управленческий учет и выделены центры ответственности.
Для решения исследуемой проблемы увязку стратегических целей деятельности организации с функциями, выполняемыми отдельными подразделениями в процессе реализации факторинговой схемы формирования оборотных средств, рекомендовано проводить в виде матрицы, где по вертикали располагаются стратегические ориентиры, по горизонтали - основные функции подразделений.
Особое внимание необходимо уделить рекомендуемым моделям (директивной и поддерживающей) построения системы взаимодействия организации с покупателями при реализации факторинговой схемы формирования оборотных средств.
Необходимо обосновать многовариантность оценки оборотных активов торговых организаций в контексте учетной концепции «справедливая стоимость», учитывающей цели и назначение оценки в различных хозяйственных ситуациях, обеспечивающей действительное отражение потенциала организации в системе статического и динамического балансов.
Особое внимание необходимо уделять учету средств «индивидуализации» таких как: «бренд», «торговая фирма», «марочное название» и т.д., используемых при совершении франчайзинговых операций.
Итак, для эффективной деятельности предприятию целесообразно нормировать статьи оборотных активов. Также необходима автоматизация всех процессов и мотивация персонала, для выполнения поставленных задач.
Заключение
В понятии "управление оборотными средствами" объединены такие процессы, как управление запасами, оборачиваемостью, сбытом и дебиторской задолженностью.
Фирма, занимающаяся торговой деятельностью, больше, чем производственная, ориентирована на маркетинговую стратегию, а следовательно, влияние факторов, определяющих выбор маркетинговых мероприятий (например, изменение спроса на отдельные товары), выше у торговых предприятий. Особенностью структуры оборотных средств торговой компании является пропорциональное соотношение между текущими активами и текущими пассивами. Это объясняется более коротким, чем производственный, циклом оборота и существенной подверженностью торговой компании влиянию таких внешних факторов, как сезонность, инфляция, ситуация на рынке.
Основная идея построения структуры оборотного капитала любой компании состоит в том, что все элементы оборотных активов и пассивов с течением времени превращаются друг в друга. Следовательно, намеченный объем вложений в конкретный элемент зависит от особенностей самой компании, отрасли и состояния внешней среды.
Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей, прежде всего оборачиваемостью оборотных средств.
Сокращение времени пребывания оборотных средств в незавершенном производстве достигается: путем совершенствования организации производства; улучшением применяемой техники и технологии; совершенствования использования основных фондов; экономии по всем статьям оборотных средств; совершенствование организации производства и труда.
Состояние и эффективность использования оборотных средств торговой организации - одно из главных условий ее успешной деятельности. Ограниченность ресурсов, нестабильность рыночной экономики, инфляция, неплатежи, и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным активам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования, их оптимальных размеров.
Можно выделить следующие основные пути ускорения оборачиваемости оборотных средств:
· на стадии подготовки к производству - расчет научно-обоснованных норм и нормативов оборотных средств;
· на стадии производства - сокращение длительности производственного цикла посредством автоматизации, комплексной механизации и т.д.;
· на стадии обращения - увеличение объема и обеспечение ритмичности продажи продукции;
Одна из основных проблем данного предприятия - дефицит денежных средств, вызванный стремительным ростом дебиторской задолженности или неоправданным увеличением запасов сырья и готовой продукции. Избежать подобных проблем компания может, внедрив систему нормирования оборотных активов.
Система управления оборотными активами на предприятии должна быть комплексной, поэтому нормированию подлежит каждый элемент оборотных активов. Но начинать все, же следует с наиболее проблемных элементов существующих оборотных активов.
Для того чтобы избежать подобных проблем, необходимо последовательно выполнить следующие этапы.
. Построение модели операционного цикла. Операционный цикл - период, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота предприятия.
. Разработка внутрифирменного положения по нормированию. Этот документ представляет собой методические рекомендации по нормированию оборотных средств.
.Тестирование разработанной модели нормирования. Тестирование необходимо для того, чтобы понять, позволяет ли существующая система управленческого учета получить данные, необходимые для нормирования, оценить трудоемкость работ, связанных с этим процессом.
.Корректировка разработанной методики. После того как проведено тестирование, необходимо учесть замечания пользователей системы нормирования и скорректировать положение по нормированию.
На первом этапе необходимо определиться, какие статьи оборотных активов нужно нормировать в первую очередь. Далее по таким статьям проводится выборка за последние три года, и определяются тенденции изменения оборачиваемости актива - увеличение или уменьшение. Для выявления резервов усовершенствования структуры и величины активов ежеквартально проводится анализ оборотных активов.
Следует отметить, что типичными ошибками, допускаемыми в процессе внедрения системы нормирования, являются некорректное распределение ответственности за выполнение принятых нормативов и отсутствие системы бонусов. Наиболее распространенная схема распределения ответственности за выполнение принятых нормативов может быть представлена следующим образом. За выполнение норматива:
· по запасам товаров на складе отвечает руководитель отдела продаж;
· по дебиторской задолженности отвечает менеджер по продажам.
После того как распределена ответственность среди должностных лиц компании, создается система мотивации, призванная обеспечить соблюдение нормативов.
Организации также рекомендуется сосредоточить внимание на трех основных направлениях:
. Информационное сопровождение управленческой деятельности в области формирования ресурсов.
. Аналитическое обеспечение принятия решений в выборе схем и инструментов формирования оборотных средств.
. Надлежащий внутренний контроль целевого использования средств, полученных по факторинговой схеме, результативности работы каждого подразделения по обеспечению эффективного использования оборотных средств.
Итак, для эффективной деятельности предприятию целесообразно нормировать статьи оборотных активов. Также необходима автоматизация всех процессов и мотивация персонала, для выполнения поставленных задач.
Устранение этих недостатков на наш взгляд позволит предприятию в дальнейшем более эффективно вести учет материальных оборотных активов, что приведет к повышению эффективности деятельности предприятия в целом.
Список литературы
1.Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство Дело и Сервис, 2004.
3Алексеева А.И.Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности.- М.: КНОРУС, 2007.
Анализ оборотных активов www.tatsel.ru
Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов. www.economanaliz.ru
6Анализ эффективности использования оборотных средств www.buhi.ru <http://www.buhi.ru>
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / под ред. П. П. Табурчака, В. М. Тумина, М. С. Сапрыкина. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
Анализ эффективности использования оборотных средств// Бухгалтерский учет №10, 2006.
Артеменко В.Г. Финансовый анализ. - М.: ДИС, 2003.
Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003.
Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: Инфра-М, 2004.
Бороненкова С.А. Экономический анализ в управлении предприятием. - М.: Финансы и статистика, 2003.
Быкардов Л.В., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. - М. Изд-во ПРИОР, 2003.
Внедрение системы управления оборотными активами //Финансовый директор, 2005, № 6, с. 27
Волков О.И. Экономика предприятия. Учебник. М.: Инфра-М, 2003,
Гиляровкая Л.Т., Д.В. Лысенко, Д.А. Эндовицкий: Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006 г., с. - 225.
Голубева Т.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - М.: Академия «Издательский центр», 2007
Ефимова О.В., Финансовый анализ: 3-е издание, переработанное и дополненное, Москва: Издательство Бухгалтерский учёт, 1999 г. стр.50.
Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия. Учебное пособие. - Ростов н/Д., 2001.
Добросердова И.И., Попова Р.Г., Самонова И.Н. Финансы предприятий. Из-во: Питер, 2008.
Зимин Н. Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия. М.: ИКФ ЭКМОС, 2004.
Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2005.
Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. - М.: Инфра - М, 2006.
Каньковская А.Р., Тарушкин А.Б. Экономический анализ - СПб.: «Издательский дом Герда», 2003.
Карлин Т.Р., Макмин А.Р. Анализ финансовых отчётов, Москва: ИНФРА-М, 1998 г. стр. 145-156.:
Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1997, с. - 268.
Ковалев А. И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 2003.
Ковалев В. В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Издательство Проспект, 2005.
Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. - М.: Финансы и статистика, 2004.
Колчина Н.В., Поляк Г.Б., Бумистрова М.М. Финансы организаций. Из-во: Юнити, 2006.
Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Финансы предприятий: учебное пособие. Из-во: Альфа Пресс, 2009.
Лупей Н. А Горина Г. А. Финансы и налогообложение торговых организаций: Учебное пособие. - М.: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 232 с.
Налетова И.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - М.: Инфра- М, 2004.
Об отдельных направлениях анализа оборотных средств (активов) www.traktat.ru <http://www.traktat.ru>
Пласкова Н.С. Стратегический и текущий экономический анализ. - М.: Эксмо, 2007.
Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Академия, 2006.
Р. Бодряков. Анализ оборотных средств и товарных ресурсов // Логистик & система. №3 март 2005.
Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. - М.: Инфра - М, 2007.
Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф.. Финансовый анализ. Управление финансами / Учебное пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана. - 2003.
Теория анализа хозяйственной деятельности / Под ред. Осмоловского В.В..- Минск: Новое Знание. - 2001 г.
Чечевицына Я.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - М.: Феникс, 2008.
Шарыпова Н . Как нормировать оборотные активы компании // Финансовый директор № 2, 2006.
Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2008.
Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности промышленного предприятия (объединения). - М.: Экономика. - 2008 г.
Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М. - 2000 г.
Шишкин А.К., Вартанен С.С., Микрюков В.А. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. - М.: 1996 г.
Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности. - М.: Дело и сервис. - 2003 г.
Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под ред. А. И. Соломатина. - М.: ИНФРА - М, 2000.