Н. П. Гиляров-Платонов – критик нигилизма
Н. П. Гиляров-Платонов – критик нигилизма
(к 182-й годовщине со дня рождения)
Сергей Лабанов, Москва
Фигура
Никиты Петровича Гилярова-Платонова (1824-1887) до сих пор остаётся в тени
общественного внимания. А между тем он интересен как представитель русской
академической философии, последователь славянофильства и замечательный критик
нигилизма
А
также антинациональных, антигосударственных и антирелигиозных идей начала
1860-х годов в России, заключающихся в ненависти и нелюбви к своей собственной
стране. Философ, богослов, экономист, педагог – вот основные сферы деятельности
этого замечательного человека и учёного, о котором, к сожалению, сейчас редко
вспоминают.
Н.
П. Гиляров-Платонов родился 23мая/4 июня 1824 года в семье приходского
священника Петра Никитского. Учился в Московской духовной семинарии и
Московской духовной академии. Фамилия «Гиляров» была дана ему в академии, как
это было распространено в то время. Она происходит от латинского слова,
обозначающее радость, веселье, весёлый. Эту же фамилию получили и все его
братья. Вторую же часть своей фамилии «Платонов» он присоединил после получения
премии митрополита Платона (Левшина).
По
окончании курса в июле 1848 года Никита Петрович был определён бакалавром по
классу библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах.
В 1850 году возведён в степень магистра. В 1854-55 годах читал лекции по
истории русской церкви в миссионерском отделении при академии.
В
1855 году Гиляров-Платонов получает увольнение от церковно-училищной службы.
Причины её до сих пор остаются неясными. По-видимому, главную роль сыграл донос
завистливых коллег о неосторожных высказываниях Н. П. Гилярова-Платонова,
критиковавшего преследования старообрядцев. Это было неуместно для преподавателя
кафедры, задачи которой было именно обличение раскола. Кроме этого, на дворе
был 1855 год, шла Крымская война, в ходе которой некоторые группы старообрядцев
– липован, живших в низовьях Дуная, поддерживали турок, и в этих условиях любая
критика действий властей могла расцениваться чуть ли не как государственная
измена. Московский митрополит Филарет (Дроздов) вынужден был уволить Никиту
Петровича, что, в итоге, и спасло его от многих неприятностей. И в дальнейшем
митрополит Филарет всегда ценил и уважал Гилярова-Платонова, а тот считал
владыку своим духовным отцом и учителем. Кроме этого, в тот же год он был
уволен и стал служить на светской должности в Министерстве народного
просвещения, борясь за распространение просвещения в народе.
В
1856 году Никита Петрович становится цензором Московского цензурного комитета,
в 1862 году назначен чиновником особых поручений при министре народного
просвещения, а в 1863 году – управляющим Московской синодальной типографией. В
1857 году Гиляров-Платонов был командирован за границу для сбора сведений о
заграничных учебных заведениях, в первую очередь еврейских раввинских училищах.
С этой задачей мог справиться только Никита Петрович, во многом благодаря
своему прекрасному знанию древнееврейского языка. Вскоре по возвращению в
Россию Я.И. Ростовцев, председатель Комиссии по выработке положения об
улучшении быта крестьян, привлёк его к составлению «Свода печатных мнений по
крестьянскому вопросу». Сам Гиляров-Платонов прекрасно справился с поставленной
задачей, обнаружив в себе способности редактора, умеющего найти самое ценное в
ворохе бесчисленных прожектов, посланных в комиссию Ростовцева.
В
1862 году он подготовил записку для министра с предложением использовать
духовенство для распространения грамотности в народе. Собственно говоря, с
момента крещения Руси духовенство всегда занималось просвещением, но Гиляров
предложил придать этому государственную поддержку и разработать единую
образовательную программу, единую систему оценок и т.д. Его проект лёг в основу
создания церковно-приходских школ, расцвет которых пришёлся уже на 1870-90
годы, т.е. когда Священным Синодом руководил К.П. Победоносцев.
С
конца 1867 года Гиляров-Платонов начал издавать «Современные известия», первую
московскую ежедневную газету. В ней он из номера в номер публиковал статьи по
церковным и текущим политическим вопросам.
Во
многом Никита Петрович был продолжателем и распространителем идей философов —
преподавателей духовных академий, таких как Ф.А. Голубинского, В.Д.
Кудрявцева-Платонова, А.И. Введенского, В.Н. Карпова, Н.В. Скворцова, С.С.
Гогоцкого, Ф.Ф. Сидонского и П.Д. Юркевича (1827-1874). Кроме этого, он
интересен и тем, что был страстным и последовательным борцом с нигилизмом как
общественным явлением.
Всю
свою жизнь Гиляров боролся с нигилизмом и радикальной западной философией,
заполонившей тогда Россию. В 1850-е годы философ сближается с кружком
московских славянофилов, особенно с А.С. Хомяковым. С Алексеем Степановичем его
объединяло отрицательное отношение к католичеству и протестантизму как к двум
разновидностям одной «западной» ереси и неприятия философии рационализма в
целом и учения Гегеля в частности. Основным философским сочинением Гилярова
является его работа, посвящённая критическому разбору философии Гегеля (1846).
Одна из частей данного исследования была опубликована под названием
«Рационалистическое движение философии новых времён» в журнале «Русская беседа»
(1859. №1), другая часть, содержащая критику 1-го раздела «Феноменологии духа»
обширными выписками из неё появились уже после смерти автора в журнале «Вопросы
философии и психологии» в 1891 году.
Русский
философ считал гегелевскую философию логическим завершением западноевропейской
философии, выбравшей одностороннее рационалистическое направление в мысли.
Рационалистическое направление в развитии философии, по его мнению,
«основывается на забвении этого, «самого главного двигателя нашего знания». В
этом отношении мыслитель показывает вполне закономерный крах абсолютного
материализма в теоретической философии и «интеллектуализм» в философии
критической.
Вместе
с тем, его взгляды и взгляды славянофилов «родственны, но не тождественны». «Я
один, — писал он, — я не человек кружка… и мои мысли, идущие из начал, в печати
не провозглашённых более или менее систематически». В противоположность
Хомякову и вразрез с традицией формального богословия, он различал христианство
и историческое православие, в котором идея христианства ещё не раскрылась во
всей своей полноте. С одной стороны, веря в материальный и общественный
прогресс, он, в тоже самое время, был убеждён, что внутренняя природа человека,
остаётся всё та же от века и подвиг совершенствования принадлежит каждому
лично».
Однако
славянофильские идеи отчётливо сказались в литературно-критических статьях
мыслителя. Так, в одной из статей, проводится мысль автора о необходимости
преодолеть «безобразное раздвоение» литературы, видящей русскую
действительность через призму ценностей западно-европейской цивилизации. Здесь
он упрекает в этом А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Кроме этого
самого Гоголя он критикует за преобладание в его творчестве отрицания над
утверждением положительного содержания русской жизни. В статье «О новой повести
г-жи Кохановской» Никита Петрович определяет главную задачу писателя:
«Главнейшая задача художника не казнить действительность во имя идеи»,
«отыскивать блеск идеи и в самой тёмной действительности».
Подтверждением
такого отношения к жизни и литературе служит его отношение к Л.Н. Толстому.
Ценя его как величайшего художника, он в то же самое время, непримиримо
относился «к духовной гордости» его «Исповеди», что привело к разрыву в их
взаимоотношениях. При этом он положительно относился к Ф.М. Достоевскому.
Долгое время, до конца жизни Фёдора Михайловича, между ними была глубокая и
прочная дружба.
Подходя
к оценке русского государства с монархически-патриотических позиций,
Гиляров-Платонов защищает в лице нынешнего государства саму форму
государственного устройства, как механизм ограничения врождённой человеку
своекорыстия. При этом мыслитель критикует западнические основы самодержавия,
начавшиеся проявляться в петровскую эпоху. Кроме этого, в противовес «идеи
раздора», которая «присуща западному уму при суждении о государстве и
общественных отношениях», он рассматривает общества как органическую целостность,
скреплённую любовью, (здесь он вплотную соприкасается с А. А. Григорьевым и А.
С. Хомяковым).
К
восьмидесятым годам позапрошлого века в русской патриотической прессе сложился
своеобразный триумвират ведущих русских публицистов и идеологов, во многом
определяющих духовную атмосферу в стране – М. Н. Катков, И. С. Аксаков и Н. П.
Гиляров-Платонов. Эти великие русские публицисты во многом дополняли друг
друга. Так, один занимался защитой русской государственности, второй – в
большей степени проблемой сохранения культуры и развития славянства.
Гиляров-Платонов особое внимание обращал на духовную жизнь общества, освещая в
своих изданиях жизнь Церкви, вопросы немецкого просвещения.
Разумеется,
не только литературный стиль и полемистический темперамент отличали этих ярких
публицистов друг от друга. Единство основополагающих ценностей не мешало им по
тактическим соображениям резко расходиться. Так, в бурной дискуссии между
«классицистами» и «реалистами» Гиляров-Платонов поддержал последних. Это вызвало
резкую полемику с убеждённым «классицистом» Катковым.
Заслуги
же данного патриотического «триумвирата» трудно недооценивать: все писавшие об
этой эпохе современники и историки признали, что в 1880-е годы в общественном
сознании стали доминировать православно-монархические настроения, сменившие
нигилистические и западнические теории. Эта «благодетельная реакция», по словам
К. Н. Леонтьева, была бы невозможна без напряжённой работы данной когорты
мыслителей, к числу которых принадлежал и Никита Петрович.
Интересовался
Гиляров-Платонов и политэкономией. Так, в книге «Основные начала экономии»,
опубликованной посмертно в 1888 году в четырех частях в «Русском деле», он
выразил целый ряд интересных мыслей. В частности, он тщательно проанализировал
идеи Лассаля, Ротбертуса, К. Маркса, К. Дюринга, Шефле, Тедески, Мейера и
других современных ему экономистов. По мысли русского философа, не
производитель, а потребитель должен быть владыкой хозяйственной жизни страны. И
в этом вопросе его поддержал русский экономист и политический публицист
патриотического направления мысли С. Ф. Шарапов. В ХХ веке мировая
экономическая наука пришла к такому же выводу.
Но
особенно яркими были выступления Никиты Петровича против нигилизма и
нигилистического учения. В работе «Откуда нигилизм?» он выступает против
нигилистической критики «предрассудков» – «суждений», принятых без достаточного
основания. Русский философ считал, что определяемый таким образом предрассудком
может быть названа любая система убеждений, в том числе и мировоззрение
нигилистов, но «предрассудки», освещённые исторической традицией, обладают
нравственным преимуществом над воззрениями и идеями более позднего
происхождения.
В
ответ на статью Н. Я. Данилевского «Происхождение нашего нигилизма»,
Гиляров-Платонов отказывал нигилизму в цельной теоретической доктрине, упрекая
его идеологов в стремлении построить общество на основании лишь разума.
В
целом, оригинальный русский публицист-философ стремился совместить обсуждение
практических нужд с идеальными началами бытия, при этом, будучи темпераментным
и едким полемистом, нередко увлекающимся односторонними преувеличениями, он
оставил большое творческое наследие, которое представляет собой мозаичную
картину — результат работы самостоятельной и интенсивной мысли.
В
итоге, он сформулировал коренное жизненное кредо русского человека, которое
заключается в том, что «жизнь есть подвиг, а не наслаждения, труд есть подвиг,
а не средство своекорыстия, верховный закон междучеловеческих отношений есть
всеотдающая любовь, а не зависть». Как хорошо бы это запомнить нам,
сегодняшним, живущим в период «новой смуты», в момент торжества разврата и
наживы, потери семьи как общественного и социального института и смысла жизни.
По
справедливым словам В. В. Розанова, в Николае Петровиче «открывался
чрезвычайный ум, показывался глубокий мыслитель, которого Россия не успела
заметить у себя». Подобную оценку философу давали С. Ф. Шарапов и Б. В.
Никольский, и наша задача состоит в том, чтобы вернуть сегодня это преданное
России имя к числу ее лучших людей.
Н.
П. Гиляров-Платонов умер 1325 октября 1887 года в Петербурге. Похоронен в
Москве на Новодевичьем кладбище, где служил священником его старший брат.
Могила Николая Петровича находится по соседству с могилами М.П. Погодина и В.С.
Соловьёва.
Список литературы
1.
Русские писатели. 1800-1917. М., 1989-1999
2.
Русская философия. Словарь. М., 1995
3.
Русское мировоззрение. Словарь. М., 2003
4.
Русский патриотизм. Словарь. М., 2003
5.
Новая философская энциклопедия. М., 2000-2001
6.
Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. М., 2000
7.
Н. П. Гиляров-Платонов. Вопросы веры и церкви. В 2-х томах. М., 1900
8.
Н. П. Гиляров-Платонов. Из пережитого. М., 1880
9.
Н. П. Гиляров-Платонов. Сборник сочинений. М., 1899
10.
Н. П. Гиляров-Платонов. Основные вопросы экономии. М., 1889
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pravaya.ru/